Фонд целевого капитала

Программа стажировок NEFU Academic Mobility: Кириллин Ян в Университете Сержи-Понтуаз, Франция

12 Февраля 2015

Меня зовут Кириллин Ян Егорович, я студент группы ЮФ-12-1, 3 курса Юридического факультета СВФУ. Средняя оценка успеваемости – «отлично». С самого детства я мечтал поехать во Францию на некоторое время и познать жизнь и культуру этой замечательной страны. Во время обучения в своем факультете к моим прежним желаниям добавилось новое – стремление изучить право этого государства, ведь для полноты научных исследований всегда нужно обращаться к опыту зарубежных стран; если нужно – предложить использовать этот опыт для совершенствования законодательства России. Так как мой профиль гражданско-правовой, с выбором страны для прохождения стажировки у меня проблем не было. Ведь во Франции самое развитое законодательство в области гражданского права, и ее опыт трудно переоценить. Очень многие положения гражданского права России, доктрины были вдохновлены таковыми Пятой Республики. 
Целью моей поездки было написание научных работ по интересующим меня проблемам. И не только по цивилистике. Так, мною изучается проблема института Президента РФ; сказать о том, что нормы института Президента РФ базируются на таковых Конституции Французской Республики 1958 года – ничего не сказать. И, действительно, в этом я убедился во время прохождения моей стажировки.
Обучался я в Факультете права Университета Сержи-Понтуаз. Стажировка длилась пять месяцев – с 1 сентября 2014-го года по 31 января 2015-го. Выбор вуза был обусловлен высокой котируемостью выпускников юридического факультета данного учреждения. В рейтинге Министерства образования Франции Факультет права Университета Сержи-Понтуаз был расположен сразу за юридическими факультетами университетов Бордо-1 и Париж-2. Данный момент является очень приятным для нас фактом, поскольку сотрудничество одного из самых финансируемых вузов Франции с нашим университетом – признание также и нашего университета. 
Нахождение на первых местах многих рейтингов подтверждалось учебным процессом. Уже со второго курса преподавание обретает формы углубленного изучения конкретных материалов. Один вопрос преподаватель и студенты разбирают очень подробно, и все аспекты этого вопроса изучаются в качестве подготовки к семинарам. При этом простого знания мало. Нужен богатый запас юридической терминологии, умение сразу же применять полученные знания. Система оцениваний очень жесткая, и к третьему курсу из первоначального состава остается максимум 25%. Мне приходилось трудновато на первых порах, особенно дело касалось понимания лекционного материала. Очень быстрая речь была несовместима с моим уровнем знания французского языка (уровень В1 в сентябре), к тому же оказалось, что учебники, по которым я готовился перед отъездом, были чересчур адаптированными, что влекло за собой легкость в изучении, но трудность в бою. Однако спустя три месяца я начал обнаруживать, что начинаю понимать материал, изложенный в учебниках, научных журналах без частого обращения к словарю. Благоприятно сказались также курсы CILFAC. В декабре мною впервые были сделаны научные исследования. В процессе изучения трудового права меня заинтересовала проблема соотношения обеспечения конституционного права на свободу вероисповедания с различными правилами, установленными кодексами корпоративной этики, нормативно-правовыми актами ведомств в сфере труда. В результате я написал статью, которая отметилась публикациями в международной конференции и международном симпозиуме, проведенным в городах Ставрополь (Россия) и Вена (Австрия). Проблема стоит весьма остро во Франции, в России же она нова и, думается, дальнейшее исследование будет полезным. 
Что касается гражданского права, то проблема, которую я исследовал во время моей стажировки во Франции, проблема равновесия договора (принцип эквивалентности), стоит остро именно в России. Вместе с моим научным руководителем, Ушницким Рум Румовичем, мы обсуждали ее наличие уже во время моего обучения на втором курсе. Надеюсь, что совместно мы напишем труд, который справедливо будет оценен научными кругами. Действительно, отсутствие данного принципа уже возымело многочисленные негативные последствия, и законодателю нужно как можно быстрее внести изменения в нормы гражданского права. Курсовую и дипломную работу я, скорее всего, буду писать по этой теме. Можно говорить, что стажировка была результативной, и мои ожидания осуществились. Мое личное развитие, пожалуй, стоит во главу угла, и за это я благодарен Французскому ресурсному центру, а именно ее директору, Борисовой Изабелле Захаровне, за предоставленную возможность ближе ознакомиться с Францией. И спасибо моему университету, который обеспечил мою поездку.