Фонд целевого капитала

Иванов Петр Петрович об обучении в Школе ректоров СКОЛКОВО

25 Ноября 2019

Обучение по программе "Школа ректоров - 18" в Московской школе управления СКОЛКОВО с 25 ноября 2019 г. по 5 июля 2020 г.

Модуль 1. Анализ ситуации: ограничения и тренды, влияющие на развитие системы высшего образования (25 - 29 ноября 2019 г.)

В первом модуле лекции читали А.Е.Волков, научный руководитель бизнес-школы Сколково по теме: Университеты, проблемы и контексты развития, П.Г, Шедровицкий, главный эксперт НИУ ВШЭ по теме: Современные университеты на пересечении вызовов новой промышленной революции, В. Коровкин, профессор бизнес-практики МШУ «Сколково» по теме: Цифровизация - За и Против.

На модуле стало понятным что планирование научной деятельности в университете должна иметь системный характер с ориентацией на региональную и мировую повестку. Получилось подвергнуть первичному анализу локальные фронтиры, которые оказались единичны и слабо связаны с коллегами даже внутри университета.

Не получилось определиться с фокусом дальнейших действий в части привязки своего проекта к научной тематике университета. Прежде всего займусь формированием команды с которой определимся с основной научной тематикой развития университета.

Модуль 2. Проблематика реализации системных изменений в сфере управления высшим образованием (27 - 31 января 2020 г.)

Во втором модуле мне особенно понравились лекции Владимира Княгинина и Михаила Балыхина, так как они в целом касались тематики трансформации университета и подходов к определению понятия цифровизации.

Командная игра на Симуляторе по управлению университетом "Reaching top positions in world university rankings", оставила очень яркие впечатления. Считаю данный симулятор имеет высокий методический потенциал для подготовки управленцев в образовании.

На бордах получили весьма полезные замечания и предложения. Теперь мне необходимо полностью переосмыслить цели и задачи цифровизации университета. Прежде всего ответить на вопросы: Какие задачи невозможно решить без цифры? Какие принципиальные ограничения я хочу разрешить путем цифровизации? А не заниматься простым переводом аналогового бардака в цифровой.

Модуль 3. Целеполагание и моделирование процессов и проектов в системе высшего образования (25 - 29 февраля 2020 г.)

В этом модуле меня особенно заинтересовала деловая игра «Построй компанию/Продай компанию», которая ярко выражает высокий методический потенциал геймификации обучения.

Игра развивает навыки динамического построения стратегии действий по изготовлению и продвижению продукта.

Анализ совершенных ошибок в целеполагании игры и постановке стратегии:

- наша команда к игре подошла, как в реальности избыточно серьезно и честно. Решили арендовать все необходимые инструменты, хотя можно было договориться о разделении арендуемых инструментов с другими партнерами.

- сделали ставку на изготовление сложной конструкции, которая три 3 раза превосходила заданные параметры - поднять шарик до полуметра, а клиентов интересовал быстровозводимая, масштабируемая простая конструкция.

- не продумали должным образом маркетинг, не сумели вовремя провести работу с клиентами и представить проект. С опозданием добились интереса одного клиента, но когда у него закончились средства для закупки.

Анализ корректирующих действий:

- командой решили сделать и продавать модули – вертикальные стойки, так как к ней был интерес у соседней команды. А также продавать оставшиеся материалы. Этим и успели немного заработать.

Блок личного развития Александра Микерова, "Сторителлинг", почти так же как и в предыдущей деловой игре доказала, что надо большое внимание уделить условиям задания. И избыточно не усложнять решение, а быстро делать то что требуется по правилам. Если олимпийская программа предполагает 3-й тулуп, то надо делать ее в качестве, а не стараться прыгать 4-й.

Лекция Андрея Щербенка, еще больше вызвал интерес к опыту ТюмГУ, с которым мы сотрудничаем по внедрению системы персональных траекторий обучение.

В спортивном блоке на этот раз выбрал плавание. Где научился к технике правильного дыхания в воде.

На этот раз в бордах, окончательно замостил тему и цели индивидуального проекта. Где с помощью экспертов получилось выйти из ракурса профильного руководителя в ракурс ректора. Что раскрыло много нюансов подхода управления университетом. В котором основным является идентификация принципиальных противоречий и на этом строить целеполагание. Также в этом сильно помогло работа с куратором в межмодуле и обсуждения в группах.

Модуль 4. Новая модель университета: анализ существующих моделей развития и технологий управления образовательными организациями высшего образования (25-29 апреля 2020 г.)

В этом модуле мне понравилась игра в симуляторе «Создание образовательной экосистемы». Которая нацелена на развитие навыков стратегического планирования и правильного выбора тактики действий по созданию образовательной экосистемы.

Анализ игры и постановки стратегии:

- если в предыдущей игре "Построй компанию/Продай компанию" взаимодействие игроков проходила через непосредственный личный контакт, где игроки могли безвозмездно пользоваться инструментами, арендованными другими игроками, то в этой игре такой возможности нет, поэтому все честно покупали.

- сделал ставку на запуск проектов, которая в долгосрочной перспективе было оправдано. Были налажены контакты с игроками, которые имели соответствующие роли и ресурсы.

К большому моему сожалению в первые дни модуля не смог принять участие по состоянию здоровья и по той же причине не смог принимать полноценное участие в последующих занятиях и мероприятиях модуля.

Лекция Таисьи Погодаевой, проректора Тюменского государственного университета, Кейс "Внедрения индивидуальных образовательных траекторий в ТюмГУ. Реформа образовательного процесса.". В данной лекции меня лично интересовал вопрос принятия решений по изменении структуры управления и вообще бизнес-модели организации учебного процесса. Также данная тема весьма актуальная для нашего университета, так как со следующего учебного года у нас тоже намечается внедрение системы ИОТ.

В бордах, в основном слушал проекты коллег. Миро оказывается весьма полезный инструмент для организации коллективной работы и индивидуального проектирования под экспертным сопровождением. Также понравились разбивка заданий Модуля по тактам.

Модуль 5. Модернизация базовых процессов в университете (30 мая- 3 июня 2020 г.)

В этом модуле мне особенно понравилась схема сборки проекта в связке с деловой игрой «Подворотня».

Игра позволяет взглянуть на проект с разных позиций стейкхолдеров чем помогает лучше взглянуть на ситуацию и заставляет по-другому задуматься над ставкой. Данную методику практиковали с командой по разработке программы развития в университете.  Методика показала свою эффективность в повышении вовлеченности участников проектирования.

В лекции Михаила Корнякова, ректора Иркутского национального технического университета, увидел опыт построения модели университета на основе лучшего опыта других университетов, а также в сотрудничестве со школой управления Сколково.

Анна Тышецкая, рассказала об интересном подходе в расчете заработной платы проектных групп по человекачасам.

Из лекции Ольги Назайкинской, "Greenbook трансформатора" узнал об интересных подходах в подборе команды разработки и реализации команды трансформации. Также о показателях для измерения результатов трансформации. Данную методику начали использовать в формировании команды разработки Программы развития университета.

Лекция Эдуарда Галажинского, "Классический университет в неклассическое время" была интересна тем, что был показан опыт аккуратной трансформации, с сохранением исторических ценностей и традиций университета (корпоративной культуры). Так же лекция подтвердила важность экосистемного подхода в построении новой модели университета. Смысл лекции почти полностью ложится в тему моего проекта

Лекция Максима Ведяшкина, "Финансовая политика университета", была интересна вопросом распределения ЦФО, где директорам учебных подразделений наравне с проректорами дается второй уровень ответственности.

Работа в группах онлайн (Zoom, Miro) мне кажется более эффективна чем оффлайн, так как взаимодействие регламентировано (каждый вовлечен в процесс) и хорошо управляема модератором. В ходе работы в группы «трансформационный анклав» получил весьма конструктивные замечания по своему проекту. И весьма полезным мероприятием считаю коллективный разбор проектов.

Пленарная защита проектов с экспертным разбором Андрея Волкова, было очень интересным и продуктивным в плане определения ставки университетов и конструктивными замечаниями по учету возможных внутриуниверситектских барьеров. Запись пленара пересматриваем с коллегами для использования в разработке программы академического превосходства университета.

Модуль 6. Ресурсное планирование и обеспечение проектов стратегического развития в системе высшего образования (1-5 июля 2020 г.)

Целью моего участия в Школе был поиск новых подходов к разработке стратегии цифровизации своего университета. В процессе обучения в Школе я понял, что стратегия цифровизации должна быть встроена в общую научную повестку развития университета. Я по новому осмыслил свою работу, какие новые проекты нужно разрабатывать, а от каких отказаться.

На шестом модуле шла интенсивная работа по доработке организационных проектов, подготовке к их будущей защите. Наибольший интерес вызвали такие проекты моих коллег, как проект Екатерины Ижмулкиной из Кузбасской ГСХА по системной инженерии в области сельского хозяйства, проект Алисы Козициной по созданию и продвижению новых перспективных синтетических молекул, проект Валентины Овчинниковой из УрФУ по интеграции цифровых решений промышленных предприятий и др. Много интересных идей и проектов, которые при дальнейшей адаптации можно применить и в условиях нашего университета.

Шаг за шагом мы выстраивали будущую защиту проектов. В этом значительную помощь оказали руководители проектной работы. Установки Николая Кутеева на проектную работу позволили определить организационные изменения, которые нужно провести в университете для реализации целевых моделей. Отдельные слова благодарности Марку Мамрыкину. Марк оказал высококвалифицированную экспертную помощь в подготовке итоговых докладов. В результате удалось построить правильную тактику защит с учетом запросов стейкхолдеров и состава экспертов на станциях.

Хотелось бы отметить встречу с настоящим лидером, легендой спорта, олимпийским чемпионом, чемпионом мира и трёхкратным чемпион Европы Юрием Борзаковским. Заслуженный мастер спорта России, главный тренер сборной России по лёгкой атлетике раскрыл нам секреты спортивной борьбы, логику действий спортсменов, что можно перенести в управленческую деятельность. Весьма мотивирующая и полезная лекция для планирования собственной траектории профессиональной деятельности, построения тактики действий при принятии управленческих решений.

Получил очень ценные советы по реабилитации травмированной части тела у Натальи Никитиной. Буду использовать предложенный ею комплекс упражнений.

Во время защиты проектов, в своей рефлексии выпускники Школы разных лет показали, какая сильная команда собирается под крышей СКОЛКОВО, какие значительные изменения происходят благодаря им. Интересным был кейс Ярославского государственного технического университета, представленный выпускницей Школы, ректором ЯГТУ Еленой Степановой. Управленческий квест, представленный ею, показал, как на практике можно реализовать те знания и компетенции, которые мы получаем во время обучения.

В своей работе мы много говорим о построении команды, совместной работе, об общих ценностях и ответственности друг перед другом. Лекция о социологии команды Андрея Волкова, директора Института общественных стратегий Московской школы управления СКОЛКОВО, еще раз показала важность командного духа, опоры на плечо товарища, необходимость собранности и контролируемости в стрессовых ситуациях.

Технологии и материалы по разработке программ трансформации Школы стали боевым инструментом в организации деятельности рабочей группы по разработке программы развития СВФУ на 2021-2025 гг. Особо ценными оказались представленные на защите опыты других университетов к составлению стратегических документов.