Москвитин Юрий Афанасьевич
Заведующий УНЛАКТ, к.п.н.
Адрес:677016, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, ГУК, ауд. 336
Штатный состав лаборатории (сотрудники)
№ п/п |
Должность |
Ф.И.О., уч. звание, уч. степень |
1 |
Заведующий |
Москвитин Ю.А., к.п.н. |
2 |
Ведущий инженер |
Иванов А.В. |
5 |
Лаборант |
Яковлева К.Э. |
Описание деятельности лаборатории
УНЛАКТ обеспечивает методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) посредством использования адаптивных компьютерных технологий, занимается вопросами внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП в Республике Саха (Якутия).
УНЛАКТ осуществляет методическую, учебную и консультативную поддержку студентов с проблемами зрения в целях обеспечения самостоятельного применения ими адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе; обеспечивает практическую помощь в предоставлении необходимой информации в доступной форме и оформление печатных работ студентам с проблемами зрения; в партнерстве со многими городскими и республиканскими общественными организациями инвалидов реализует проекты, направленные на разностороннюю реабилитацию учащейся молодежи с ООП.
УНЛАКТ ведёт определённую социально-психологическую работу среди студентов с ООП; содействует в получении мест в общежитиях и социальных стипендий; проводит психологические беседы со студентами во время подготовки и сдачи зачётов, экзаменов. В компьютерном классе, оснащённом по последнему слову науки и техники, студенты работают во всемирной сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Сотрудники УНЛАКТ осуществляют научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов по различным темам, в том числе и по социальной интеграции и профессиональной реабилитации молодёжи с ООП.
В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, в котором обучаются около двухсот студентов с ООП, в 2010 году завершён педагогический эксперимент по методическому сопровождению учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями. В результате педагогического эксперимента была разработана и внедрена теоретическая модель организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с ООП посредством использования адаптивных, компьютерных технологий.
Впервые в Республике Саха (Якутия) прошла международная научно-практическая конференция по инклюзивному образованию, в которой приняло участие более 180 практиков и учёных в области общей и коррекционной педагогики из Республики Саха (Якутия), 30 субъектов РФ и пяти зарубежных стран. Сотрудники УНЛАКТ были ответственны за организацию и проведение тендера и занимались непосредственно вопросами приглашения Российских и зарубежных участников конференции.
Заведующий УНЛАКТ к.п.н. П.Р. Егоров и ведущий инженер Ю.А. Москвитин (оба инвалиды первой группы по зрению) активно участвуют с научными докладами и мастер-классами во многих республиканских, российских и международных научно-практических конференциях по инклюзивному образованию. Также они регулярно командируются как в российские учебные заведения, так и в учебные заведения Европы по обмену опытом внедрения непрерывной системы инклюзивного образования. На этих конференциях были установлены контакты как с российскими, так и с зарубежными специалистами в области инклюзивного образования людей с ООП.
Сотрудники УНЛАКТ предлагают внедрить в Республике Саха (Якутия) теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с ООП посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, Суз, Вуз). В рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования организовано и проведено пять семинаров-практикумов (60 часов) с общим охватом 196 (сто девяносто шесть) воспитателей и педагогов. 16-го ноября 2011 года создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ детский сад №11 «Подснежник» в г. Якутске; из 330 посещающих детей – 170 детей с нарушениями зрения.
Сотрудниками УНЛАКТ подготовлена законодательная инициатива по разработке и принятию закона о инклюзивном образовании Республики Саха (Якутия). Коллектив УНЛАКТ разработал проект концепции развития инклюзивного образования Республики Саха (Якутия), обсуждение которой ведётся во всех улусах и городах Республики Саха (Якутия). В рамках августовского совещания учителей Республики был проведён круглый стол по обсуждению данного проекта концепции развития инклюзивного образования.
Перечень основного оборудования лаборатории
№ |
Оборудование |
Кол-во, шт. |
1 |
Персональные компьютеры |
12 |
2 |
МФУ |
1 |
3 |
Устройство для печати тактильной графики PIAF |
1 |
4 |
Складной настольный видеоувеличитель VisioBook |
4 |
5 |
Органайзер для незрячих и слабовидящих Pronto!18 |
10 |
6 |
Мобильный аппаратно-программный комплекс для незрячих: дисплей RefreshаBraille18 в комплекте с iPhone 4S |
10 |
7 |
Мобильный аппаратно-программный комплекс для незрячих: дисплей SuperVario2 24 в комплекте с iPad New |
10 |
Финансирование, наличие грантов
№ |
Наименование работы |
Бюджет, млн. руб. |
1 |
Создание учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института СВФУ |
4,992 |
2 |
Создание синтезатора якутской речи и фонетическая база данных для профессиональной реабилитации людей с проблемами зрения |
2,200 |
3 |
Создание автоматизированного учебного места (АУМ) школьников и студентов с проблемами зрения |
1,276 |
Основные результаты научной и педагогической деятельности
1. Создание учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий при кафедре педагогики дошкольного воспитания педагогического института СВФУ.
· Изучены теоретико-методологические основы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями;
· Проведен анализ российского и зарубежного опыта инклюзивной практики людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий;
· Собран научный материал, проведен мониторинг и анализ состояния инклюзивной практики людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия).
2. Создание синтезатора якутской речи и фонетической базы данных для профессиональной реабилитации людей с проблемами зрения.
· В программном продукте имеются следующие программные процессоры: текстовый, фонетический, просодический, акустический;
· Модуль аллофонной базы данных якутского языка; модуль сегментации произвольного текста на якутском языке на фразы и синтагмы; модуль мультиволнового синтеза речи на якутском языке; модуль простановки ударений в словах; модуль стыковки синтезатора с пакетом SAPI-5 и пакетом программ JAWS-11.
· ПСР должен обеспечивать следующие возможности работы с ним:
- диктор мужчина, один голос;
- диктор женщина, один голос;
- ПСР и ФБД должны стыковаться с пакетом SAPI-5 и пакетом программ JAWS-11.
Этот синтезатор поможет многим школьникам и студентам получать более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий.
3. Создание автоматизированного учебного места (АУМ) школьников и студентов с проблемами зрения.
Цель: Создание для школьников и студентов с проблемами зрения автоматизированного учебного места (АУМ), состоящего из обучающих модулей (программ) по следующим темам: «Обучение работе на клавиатуре», «Слово», «Чтец», «Диктант», «Обучение письму по системе Брайля», «Краткий 4-х язычный электронный словарь».
Ожидаемые результаты:
- Издание двух научных статей в реферативных журналах.
- Разработка базы данных и словарных статей по применению данного 4‑х язычного, краткого, электронного словаря в учебном процессе для студентов и школьников с проблемами зрения.
- Подготовка к изданию учебно-методических пособий по каждому модулю.
- Подготовка электронной версии АУМ.
- Разработка адаптивных компьютерных технологий по применению данного АУМ в учебном процессе для студентов и школьников с проблемами зрения.
- Подготовка научно-технического отчёта по данному проекту.
- Участие в российских и международных конференциях с целью распространения опыта по созданию и распространению АУМ «Школьник».
4. Разработана уникальная, учебная программа (72 часа) «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения».
Цель данной учебной программы состоит в формировании у студентов с ООП информационной компетентности – основных пользовательских навыков работы в среде Windows и с офисными приложениями на основе невизуального интерфейса, умения использовать адаптивные компьютерные технологии (программы экранного доступа к информации Jaws и увеличения шрифтов Magic, Брайлевская строка Focus – 40 Blue, Брайлевский принтер Index Braille Embosser Everest и т.д.) для обеспечения качественной подготовки к занятиям в учебном процессе.
Важнейшие публикации по тематике деятельности
Коллектив УНЛАКТ тесно сотрудничает со средствами массовой информации, выступая регулярно по республиканскому радио и телевидению, в СМИ выходят статьи о создании условий для успешного обучения студентов с ООП в стенах СВФУ. В СМИ опубликовано 12 статей.
Сотрудники УНЛАКТ принимают активное участие в общественной жизни Республики Саха (Якутия), со своими экспонентами участвовали 24-25 сентября 2011 года в республиканской выставке, проведённой в рамках республиканского форума общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии» и 3-4 ноября 2011 года в республиканской выставке реабилитационного оборудования и технологий «Доступный мир». Приняли участие с научными докладами в двух республиканских и в четырёх международных научно-практических конференциях.
Сотрудники УНЛАКТ подготовили и издали два произведения Якутского героического эпоса Олонхо для людей с проблемами зрения по системе Брайля рельефно-точечным шрифтом.
Сотрудниками УНЛАКТ подготовлено к изданию двадцать статей, из них двенадцать статей опубликовано в СМИ и восемь научных статей, три из которых опубликовано в реферативных журналах.
1. Егоров, П.Р. Теоретическая модель педагогического сопровождения профессионального образования людей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Психология образования в поликультурном пространстве. Том 2 (№ 18). – Елец, 2012. – С. 100–103.
2. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Журнал Теория и практика общественного развития. – № 3. – 2012. – С. 107–112.
3. Егоров, П.Р. Die Anwendung von informativ-kommunikativen Technologien und Typholmitteln in der professionellen Ausbildung von Leuten mit Sehschwächen (laut der Vergleichsanalyseerfahrung) // Материалы всемирного XXXV конгресса педагогов по инклюзивному образованию незрячих людей. – Хемниц, 2012. – С. 71–74.
4. Егоров, П.Р. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) // материалы межрегиональной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья». Якутск, 2012. – С. 69-73.
5. Егоров П.Р. Пути развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Материалы образовательного форума «Алтай-Азия»: «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста». Барнаул, 2012. – С. 45-52.
6. Егоров П.Р. Внедрение теоретической модели непрерывной системы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Материалы международной научно-практической конференции: «Современные формы организации и эффективные технологии обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов». Новосибирск, 2012. – С. 55-59.
7. Егоров П.Р. Издание учебно-методической и научно-популярной литературы по системе Брайля посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Языковая политика в Республике Саха (Якутия): опыт и перспективы», Якутск, 2012. – С. 91-95.
8. Егоров П.Р. Разработка законодательных и правовых документов для внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия) // Материалы республиканской конференции: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в РС (Я)», Якутск. 2012. – С. 63–67.
9. Егоров П.Р. Социализация студентов с особыми образовательными потребностями в высшее учебное заведение // Материалы международной науч.практ. заочной конференции: «Актуальные технологии социальной сферы: история и современность» Ставрополь, 2012. – С. 85-91.
10. Егоров, П.Р. Реализация модели организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий в республике Саха (Якутия) // Приложение к журналу "Среднее профессиональное образование". – № 6. – 2012. – С. 10–24.
Подготовлены к изданию четыре методических пособия по адаптивным компьютерным технологиям и три монографии к.п.н., П.Р. Егорова, две из которых опубликованы.
1. Егоров, П.Р. Концептуальные подходы к профессиональному образованию людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Публичная МОНОГРАФИЯ часть 2 «Модернизация российского образования: тренды и перспективы». Краснодар, 2011. – С. 19-41.
2. Егоров, П.Р. Инклюзивное образование людей с особыми образовательными потребностями. Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования (детский сад – школа – ссуз – вуз) // Монография. – Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG, 2012. – 261 с.
3. Егоров, П.Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий // Монография. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 210 с. В издательстве.