• ЭИОС

Этногенез якутов

В этом разделе мы будем размещать материалы по результатам исследований генетиков, и других ученых, которые могут пролить свет на происхождение народа саха. Генетические исследования последнего времени дают все больше оснований для рассмотрения процесса этногенеза якутов как начавшегося еще в хуннскую эпоху, и происходившего в несколько этапов переселения 3-х основных групп предков якутов на Лену.

Датирование первого этапа этногенеза якутов и начала колонизации территории Якутии // А.М. Тюрин // Сборник статей по новой хронологии Выпуск № 10 "Популяционные реконструкции" Серии статей А.М.Тюрина "Популяционная генетика" и "Датирование популяций и начала колонизации регионов Евразии" 24 мая 2010 года.

Примечание: Данное датирование может иметь отношение скорее к завершающему этапу этногенеза саха, который скорее всего начал формироваться еще в первых веках н.э., т.е. с эпохи хуннов. Подтверждением тому является совпадение ряда гаплотипов ДНК современных саха и останков из хуннского могильника (сектор С) у реки Угейдиин-Гол, являющейся водным путем к Байкалу, а также наличием у бурят легенды об уничтожении монголами, воевавшими на стороне китайцев, группы хуннов, бежавших на Байкал у озера Хубсугул (в районе которого находится некрополь), что может означать то, что захоронение относится к одной из групп, а другая дошла до Байкала, вернулась и захоронила погибших в могильнике. Кроме того, отмечены единичные совпадения линий гаплотипов якутов с китайцами хань, как по митохондриальным ДНК, так и по мужским Y-ДНК. В процессе длительной войны между хань и хуннами неоднократно угонялись группы населения именно «хань», (и мужчины, и женщины) и ассимилировались хуннами. Версия о влиянии рано отпочковавшейся группы представителей хуннской культуры на этногенез саха подтверждается архаичностью якутского языка среди тюркских языков, культурными феноменами богатырского эпоса "олонхо", археологическими данными и др.

Первый поток мигрантов, входивших в коалицию хуннов, у современных якутов не может иметь высокий удельный вес из-за его малочисленности по сравнению с автохтонным населением, и временного фактора, а его локализация может быть связана с последующими межплеменными конфликтами здесь, то есть потомки первых мигрантов могут находиться в одном, двух улусах, куда могли быть вытеснены автохтонами и новыми мигрантами, их гаплотипы могут быть представлены в представителях одного- двух- трех родов. Но их роль в этногенезе якутов играет большую роль, они первые принесли сюда тюркский язык, культуру, религиозно-духовные воззрения и т.д., после возможного этапа формирования базового реликта этноспецифической культуры в Прибайкалье.

Линии N*, N2 и C3c обнаружена лишь в 3-х поселках из исследованных: Дюпся, Бяди и Чериктей.

Происхождение якутов:Анализ гаплотипов Y-хромосомы. // В.Н.Харьков, В.А. Степанов, О.Ф.Медведева, М.Г.Спиридонова, Н.Р.Максимова, А.Н.Ноговицына, В.П.Пузырев.

Комментарий: Наиболее интересны следующие выводы: Гаплотипы R1a1 этносов Средней Азии и Южной Сибири представляют разновидность, резко отличающегося от европейской R1a1 по составу и частотам гаплотипов и очевидно, распространялись с миграциями древних тюрков. Малое содержание данной гаплогруппы у якутов может свидетельствовать о том, что, тюркский язык был приобретен ими извне, возможно, в результате культурного доминирования пришлой тюркоязычной элиты. Авторы исследования считают, что скорее всего гаплогруппу N3a тюркоязычные предки саха и эвенков приобрели относительно недавно, извне, с территории близкой к Байкалу, что показывают результаты генетического тестирования эвенков, проживающих в Забайкалье. Проверка этой гипотезы требует более детальных исследований по изучению молекулярной филогении гаплогрупп на территории Сибири.

The Origins of the Yakut People: Evidence from Mitochondrial DNA Diversity // Mark Zlojutro, Larissa A. Tarskaia, Mark Sorensen, J. Josh Snodgrass, William R. Leonard, Michael H. Crawford.

Примечание: Группа ученых, представляющая факультеты антропологии Канзасского университета, университета Северной Каролины, Орегонского и Иллинойского университета, Институт молекулярной генетики РАН, изучив мтДНК 144 якутов из 7 районов Центральной Якутии, пришли к выводу о том, их предки произошли от тюркских народностей, связанных с Центральной Азией и проживавших в Южной Сибири. Восточноевразийские митохондриальные гаплогруппы С и D составляют 75,7%, и лишь 9,7 % относятся к западноевразийским. Большинство якутских гаплотипов В, D5a, F и G2a часто встречаются на юге Сибири и в Средней Азии. Выделен предковый субклад D5a, который предположительно принадлежит основателям якутской популяции, его возраст датируется 1630 лет назад (т.е. примерно в 380 году н.э.).

Примечание: Такие высокие шапки, олицетворяющие голову тотемной Волчицы, выкормившей своим молоком первопредков тюрков, "ввели в моду" саки и тюркский род Ашина, который по легенде хунны сослали в горы Алтая на 500 лет, обязав заниматься металургическим производством оружия и доспехов.

Примечание: Среди якутов в начале русской колонизации иногда встречались усатые мужчины с высокими (орлиными) носами, что указывает на наличие метисизации еще до прихода русских. Чаще всего у бэрэ-бетюнцев Намского и других улусов. "Бэрэ" значит - волк, это распространенный тотем у тюрков-кочевников.

Human evolution in Siberia: from frozen bodies to ancient DNA //Eric Crubézy, Sylvain Amory, Christine Keyser, Caroline Bouakaze, Martin Bodner, Morgane Gibert, Alexander Röck, Walther Parson, Anatoly Alexeev, Lertrand Ludes // Crubézy et al. BMC Evolutionary Biology 2010

Примечание: Авторы отмечают разительное отличие якутов от основной массы коренного населения Сибири (развитое скотоводство, коневодство, тюркоязычие). Исследовав 58 мумифицированных останков из древних захоронений якутов (от XV до IXXвв.) пришли к выводу о миграциях немногочисленных групп всадников из Прибайкалья, которые по прибытии вступали в смешанные браки с эвенкийками, из-за чего возникли специфические мутации примерно в 15 веке, которые сохраняются и в современной популяции.

Комментарий: Данная публикация описывает преимущественно самый поздний, Прибайкальский этап этногенеза. Многие зарубежные исследователи расценивают процесс этногенеза якутов как довольно сложный и запутанный, например, по особенностям митохондриальной ДНК из древних захоронений, изученных французскими генетиками летом 2002 г., можно выделить 4 группы, отражающие разные этапы формирования этногенетического своеобразия саха, протекавшие в разные временные промежутки и в разном окружении (например, по 4-м субкладам мтДНК совпадения есть только с китайцами, при отсутствии совпадений с бурятами, монголами, тувинцами, совпадения с восточноевропейскими митохондриальными гаплотипами встречаются в субкладе, который одновременно совпадает с турками и бурятами, но при этом по этому субкладу отсутствуют совпадения с монголами и т.д.).

Вывод: Более достоверная картина этногенеза якутов появится скорее всего после геногеографического картирования республики Саха по отдельным улусам, с изучением родословных разных родов, при одновременном изучении Y-ДНК и мтДНК (мужской и женской линий) у каждого отдельного образца.

Примечание: Интересно, что у якутов, как и у древних ариев-кочевников, белая лошадь имела сакральное значение, как символ солнечного божества.

Примечание: В образах олонхо проступают черты дотюркского комплекса в духовной культуре якутов, связанного с божествами айыы. Во главе божеств айыы стоял Урун Aap-тойон "белый священный творец господь". Его жрецы - белые шаманы, как служители Ахура-Мазда, носили белые одеяния и во время моления пользовались веткой березы, как жрецы - баресмой, пучком тонких веток.

Индия в зеркале веков. // Гусева Н.Р.// М.: Вече, 2002. — 448 с.(«Великие тайны»).

Комментарий: Эта книга может быть очень интересна для исследователей, которые хотят глубже изучить истоки якутско-санскритских лексических схождений, исследованных учеными СВФУ Е.С.Сидоровым, а также индоарийских параллелей в культе айыы и мифологии эпоса олонхо якутов, изученных А.И. Гоголевым, которые подтверждаются данными иммуногенетики, в частности В.В. Фефеловой, обнаружившей в крови 29,1% якутов антигенов HLA-AI и HLA-BI7, присущих индийцам-хинди, носителям языка древних ариев.

Для генетиков научно-практическое значение исследования В.В. Фефеловой заключается в выявлении влияния на склонность или резистентность многих заболеваний. Среди якутов распространены заболевания, которыми страдают европеоиды и редко монголоиды. Так, например, структура распространённости ЛОР-заболеваний (в частности, преобладание хронических тонзилитов над хроническими отитами) у якутов ближе к европеоидам, а не к другим монголоидам (эвенкам, эвенам, корякам). Предполагается наличие гена (или генов) предрасположенности к заболеванию анкилозирующему спондилоартриту, тесно сцеплённому с геном HIA-B27, который у якутов присутствует в несколько раз чаще, чем у монголоидов Юго-Восточной Азии. К этому заболеванию имеется высокая предрасположенность у европеоидов и низкая – у монголоидов. Так, например, проведённые В.В. Фефеловой исследования болезни Бехтерева (анкилозирующего спондилоартрита) среди исследуемых коряков не обнаружено. У якутов же отмечается высокая степень предрасположенности к этому заболеванию. Подобное заболевание (анкилозирующий спондилоартрит) обнаружено в погребениях пазырыкцев Горного Алтая.

Автор, доктор исторических наук Наталья Романовна Гусева, этнограф и релиогиовед, посвятившая свою жизнь изучению Индии, рассказывает о тех сторонах жизни индийского народа, которые до сих пор слабо освещены в нашей отечественной литературе, в том числе о происхождении ариев и их судьбе после прихода в Индию.

Ранние тюрки: очерки истории и идеологии // Зуев Ю.А.// Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейманова, Алматы «Дайк-Пресс», 2002

Комментарий: Известный ученый, синолог, знаток многих восточных языков, Ю. А. Зуев произвел многочисленные переводы китайских летописных хроник, интенсивное научное исследование истории, культуры, и социополитической жизни средневековых тюрков, и сделал выдающийся вклад в тюркологию. Рассмотрена история трансформации этнических массивов «юэчжи» (у некоторых народов Сибири они названы «нюйчжи», что дает основания предполагать в них древнейших предков «нючча»), а также ирано-тюркско-монгольского компонентов до эпохи хуннов, затем в средневековье и вплоть до нового времени. Прослеживается преемственность и видоизменения космогонических представлений и культурных традиций тюркских народов. Это увлекательное путешествие-реконструкция во времени, пространстве и названиях древних кочевых племен.