А.Н. Николаев
ИНИЦИАТИВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ –
ОСНОВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Выступление на встрече актива Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, 30 августа 2019 г.
Прошло ровно два месяца после моего назначения ректором Северо-Восточного федерального университета. Выражаю безмерную благодарность Евгении Исаевне, президенту университета, за сделанный ею выбор. Как она отметила, в резерве было около 20 претендентов, потом количество претендентов на должность ректора сократилось до семи, затем – до трех, а до финиша дошел ваш коллега.
Время бежит стремительно. Мы впервые открыли представительство в Харбинском политехническом институте, одном из ведущих университетов Китая; затем более двух недель большой командой из университета работали на образовательном интенсиве «Остров 10-22» в Сколковском институте науки и технологий. Так началась моя работа на посту ректора СВФУ.
Какие планы? Что изменится на новом этапе развития нашего университета? Эти вопросы волнуют многих в преддверии нового учебного года. Давайте обсудим их.
Будущее наше движение, будущую работу я бы обозначил тремя категориями: ИНИЦИАТИВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Я готов к вашим ИНИЦИАТИВАМ. Большинство сотрудников в эти летние дни находилось в отпусках и, надеюсь, в течение сентября-октября от вас поступят интересные предложения и идеи, и мы с вами сверстаем план действий, по которому будем двигаться дальше. В течение двух-трех месяцев нам необходимо продумать новую организационную структуру университета, направления и приоритеты, выработать новый стиль работы.
Я – старший в семье, на мне всегда лежала ответственность за младших братьев и сестер. Поэтому категория «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» очень важна для меня: ответственность каждого преподавателя, каждого сотрудника, руководителя; ответственность за дело, которое мы все делаем. Ответственность – залог будущих успехов университета и каждого из нас.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ важна для любой современной организации. Надеюсь, структура, которая будет разработана и утверждена, специалисты, которые будут занимать те или иные ответственные должности, командный дух станут фундаментом достижения высокой эффективности труда.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ГОДА
2019/2020 учебный год имеет ряд значимых характеристик, которые, несомненно, отразятся на нашей будущей работе.
Прежде всего, в октябре отмечаем два исторических события, которые в буквальном смысле перевернули жизнь нашей республики:
а) 85-летие высшего образования Якутии: 8 октября 1934 года во исполнение решения Якутского ЦИК о необходимости подготовки национальных кадров высшей квалификации был открыт Якутский педагогический институт.
б) 10-летие основания федерального университета: Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. №1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» был создан Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Каждая веха развития университета имеет свои особенности, соразмерные с историей республики и страны. Университет шагает в ногу со временем, сохраняя свою самобытность. Программа развития СВФУ была утверждена распоряжением Правительства России от 7 октября 2010 г. №1694-р. В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. №1775-р одобрена новая редакция программы развития СВФУ на 2010-2020 годы.
В следующем году завершается реализация второго этапа программы развития СВФУ. Буквально в течение года мы должны разработать и утвердить новую программу на 2021-2025 годы. Опыт реализации первых этапов программы, меняющиеся социально-экономические условия, внедрение цифровых технологий, значительные изменения в социальной сфере, повышение требований к системе высшего образования требуют уточнения стратегических ориентиров при сохранении преемственности курса, взятого нами десять лет назад.
Стратегическую цель я вижу как дальнейшее развитие университета в качестве современного научно-образовательного, экспертно-аналитического и культурного центра Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, осуществляющего качественную подготовку конкурентоспособных специалистов, способных обеспечить устойчивое развитие стратегического макрорегиона страны. Для достижения максимальных результатов наши идеи и проекты должны быть сопряжены и интегрированы в национальные проекты «Наука», «Образование», «Цифровая экономика», «Здравоохранение» и др.
Университет начал интенсивно включаться в эти проекты. Сейчас мы в рамках участия в Федеральном проекте «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 разрабатываем проект межрегионального научно-образовательного центра развития Арктики и Субарктики «Север». Якутия планирует принять участие в конкурсе на создание НОЦ с этим проектом в 2020 году совместно с Чукотским автономным округом, Магаданской областью и Камчатским краем. Создаваемый НОЦ нацелен стать площадкой для кооперации ведущих научных и образовательных организаций с организациями реального сектора экономики для решения крупных научно-технологических задач по приоритетам научно-технологического развития РФ в триаде «научное сообщество – бизнес – государство».
«Цифр баланс дает нам шанс», – так звучит слоган, который сопровождает наш университет весь 2019 год, объявленный Годом цифры. Команда СВФУ, состоящая из одиннадцати представителей учебных и управленческих подразделений, в ходе образовательного интенсива «Остров 10-22» разработала программу цифровой трансформации университета до 2025 года с видением перспектив до 2030 года. Планы и проекты, принятые на данной площадке, станут основой будущих изменений. Так будет начата реализация программы цифрового университета, запущен проект на основе сервисной модели «Цифровая экосистема СВФУ».
В этом учебном году предстоит усиленно подготовиться к государственной аккредитации. Ждет большая работа, мы переходим на новый стандарт ФГОС 3++ и на новый профессиональный стандарт. К процедуре аккредитации нужно отнестись ответственно. Необходимы перекрестные проверки образовательных программ. Мы должны не только качественно подготовить учебную, научную и нормативную документацию, но и, в целом, тщательно подготовиться по всем направлениям деятельности.
И, наконец, особенность этого года – два новых структурных подразделения, создаваемые в университете. В октябре будет открыт Дом научной коллаборации, который будет нацелен на работу со школьниками по направлениям «биотехнологии», «технологии», а также повышение квалификации учителей по этим направлениям. Второе институциональное решение - открытие университетской «Точки кипения» для совместной работы над проектами будущего.
Уверен, эти значимые события станут ориентирами, которые позволят университету закрепиться в научно-образовательном пространстве страны и мира, добиться новых успехов в научной и образовательной деятельности, обеспечить каждому из нас видение перспектив развития.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Как отметил министр науки и высшего образования России М.М. Котюков: «…кадры для цифровой экономики – это не только ИТ-специалисты. Цифровая составляющая должна быть и в педагогических специальностях, и в инженерных, и во многих других направлениях, потому что цифровизация происходит в базовых процессах разных секторов, и вуз должен все те составляющие учитывать». Эти слова являются основным ориентиром в нашей работе.
Ключевые цели национального проекта «Цифровая экономика» – создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, переход на отечественное программное обеспечение деятельности органов управления. До 2021 года в рамках региональной квоты СВФУ должен принять на программы подготовки кадров в сфере ИТ не менее 360 человек и выпустить не менее 360 специалистов в этой сфере.
Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, в Якутии в 2020 году составит 3000 чел., в 2021 г. – 3940 чел. Планируется, что к концу 2021 года 1300 работающих специалистов из числа государственных гражданских и муниципальных служащих республики пройдут обучение по дополнительным профессиональным программам в области цифровых компетенций. В этой системе СВФУ должен занять свою нишу.
В соответствии с национальным проектом «Наука» удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей должен увеличиться до 50,1% к 2024 году. Аналогичного уровня должны достигнуть и в СВФУ.
Согласно национальному проекту «Образование», численность иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования страны, должна увеличиться до 425 тыс. чел. к 2024 году. Соответственно численность граждан зарубежных государств, обучающихся в СВФУ по очной форме обучения, должна достигнуть 600 чел. Количество граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования страны, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения, планируется увеличить до 3 млн. чел. к 2024 году. Ориентир СВФУ – не менее 51 тысячи граждан, прошедших обучение по дополнительным образовательных программам к этому сроку.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Я бы хотел отметить семь принципов работы нашего университета в меняющихся условиях.
1. Преемственность мер по развитию университета, дальнейшее продвижение по стратегически приоритетным направлениям развития. Наши действия сегодня и завтра – продолжение усилий коллектива за минувшее десятилетие, аккумуляция опыта первых этапов реализации программы развития университета, расширение пространства развития;
2. Концентрация на стратегических прорывах: стимулирование и поддержка инициатив и проектов, ориентированных на укрепление позиций по ключевым направлениям развития университета. Ресурсы и усилия будут сосредоточены на тех сферах подготовки кадров, в которых СВФУ имеет потенциал, а также на тех направлениях, в развитии которых особенно нуждается экономика Северо-Востока страны и Дальневосточного федерального округа. Только так СВФУ может достичь глобальной конкурентоспособности;
3. Цифровизация основных процессов: изменение основных процессов развития университета, развитие цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, расширение спектра программ онлайн-обучения;
4. Поиск новых рынков образования и науки: выход на новые рынки исследований и образования; выход на рынки образовательных услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе; активное участие в крупных международных образовательных и научных проектах;
5. Кооперация с ведущими мировыми научно-образовательными центрами: в настоящее время СВФУ имеет действующие договорные отношения со 110 зарубежными университетами, 19 научными и культурными организациями, состоит в 10 международных консорциумах;
6. Устойчивость ресурсного обеспечения, прежде всего академическая (кадровая) устойчивость: активная кадровая политика, направленная на обновление коллектива, на стимулирование научной и образовательной эффективности, на привлечение выдающихся ученых и специалистов с международного рынка труда; выращивание молодых исследователей:
7. Интеграция в экосистему Национальной технологической инициативы. Целями НТИ является создание благоприятных условий для реализации прорывных технологических проектов и масштабирования их результатов. НТИ концентрируется на новых глобальных рынках, которые сформируются через 15–20 лет. СВФУ должен не только участвовать в перспективных рынках, но и стать центром НТИ на Северо-Востоке страны.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ
Достижение стратегической цели развития университета предусматривает решение системы взаимосвязанных тактических задач этого учебного года. Вот основные из них.
ОБРАЗОВАНИЕ
Задача в области образовательной деятельности – ее совершенствование с учетом современных технологий и стратегий на основе опыта ведущих мировых образовательных центров. В среднесрочной перспективе нам необходимо добиться позиционирования СВФУ как университета, реализующего уникальные программы магистратуры. Для этого значительные ресурсы и время направим на формирование нового портфеля образовательных программ (прежде всего, магистратуры), имеющих спрос на внутреннем и внешнем рынке. С нового года вводится новая прозрачная система распределения контрольных цифр приема. Основное новшество: лучшие образовательные программы – лучшим абитуриентам.
В сентябре перед уточнением плана приема на 2020-2021 учебный год планируем провести аудит реализуемых образовательных программ. Это позволит нам отказаться от программ, не имеющих спроса на образовательном рынке. На всех факультетах, в институтах необходимо провести анализ стратегии отбора, сопровождения и вовлечения в профессиональный рост талантливых детей и молодежи, довести средний балл ЕГЭ поступивших на первый курс до 67, до 20 – число поступивших 100-балльников; до 40 – победителей и призеров олимпиад.
В этом учебном году необходимо разработать и при необходимости добиться лицензирования ряда конкурентоспособных междисциплинарных магистерских программ, в том числе, сетевых с ведущими отечественными и зарубежными университетами.
Предстоит обновить образовательный контент за счет включения в образовательные программы онлайн-курсов, расширения возможностей применения электронного обучения и дистанционных технологий. К следующему 2020/21 учебному году надо довести до 10-25% количество образовательных программ, реализуемых с использованием онлайн-курсов в формате полного или частичного замещения. Примеры наших коллег из Уральского, Южного федеральных университетов, Высшей школы экономики показывают возможность включения МООС в индивидуальный учебный план каждого студента, когда конкретный МООС и формат его использования (полностью онлайн или смешанный) определяет академический руководитель. Опыт Института непрерывного профессионального образования СВФУ это подтверждает: из 100 программ дополнительного профессионального образования (18 – профессиональной переподготовки, 82 – повышения квалификации) 8 программ профессиональной переподготовки (44,4%), 4 программы повышения квалификации (4,8%) в формате полного замещения дистанционным и / или онлайн-обучением размещены на платформе Якутского глобального университета.
Итоги профессиональных конкурсов и олимпиад показывают верность выбранного СВФУ ориентира на формирование компетенций по профессиям будущего, востребованным на рынке труда. В августе в Казани завершили работу международные площадки FutureSkills и WorldSkills Juniors в рамках 45-го мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019. 26 августа 2019 г. первую в истории Якутии серебряную медаль чемпионата WorldSkills завоевал в Казани студент ИЕН СВФУ Александр Тайшин по компетенции «Синтез и обработка минералов». В СВФУ созданы Международный центр развития перспективных компетенций «FUTURE SKILLS: NEFU» и Центр цифровых компетенций. Работают Академии Samsung и Huawei, центр международной сертификации Pearson VUE, Саха-Корейская школа по IT и робототехнике. Студенты СВФУ участвуют в программах “Microsoft Student Partners” компании Microsoft, “Seeds for the Future” компании HUAWEI, «Амбассадоры Mail.ru Group». Университет совместно с компанией AVATEK является соорганизатором Межрегионального форума по IT и кибербезопасности «ICEBERG».
Уверен, Future Skills должны стать одним из приоритетных направлений всей системы высшего образования республики и страны.
Следующий шаг - внедрение сервисов Университета НТИ 20.35, разработка и реализация курсов общеуниверситетских майноров по компетенциям сквозных технологий НТИ, размещение учебных модулей в каталоге Университета НТИ 20.35 и аналитика эффективности обучения на основании цифрового следа. Для этого мы создаём ядерную группу, куда может войти любой сотрудник и студент университета.
В этом учебном году для ВСЕХ первокурсников бакалавриата, независимо от направления подготовки, мы включаем модуль по компетенциям цифровой экономики.
НАУКА
Необходимо сосредоточить ресурсы на новых перспективных исследовательских направлениях с акцентом на развитие наиболее продуктивных областей (research mainstream), что обеспечит присутствие СВФУ в числе ведущих вузов мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Перспективные направления будут определяться с учетом глобальной и исследовательской повестки, приоритетов государственной политики и имеющихся заделов университета.
Акцент должен быть сделан на междисциплинарные исследования, ориентированные на широкую международную коллаборацию. Будем стимулировать развитие перспективных направлений на стыках наук, исследования в области сквозных технологий НТИ и исследования в области конвергентных технологий (NBIC – нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные технологии), прежде всего, в рамках создаваемого межрегионального научно-образовательного центра развития Арктики и Субарктики «Север».
Приоритет в этом направлении - формирование научно-исследовательской среды конкурентоспособного уровня и создание условий для инновационного роста в области научных исследований, разработки и коммерциализации технологий по приоритетным направлениям развития университета. Нужно расширить взаимодействие с открытой платформой экспертов по различным направлениям реализации НТИ, в разрезе рынков, сквозных технологий и других направлений научно-технологической политики.
ВОСПИТАНИЕ
В области молодежной политики предстоит принятие следующих крупных институциональных решений, направленных на создание среды, стимулирующей инновационную активность и рост творческой инициативы, личностной и профессиональной самореализации студентов и сотрудников:
Во-первых, открытие Дома научной коллаборации Н.Г. Соломонова (ДНК) - центра по реализации дополнительных общеразвивающих программ. В ДНК будут четыре образовательных проекта:
1. Проект «Детский университет»: обучение младших школьников основам робототехники, геоматики, генной инженерии, биохимии, биологии, основам информационных технологий, а также организация таких интеллектуальных игр, как шашки и шахматы.
2. Проект «Малая академия» для школьников с 10 по 11 классы. Программа ориентирована на выбор будущей профессии и включение в научно-исследовательскую деятельность.
3. Проект «Урок технологии». Знакомство детей с инновациями, биотехнологиями, медициной будущего.
4. Проект «Педагог К21» («педагог компетенции XXI века»). Занятия с педагогами, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по приоритетным проектам науки и образования».
Во-вторых, на базе СВФУ будет создано пространство коллективной работы «Точка кипения», которое станет частью сети «Точек кипения», работающей на основе базовых стандартов коммуникации и организации пространства. По стране открыты 37 «Точек кипения»: и при университетах, и при муниципальных учреждениях. В некоторых городах открыты как городские, так и университетские «Точки кипения» (Новосибирск, Томск, Хабаровск и др.). Такое развивающее пространство позволит организовать совместную работу над проектами будущего, где каждый может создать свое независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие.
Как показывает анализ современной образовательной ситуации, высокая плотность событий, вовлечение лидеров и талантов дают возможность участникам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить, менять жизнь университета, города, региона, страны и мира к лучшему. В связи с этим предстоит решить задачу вхождения в цифровую платформу Кружкового движения НТИ для привлечения и сопровождения талантов. Кружковое движение должно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.
На создание креативной среды в университете также направлено следующее институциональное решение – использование цифровой платформы поддержки проведения мероприятий, конкурсов, отборов LEADER-ID.
LEADER–ID является цифровой средой «Точек кипения» и частью экосистемы развития технологического предпринимательства. Это информационная система поддержки лидеров, система разнообразных «социальных лифтов», позволяющих достигать нового уровня карьерного, профессионального, личностного и социального развития. Благодаря системе мероприятий на платформу приходят новые лидеры, а вместе с ними их единомышленники и последователи – так формируются сообщества и развивается экосистема.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
В условиях растущей конкуренции мы должны усилить привлекательность университета как ведущего образовательного и научного центра, развивать уникальный узнаваемый в научной и образовательной среде бренд СВФУ. Для этого предстоит:
- расширить поиск новых рынков образования и науки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы собираемся открыть Центр русского языка и культуры при Хэйлунцзянском Восточном университете – Исследовательский центр русского языка и образования СВФУ и ХВУ. В июне 2020 г. планируется открытие совместной международной лаборатории Харбинского политехнического университета и Северо-Восточного федерального университета по изучению окружающей среды Азиатской части Арктики и сопредельных территорий и воздействия поллютантов на человека и биоту. В Харбине планируется проведение 2-го Арктического форума Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК), соорганизатором которого является СВФУ;
- увеличить число совместных образовательных программ и программ на иностранных языках, расширить число сетевых образовательных программ совместно с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными учреждениями, в том числе совместное научное руководство аспирантскими диссертациями для повышения академической узнаваемости и качества образования в СВФУ. Началась подготовка и разработка совместной магистратуры с Харбинским политехническим университетом по Экосистеме Арктики (1+1), реализация образовательной программы начнется в следующем учебном году;
- обеспечить кратный рост числа иностранных преподавателей и специалистов, число которых сейчас достигло пятидесяти;
- продолжить реализацию проектов по совершенствованию обучения иностранным языкам и международной сертификации студентов и сотрудников по уровням владения иностранными языками (Cambridge, IELTS, DELPH, TOPIK и др.). Согласно статистическим данным, в настоящее время около 70 сотрудников в совершенстве владеют иностранными языками, из них 57 сдали за эти годы Кембриджский экзамен на B2-C1.
УПРАВЛЕНИЕ
Основная задача – расширение полномочий и ответственности на существующих уровнях управления, повышение уровня вовлеченности основного персонала в деятельность рабочих групп, комиссий по различным видам деятельности университета. Решение этой задачи потребует от нас совершенствования организационной структуры управления и обновления системы индикаторов эффективности деятельности деканов факультетов, директоров институтов и заведующих кафедр.
В целях реализации политики цифровизации основных процессов предстоит приведение административных процессов к сервисной модели "одно окно" - предоставление максимум сервисов в онлайн-режиме. Технология «одно окно» имеет целью снизить время на организацию стандартных управленческих процедур, когда осуществляется централизованный прием документов от заявителя (студенты, сотрудники) на получение услуг через личные кабинеты, постоянный мониторинг и контроль за соблюдением сроков подготовки документов и оказания услуг. Объединение онлайн-платформ и отдельных онлайн-курсов под эгидой информационного ресурса, обеспечивающего доступ к ним по принципу «одного окна», – одна из главных целей реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Разрабатываемый ресурс образовательного «одного окна» включает в себя две основные подсистемы: реестр онлайн-курсов и цифровое портфолио обучающихся.
Уверен, такая модель повысит эффективность и расширение функционала системы электронного документооборота СВФУ, который построен на системе DIRECTUM. Программа DIRECTUM лидирует на российском рынке систем электронного документооборота, ее использует более 2 100 российских компаний в 11 отраслях. В данное время электронный документооборот в университете охватывает полное сопровождение договоров ГПХ и электронную канцелярию, планируется расширение в виде интеграции с 1С, проведение электронных совещаний, электронное сопровождение учета рабочего времени, интеграция с мобильными приложениями и т.д.
С начала учебного года сопровождение публикационной деятельности НПР будет передано научной библиотеке. Это позволит обеспечить постоянный мониторинг активности авторов, систематизировать большие объемы разнообразных данных. Аналитическое сопровождение научно-публикационной деятельности НПР будет осуществляться через репозиторий личных кабинетов, результаты будут использованы для расчета ежегодного профессионального рейтинга преподавателя.
К 2021 году мы должны начать внедрение практик по управлению, основанному на больших данных. Как вы знаете, 16 университетов страны присоединились к платформе Университетского консорциума исследователей больших данных. Инициированный Томским государственным университетом и включающий, помимо ТГУ, еще ведущие российские университеты (СВФУ, САФУ, УРФУ, МГУ, НИУ ВШЭ) Консорциум создан для проведения совместных научных и прикладных исследований и решения социально-значимых задач с применением сбора и анализа данных социальных сетей и систем управления обучением вузов (LMS систем), а также информации из открытых платформ. Соглашения о присоединении к платформе были подписаны на площадке образовательного интенсива "Остров 10-22", прошедшего в Сколковском институте науки и технологии с 10 по 22 июля. Среди подписавших соглашения Дальневосточный федеральный университет, Крымский федеральный университет, Чеченский государственный университет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского и другие.
ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТА
Основная цель Года цифры – формирование основ цифровой образовательной экосистемы университета – основного инструмента коммуникации и удовлетворения информационных потребностей всех заинтересованных сторон научно-образовательной, инновационной, управленческой и иных направлений деятельности университета:
- создание облачной инфраструктуры, обеспечивающей работу всех учебных и административных сервисов и информационных систем, хранение и передачу данных;
- развитие целевых контуров (личных кабинетов обучающихся и сотрудников) цифровой экосистемы; популяризация онлайн-сервисов сопровождения учебной и внеучебной деятельности университета; доведение доли активных пользователей до 70%;
- подключение к платформе Университета 20.35 и предоставление доступа к сервису сбора и анализа цифрового следа;
- получение доступа к цифровой платформе, на которой размещены инструменты самообследования и информация о лучших практиках цифровой трансформации по основным блокам модели цифрового университета;
- интеграция в Ассоциацию качества цифровых образовательных продуктов (АКЦОП) и получение доступа к информационно-коммуникационным ресурсам платформы ассоциации;
- получение доступа к сервисам сбора информации, формирования требований к цифровым образовательным продуктам, поиска партнеров, экспертизе качества;
- развитие компонентов цифровой экосистемы: чатботов, единых онтологии и глоссария, мастер-данных, единого программного интерфейса (API) по работе с данными, системы разделения правами доступа к данным, системы контроля целостности, непротиворечивости, достоверности, точности, полноты и происхождения данных.
- развитие аппаратной ИТ-инфраструктуры (компьютерной техники, мультимедийного и периферийного оборудования).
В этом учебном году мы запускаем проект «Цифровая экосистема СВФУ» на основе сервисной модели "одно окно". Первый шаг сделан Департаментом информатизации - разработана модель цифрового университета.
Обобщая всё вышесказанное, приведу еще одну цитату из выступления М.М. Котюкова, министра науки и высшего образования России: «… есть один сдерживающий фактор – это готовность университета серьезно модернизировать свою образовательную стратегию. Вуз должен быть открытым 24/7, это может и образная фраза, но тем не менее. Это может быть, в том числе, в цифровом виде». 24 часа работы университета не значит, что целые сутки студенты и сотрудники должны находиться в УЛК, ГУКе, КФЕНе. Это, прежде всего, работа в онлайн-режиме. Услуги университета должны быть доступны 24 часа в сутки. Вот в этом направлении мы и должны двигаться.
Когда разрабатывали и представляли проект трансформации СВФУ на Острове 10-22, мы пришли к мысли, что университет должен быть открытым 365 дней в году. Для всех. И всему миру.
Это возможно. В цифровом формате.
Два месяца работы в качестве ректора позволяют мне сегодня представить приоритеты, которые ставлю перед собой как руководитель федерального университета.
Прежде всего, синхронизация процессов – научных, образовательных, инновационных, организационных. Необходима синхронная работа всех подразделений, распределенная ответственность за достижение целевых показателей.
Важен не процесс, а результат. Можно бесконечно проводить совещания, согласования и т.д., но при этом не достичь намеченных результатов. А если результаты отсутствуют или они минимальны – значит, мы работаем неэффективно, неверно распределяем приоритеты и ресурсы или беремся за недостижимые цели.
Третий приоритет – формирование команды развития университета, где каждый сотрудник и каждое подразделение должны сыграть свою уникальную роль. Простой пример: возьмем автомобиль – если нет колес, то он не поедет; если двигатель не работает, то и машина не тронется с места; если машина идеальна, а шофер – безумец, то нам не избежать аварии. Поэтому важна сплоченная команда, где каждый отвечает за свое направление работы и несет полную ответственность за ее результаты.
Четвертый приоритет – управляемость и гибкость. Университет должен быстро и адекватно реагировать на процессы, происходящие и в системе образования, и в социальной сфере, сохраняя свои принципы и ценности.
Логика развития и долгосрочные интересы СВФУ требуют сегодня смелее и энергичнее работать в наиболее перспективных областях образования и науки. Уверен, каждый студент и сотрудник приложит максимум усилий для дальнейшего эффективного и многопланового развития университета и повышения его конкурентоспособности!