Колонка ректора

Взгляды и убеждения ректора Северо-Восточного федерального университета

Для ректора Евгении Михайловой университет – больше, чем образовательное учреждение. Это – школа жизни. Место, где люди учат и учатся, получают и передают знания, находят друзей, любовь и себя. Поэтому главное в вузе – чтобы и студенты, и преподаватели полюбили свой университет, уважали его традиции и друг друга, относились с уважением к делу, которым они занимаются. В первом выпуске журнала «Open» редакция попыталась составить коллаж из взглядов и мнений доктора педагогических наук, связанные с самым важным в ее жизни – университетом. Самое трудное – сказать «нет», самое страшное – обмануть ожидание людей. А легко у меня никогда ничего не получается.

Думаю, что когда молодые люди, имея инициативу, какие-то дерзания, чаяния, будут реализовывать их в виде проектов и бизнес-планов, за нами остается только поддерживать и помогать в реализации. Это должно стать частью образовательного процесса. Приобретая опыт, человек должен постепенно приобрести и уверенность в своих силах, в особенности профессиональных.

Мне нравится активность студентов. Здесь я прилагаю усилия для того, чтобы наши студенты объединялись не только в профсоюз, но и в интеллектуальные советы, творческие группы и могли себя реализовывать во всех ипостасях.

На вопрос, есть ли у меня недостатки, о чем меня спросили, подумав, видимо, что не сознаюсь, я сказала, что у меня они есть, как у всякого нормального человека. Один из них – то, что я плохо начинаю соображать от запаха перегара, перекура и терпких духов.

Можно было бы запретить всем студентам ходить в ночные клубы, но этим многого не добьешься, и, как известно, запретный плод гораздо соблазнительнее.

К сожалению, сегодня достаточно таких моментов, когда студенты, недовоспитанные нами, взрослыми, в семье, могут нагрубить вахтерам, например, могут плюнуть на вымытые полы, чтобы этим кому-то насолить. Воспитание и культура определяются мировоззрением человека, его отношением к жизни.

Не надо опускаться до уровня студентов, надо их приподнять до своего. Тогда вам и самим будет интересно общаться с теми, кого вы обучаете.

Я не считаю, что премия – это кнут, который заставляет людей работать. И не пряник, кстати, говоря. Это денежное вознаграждение, которое выдается за достигнутый результат работы.

Родив ребенка, мы берем ответственность за его будущее. За плохо воспитанных, недоучившихся, необразованных людей обвиняют их родителей. Можно иметь диплом о высшем образовании, но не уметь думать. Задача высшего образования – научить мыслить, брать на себя ответственность, что-то делать.

Преподаватели Северо-Восточного федерального университета в первую очередь должны думать об ответственности. Я понимаю, что не все могут представлять, что это такое. Есть группа преподавателей, которые говорят: «Мы 40 лет так работали, и ничего». А то, что технологии поменялись, появились новые методы преподавания, даже новые способы запоминания – все это как будто мимо них проходит. За время работы таких преподавателей в мире свершилось три революции: квантовая, компьютерная и биомолекулярная, но это их не тронуло.

Если человек начинает что-то говорить, спрашивать, задавать вопросы, проявлять интерес, он сразу начинает укрепляться в своем мнении, а это тоже дорогого стоит.

Мне всегда было непонятно, почему человек, имея свое какое-то мнение, не высказывает его. Неважно, кто перед тобой: президент, министр или преподаватель. Или ректор университета. Если у человека есть воспитание, культура, понимание конкретного вопроса, он всегда может его задать.

Я не такой человек, который не умеет выслушивать чужое мнение. Знаю, что иногда можно пойти на резкие поступки, начать увольнять, не тратя время на воспитание. Тем более сейчас, когда вокруг много других людей, особенно молодых, которые могли бы прийти и занять это место. Всегда стараюсь, чтобы человек сам понял, что он что-то недоработал, недоделал. Ведь и я сама всегда хотела, чтобы ко мне справедливо относились. Например, в школе.

Очень благодарна своим родителям, которые никогда не запрещали нам встречаться с одноклассниками, друзьями. Я даже помню: мама или папа приходят с работы, а ступить некуда, потому что у нас не было отдельной прихожей, сразу начиналась большая столовая, и наполовину она заставлена обувью.

У нас никогда не было дорогой, хорошей мебели – в почете были книги. Помню, хорошо кормили, ну и не скажу, чтобы мы так уж прекрасно одевались. Зато у нас было все: теннисный стол, который наш папа сделал во дворе, и все приходили на нем играть, столб, в который мы стреляли из лука, спортивное ружье, первый велосипед, первый мопед, первый мотоцикл, магнитофон и так далее. Мы гоняли в футбол, играли в хоккей, у всех были лыжи, коньки. И вы знаете, больше всего мне хотелось бы, чтобы студенты нашего университета тоже вспоминали годы учебы как самое счастливое и насыщенное время в своей жизни.

Сегодня каждый человек может и должен стать самостоятельным менеджером своего будущего, как раньше говорили: кузнецом своего счастья.

Ректором женщине быть не трудно, а сложно. Когда я работала вице-президентом Республики Якутии, мне, конечно, приходилось решать много вопросов и всегда находить справедливое и объективное решение, чтобы права людей, независимо от возраста, национальности и места работы, не были ущемлены. Но ректору-женщине иногда непросто принять решение, которое бы мужчине далось легко. Просто потому, что она женщина, и ей нужно быть лояльнее.

Вуз всегда вел свое преподавание на русском языке. Но, например будущим филологам, которые готовятся быть преподавателями якутского языка, или журналистам эвенкийской газеты необходимо знание родного языка. А для тех, кто хочет быть экономистом, строителем, но не хочет забывать свои корни, мы организовываем обучение по дополнительным программам.

Я буду говорить за себя. В Якутске меня волнует то, что у молодежи далеко не сформировано чувство ответственности. Есть некая безалаберность по отношению к себе и к своим поступкам. Кто-то из мудрых сказал, что образование создает образы тех людей, на которых хочется равняться. Молодые люди сегодня, в большинстве своем, к сожалению, не имеют перед собой большое количество опытных примеров, на которые они хотели бы быть похожими.

Женщины отводят себе более низкую роль и превозносят мужчин. Хотя исторический опыт показывает другое. Не буду вспоминать Екатерину Вторую, без позволения которой ни одна пушка не могла палить, или Маргарет Тэтчер, решения которой привели страну к устойчивому развитию. Среди российских женщин я бы выделила Валентину Ивановну Матвиенко, Галину Николаевну Карелову. Они могут вполне достойно соперничать с мужчинами, и женские качества только помогают.

Я всегда говорю: получение высшего образования должно в первую очередь зависеть от способностей человека и его привычки трудиться. К сожалению, в школе и семье мы мало воспитываем эти качества.

ЕГЭ дал возможность большему количеству наших выпускников получать высшее образование. Но уровень знаний школьников, особенно в сельских школах, оставляет желать лучшего. С математикой, иностранным языком нормально, подтягивается русский язык, а вот химия, физика, биология – просто беда. Поэтому мы решили максимально приблизить университет к селу, районам.

Дети не виноваты, что учатся в малокомплектных школах, по сути являясь заложниками обстоятельств. Я всегда говорю, что родители должны стремиться, чтобы их дети учились в полнокомплектных школах. Отвозить к родственникам, знакомым, в интернаты. Это лучше, чем учиться в маленькой школе.

Я ни разу не пожалела, что пошла работать в университет. Единственно, чего не хватает, − времени. Хочется многое сделать, поменять, внедрить.

Я освобождаюсь к десяти вечера и начинаю смотреть почту, личные заявления, документы, предложения. Конечно, это можно было бы поручить помощникам или заместителям, но ведь люди написали мне, и я ответственна за принятие решения. Считаю, что личная работа с почтой – это обязанность руководителя.

Раньше я читала больше, благодаря чему я всегда привожу в пример на своих, что греха таить, многочисленных совещаниях фразы, цитаты или образы из литературных произведений. Удивляюсь иногда, что некоторые не знают слов чеховских героев, пушкинских острот, пословиц, поговорок и т.д. Сейчас, в связи с тем, что «живу бегом», читаю крайне редко, в основном законы и циркуляры. На столе лежит подарок Святейшего Патриарха Кирилла «Сила нации – в силе духа». Прочитав всю книгу, нашла созвучие моим мыслям, подтверждение. И теперь читаю эту книгу каждый день, 2-3 абзаца всего, и становлюсь более стойкой, решительной.

Моя главная задача в университете – сформировать коллектив единомышленников из числа преподавателей, профессоров, сотрудников, студентов, особенно старших курсов, которые понимали бы, какая миссия и роль отведена федеральному университету на северо-востоке страны.

А задача вуза – создать условия для студента, чтобы он мог выбрать собственную образовательную программу, индивидуальный набор знаний и умений, практических навыков.

Врач, учитель или инженер, вышедший из стен федерального университета, должен быть в первую очередь личностью, которая умеет не только теоретически рассуждать, но и совершать практические шаги и конкретные поступки, умеет принимать собственные решения, отстаивать культурные ценности и политические интересы своей родины.

Менталитет тех, кто работает в университете, к сожалению, пока мало изменился. Сама себя урезониваю: может быть, я слишком многого хочу – реализовать так много идей за столь короткий срок. Но мы сами определили свою задачу – стать к 2020 году самым крупным университетом не по численности студентов, а как ведущий научно-исследовательский, учебно-образовательный, культурный центр для всего Дальнего Востока, известный своей деятельностью, поэтому притягательный, вызывающий интерес и желание учиться или сотрудничать.

Стараюсь больше общаться непосредственно с самими студентами. Молодые люди более открыты, непосредственны и говорят то, что думают. И очень часто во время беседы с ними у меня возникает вопрос: почему же до меня, ректора, никто им это не объяснил? Это касается элементарных вопросов этики, морали, культуры, навыков поведения.

Больше времени отвожу личным встречам, помочь каждому – мой долг. Активно работает Совет по творческому развитию студентов, в котором собрались коммуникабельные, жизнерадостные люди, конечно же, наши студенты. Они понимают, что значит – творить свое время.

Я бы сочла свою миссию выполненной, если бы смогла помочь появиться или вырастить в университете группу преподавателей-исследователей, которые серьезно занимаются наукой, с интересом работают со студентами, помогая им стать разносторонними личностями, конкурентоспособными на современном рынке.

Еще бы мне хотелось, чтобы мы все улыбались друг другу, желали здоровья друг другу, то есть здоровались.

Я против того, чтобы студентов выгоняли из общежития даже за распитие спиртных напитков. Куда они пойдут? На улицу? Мы должны их воспитывать, это же наши дети.

Современные студенты очень активные, хотят быть на виду, они более раскованные. Мне они нравятся. Они гораздо больше знают, больше работают, более самостоятельные. Они раньше влюбляются, женятся, заводят детей, при этом не рассчитывают сидеть на шее у родителей, знают, что семью надо содержать, поэтому учатся и работают. Отношения друг к другу у них другие – конкурентные, что ли, соревновательные. Они более уверены в себе. Для них компьютеры, сотовые, смартфоны – привычные вещи повседневного обихода, а вот Льва Толстого им читать скучно…

*Материал составлен на основе интервью Евгении Михайловой за 2011-2012 учебный год. Использованы материалы газеты «Наш университет», «Ил Тумэн», «Вузовского вестника», «Литературной газеты», «Российской газеты».

Материал вышел в №1 журнала "Open.Открытый университет" октябрь-декабрь 2012г.