Колонка ректора

27.jpg

Минувший год стал для университета годом больших преобразований: первые месяцы работы в федеральном статусе, принятие и реализация Концепции развития Северо-Восточного федерального университета до 2019 года, назначение вице-президента республики Евгении Михайловой ректором СВФУ. Жизнь вуза наполнилась значимыми событиями и достижениями, появилось больше уверенности в будущем. О первых итогах и новых планах рассказывает ректор Северо-Восточного федерального университета Евгения Исаевна Михайлова.

Ректор Северо-Восточного федерального университета Евгения Михайлова:

– Интеллект и здоровье студентов – это то, что в 2011 году станет основой всей нашей университетской деятельности. Стоящие перед нами задачи гораздо масштабнее, для чего всем нам без исключения надо объединиться, научиться многому новому, проявить гораздо большее усердие в достижении иного, принципиального нового качества образования студентов! 

– Уважаемая Евгения Исаевна, каковы Ваши впечатления после первых нескольких месяцев работы на посту ректора федерального университета? Какие направления работы станут первоочередными?

– Основное впечатление – многие стремятся работать по-новому, и в целом в университете атмосфера ожидания преобразований и изменений. Безусловно, сложившиеся добрые традиции и хорошие начинания необходимо бережно сохранить и продолжить. Анатолий Николаевич Алексеев, ректор ЯГУ, который многое сделал для университета, всегда остается для многих примером образованности и культуры. Многое делалось, но предстоит еще больший труд!

Одна из главных тем – уровень подготовки абитуриентов. Сам университет должен позаботиться о качестве первокурсников. Для этого мы, во-первых, повысили нижние границы баллов по математике, физике и химии, а во-вторых, мы пойдем в школы – отбирать абитуриентов, работать с ними, готовить выпускников к поступлению в наш университет. С этой целью создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», и первые 30 школ стали ее равноправными членами наравне с самим университетом и ассоциированными колледжами. Основой Ассоциации стала сеть президентских школ – те передовые коллективы, которые всегда хорошо работали и владеют эффективными методами преподавания. Надеюсь, что уровень абитуриентов станет еще выше.

– Как Вы оцениваете готовность студентов меняться в соответствии с новым статусом университета?

– Наши студенты очень инициативны. Участники Школы актива подготовили проекты научного или социального характера, и многие из них получат поддержку, а такие как «Чистая вода», «Чистый воздух» и «Озеро Сайсары», станут общеуниверситетскими. На реализацию проектов Школы актива в этом учебном году запланировано 55 миллионов рублей, а в следующем в несколько раз больше. Реализация молодежных проектов должна стать частью образовательного процесса. Приобретая опыт, молодой человек постепенно приобретает уверенность в своих силах, в особенности профессиональных. Уже сложилась определенная группа преподавателей, которые понимают эту задачу и помогают ее реализовывать.

– За небольшой период времени в жизни университета произошло множество кардинальных изменений. Чего ожидать в следующем году?

– 2011 год - для нас Год студентов. Будем развивать созданные в прошлом году два больших совета – интеллектуальный и по творческому развитию студентов, а также формировать профессиональные клубы и молодежные объединения различных направлений. В планах – проект кампусной карты и реализация программы киберуниверситета. Больше внимания будем уделять студенческим отрядам. К лету у нас должна появиться технологическая линия для строительства малоэтажных домов, и как минимум тысяча студентов будет задействована на проекте благоустройства 66-го и 67-го кварталов, в которых расположен Студгородок, – мы специально закладываем для них зарплату. Студенческие отряды этим летом отправятся также на реализацию проекта «Озеро Сайсары», где вместе с городскими службами будут заниматься очисткой водоема. Рядом расположится Олонхолэнд – на озере будет организовано место для прогулок, а студенты будут там работать и в летнее время, и зимой, в различных сервисных службах.

Кроме того, планируем летом реконструировать старое здание общежития №12 и организовать там медицинскую клинику с уникальным диагностическим оборудованием для обслуживания студентов, преподавателей и всего населения республики.

Предстоит много работы, связанной с улучшением уровня жизни студентов, и в решении этого вопроса мы используем несколько подходов: делаем более дешевым питание в наших столовых, повышаем стипендии, в дальнейшем постараемся сделать так, чтобы студенты сами себе могли сшить недорогие, качественные, хорошие вещи. Для этого в кампусе, со временем, будут работать прачечные, химчистка, пошив одежды.

– Кстати, как будет происходить застройка университетского кампуса, какие объемы финансирования на это выделяются?

– Мы запланировали достроить в некоторых зданиях дополнительные этажи. Будет построена библиотека, в которой будут расположены электронные читальные залы и общежитие. Начато строительство здания Арктического инновационного центра, проект которого был презентован в начале декабря на межрегиональной конференции «Единой России» и получил первое место. Очень бы хотелось строить не только учебные корпусы и общежития для студентов, но и жилые дома для преподавателей. Кроме того, мы обязательно построим место для студенческого отдыха, чтобы можно было танцевать, знакомиться, угощать друг друга, вести беседы. Студенты просили, чтобы в Студгородке был построен детский сад, и Президент Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич Борисов пообещал, что в 2012 году здесь начнется строительство дошкольного учреждения – но это уже благодаря республиканским источникам финансирования.

– Известно, что с тех пор, как Вы пришли в университет, началась активная пропаганда здорового образа жизни и борьба с вредными привычками. Что можно констатировать на сегодняшний день?

– Федеральный закон о запрете курения в общественных местах вышел давно, но у нас долго не было внутреннего приказа по университету. Разъяснительная работа преподавателей сейчас приносит свои плоды – вокруг университета и внутри него не курят. Надо сказать, что преподаватели тоже стали избавляться от этой привычки. Что касается других вредных привычек, то очень надеюсь, что наши студенты перестанут бегать во всякого рода сомнительные забегаловки. Неприятные происшествия, в основном, связаны с походами в ночные клубы, расположенные недалеко от университета. Разумеется, мы не станем запрещать студентам ходить в ночные клубы, но уже попросили активистов проводить различные дискотеки, тематические вечера внутри университета. Сейчас организуем досуговые мероприятия и ночные киносеансы в Культурном центре университета, других помещениях.

– Очень широкому обсуждению подвергся Кодекс корпоративной культуры. Принят ли он?

– Принят. Для преподавателей и сотрудников, а также для студентов по этому Кодексу должен быть дресс-код – строгая деловая одежда. Впрочем, внешний вид – конечно, важно, но самое главное, что затрагивает Кодекс корпоративной культуры, это взаимное уважение студентов и преподавателей, бережное сохранение традиций университета, серьезное отношение к делу, которым они занимаются.

– Что, как Вы думаете, университету не удалось сделать в прошлом году? Что можно было бы сделать лучше?

– Самые главные достижения этого года состоят в том, что были приняты концептуальные решения, одобрена Концепция создания и развития СВФУ, Программа, что стало для нас очень хорошей поддержкой. Если университет выходит на новый уровень образования, это означает, что должно появиться новое качество преподавания, должен повыситься уровень квалификации преподавателей. В этом году впервые поступили студенты с очень высокими баллами, и это как раз обязывает нас, преподавателей, вносить изменения в свою работу.

Что касается дальнейшего развития – необходимо открыть большое количество малых предприятий, в том числе инновационного плана. В 2010 университет создал семь малых инновационных предприятий (МИП), где совместно будут работать преподаватели и студенты. В 2011 г. планируется 14 МИПов создать.

Много сложностей с техникой и оборудованием. Правительство республики помогло добиться дополнительного финансирования в 506 миллионов рублей, но при этом у нас есть оборудование, которое простаивает в коридоре или работает только полдня, дорогостоящая техника, которой пользуются всего лишь два аспиранта и заведующий кафедрой. То есть многое в наших подходах надо менять. Удалось изменить отношение к компьютерным классам. Раньше они были закрыты для студентов во внеучебное время, а сейчас открыты до восьми вечера, чтобы студенты имели доступ к Интернету и той информации, которая необходима для учебной деятельности.

– Важный вопрос связан с заработной платой сотрудников и преподавателей. Как федеральный университет планирует повышать нижнюю планку оплаты труда?

– Оклады и базовую ставку мы уже повысили на 20 процентов. Удалось повысить заработную плату кураторам и заведующим кафедрами. Способом существенного повышения заработной платы будет также работа в проектах, разработанных в рамках программ развития. Например, на разработку экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд на Крайнем Севере АК «АЛРОСА» и федеральный бюджет выделяют по 150 миллионов рублей. Алмазодобывающая компания в основном покрывает затраты на покупку оборудования, а федеральное финансирование в основном направляется на заработную плату нашим преподавателям. Следующий проект, который выиграл финансирование в 75 миллионов рублей, – Арктический инновационный центр. Деньги также будут тратиться на оборудование и поддержку специалистов. Кроме того, университетом получены гранты по другим направлениям. Это не программные средства, финансирование идет по линии Российского фонда фундаментальных исследований или Российского гуманитарного фонда.

Вводится новая рейтинговая система, она должна определять вклад человека, те усилия, которые он вкладывает, чтобы его студенты состоялись как члены общества и как специалисты. Оценка работы преподавателя будет производиться через оценку работы со студентами. Будет учитываться, пишут ли студенты статьи, печатаются ли в журналах, участвуют ли в научных конференциях, преподаватели должны стать помощниками студентов. При этом мы думаем исключить количественные нормы объема работы преподавателя.

В качестве эксперимента институт, факультет, управление или иное подразделение сами будут распределять суммы, согласно положению, которое принято Ученым советом. Распределение будет касаться тех, кто ниже по должности директора института или декана факультета. И не директор будет определять, кто достоин премии, а кто нет. Этот вопрос нужно решать специальной комиссии во главе с профсоюзным лидером или наиболее авторитетным преподавателем. Заслуживают ли премию руководители, будет решать ректорат, исходя из результатов их работы. Оплата труда может увеличиваться и за счет платных услуг. Надо сказать, что с каждым месяцем средний размер заработной платы в университете повышается.

– Некоторых сотрудников пугает предстоящая аттестация. Что она под собой подразумевает?

– Она, прежде всего, направлена на повышение квалификации, определение тех групп сотрудников, которые могли бы взять на себя дополнительные функции. Например, профессора, который хотел бы стать профессором-исследователем и начал бы работать со студентами над изучением какой-то конкретной темы.

В следующем году, особенно в каникулярное время, мы хотим уделить большое внимание повышению квалификации преподавателей. Будем учить по той тематике, по которой университет считает нужной. Мы выбрали десять тем, и все, что касается специализаций, перехода на кредитно-модульную систему, изменения зачетной системы для студентов или же подготовки будущих учителей, врачей, строителей, горняков и других специалистов с точки зрения практических навыков.

И, конечно же, будем стремиться к тому, чтобы образование стало более практикоориентированным. Оказалось, что у нас плохо проходит или вообще не проходит производственная практика. То денег нет, то машину не подали, то преподаватель заболел. Такое положение дел недопустимо, мы должны оправдать чаяния студентов. Всего за несколько лет в мире свершилось три революции: квантовая, компьютерная и биомолекулярная. Считаю, что надо постоянно помнить о том, что мы живем в очень быстро меняющемся мире – технологии меняются, появляются новые методы преподавания, даже новые способы запоминания. Надо сделать так, чтобы наши студенты приходили на производство или в науку полностью подготовленными специалистами, настоящими профессионалами. А годы учебы вспоминали как самое счастливое и насыщенное время в своей жизни.

Миссию университета я вижу в взращивании личности, в воспитании человека, ответственного за свое поведение и поступки, с творческим и критическим мышлением, способного и умелого. Сегодня всё больше и больше людей решают взять на себя заботу о своём будущем. Сегодня не правительства, не бизнес-структуры доминируют, а человек, как потребитель лучшего продукта или услуг выбирает по всему миру.

Выбрав СВФУ, студент будет иметь гарантию качественного обучения, основанного на осмыслении, исследовании, практике, погружении, анализе, самооценке, где совершенство будет нормой!



Информационно-аналитический портал «Регионы России», http://www.gosrf.ru/news/top/12895