Масштабы Северо-Восточного федерального университета поражают. Здесь есть абсолютно все, начиная от своей лаборатории по клонированию мамонтов до оснащенной по последнему слову техники медицинской клиники. О своих делах ректор вуза Евгения Михайлова говорит открыто: «У меня все прозрачно. Мне положено обнародовать декларацию о доходах – я это и делаю. Хотите что-то узнать? Приходите – поговорим!»
Разговор состоялся в небольшом, но очень уютном зале университета. После полудня в субботу Евгения Исаевна находилась на рабочем месте: только что закончилось совещание. Разговор был приятным и неторопливым.
– Расскажите, с какими пробелами вы столкнулись, когда стали ректором.
– Буквально в первые дни собрала актив преподавателей и сотрудников на совещание, в ходе которого меня попросили озвучить недостатки, замеченные в вузе. Первое, что я назвала, – отсутствие компьютеров и, извините, туалетной бумаги. Присутствующие засмеялись. Мол, ректор не о том думает. Но я никогда не говорю, не анализируя: первый факт информирует об отставании в технологиях, второй – об отсутствии культуры. Мне тут же задали вопрос: «А у вас есть недостатки?». Конечно, у каждого нормального человека есть недостатки. У меня, например, аллергия на запахи: не могу находиться в одном помещении с человеком, от которого пахнет алкоголем, перегаром, перекуром или терпким парфюмом. Не ожидала, что мои слова появятся в одной газете в искаженном виде, якобы я требую от всех пользоваться французскими духами. Вранье! От человека должно пахнуть чистотой.
– Какие изменения произошли в университете под вашим началом?
– Безусловно, изменений много. Значимые для вуза – это современная инфраструктура, учебно-научная лабораторная база, рост зарплаты преподавателей, высокое качество знаний студентов, первые победы на всероссийских олимпиадах и многое другое. СВФУ теперь в тридцатке лучших вузов страны по итогам национального рейтинга. Впервые университет занял 151-ое место в престижном международном рейтинге ведущих вузов Восточной Европы и Центральной Азии в числе 64-х российских вузов. Удалось добиться выделения средств для строительства общежития на 941 место, студенты живут уже третий год. Построили 14 тысяч квадратных метров жилья для преподавателей и сотрудников, в плане профилакторий, общежития на 1 800 мест. Всего не расскажешь, но делается многое.
– Евгения Исаевна, сейчас часто говорят о благотворительности – делают значительно меньше. Я знаю, что вы помогаете детям…
– Считаю, что люди должны помогать друг другу. Не важно, кому ты оказываешь помощь – сиротам или погорельцам. И вовсе не обязательно об этом говорить – помогать без оглядки учили с детства. Поэтому я и не рассказываю всем подряд. Но тут недавно обсуждали, куда я деваю «кучу» денег. Получила две премии Министерства образования и науки России. У меня как у депутата был наказ избирателей – построить пять спортивных и детских площадок. В двух округах – «Сайсарском» и «Октябрьском» – они и построены мною за счет премий. В этом году уже ремонтирую некоторые из них. Стараюсь помочь многодетным семьям, погорельцам, считаю своим долгом помогать женщинам: к сожалению, не у всех зарплата позволяет купить телефон детям или путевку в лагерь.
Восемь лет я была попечителем родного вуза – финансировала стипендии, поездки студентов. В Правительстве России добилась проведения пятидесятилетнего юбилея ЯГУ. Родной второй школе, учителям из улусов помогаю организовывать ысыахи, олимпиады, оплачиваю из зарплаты призы для различных конкурсов, книги издаю… Сейчас очень многие обращаются за помощью ко мне и как к ректору, но, к сожалению, просто нереально помочь каждому. СВФУ – не бюджетная организация, вуз зарабатывает деньги сам. Как поработаем, так и получим. Как в бизнесе. Лишних денег нет. Но концертный зал, другие аудитории, автомашины, лаборатории мы предоставляем бесплатно. Я благодарна коллективу за то, что все без исключения собирают деньги на лечение детей, на одежду погорельцам, на восстановление дома. Кто сколько может. Бывает, студенты вносят свою лепту.
– Помогать материально – это здорово. Но иногда важнее помочь словом.
– Будучи министром образования, часто ездила в улусы, люблю общаться с учителями. Однажды в Анабарском районе на встрече с учителями зашел разговор об уменьшении количества детей в селе. Говорю: «Рожайте сами». Попросила поднять руку тех, у кого есть дети. Рук было немного, некоторые заявили, что у них не только детей нет, но и мужей. Говорят: «Нет достойных кандидатов». Я как раз сидела напротив окна и увидела трех молодых мужчин подшофе, которые шли по дороге. Ну и говорю: «А эти товарищи чем вам не нравятся?» Дамы отвечают, мол, выпивают. Но стоит ли всю жизнь ждать принца на белом коне? Его нужно делать собственноручно: помочь мужчине выйти из кризиса, обогреть, заинтересовать – обязательно изменится. Будешь относиться к человеку с теплотой и любовью – он повернется к тебе, раскроется. И что бы вы думали? Через три года встретила двух учительниц из этого села. Они сказали, что теперь у них есть крепкие семьи, дети. А самое приятное – избранниками стали те, кто тогда казался «не тем вариантом».
– А в вашей семье кто главный? Кто занимается домашними делами, покупает продукты?
– Всем этим занимается муж. Мужчины по своей сути добытчики – они лучше нас могут продумать меню, купить, мебель, сформировать бюджет. Поэтому всю свою зарплату я отдаю мужу. В семье моих родителей отец зарабатывал больше. Но «кошелек» держала мама. И порой по утрам, уходя на работу, папа просил деньги на обед. В эти минуты мне его становилось искренне жаль. Женщина, тем более любящая, не должна создавать такую ситуацию, когда мужчина вынужден хоть малость, но страдать. Хотя маму я тоже понимала: в многодетной семье каждый рубль на счету. В общем, это мое мнение, я его никому не навязываю. Как поддерживать климат в доме, чтобы всем было комфортно, – дело каждого.
Яна АНДРИЕВСКАЯ, газета «Она+»
фото: из архива редакции новостей СВФУ