Валерий Афанасьевич Прохоров
Основным итогом научно-педагогической деятельности являются мои ученики, которые иногда вспоминают своего преподавателя, дают энергию для существования... Это ли не счастье?
Валерий Прохоров: «Потребность в постоянном труде стала базой успешной жизни»
Справка:
Валерий Афанасьевич Прохоров – доктор технических наук, профессор кафедры прикладной механики Инженерно-технического института СВФУ.
Профессор Валерий Прохоров прошел путь от ассистента до профессора. Он – первый доктор технических наук из выпускников строительного отделения инженерно-технического факультета ЯГУ. Является активным пропагандистом высшего инженерного образования. Он рассказал о своем жизненном пути.
- Все мы родом из детства. Какое оно у вас было?
- Родился в Третьем Мальжагарском наслеге Орджоникидзевского района, ныне это Хангаласский улус. B семье завхоза школы Афанасия Прохорова и ветеринара Христины Аммосовой два сына − я и Иван, и две дочери – Матрена и Елена. Семья жила в Первом Жемконе. Родители научили нас организованному труду. Ежедневными занятиями были заготовка дров, льда, уборка снега, работа в коровнике, доставка воды с озера. С семи лет помогал отцу на сенокосе, работал в огороде. Старались выполнить обязанности как можно быстрее − надо было выкроить время на игры. С шестого класса до окончания школы в летнее время по два месяца работал в совхозе на сенокосе. Родители воспитали в нас потребность в постоянном труде, которая стала нормой, базой успешной жизни.
Учился в Жемконской восьмилетней школе. С благодарностью вспоминаю своих учителей: первую учительницу Татьяну Борисову, математика Егора Павлова, физика Николая Васильева, учителя русского языка и литературы Дору Васильеву, учителя физической культуры Ивана Григорьева. Все они оказали первую поддержку в стремлении идти вперед. В школе активно занимался различными видами спорта, воспитал в себе спортивный характер, силу воли.
С 1967-го по 1969 год учился в физико-математическом классе Покровской средней школы №1. В классе нас было 14 школьников из различных наслегов района. С теплотой вспоминаю учителей, оставивших большой след в моей душе и сыгравших роль в моем становлении: это математик Ольга Сукнева и учитель русского языка Ангелина Кривых. Их преданность и любовь к своему предмету, стремление добиваться результатов в работе, доброжелательное отношение к ученикам навсегда запомнились. По математике и физике задавали много задач на дом. Желание решить все задания научили навыку самостоятельной работы. Хорошие знания по школьной математике определили будущее направление развития и деятельности. Запомнилось одно высказывание Ангелины Васильевны: «Постоянно живу по треугольнику – дом, работа и библиотека». Я тоже все время придерживался этого порядка.
- Как вы решили стать инженером?
- С детских лет любил заниматься мелким строительством, мечтал построить лодку. Наблюдал, как сосед-старик Егор Солдатов мастерил сани, деревянную лодку. В школьные годы самостоятельно строил теплицу, туалет, мастерил оконные рамы и так далее. По-видимому, приобретенные навыки определили выбор будущей специальности строителя.
В 1969 году стал студентом строительного отделения инженерно-технического факультета ЯГУ. Хорошая школьная база и работоспособность определили успешную учебу. Считаю, что в студенческом развитии большую помощь оказали мои педагоги. Валентина Алексеенко помогла мне со студенческой адаптацией, Иннокентий Слепцов развил творческое отношение к делу. Алексей Емельянов располагал к себе доброжелательностью, а Валерия Аржакова отличала порядочность. Именно благодаря моим преподавателям я достиг того, что сейчас имею. Всегда старался развивать в себе эти качества. Большой объем самостоятельной работы, сложные курсовые задания можно выполнять только при правильном ежедневном планировании времени, умении расставлять приоритеты.
- Как вы пришли к науке и преподаванию?
- Будучи студентом жил в общежитии, был активным участником всех студенческих мероприятий, будь то субботники, вечеринки, художественная самодеятельность, стройотряд и многое другое. Всегда старался помогать сокурсникам: занимался с ними, объяснял пройденный материал. Видимо уже тогда во мне жил педагог.
После окончания университета выбрал научно-педагогическое направление будущей деятельности, наиболее подходящее моей внутренней сути и обретенным навыкам и умениям. Прошел весь путь становления педагога: был стажером, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором. В 1992-2015 годы заведовал кафедрой сопротивления материалов, которая стала кафедрой прикладной механики.
По окончании альма-матер меня направили на стажировку в Новосибирский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева. Атмосфера крупного научного центра, современные лаборатории, рабочая тишина библиотек – вот что запомнилось мне, стажеру. Я выбрал непростой, но такой прекрасный путь, навсегда связав свою судьбу с миром науки. Так я остался преподавать на родном факультете.
В 1981 году поступил в аспирантуру Московского института машиноведения имени А.А. Благонравова Академии наук СССР.. Под руководством члена-корреспондента Российской Академии наук Николая Махутова выполнил диссертационную работу по теме «Деформационный критерий оценки долговечности при нерегулярных нагружениях» и в 1984 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Личность руководителя, его подлинная интеллигентность, приверженность научной творческой работе, постоянный поиск, стремление к новым достижениям пленяет, вдохновляет, поддерживает меня.
Итогом многолетней плодотворной научной работы стала защита диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук по теме «Оценка риска эксплуатации резервуаров в условиях Севера» в 1999 году. Научная работа, поиски нового, истины стали повседневной потребностью. За эти годы изучено более двадцати научно-исследовательских тем с предприятиями республики, по научным грантам, в том числе выполнены три научных проекта по Федеральным целевым программам. Основное направление научной работы – математическое моделирование надежности и безопасности сложных технических систем и проблемы модернизации инженерного образования.
Основным итогом научно-педагогической деятельности являются мои ученики, которые иногда вспоминают своего преподавателя, дают энергию для существования. Они выполняют научные работы, защищают диссертации, дипломные работы, награждаются медалями на российском уровне за студенческие научные работы. Это ли не счастье?
- Чем любите заниматься в свободное время?
- В свободное время люблю отдыхать на природе, особенно во время рыбалки, сбора ягод, заниматься на даче мелким строительством. В последние годы организовал несколько групповых сплавов по рекам Буотама и Амга. Заключительная часть семинара школы молодых научных сотрудников с участием организаторов была проведена на реке Буотама.
- Мы традиционно спрашиваем о семье. Расскажите о ней, пожалуйста.
- У меня трое детей: две дочери и сын. Старшая дочь живет и работает в Москве, младшая дочь и сын работают в Якутске, все инженеры по образованию. Моя жена – врач, сейчас уже на заслуженном отдыхе.
- Какие у вас были принципы воспитания детей?
- Я для своих детей всегда старался быть образцом для подражания, можно сказать, воспитывал своим примером. Был достаточно строгим отцом. Всегда выбирал принцип системности и ответственности. Например, всегда говорил и говорю: не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня; будьте ответственны за свои слова, дела и поступки.
Рождение детей всегда счастье. Сейчас ждем с супругой от детей внуков. К сожалению, у современной молодежи изменились ценности, и они не торопятся заводить семьи.
Материал подготовила Варвара ЖИРКОВА
Фото: Светлана ПАВЛОВА