Егор Гаврильевич Слободчиков
Наука не терпит снисхождения
Старший преподаватель кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» Инженерно-технического института СВФУ Егор Слободчиков недавно отметил радостное и долгожданное для любого исследователя событие – вышел приказ о присвоении ему ученой степени кандидата технических наук. В интервью «Нашему университету» молодой ученый поделился, что повлияло на его выбор специальности, в каком направлении двигаются исследовательские работы и почему важно продолжать обучаться.
Расскажите, с чего начался ваш интерес к инженерно-технической сфере? Что больше повлияло на ваш выбор?
Все началось со школьной скамьи. Я родился в селе Майя Мегино-Кангаласского района. Все мое детство прошло там, окончил Майинскую гимназию в 2003 году. Учебный процесс в гимназии, в основном, был с техническим уклоном, класс разделяли на естественные и технические направления. И в настоящее время Майинский лицей является одной из ведущих школ в республике с опытным коллективом, эффективными методиками обучения и впечатляющими достижениями.
С 6 класса я начал заниматься исследовательской деятельностью, принимал активное участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее». Это послужило первым опытом в технической сфере. У нас с отцом был проект под названием «Обводнение русла речки села Майя», связанный с решением проблемы полноводности реки, протекающей внутри села и обеспечивающей хозяйственно-бытовую деятельность человека. Проект решал насущные проблемы: пересыхание реки в летнее время и обеспечение водой одноименного озера, также работа затрагивала экологические вопросы, связанные с очисткой воды. Каждый год принимая участие в таких конференциях, я приобретал важный опыт исследовательской работы, умение анализировать и излагать мысли.
При гимназии имелась очень хорошая библиотека с технической литературой. После занятий всегда оставался в ней, чтобы почитать научно-популярные издания, например, очень увлекался журналом «Техника молодежи».
Можете немного рассказать про тему вашей научной диссертации?
Тема моей диссертации – «Повышение эффективности твердотопливных котлов малой мощности в условиях Севера». Исследование связано с работой твердотопливных котлов, которые применяются в автономном теплоснабжении зданий, а именно для малоэтажного жилья, не обеспеченных централизованным отоплением и газификацией. Проблематика была связана с влиянием наших низких наружных температур на процессы горения в топке. Решаемая задача заключалась в улучшении эксплуатационных свойств котлов и повышении длительности эффективного горения. Считаю важным, что научное исследование связано с решением актуальных для жителей Якутии вопросов отопления и комфортности проживания.
Как прошел ваш путь к достижениям в сфере инженерии?
Не знаю, что говорить о достижениях, но я верю, что если человек работает, то он всегда добьется своих целей. Также я считаю, что для человека постигать науку – уже большое достижение. Обучаться чему-то новому очень важно, преподаватель всегда должен заниматься самообразованием.
Мир сейчас невероятно динамичен: приходят новые технологии, меняются принципы и научные подходы. Например, в строительной сфере уже есть необходимость актуализации существующих нормативов и правил с учетом особенностей региона. Наша кафедра крепко связана с тепловой энергетикой и инженерными системами, где имеется достаточно актуальных задач и направлений развития, в том числе, связанных с развитием систем автоматизации и методов численного моделирования. Все процессы на сегодняшний день становятся «прозрачными» и управляемыми.
Какой самый главный урок вы исчерпали из своей деятельности?
На самом деле, я до сих пор учусь. У человека, занимающегося наукой, нет пределов для развития – она тем и интересна, что ты все время узнаешь что-то новое. Любопытная, любознательная личность с научным самолюбием всегда будет совершенствоваться и ее возможности, амбиции никогда не исчерпаются.
Я считаю, что научная деятельность развивает тебя разносторонне. Например, в нашем инженерно-техническом направлении человек, во-первых, должен хорошо знать теоретические основы и положения. Во-вторых, знать производственные процессы в строительстве и уметь их применять. Это две равноценные друг другу вещи, без которых невозможен процесс обучения.
Какой ваш главный жизненный слоган? Что помогает двигаться вперед?
Мне помогает внутренняя мотивация. У каждого человека она имеется, и без нее невозможно представить какой-либо прогресс. Причем проявляется она абсолютно по-разному: кого-то мотивирует получение материального благополучия, кем-то движет любознательность, ну а кто-то получает духовное удовлетворение.
На самом деле, заниматься наукой – дело сложное, и этому нужно уделять отдельное время, которого современному человеку, учитывая быстрый темп жизни и текущие задачи, не хватает никогда. Именно поэтому у него должна быть внутренняя мотивация и желание. Я получаю настоящее удовольствие, когда у нас что-то получается и мы помогаем людям, решая их проблемы, применяя научные подходы.
Что бы вы хотели сказать людям, только вступающим в путь науки?
Самое главное – усердие и сила воли. Научный путь тернистый, неспроста ведь существует выражение «грызть гранит науки», ведь оно правдиво. Хоть путь этот и трудный, он, тем не менее, увлекательный, захватывающий, и каждый человек, который хочет заниматься наукой, найдет место в этой сфере.
При этом основная деятельность нашего университета – это образовательный процесс и подготовка востребованных кадров. С одной стороны, быть сфокусированным исключительно на образовательную деятельность можно, но при этом я думаю, что человек так медленнее развивается. Конечно же теоретическая база необходима, но, занимаясь параллельно и научными исследованиями, ты узнаешь проблему, свою специализацию и направление глубже и потом можешь передать своим студентам.
Сейчас жизнь, как я сказал ранее, протекает в быстром темпе. Мы живем в век информационных технологий. Очень трудно найти время на исследования и разработки, потому что наука не терпит снисхождения: над ней нужно тщательно работать, а не просто одномоментно уделять время. Именно поэтому я бы еще хотел пожелать усидчивости молодым людям, чтобы те всегда находили время заниматься наукой, несмотря на то, что текущие повседневные задачи будут всегда и никогда не закончатся. Свободного времени всегда мало – это надо учитывать.
Так что внутренняя сила, дисциплина, сосредоточенность и мотивация – вот ваши главные спутники в научном пути. Желаю всем, кто только начинает или уже постигает науку, удачи. У вас все получится!