Личности

Владимир Суплецов

«Защищайтесь, пока молоды…»

Владимир Суплецов из Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета защитил кандидатскую диссертацию после многолетнего перерыва – зато накопил такой объем материала, что получилась не имеющая аналогов работа. О своих научных интересах, мотивации и важности поддержки семьи исследователь рассказал «Нашему университету».

Когда вы начали заниматься наукой? Почему именно строительство?

С направлением я определился очень давно. У меня всегда была тяга к точным наукам – математике и физике. Когда я выбирал специальность, были смутные времена – конец 1990-х. Нужно было выбирать профессию, которая будет развиваться в будущем и позволит обеспечить достойную жизнь. Как раз в это время в республике и во всей стране начался настоящий строительный бум.

Я выбрал строительство. С первого по третий курс я, как и все притирался, искал себя. С четвертого курса у нас начались специальные дисциплины, которые вызвали у меня настоящий интерес, особенно дисциплина, связанная с обследованием зданий и сооружений, и я решил пойти по этому направлению. Диплом у меня был связан с разработкой руководства по технической эксплуатации производственных зданий и сооружений АК «АЛРОСА» – стандарта организации крупнейшей в мире алмазодобывающей компании, и был написан по данным многолетних натурных обследований. В то время это все только начинало развиваться, в 90-е годы обследованием зданий и сооружений практически не занимались. Пока готовил дипломную работу, хорошо освоил специализированные графические и расчетные программы. Моя дипломная работа заняла I место в региональном конкурсе дипломных проектов и работ в г. Владивостоке. Руководство по эксплуатации, которое я разработал, в 2012 году было доработано, актуализировано и внедрено в структурных подразделениях АК «АЛРОСА».

Все это придало мне сил, и, когда мне предложили остаться на кафедре, я согласился. В то время была развита практика хоздоговорных работ – это сейчас много работ ведется по научным грантам. Я начал активно работать в этом направлении, и, к сожалению, отдалился от науки.

Диссертация, по которой я сразу после окончания института сделал график, отошла на второй план. Однако это отчасти и помогло мне – во время практической работы я набрал необходимый опыт. Моя практическая часть растянулась на долгих 14 лет, что позволило получить огромный объем статистических данных и написать актуальную работу. За это время также, к сожалению, из института ушел мой научный руководитель, и я оказался в творческом вакууме. В 2018 году директор института Терентий Афанасьевич Корнилов сказал, что пора сделать выбор: наука или хоздоговорная деятельность. Он согласился стать моим научным руководителем, и я взялся за диссертацию. Терентий Афанасьевич очень энергичный и прогрессивный человек, без его помощи и содействия я бы не защитился.

 

Получается, у вас большой опыт и практический, и преподавательский?

Да, в этом плане мне повезло. Практический опыт просто огромный. Я веду дисциплину, которая связана в большей степени с практикой, теоретическая часть позволяет овладеть только общими принципами. Чтобы заниматься этой деятельностью, нужно иметь большой опыт.

Я внедрил очень много интересных и актуальных лабораторных работ в процессе преподавания, обусловленных именно значительной практикой. Около 10 лет назад ввел в рабочую программу дисциплины практическую работу, когда студенты выбирают жилые здания в Якутске с дефектами и повреждениями и обследуют их. Благодаря этому у нас накопилась очень большая база жилых зданий города, по которым имеется информация о техническом состоянии.

Возвращаясь к своей работе, добавлю, что в ней у меня был накоплен большой материал по обследованиям производственных зданий и сооружений. Статистика начинается с середины 1960-х годов. Был обработан большой объем данных, разработана методика по прогнозированию сроков службы стальных конструкций производственных зданий в экстремальных условиях эксплуатации. В последнее время много внимания уделяют в основном жилым и общественным зданиям, по производственным объектам подобного рода исследования проводятся реже.

Моя цель заключалась в том, чтобы на стадии проектирования спрогнозировать сроки службы зданий с учетом факторов эксплуатации и разработать рекомендации, которые помогут повысить долговечность стальных конструкций производственных зданий. Для этапа проектирования это было сделано впервые, и в этом была сложность и новизна моей работы. Чтобы подготовить такую работу, нужен большой объем статистического материала – я собрал более чем за 50 лет. Было тяжело найти консультантов, которые могут помочь с обоснованием сроков. В свое время я даже ездил в Москву, встречался с научными сотрудниками институтов, они отвечали, что используются средние показатели. Мне повезло, что университет давно сотрудничает с АК «АЛРОСА», в связи с чем накопился большой объем данных.

 

А что теперь? Вы будете дальше работать в этом направлении?

Эта тема очень интересная, но я хочу попробовать немного другое направление, которое также связано с исследованием технического состояния зданий и сооружений. Планирую изучать физический износ стальных конструкций производственных зданий, потому что это сейчас актуально. Есть методики оценки физического износа для жилых и общественных зданий с учетом визуально-инструментального обследования, а для производственных – нет. Точнее, есть, но она очень сложная и трудоемкая, оценка осуществляется через потерю несущей способности, то есть необходимо обладать углубленными навыками расчета конструкций. А все это должно быть общедоступно, так как оценка физического износа сейчас выходит на первый план – это обусловлено увеличением сроков службы зданий. Имея огромный материал по результатам обследования производственных зданий, я смогу подумать и о докторской диссертации.

 

То есть, вы думаете об этом? Просто многие на докторскую не идут…

Я размышляю об этом, потому что у меня большой объем экспериментальных данных, которые грех не использовать. Нужно теперь подумать над темой и актуальностью моего планируемого направления исследований.

В этом году хочу отдохнуть – для меня был длительный напряженный период подготовки кандидатской диссертации, а со следующего года я плотно займусь проработкой выбранной тематики. Когда человек защищается, перед ним открываются перспективы. Если честно, заведующим лабораторией я уже «засиделся», хочется двигаться дальше и развиваться. Когда окончательно определюсь со своей дальнейшей траекторией исследований, приступлю к написанию докторской диссертации.

 

Каким образом вам удалось организовать свое время?

Подход к семье у меня был осознанный – я женился достаточно поздно по среднестатистическим меркам, в 29 лет. Супруга понимала, где и кем я работаю, осознавала, что буду заниматься научными исследованиями, и чем это чревато. У меня в семье все вовлечены и есть понимание, что и для чего я делаю. Дочка также уже познает азы научной жизни – правда, в сфере гуманитарных наук. Поэтому в плане семьи сложностей никогда не было.

Особенную благодарность хочу выразить своей маме, она, наверное, больше меня ждала этого момента, очень сильно переживала и поддерживала. Практически всю осень засиживался допоздна на работе, защита у меня была перед самым Новым годом – даже чуть не остался в Улан-Удэ! Домой вернулся только 30 декабря.

 

Что можете посоветовать молодым исследователям, которые только начали обучение, молодым аспирантам? Как добить это дело? Как дойти до конца?

У меня есть один очень хороший совет для молодых ученых. Писать свой первый научный труд надо, пока молодой – говорю это, как человек, который защитился в 40 лет. Чем старше становишься, тем труднее. Появляются другие дела, меняется мировоззрение, снижается мотивация.

Когда я только пришел в науку, у меня было огромное желание и стремление, которое постепенно начало угасать. Самое главное, на начальном этапе – определиться, найти направление исследований и начать работать, пока не пропал интерес – с возрастом это всегда так. Когда молодые ребята быстро защищаются, это их подстегивает развиваться дальше, им кажется, что это не так сложно, и они идут вперед, как танки, напролом. Считаю, что оптимальный возраст для защиты кандидатской диссертации – до 30 лет. У нас в ИТИ в последнее время таких ребят несколько, и вообще институт активно взялся за подготовку научных кадров.

Не надо затягивать, не надо бояться и надо стремиться к результату. Сразу после защиты у вас появится большой выбор и возможности для развития, потому что у вас будет основа. Мы научная организация, и чтобы развиваться в этой сфере, нужна ученая степень. Да и даже отношение коллег и руководства другое, когда ты приобретаешь статус кандидата наук!