Личности

Иван Ядрихинский

«Моя главная мечта – чтобы недропользователи брали на работу наших экологов»

Доцент Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета Иван Ядрихинский не просто работает в сфере науки и образования, но искренне увлечен своей деятельностью. Подробнее об этом кандидат географических наук рассказал «Нашему университету».

Вы начали увлекаться экологией еще в школе – как все началось?

Когда я учился в пятом классе, в мою школу приехали работать молодые выпускники нашего университета. Александра Васильевна и Дмитрий Иванович Потаповы. Супружеская пара - выпускники биолого-географического факультета: она – учитель химии, а он – учитель биологии. И вот в следующем году они стали организовывать мини-экспедиции в окрестностях нашего села Модут Намского района. Дмитрий Иванович знакомил детей с флорой и фауной. Затем остальные школьные учителя подключились к нашему движению.

В то время у нас резко в селе встал вопрос о качестве питьевой воды. Озеро, которое мы помним с детства как целое море, стало мельчать. И мы под руководством наших учителей стали изучать это – проводили исследования, выступали с докладами. Я очень благодарен учителям за это! Они держали нас строго, и я думаю, что это хорошо.

 

У вас очень активная жизнь, как находите на все время?

Времени как раз-таки физически не хватает. Была бы возможность, я бы подробнее рассказывал обо всем в своем телеграм-канале, а получается так: выбрал фотографии, немного текста и отправляю. Блогером я себя не считаю. Вообще, канал веду ради студентов, чтобы они были в курсе всех новостей в области природоохраны.

Я также являюсь членом Молодежного парламента при Государственном Собрания (Ил Тумэн), курирую комитет по природным ресурсам, земельным отношениям и экологии. Потому что только через нормативно-правовые акты можно внести свой вклад в развитие общества. Сначала ведь необходимо, чтобы был принят закон, а затем уже непосредственно участвовать в его реализации.

В прошлом году я внес предложения в региональный закон об образовании в части трудового воспитания. Недавно узнал, что мои предложения были учтены. Также мы активно работали при разработке проекта «Экологического кодекса Республики Саха». Нормотворчество и правотворчество на самом деле очень интересная работа, требующая твоего серьёзного внимания и высокой организации человека, и коллектива!

 

Скажите, а профессия эколога сейчас востребована?

Мы до сих пор застряли в убеждении, что эколог – это человек, который везде убирает мусор. Нашу профессию часто романтизируют, представляя их борцами за сохранение природы. Однако на практике все более прозаично, и такие специалисты либо занимаются надзорной работой, либо трудятся на промышленных предприятиях, где следят за выполнением установленных государством нормативов. Они также составляют профильную документацию, отчеты по использованию природных ресурсов и выбросам, рассчитывают объемы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Они также замеряют и анализируют экологические показатели, нанимают подрядчиков, контролируют вывоз и утилизацию отходов и т.д. Нет, его работа заключается совершенно в другом. Сейчас экологи нужны для проектирования, производств, изысканий и так далее.

Я два года набирал опыта в крупной нефтегазовой компании, мы работали на этапе строительства – стройки века, как его называют газовики, объект действительно стратегически важный для нашей страны. На производство я пришел из академической среды. Изначально было очень тяжело адаптироваться к такому сложному графику работы, каждую неделю командировки, бывало, что ты сегодня спокойно едешь домой, а завтра утром ты уже на Камчатке. Но, работа была очень интересной, до сих пор поддерживаю связь с коллегами. Буквально две недели назад ездил к ним на Ямал. Они кстати, являются постоянными членами ГЭК и ГАК.

Знаете, почему я вернулся в университет? Когда я впервые посетил месторождение, одновременно на лицензионном участке работали больше десятки экологов, а самое странное в том, что среди них я был единственный местный эколог! И вот, я начинаю интересоваться, почему. Оказалось, что на промышленных и производственных объектах специалист должен иметь квалификацию инженера по охране окружающей среды. А в республике мы к этому моменту не готовили своих инженеров.

Вот ради чего я вернулся в университет. Там же начал готовить учебник для подготовки будущих специалистов с учетом региональной специфики. Это первый такой учебник в республике.

На открытие этой специальности у нас ушло два года. Коллектив экологического отделения Института естественных наук в этом плане сработал профессионально и сглажено. Отдельно хочу поблагодарить Прасковью Ивановну Харлампьеву, Алину Афанасьевну Никифорову, Эльзу Михайловну Сутакову. В прошлом году мы набрали первых будущих инженеров-экологов. И СВФУ стал первым вузом на Дальнем Востоке, который будет готовить таких специалистов. Конкурс у нас достаточно серьезный – люди оценили.

Я очень переживаю за этих ребят, подхожу к преподавателям, прошу обратить внимание на те или иные темы. Потому что знаю, с чем они столкнуться, когда устроятся на работу. Думаю, это самое важное, а не просто выпустить их, вручить дипломы.

Сейчас я еще ставлю перед собой задачу трудоустроить своих магистрантов. Налаживать связи с потенциальными работодателями, договариваться сними о производственных практиках. На первом курсе я им вручил федеральный закон об охране окружающей среды: «Это ваше «оружие», изучайте!»

 

А вы не испытываете чувства «выгорания» от профессии?

Было такое, не ожидал от себя такого. Физически ты не устаешь, это проявляется на эмоциональном уровне. Меня спасает Питер и отключение телефона. Это мой город, особенно осенний Петербург, там живут друзья.

Чтобы отвлечься, я на один день выключаю телефон. И просто нахожусь дома в абсолютной тишине.

У меня есть слабость – самолеты. Я коллекционирую модели гражданских самолетов. У меня была мечта стать пилотом или водителем автобуса. Сначала хотел стать водителем – для сельского мальчика этот вид транспорта был подобен космическому кораблю!

В университете меня держит ответственность за студентов, будущих специалистов. Надеюсь, что года через четыре недропользователи уже будут брать наших специалистов. Это моя самая главная мечта!