• ЭИОС

Личности

Муза Мординова

Я выросла на природе. Отец мой, народный писатель Николай Мординов-Амма Аччыгыйа, был великим охотником. А раз папа охотник, значит, и я, как хвост, за ним

Наука о жизни

Мординова Муза Николаевна – кандидат биологических наук, доцент, профессор-наставник ИЕН СВФУ. Заслуженный учитель школ ЯАССР, Учитель учителей, Почетный работник Высшей школы России, ветеран ВОВ и труда, почетный работник высшего образования РФ.

Муза мординова

Злой человек не может быть хорошим биологом, считает профессор-наставник Института естественных наук СВФУ Муза Мординова. Более полувека она изучает науку о жизни и считает биологию безграничной стоит втянуться, она притянет тебя надолго и откроет сокровенные тайны о мире.

«Я выросла на природе. Отец мой, народный писатель Николай Мординов-Амма Аччыгыйа, был великим охотником. А раз папа охотник, значит, и я, как хвост, за ним. Так и выросла, в лесу, среди цветов и деревьев. Поэтому вопрос «куда поступать?» у меня сомнений не вызывал. После седьмого класса я хотела поступить в сельхозтехникум, куда «благополучно» опоздала. Пришла туда, а занятия уже идут. Походила по корпусу, и мне показалось все таким солидным: само здание, взрослые студенты − и я испугалась. Пришлось вернуться в школу и продолжать обучение там. В 1953 году я поступила в Московский государственный университет. Помню, очень удивились, узнав, откуда я. В те времена, конечно же, мало кто знал о Якутии. Шутка ли, добирались столицы три дня на самолете. Приняли на первый курс биолого-почвенного факультета. Сейчас не могу вспомнить, слабее остальных или сильнее я была по уровню знаний. Но наша якутская школа давала неплохую подготовку.

Почти все однокурсники нашли себя в жизни. Мой однокурсник Николай Дроздов − известный ученый, телеведущий передачи «В мире животных», а другой − Владимир Познер − окончив кафедру высшей нервной деятельности, стал журналистом.

Ищите корни в биологии

Биология формирует общефилософское представление о мире. Когда студенты нашего направления завершают обучение, это уже совсем другие люди, не те, что поступили когда-то сюда. У них формируется бережное отношение к природе.

Биология − это наука о жизни. Устойчивее всех в этой жизни человек, который что-то о ней знает. Большое внимание сейчас уделяется экологии, развиты генетические исследования. Все выпускники естественного направления, я уверена, смогут найти себя. Кто-то найдет себя в педагогике. Есть серия книг ученого Феликса Патури, которая называется «Растения − гениальные инженеры природы». Она о том, как решаются в мире растений многие проблемы из области экологии, энергетики, передачи информации, утилизации отходов, рационального использования ресурсов окружающей среды и др. Решения-модели, найденные «лучшими в мире инженерами», эффективны, экологически безупречны и одновременно просты. Умелое заимствование их человеком означало бы большую экономию средств и времени.

Уже 48 лет я работаю со студентами. Многие студенты очень хорошо подготовлены, из них выходят первоклассные специалисты. Однако в последнее время я замечаю, что они не умеют учиться. Возможно, интерес к учебе теряется из-за большого объема информации. Обучение − это ведь желание узнать что-то новое, определить истину, открыть что-то для себя, но молодым людям сейчас просто лень до чего-то докапываться, во что-то вкладывать душу. Но с молодежью работать стоит. К слову, империя Чингисхана имела свою Конституцию, одна из глав которой была посвящена работе с молодежью.

Открытие в чашке

Мой научный интерес − это интродукция лекарственных растений. Это искусственное переселение растений из одной зоны в другую, ему дают хорошие условия, вводят в культуру. Растение обычно начинает расти гораздо активнее, дает большую фитомассу, приобретает больше лекарственных свойств. Данные исследования в Якутии успешно развиваются, у нас есть два ботанических сада − один в Академии наук, другой при нашем институте. Проблемы интродукции очень интересные. Жаль, что производством в области лекарственных растений Якутии сейчас занимаются мало, поэтому в аптеках легче найти привозные.

У меня есть опыт работы с новыми для Якутии видами растений. Такой, например, была солянка холмовая. Попробуйте поискать ее в аптеке – не найдете. Растение является протектором печени, исцеляет даже самые крайние стадии заболеваний этого органа, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, выводит токсины из организма, улучшает зрение.

Солянка холмовая − низкорослое растение. А у нас она растет небывалыми темпами. С одной дипломницей мы высеяли ее для научной работы. В срок, когда пришло время собирать, я приехала на участок на своей «Ниве». С собой взяла мешочек для растения. Что вы думаете? Урожай в мою машину просто не поместился. Короткий вегетационный период компенсируется усиленным световым режимом − у нас освещение на единицу площади, как в Ташкенте, поэтому растение разрослось.

Многие напрасно думают, что все уже открыто до нас. С той же солянкой − как было? Помню, как-то я на работе очень нервничала и чтобы успокоиться, решила попить солянку. Тут меня кто-то отвлек, минут через двадцать, вспомнив, смотрю: семена, которые я залила водой полопались, выпустив корешки. Всего-то за 20 минут! Ни одного такого растения я не припомню. Но ведь подобное открытие мог сделать кто угодно, даже школьник. Поэтому на молодежь большая надежда. Долго живет тот человек, который способен удивляться, который способен заметить удивительное в повседневной жизни.

Пять основных вех в истории института

Первая веха − это открытие Педагогического института и создание естественного факультета при нем. Это крупнейшее событие в истории образования, в истории республики. Вторая – трудные годы Великой Отечественной войны, когда многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Третья − это, конечно же, открытие университета на базе пединститута. Первым ректором стал мой дядя Авксентий Мординов. Важным историческим моментом также могу назвать переезд в новое здание: до этого биолого-географический факультет размещался в двухэтажном здании на улице Дзержинского, затем мы переехали в Главный корпус, а после в Корпус факультетов естественных наук. У нас здесь действительно новые, современные лаборатории, специальные аудитории. Развитие института происходит непрерывно. Сейчас у нас обучается большое количество студентов, производится колоссальный объем научной работы.

Когда я была деканом, у нас было всего пять кафедр. А теперь их девять. Наш факультет − один из старейших в вузе, три года подряд мы занимали первое место в соцсоревнованиях, три года подряд мы получали переходящее Красное знамя, и оно передано нам на вечное хранение. И хранится в деканате до сих пор.

Культура − она и в биологии культура

У режиссера Александра Митты как-то спросили, чем отличаются российские студенты от других. Он ответил − культурой. Я хочу то же самое сказать о студентах-биологах. Биологи − они скромные, добрые. Биолог не может быть злым, он же всегда взаимодействует с живым.

Как-то я спросила молодую специалистку по истории: «Что такое культура? Что это за магическое слово, которое применяется везде? Культура общения, национальная культура, культура поведения, мы не можем без этого слова обойтись и в физиологии растений: зерновая культура, овощная. Способ выращивания опять же − в почвенной культуре, песчаной…» Она ответила, что это способ адаптации к жизни. Так что Митта, говоря о культуре, наверняка имел в виду что-то большее, нежели известное всем расхожее представление».

Нина КЕРЕМЯСОВА