Семенова Валентина Григорьевна
Литературное произведение рождает личностное отношение к искусству слова, помогает сохранить язык народа. Тем самым пробуждает у человека желание творить, претворять художественное произведение в жизнь.
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой якутской литературы Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации СВФУ им. М.К. Аммосова, член Союза писателей РС (Я), заслуженный работник культуры РС (Я) Семенова Валентина Григорьевна является известным специалистом по изучению жизни и творчества одного из основоположников якутской литературы А.И. Софронова-Алампа. В архивах РС (Я) и России, библиотечных фондах ею были обнаружены многие документы и впервые введены в научный оборот. Особенную ценность представляют обнародованные ею редкие кинофрагменты с участием писателя А.И. Софронова-Алампа. В.Г. Семенова - составитель Полного собрания сочинений писателя в четырех томах (2005-2011 гг.) с обширным историко-литературным комментарием и научным аппаратом.
В.Г. Семенова – опытный и успешный руководитель. При переходе на новую систему образовательного процесса кафедра под ее руководством одна из первых открыла бакалавриат по профилю “Прикладная филология”, магистратуру по направлению “Литература народов РФ”, учебно-научную лабораторию художественного наследия и сравнительного изучения литератур народов Северо-Востока и Сибири РФ.
Автор более 100 научных статей о классиках якутской литературы, 3 монографий, 3 учебно-методических пособий для студентов-филологов, составитель и редактор многих сборников научных конференций.
28 ноября 2013 года в Зале заседаний Ученого совета СВФУ им. М.К. Аммосова будет проведено расширенное заседание Ученого Совета Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ, посвященное презентации официального сайта “Алампа” (alampa.s-vfu.ru) и 50-летию со дня рождения В.Г. Семеновой.
Литература - духовное сокровище народа…
Никто не сомневается в том, что литература – это духовное сокровище народа, его эстетическая и этическая ценность. Об этом сказано и написано много, но, тем не менее, этот вопрос актуален во все времена, а в ХХI веке, как ни странно, становится еще более актуальной проблемой века! Почему? Да потому что появился мощный, всем известный конкурент – Интернет. Люди перестали интересоваться живой литературой, читать художественные книги. Остро стоит вопрос о том, как вернуть интерес к чтению. Об этом, и о многом другом мы беседуем с доцентом института языков и культуры народов Северо-Востока СВФУ им. М.К.Аммосова, заведующей кафедрой якутской литературы, кандидатом филологических наук, заслуженным работником культуры РС (Я) Валентиной Григорьевной Семеновой. Валентина Семенова на сегодняшний день является единственным специалистом по изучению жизни и творчества основоположника якутской литературы, писателя-классика А.И.Софронова-Алампа.
- Вы, как активный пропагандист якутской литературы, популяризатор творчества Алампа, много выступаете по радио, телевидению, являетесь экспертом научных конференций, членом жюри многих республиканских конкурсов школьников Республики Саха (Якутия), поэтому, наверное, можете сказать «Какая литература больше всего привлекает внимание молодого человека?»
- Трудно дать однозначный ответ. Но согласно школьной и вузовской программе, учащиеся средней школы и учебных заведений в первую очередь знакомятся, а значит и читают, во всяком случае, должны читать классическую литературу. В школьном возрасте идет формирование навыков творческого и осознанного чтения, закладываются основы художественного вкуса, любовь к духовному потенциалу, культуре этноса через литературу.
- Возможно, в школе дети вынуждены читать по программе, для того, чтобы успешно сдать экзамены, а потом - до свидания, родная литература. Разве не так?
- Смею заверить и даже утверждать, что не совсем так. Я веду основные курсы по истории якутской литературы в своем институте и в других факультетах с гуманитарным уклоном и могу сказать, что студенты с большим вниманием читают произведения основоположников якутской литературы, труды писателей классиков: Алексея Кулаковского, Анемподиста Софронова – Алампа, Николая Неустроева, Василия Никифорова, то есть произведения, считающиеся интеллектуальным сокровищем якутского народа. Велик интерес к литературе последующих годов: произведениям Платона Ойунского, Афанасия Федорова, Петра Тобурокова, Софрона и Семена Даниловых, Василия Яковлева-Далана, Ивана Гоголева, Николая Лугинова, Егора Неймохова, Дмитрия Наумова и других.
- Возможно и так, но проблема, падения интереса к той литературе, о которой вы говорите, согласитесь, у широкого круга имеется. И об этом творческая интеллигенция не только открыто говорит, но бьет в набат…
- Да, у широкого круга населения действительно эта проблема существует. Мы знаем о том, что согласно международным исследованиям PISA, по качеству чтения и понимания текста старшеклассниками, Россия среди 65 стран заняла 41-ое место, хотя раньше мы были самой читающей нацией в мире. Это в частности актуально и у нас, в Якутии….
- И каковы причины, на Ваш взгляд?
- Их много. Не открою Америку, если скажу, что с открытием скажем, шлюзов запрета на некоторые произведения в советское время, хлынула литература с малохудожественными произведениями, литература легкого, бульварного, развлекательного жанра. Произошла дегуманизация общества, которая насаждает в умах и сердцах юного поколения антигуманные чувства, вседозволенность, разрушает нравственные идеалы общества. Чтение классики – это прежде всего умственный труд, надо вникать в сложный мир ценностей, которые вложены в канву классической литературы…
Ученик приходя домой из школы, должен продолжать закрепление и развитие сведений, полученных в школе. Он должен самостоятельно прочитать произведение, обсудить его с членами семьи. Но тут его встречает пустота… Современные родители заняты собой, добыванием денег, им некогда читать с ребенком и даже выслушать его. А ведь родители должны привить, заложить любовь к чтению, к хорошей литературе и чем раньше, тем лучше. Вот и получается, что учителя – единственные заинтересованные в этом деле.
- И что Вы предлагаете?
- В нашей республике этому вопросу уделяется достаточное внимание. Помните, был Проект «Читающая нация»? Это очень хороший и полезный проект и, считаю, его надо продолжить дальше.
Многие предлагают пересмотреть школьную программу по литературе вообще. Говорят, что она громоздкая, предлагают составить список из лучших произведений, чтение и знание которых обязательно для всех. Но это вызывает споры, так как определить круг, например, 100 лучших произведений, не совсем легкая задача. По каким критериям их отбирать?
Также предлагаются организовать литературные чтения в музеях, в формате литературного ликбеза в клубах по интересам. Например, в СВФУ работает литературный кружок «Сергеляхские огни». Подобные мероприятия проводятся и в ЯГСХА.
- Катализатор развития литературы – это критика. В современной русской и якутской литературе критики или нет, или ее голоса не слышно.
- Да, критики мало, и она, скажем так, играет не ту роль. Во-первых, появилось много разной литературы, литературы коммерческой, появился термин «книжный рынок». У кого есть деньги, печатают любую книгу, которую и произведением-то назвать нельзя. И критиков-то на все это не хватает.
Во-вторых, критика воспринимается авторами очень тяжело, болезненно, критик воспринимается как «личный враг». А раньше критик воспринимался, можно сказать, как лекарь от литературы. Критики ориентировали читателя, прививали вкус, в то же время направляли писателей, указывали на ошибки, что в конце концов повышало качество художественной литературы. К сожалению, эта культура утрачена… Это особенно проявляется в якутской литературе последнего времени…
- Зачем нам, действительно, читать и перечитывать классическую художественную литературу? Может, в наш быстрый информационный век ограничиться короткими интернет-постами и телефонными смсками?
- Мы прежде всего люди и должны ими оставаться. Мы должны развиваться, вот в этом прежде всего роль и значимость литературы. Она предопределяет движение человека или общества вперед, к культуре духовной и нравственной. В духовном саморазвитии первостепенную роль играет родная литература. Читать классику надо непременно, так как именно там концентрируется духовное богатство народа, в ней заложена богатая палитра родного языка… А без языка нет народа…
В якутской литературе красной строкой проходит тема любви к своему народу, единства человека с природой. В ней заложен опыт народа, его менталитет, вековое познание им своей национальной культуры, истории, философии. Мы живем в экстремальных условиях, и чтобы выжить в этих суровых условиях, наши предки считали себя детьми природы и отождествляли себя с ним, наделяли их духом, общались. Мудрость народа вложена в творческом наследии народа олонхо…
Литературное произведение рождает личностное отношение к искусству слова, помогает сохранить язык народа. И тем самым пробуждает у человека желание творить, претворять художественное произведение в жизнь. Якутские писатели-классики описывали природу и реалистическую картину мира, основываясь на знании законов мироздания и народной мудрости и психологии.
Таким образом, чтобы познать жизнь, историю своей родины, через положительный образ героя или иные персонажи надо читать, и читать сознательно.… И, желательно, прочитать как можно больше в юном, молодом возрасте, со временем становится все труднее и труднее наверстывать упущенное…
- Валентина Григорьевна, спасибо за беседу, и, к сожалению, наш интересный разговор близится к концу. Вы, как мне известно, в свое время были активной студенткой и даже избирались депутатом Верховного Совета ЯАССР от ЯГУ. Как это было возможно? И что Вы пожелаете современным студентам?
- Студенческие золотые годы даются человеку всего один раз. И нужно прожить эти годы ярко, чтобы не было потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В свое время я находила время для всего, успевала везде. Это и работа в общежитии, и на курсе, и в стройотряде как командир и т.д.
А студентам СВФУ пожелала бы быть активными, спешить делать добрые, полезные дела и, много читать…
Маргарита Винокурова