Рабфак

                                       

Что такое Рабфак?


Рабфаковка

      Когда набираешь в поисковике это слово, в первой строке выходит информация из Википедии:

      «Рабфак» (стилизуется как «РабFUCK») — российская музыкальная группа, исполняющая песни с сатирическими текстами.

      Но на самом деле Рабфак (рабочий факультет) – система образования, когда учащийся, имеющий образование от 3 до 5-6 классов, должен закончить полный курс средней школы быстро – всего за 1,5-2 года, в крайнем случае – за 2,5-3 года, и потом уже поступить в ВУЗ.

      Это очень тяжело… Но она была вполне посильна взрослому человеку (пусть и не каждому), если ему помогали огромные мотивация, энтузиазм и помогали более грамотные друзья.

       Жизнь показывала, что отправка для обучения в рабфаке за пределы ЯАССР – дело дорогостоящее, как и приглашение готовых обученных специалистов. Когда не было прямых авиарейсов Якутск-Москва, путь до столиц и крупных ВУЗовских городов даже в начале 1940-х гг. занимал целый месяц[1] (пароход по Лене, попутные автомобиль или гужевой обоз, поезд). Даже в 1936 г. «Приглашение и переброска специалистов» из-за пределов ЯАССР, потребовала в 1936 г. огромной суммы в 478 457,50 рублей, хотя по смете полагалось 420 000 рублей. [2]

     


1-й Выпуск подготовительного отделения В.С.К.У и якутские студенты

      Поэтому было решено создать свой Рабфак в Якутске. В него в 1932 г. был проведён первый набор из 27 человек.[3] Отсев был, не все справлялись с сильной учебной нагрузкой. Но одолевшие учёбы являли потом великолепные результаты. Примером работоспособности рабфаковской системы может быть выдающийся якутский историк Георгий Башарин – кто бы мог предположить, что будущий профессор впервые сел за парту учиться грамоте в 17 лет? Будущий первый из саха профессиональный художник Пётр Романов, кандидат педагогических наук Степан Попов и другие – все они были выпускниками Рабфака.

      Кстати, Рабфак существует в СВФУ и сейчас, только он называется ФДОП – факультет довузовского образования и профориентации. И поступают в него, конечно, уже не двумя-тремя классами образования.

 

 

                  О судьбе первого директора ЯГПИ

                          Ивана Пудовича Жегусова

 

Новые детали из его жизни и работы

                               

                                                                                  К 125-летию со дня его рождения.

 

      Цитаты из документов приводятся курсивом и без изменения орфографии и стиля оригиналов.

         Ремарки для лучшего восприятия приведены зелёным шрифтом.

 

 

 

                                                           Предисловие

 

      Иван Пудович Жегусов был не только первым директором первого ВУЗа в Якутии. Он вёл кропотливую работу по его открытию задолго до того, как Якутский Государственный Педагогический институт (далее – ЯГПИ) открыл свои двери для первых студентов. Таким образом, Жегусов является практическим реализатором идеи о создании первого в Якутии очага высшего образования. И в прямом смысле сделал немало, чтобы Пединститут стал для его студентов и сотрудников вторым домом и вторым домашним очагом.

      Мы не ставили перед собой цель слепить сугубо героический образ Ивана Пудовича Жегусова в виде безупречного первопроходца и практического создателя сферы высшего образования в Якутской АССР. Он был живой человек, допускавший, как и все мы, свои ошибки и имевший свои слабые стороны.

       Но даже если не допускать никакой мысли о создании сусального образа Жегусова, при изучении бесстрастных документальных источников о его деятельности с первой минуты работы с ними возникает убеждение в том, что он был очень настойчивым человеком. При этом Иван Пудович не только умел буквально идти напролом, но и проявлял себя не только как находчивый руководитель, но и настоящий дипломат, умевший находить подход ко многим людям. Внешняя мягкость сочеталась у него с железной твёрдостью.

      Учитывая современные требования о подходе к личным персональным данным объектов исторического исследования, рассказ об И.П. Жегусове будет в основном о его профессиональной деятельности. Тем более, что его жизнь в период работы на труднейшем посту первого директора ЯГПИ пока освещалась не совсем достаточно.

      Вырисовывается многообразный образ Жегусова, так как вся его деятельность была тесно связана и с историей нашей республики, и Якутска. Ведь он и возглавляемый им Пединститут не жили в каком-то вакууме. События республиканского, всесоюзного и даже отчасти зарубежного уровней будут вкратце рассказаны, чтобы лучше понимать деятельность Ивана Пудовича.

 

 

 

                                      Быстрый старт.

            Учёба и работа в системе народного образования

 

Юность и молодость

       Иван Пудович родился 6 июня 1898 г. в Дебегинском наслеге Таттинского улуса Якутии в семье крестьянина-середняка. После окончания Черкёхской школы он в конце 1921 г. поступил учиться в Учительский техникум (так тогда называли Педагогическое училище) в Якутске. О своей жизни до этого Жегусов писал, что он в «1918 г. служил регистратором при Як. Уездн. Земск. Управе»,[4] а затем до второй половины 1921 г. работал в хозяйстве своего отца «хлебопашцем», официально числясь в крестьянском сословии.[5] Одновременно он работал на общественных началах наслежным писарем.

      Жегусову иногда приписывают работу в местном ревкоме. Но он сам во всех партийных и служебных анкетах ничего не упоминает об этом. Человек, заступивший во время Гражданской на должность члена ревкома в Якутии, особенно на территории нынешнего Таттинского улуса, уже по определению стоял лишь перед двумя путями в жизни:   

      либо погибнуть от рук белоповстанцев в первый период антисоветского мятежа 1921 – начала 1922 гг.,

      или воевать в нерегулярной красной добровольческой дружине (в «красных партизанах») до самого конца Гражданской войны в Якутии в 1923 г.

      Хотя и в Таттинском улусе не было активных боевых действий, его территория контролировалась белыми с января и до весны 1922 г.

      Сведений об участии Жегусова в Гражданской войне нет. Но ему пришлось почувствовать её дыхание. В апреле 1922 г. на загородную заимку Учительского техникума напали белоповстанцы под командованием «бывшего воспитанника Педагогического техникума» и увели с собой 40 учащихся, работавших там в подсобном хозяйстве. Из них только лишь троим удалось сбежать в Якутск, остальных заставили вступить в отряды мятежников.[6] После этого все оставшиеся техникумовские учащиеся прошли через пристальную проверку ЧК.

 

 




[1] Национальный архив РС (Я), ф.58, оп.41, д.36, л.57.


[2] Мординов А.Е. Избранные   труды. Том I. Якутск, «Бичик», 2009 г., стр. 58.


[3] Там же, стр. 58.


[4] Филиал Национального архива РС (Я), ф. П-3, оп.193, д.25, л.2.


[5] Там же, ф. П-4, оп.51, д.1121, л.1.


[6] В.И. Пестерев. Гражданская война на Северо-Востоке России и антикоммунистические выступления в Якутии (1918-1930 гг.). Якутск, издательство ЯНЦ СО РАН, 2008 г., стр.129-130.