Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия

Северо-Восточный
федеральный университет
имени М.К. Аммосова

Версия для слабовидящих

  • Главная

    Светлана Максимовна Петрова

    В текущий момент сотрудник находится в отпуске

    Филологический факультет - Кафедра "Русский язык как иностранный": заведующий кафедрой

    Светлана Максимовна Петрова
    Телефон: +7 (4112) 49-68-53
    Факс: +7 (4112) 49-68-53
    Эл. почта: sm.petrova@s-vfu.ru
    Адрес: , каб. 203

    Образование:

    Образование: Якутский государственный университет, Филолог, Преподаватель русского языка и литературы, 1967 г. Доктор педагогических наук (ДК № 005713, присуждена Решением ВАК РФ от 21 июня 1996 г.) Профессор (ПР № 000372, Решением Министерства общего и профессионального образования РФ от 28 января 1997 г.)

    Ученое звание и учёные степени:

    профессор

    Обязанности:

    Заведующий кафедрой русского языка как иностранного

    Биография

    «Основные этапы работы». С.М. Петрова работает в университете с 1970 года, сначала в качестве ассистента кафедры русской и зарубежной литературы, затем, после защиты кандидатской диссертации в 1978 г. она стала старшим преподавателем, затем доцентом кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе. С 1990-2000 гг. С.М. Петрова возглавила кафедру МПРЯиЛ. С 1992-1997 гг. С.М. Петрова – декан ФЛФ. В 1996 г. С.М. Петрова защитила докторскую диссертацию, в 1997г. получила ученое звание профессора. В ноябре 2012 г профессор Петрова С.М. возглавила вновь созданную кафедру РКИ. «Учебно-методическая деятельность». Преподаваемые дисциплины: «Русская литература» на РКИ; «Методика преподавания русской литературы в национальной школе»(3 РН, 4 курс РН-АО), Спецдисциплина по филологии «Литература»(2 курс РН-АО), «Интенсивный курс обучения по МПРЛ»(4 курс РН-АО), «Современные образовательные технологии»(5 курс РН-АО), Спецкурс по МПРЛ «Инновационные образовательные технологии» (4-5 курс РН-АО), Дисциплина «Научно-исследовательская деятельность студента»( 3 РН). «Расписание занятий». Пн-9.50-11.40-Практич. зан. по МПРЛ(4 курс РН-АО); 11.40-13.15-Спецкурс по МПРЛ «Инновационные образовательные технологии» (4курс РН-АО)- каб.203; вт.- 9.50-11.40 «Спецдисциплина по филологии «Литература»(2 курс РН-АО),11.40-13.15«Методика преподавания русской литературы в национальной школе»(3 РН); ср.: 9.50-11.40 - «Интенсивный курс обучения по МПРЛ»(4 курс РН-АО); пт.-9.30-11.00, 11.15-12.40-«Русская литература» на РКИ; 14.00-15.30- «Современные образовательные технологии»(5 курс РН-АО); 15.50-17.20 - «Научно-исследовательская деятельность студента»( 3 РН).-113 ауд. «Научно-исследовательская деятельность». Область научных интересов профессора С.М. Петровой: 1. Особенности изучения зарубежной литературы в национальной школе; 2. Актуальные проблемы взаимосвязанного изучения русской, родной, зарубежной литератур в вузе и школе; 3.Проблемы профессиональной подготовки будущего учителя-словесника в национальном вузе; 4. Место литературы в системе обучения русскому языку как иностранному; 5.Графико-символический анализ художественного произведения в вузе и школе как авторская инновационная образовательная технология. Разработаны программы бакалавриата «Русский язык как иностранный» и магистратуры «Межкультурное обучение русскому языку как иностранному в сфере образования и туризма». Профессор С.М. Петрова подготовила 14 кандидатов педагогических наук, многие из них работают в области образования. Некоторые из них стали обладателями Грантов Президента РФ и РС(Я), почетных званий. В настоящее время проводится руководство тремя аспирантами очной и заочной формы обучения, а также 2 соискателями. В 2013 году в аспирантуру кафедры МПРЯиЛ по специальности 13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (литература) поступила гражданин КНР Тянь Гопин, преподаватель китайского языка в ИЗФИР, по специальности русист. В рамках международного студенческого научного кружка «ИНТЕРЛОГОС» разработана программа интенсивного курса обучения русскому языку иностранцев, обучающихся в СВФУ, для последующего поступления их на выбранные специальности, а также для обучения в аспирантуре и магистратуре. Общее количество опубликованных трудов профессора С.М. Петровой более 160, среди них 11 монографий, учебных пособий, 6 учебных программ для школы и вуза. Профессор С.М. Петрова активно участвует в международных ( Монголия, Япония, КНР, Корея, Турция, Португалия, США и др.), всероссийских( Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Ижевск, Йошкар-Ола, Ярославль, Воронеж, Саратов и др.), зональных, республиканских конференциях. Монографии. Методологическое сопровождение современного школьного образования:коллективная монография.- Якутск: ИПК СВФУ,2011.- 328 с. Петрова С.М. Философия современного образования и актуальные проблемы методологической подготовки учителя-словесника.- С.154-178. Учебные пособия 1.Петрова С.М. Изучение зарубежной литературы в 8-10 классах якутской школы.- Якутск: Якут.кн.изд-во, 1980.- 105 с. 2.Петрова С.М. Эвенская литература в школах Республики Саха(Якутия): учеб.хрестом. Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия для старшеклассников.- СПб.: Изд-во «Просвещение», 1994.- 175 с. 3.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 5-8 классах якутской школы: учебное пособие. Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию для студентов вузов по специальности «Русский язык и литература» и «Языки и литературы народов России».- Якутск:Изд-во ЯГУ, 2004. 57с. 4.Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в 9-10 классах якутской школы: учебное пособие Якутск:Изд-во ЯГУ,2004.- 82 с. 5.Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника:уч.пос.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 185 с. 6.Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как новая образовательная технология(на материале поэмы Гомера «Одиссея»:уч.-метод. рекоменд.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 29 с. 7.Петрова С.М. Исследовательская деятельность студента-филолога во время практики(на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе): метод. рекомендации.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 23 с. 8.Петрова С.М. Проектная деятельность студентов-филологов в процессе анализа романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:уч. пос.- Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2009.- 64 с. 9.Петрова С.М. Новые подходы к изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»:уч.пос.-Якутск: Изд-во ГУ ИРО МО РС(Я), 2009.- 64 с. 10. Петрова С.М. От текстуального анализа- к графике(на материале романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): метод. рекомендации.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 34с. Зарубежные публикации 1.Petrova S. Synergetic approach to Russian studying as foreign language//The 8th International Forum on Strategic Technology 2013. June 28-July 1, 2013, Mongolian University of Science and Technology, Ulan-Bator, Mongolia, p. 689-691. 2.Petrova S. Actual problems of teaching Russian as foreign in а changing World // Collections of International Conferens «Language and culture in a changing world», Yakutsk, October 23-24, 2013: Tebliglery. - p. 485-491. 3. Petrova S. Yakutia – J. Brodsky – E. Boratynsky: at the crossroads of epochs and destinies.// Applied and Fundamental Studies/ hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», August 30-31, 2013, St.Louis, Missouri, USA. 4. Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как составная часть системы обучения русскому языку как иностранному: Матер. Совместной конференции «Корейской ассоциации русского языка и литературы» и «Института Российских исследований» «Русский язык и его преподавание в Корее» Пусан(Корея) 7-8 июня 2013 г. С. 157-163. 5. Петрова С.М.Авторская инновационная методика анализа художественного произведения в системе обучения русскому языку как иностранному(из опыта работы в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова:сб. материалов Международной научно-практической конференции «Русистика в Китае: традиции и инновации, 23-26 октября 2013 года, г.Цицикар(КНР).-(отпечатано) СПб:Изд-во «Златоуст», 2013.- С.196-204. Публикации ВАК 1.Петрова С.М. (в соавторстве).К проблеме системного изучения творчества Н.А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы//Сибирский педагогический журнал.- 2007.- № 12.- С.289-293. 2. Петрова С.М. Междисциплинарная парадигма в системе обучения русскому языку как неродному в вузе и школе (на примере Республики Саха (Якутия) // Филология и культура.- 2012.- № 2(28).- С.91- 94. 3.Петрова С.М. Методист. Гражданин. Человек.//Русская словесность.- 2012.- №4.- С.77-79. 4. Петрова С.М. Роль инновационной технологии анализа художественного произведения в системе изучения русского языка как иностранного(на материале Республики Саха (Якутия)// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №8(16), 2012.(журнал ВАК). 5. Петрова С.М. Синергетическая парадигма дискурса в обучении русскому языку как иностранному/ ж. «Вестник СВФУ».- 2013.- №1.- С.79-85. 6. Петрова С.М.(в соавторстве) Педагогическое образование в РС(Я)- условно 2Вестник СВФУ.- 2013.- №5, -С. (ВАК.РИНЦ) Внеучебная и общественная деятельность. Профессор С.М. Петрова работает в университете с 1970 г. В 1992-1997 гг. была избрана деканом филологического факультета. За это время на факультете были открыты Отделение журналистики и Северное отделение, а также специализации на РОЯШ (Английский язык; Мировая художественная культура). С 1990-2000 гг. была заведующим Кафедрой методики преподавания русского языка и литературы в Национальной школе ФЛФ. В ноябре 2012 г. была избрана заведующим Кафедрой «Русский язык как иностранный». В течение 8 лет была Ученым секретарем диссертационного совета по педагогическим наукам Д 212.306.02 в Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова.

    Достижения и поощрения:

    Заслуженный работник образования РС(Я)(1995); Почетный работник высшего профессионального образования РФ(2002); Почетные знаки Правительства РС(Я)- «Гражданская доблесть»(2005) и Министерства образования РС(Я)- «Учитель учителей»(2001), «Отличник образования»(2011); Академик Петровской академии наук и искусств(2005). Лучший по профессии: Лучший доцент(1994), Лучший профессор(2000), Лучший научный руководитель(2005), Лучшая научно-методическая статья(2009)

    Повышение квалификации:

    Семинар повышения квалификации для лиц, проводящих государственное тестирование по русскому языку иностранных граждан и лиц без гражданства для получения гражданства РФ и социально-культурной адаптации трудовых мигрантов в России, проводимый РУДН 13-21 апреля 2012 г.(72ч.). г. Якутск, СВФУ. Курсы повышения квалификации в МПГУ с 14-16 марта 2012 г. по модулю «Пятилетний бакалавриат» по направлению «Педагогическое образование : опыт и проблемы реализации», (24 ч.), г. Москва. Курсы повышения квалификации в РУДН с 1 ноября-10 ноября 2012 г. «Основные направления международной деятельности вуза на современном этапе», г. Москва.(72 ч.). Курсы повышения квалификации в РУДН по курсу «Методика преподавания русского языка как иностранного» с 9-17июля 2013г(72 ч.), г. Москва.

    Научные гранты:

    Участие в конкурсе Грантов РНФ «Северо-восточный вектор открытого образовательного пространства в обучении русскому языку как иностранному»(авторский коллектив – науч. руководитель, к.п.н., профессор Залуцкая С.Ю.; д.п.н., профессор Петрова С.М.; к.п.н., доцент Жондорова Г.Е.; к.ф.н., доцент Ощепкова А.И.), декабрь 2015 г.

    Проведение конференций:

    Совместное с Сеульским национальным университетом, КОПРЯЛ международной конференции, посвященной 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея «Гуманитарный подход к изучению корейско-российских отношений, 1-2 октября, г. Сеул. Выступление с докладом «Авторская инновационная методика обучения РКИ на основе литературной семиотики».

    Участие в конференциях, симпозиумах:

    Научный семинар «Язык и дискурс в современных теориях» профессора Патрика Серио (Университет Лозанны, Швейцария) в СВФУ им. М.К. Амосова. Тема семинара «Знаки не зеркала», 21-24 апреля 2015 г. 11.2. Всероссийская конференция «Вопросы преподавания русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды», МОиН РФ ФПКП РУДН, 9-11 ноября 2015 г. 11.3. Панельная дискуссия о Концепции русского языка и литературы», инициированная Башкирским ГУ с участием МО РС(Я), директора Института русского языка им. А.С. Пушкина Русинцевой М.Н., замминистра МОиН РФ Каганова В.Ш., представителей научно-методической общественности Республики Татарстан, Казахстан, Кыргызстан , 9 декабря 2015г. 11.4. Участие в семинаре Комиссии по языковой политике о Концепции русского языка и литературы при Правительстве РС(Я), 21 декабря 2015 г.

    Почетные звания:

    Заслуженный работник образования РС(Я); Почётный работник высшего профессионального образования РФ

    Научно-общественная деятельность:

    Член редакционного совета по педагогике в Иркутской лингвистической академии, г. Иркутск; член УМО МПГУ ( национальная группа «Родные языки»); член рабочей группы Ассоциации ведущих университетов по выработке предложений по распространению наиболее эффективного опыта по поддержке, развитию и популяризации русского языка, а также выработке ежегодного плана мероприятий по поддержке русского языка в университетах и регионах в целом (Распоряжение Ассоциации ведущих университетов, №29 от 31.07. 2015, г. Санкт-Петербург, СПбГУ); член редколлегии журнала «Наука Красноярья», замглавного редактора ж. «Вестник СВФУ»(главный редактор Серии «Педагогика. Философия. Психология».

    Стаж работы по специальности:

    46
    закрыть

    Антиспам:

    CAPTCHA