Ветераны медицинского института

Александрова Ирина Афанасьевна

29.07.2022 14:47:00

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общеврачебной практики (1938 – 2021)

Александрова И.А. родилась 6 мая 1938 года в Хоринском наслеге Усть-Алданского района Якутской АССР. В 1956 году окончила среднюю школу № 26 г. Якутска, в 1962 г. Томский государственный медицинский институт. После окончания была направлена в клиническую ординатуру г. Москва. С 1964 г. – ассистент, доцент кафедры терапии медицинского факультета, затем кафедры госпитальной терапии, с 2002 г – кафедры «Внутренние болезни и общеврачебная практика (семейная медицина) ФПОВ. В качестве соискателя в 1973 г. защитила в г. Москва диссертацию на соискателя ученой степени кандидата медицинских наук по теме: "Эпидемиология и клиническое течение гипертонической болезни в г. Якутске". В 1982 году присвоено ученое звание доцента кафедры терапии.

И.А. Александрова - опытный, методически грамотный, квалифицированный преподаватель, постоянно работала над повышением своего профессионального уровня.

Ирина Афанасьевна - ветеран труда, врач-терапевт высшей квалификационной категории, отличник здравоохранения РС(Я) (1997), заслуженный работник здравоохранения РС(Я) (2006), Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2008).


Ирина Афанасьевна Александрова – моя сестра, yчитель, коллега.

Дорогие коллеги! Это воспоминание - благодарная память о первых моих Учителях, которые открыли мне двери Медицины, которые дали мне путь стать врачом, хирургом, онкологом. Низкий поклон ветеранам медицинского факультета!

Мы с сестрой Ирой, с разницей в возрасте 8 лет, учились в школе №26 г. Якутска, которая находилась по улице Кирова (сейчас гимназия), на берегу протоки Городская реки Лена. Напротив школы была библиотека, которая занимала здание церкви (ныне Преображенский собор), базар, керосинка, недалеко было Кружало. Школа была двухэтажной, во дворе ещё небольшое здание, где обучались ученики начальных классов, спортзал, мастерские; отопление было везде печным в виде «голландки», дверцы которой выходили в коридор, позже, заменили на водяное отопление и во дворе была построена своя котельная. Истопниками, а затем кочегарами, работали две женщины, столько они перетаскали дров, угля! Эти милые труженицы, наверно, укрыли бы ими земной шар. Долгие годы директором школы была Келле-Пелле Елизавета Юльевна. Как я мыслю в настоящее время с высоты своего возраста - руководить предприятием в ранние тяжкие послевоенные годы удавалось не каждому, а только сильным, волевым, целеустремленным, умным и мудрым людям, к когорте которых относилась Елизавета Юльевна. Также у нас были одни и те же учителя. Географию вела Ирина Георгиевна Каганович, волевая, решительная, танкист, прошедшая войну, но никогда не рассказывала про войну. Омолоева Таисия Васильевна, учительница ботаники и биологии, энтузиаст, влюбленная во всё, что растёт, ползает, летает и бегает, была пионером и энтузиастом развития юннатского движения и тепличного хозяйства в городе. Создала юннатскую станцию по Покровскому тракту, где росли огурцы, помидоры, зелень, кукуруза, подсолнечники; для работы на станции она набирала школьников из разных классов, куда мы ездили на грузовом такси,  но ещё Таисия Васильевна с помощью старшеклассников выстроила отопляемую теплицу во дворе школы, где мы выращивали рассаду, топили печку, приходили домой в копоти и  уставшие, но всегда  работали  с удовольствием. Другой энтузиаст – Бубнова Глафира Ивановна, учительница по истории, но влюбленная в геологию, туризм. Она создала туристический кружок: ходили в лес, который в то время начинался после улицы Чайковского, где она учила нас складывать рюкзаки, ставить и разбирать палатки, разжигать костёр в любую погоду, кипятить воду, готовить кашу и многому другому, необходимое для туриста; устраивали пешие походы до Кангаласс, Табаги и наша школа стала участвовать в городских туристических соревнованиях между школами.  Силина Павла Афанасьевна – литератор, влюбленная в Пушкина и Тургенева и в их романтическую эпоху, обучала нас, девочек, быть женственными, чтобы речь была негромкой правильной.   Нас школа воспитывала  очень интересно: с начальных классов по рядам выбирали санитаров - у нас были матерчатые сумки с красным крестом,  функции были такие – проверяли  чистоту рук, чтоб под ногтями не было грязи, уши, наличие белых подворотничков, «грязных» заставляли мыться (в сумке было мыло и тряпочки и даже белые подворотнички), когда стали пионерами - по рядам выбирали звеньевых, которые следили за дисциплиной и успеваемостью одноклассников по ряду, а также за сбором металлолома, золы, за участием в генеральных уборках класса, за выполнением дежурства по школе,  «репетиторство»  отстающим.  Медики школы с начальных классов ежедневно поили нас рыбьим жиром, проводили всевозможные прививки, никто не спрашивал согласия ни у родителей, ни у нас, школьников; проводились зарядки между уроками на растяжки. На переменах мы, девочки, обнявшись в два ряда, ходили вдоль коридора и пели, или создавался сводный хоровод, играли в «ручеёк» и другие множественные игры; дежурный класс следил за порядком, стояли дежурные на площадках лестницы. Конечно, мы не были пай-мальчиками и девочками: мазали настенную доску воском, чтобы мел не писал, делали короткое замыкание, чтобы лампочки перегорали, симулировали насморк с помощью перца и т.д., но никогда не грубили учителям, даже старшеклассникам (воспитание было такое – уважение к старшим, за грубое слово – любой взрослый мог шлепнуть по губам, дернуть за ухо; свободный лексикон в разговорной речи появился намного, намного позже). Порядок в классе наводился учителем быстро, а иногда и с применением метровой деревянной линейки или указки, но никто не жаловался - родители ещё могли добавить. Престиж учителей был очень высоким.   После 17 мая бегали на берег, отмечали прибытие воды. Кстати, протока Городская до постройки дамбы была после ледохода судоходной, затем вода уходила из протоки и на её русло высаживали турнепс. Поэтому период ледохода был народным гулянием: люди в праздничных нарядах   медленно прохаживали вдоль протоки, по которой после льда шли первые баржи и катера, отовсюду лилась музыка. В памяти сохранились эти времена яркими и весёлыми.   Базар летом был красочным – с каруселью, шарманкой, с цыганами, с леденцами на палочках и страшным: вдоль базара до керосинки (ныне здание ЗАГСа) на деревянных тележках сидели безногие, некоторые даже и без рук, прошедшие войну инвалиды, молодые, потерянные парни, у кого из них  сохранились руки, играли на гармошке, если одна, то на губной гармошке – люди кормили их, одевали, ремонтировали тележки, особенно, отпавшие колесики, которые вытачивались из дерева. Каждый раз, как идти на базар, мама отливала в кастрюльку суп, мелко резала мясо, брала ложку, выпечку и обязательно из одежды. Примерно, к 1956-57 г. их увезли из города. А ещё я очень хорошо помню март 1953 г – болезнь и смерть И.В.Сталина, несмотря, что в каждом доме было радио в виде тарелки, днём (как сейчас считаю - около 16 часов) множество людей собиралось у Пожарки, где был большой репродуктор на столбе (боковой торец дома правительства по ул. Ярославского), и при полной тишине слушали бюллетень из Москвы о состоянии вождя, а день смерти И.В. Сталина – это были не только плач, но и всеобщее потрясение и страх. Осмысление людского горя, в том числе и в моей семье, связанные со смертью Сталина, я поняла спустя годы – война закончилась недавно, из разрухи и нищеты начали только подниматься, а всё победоносное было связано только с именем Сталина.

Наверно, нет ученика тех времён, который бы не ходил в какой-либо кружок. Множество кружков было во Дворце пионеров (угол ул. Кирова и пр. Ленина - ныне Якутскгеология), директором которого была Авдеева Фаина Иннокентьевна. Красивая, высокая, стройная, с волнистыми волосами, уложенные в красивую причёску, очень модно одетая, но всегда с красным пионерским галстуком. Вот такой я запомнила её, как увидела впервые в 1954 г. Фаина Иннокентьевна любила своих кружковцев и мне казалось, что она знала всех нас по имени. А какие новогодние праздники устраивались во Дворце пионеров! Вовлекались не только все сотрудники Дворца, но и все кружковцы. Ежедневно во время зимних каникул проводили новогодние утренники для всех школ города. Также готовились к торжественным городским мероприятиям, которые проходили в Русском театре. Репетиции проводила и обучала нас сама Фаина Иннокентьевна - как стоять, как шагать, декламировать стихи.

Наши родители были, как сейчас говорят, меценатами - бескорыстно помогали своим землякам, родственникам и их детям в получении образования. У нас дома всегда было многолюдно: жили родственники – студенты, по выходным дням приходили земляки - студенты, всегда голодные. Мама к выходному дню готовила всегда большую кастрюлю с супом, выпечку. В начале 60-х годов в Якутск пришло телевидение, телевизоры были с маленьким экраном, папа из Москвы привёз плёнку с разноцветными полосами. Однако телевизоры были не у всех, поэтому приходили соседи со своими стульями к выпуску «Время», после новостей просмотр художественного фильма или спортивных игр. Кстати, соседей, родителей одноклассников мы всегда звали дядями и тётями по имени, но без отчества. Юность и молодость наших родителей Афанасия Петровича Мигалкина и Татьяны Васильевны Пинигиной прошли в укреплении Советской власти в Якутии 20-30-ые годы прошлого столетия: это создание пионерских и комсомольских отрядов, ликвидация безграмотности, спасение населения в голодные годы, это коллективизация. Правительство Якутии    высоко оценило заслуги  нашего папы, Афанасия Петровича Мигалкина, заместителя председателя Совнаркома ЯАССР, секретаря Президиума Верховного Совета ЯАССР, министра сельского хозяйства ЯАССР, кавалера орденов «Отечественная война II степени», « Трудового Красного Знамени» и торжественно отметило юбилейные даты рождения папы: 95-летие в 2004 году и 100-летие в 2009 году. К этим мероприятиям были приурочены с выделением из республиканского бюджета и построено: в Тулуне - строительство 4-х квартирного дома для молодых специалистов, строительство летнего водопровода и дороги; в Борогонцах- строительство и запуск молокозавода.  Дни торжества проходили в Тулуне и Борогонцах. Всё было масштабным и трогательным для нашей семьи. Наши родители с честью преодолели многие трудности, в том числе и период репрессии. Мама была надежным тылом и опорой для папы.

Каждое лето Ира до 10 класса, а я до 5 класса (стала волейболисткой) проводили в деревне у дяди Миши, туда же подъезжали тётя с детьми, было многолюдно.  У дяди Миши были коровы, бычки и телята разных возрастов, лошади, куры, количество которых никто не знал и угодья земли, поэтому работы хватало для всех и малышне, и подросткам, и взрослым. Каждый выполнял посильную по возрасту работу, строго регламентированную дядей. Дядя служил ямщиком и он доверял племянницам Ире и Маше свою работу, поэтому Ира со своей двоюродной сестрой с 13 лет развозили почту по деревням района на лошадях. Мы научились многому из тяжкого крестьянского труда: молоть зерно на жерновах, сбивать масло, работать на сепараторе, нескончаемое ворошение сена, сбор дикого лука и ягоды в больших количествах, перегонять стадо из одного пастбища на другое. В деревне впервые увидела, как фельдшер лечил трахому. Кстати, когда в республике не было медицинских учебных заведений, по союзному распределению приезжали медики из других регионов: врачи, фельдшера, акушеры; для многих из них наша Якутия стала родной. ФАПы были организованы во всех даже маленьких деревнях, где фельдшера работали, как земские врачи; в более крупных сёлах и посёлках были участковые больницы со штатами терапевта, педиатра и хирурга, и районные больницы с профильными специалистами. Однако, с развалом СССР, прекратились обязательные распределения выпускников – медиков, закрылись ГИДУВы, ФАПы, участковые больницы, кабинеты фтизиатрии. Благодаря Российской медицинской академии, были созданы кафедры последипломного образования врачей - с выездом профильных кафедр на места обучения. Это был единственный и верный способ сохранения и спасения врачей-специалистов.

Ира с детства мечтала стать врачом и в 1956 году, когда она   окончила среднюю школу, был набор в Томский мединститут с выделением на Якутию 20 мест. Конкурс был большой, но Ира успешно сдала экзамены и была принята. И как повсюду было у студенчества тех времен – с первого по третий курсы колхозный сентябрь, который, кстати, был периодом не только знакомства, но и познания человеческих качеств  однокурсников. Я уверена, если студент – медик выдержит первые два курса, т.е. тотальную зубрёжку по латыни, названия всех дырочек, борозд, мышц и буквально всё из чего состоит человек, как драгоценность прижимать к себе натуральные кости, пройдет анатомичку с трупами и работу на них, извлекать или опускать их в огромные ванны, перенесёт жестокий запах формалина,  запомнит множество формул по химии, напишет уйму конспектов по истории и философии, то он продолжит учёбу. Так из 20 поступивших студентов из Якутии, только четверо получили дипломы. Профессиональные и  интересные практики проходили  после 4 и 5 курсов в районных больницах Томской области. В тот период обучение было таково, что каждый врач должен был при необходимости провести аппендэктомию, операции при внематочной беременности и прободной язве желудка. Добирались студенты до своего Alma Mater пароходом до Осетрово, дальше поездом и также возвращались. Поэтому пристань Даркылах в день отъезда и приезда студентов была многолюдной, шумной, нарядной, многие с биноклями, с провизией.  После окончания мединститута Иру и её мужа, Ивана Лаврентьевича Александрова, хирурга – педиатра,  направили  на 2-х годичную ординатуру в 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, после окончания которой, Ира начала работать  ассистентом кафедры терапии медицинского факкультета ЯГУ, а Ваня был одним из первых специализированным хирургом – педиатром, и до открытия детской 3-х этажной больницы, работал в хирургическом отделении городской больницы, поэтому новорожденных с врожденными хирургическими патологиями, нуждающихся в экстренной помощи,  доставляли туда. Часто у него ассистентом была Ольга Даниловна Тихонова, замечательный хирург, первый пластический хирург – стоматолог, которая проводила пластические операции у малышей с врождённой патологией твёрдого и мягкого нёба, верхней челюсти и верхней губы («Волчья пасть», «Заячья губа»). Так она восхищалась ювелирной  работой Ивана.

С 3 курса начались профильные дисциплины, которая началась у меня с Пропедевтики внутренних болезней, когда непосредственно впервые встретилась с больными. Была единая кафедра терапии, заведовал доцент  Петров Родион Алексеевич, Соловьева Анна Ильинична, ассистенты: Климовская Евгения Павловна, Александрова Ирина Афанасьевна, Тимофеева Ирина Иннокентьевна, Новодворская Владлена Иннокентьевна. Они же продолжали вести на нашем курсе все разделы терапии до окончания  медфака. Терапевтическое отделение находилось в деревянном 2-х этажном здании, вблизи парка. Больных было много, из них большой процент больных, особенно молодого возраста с патологией сердца на фоне ревматизма. Работники кафедры обучали всему: как зайти в палату, как сесть, как поздороваться, как обратиться к больному, с чего начать разговор, как проводить осмотр, как оценить, то, что видишь. А сбор анамнеза, аускультация, перкуссия, пальпация и если всё это правильно расценить – ставишь правильный диагноз. А это было целое искусство, объединяющее знание, рукотворность, слух и мозги. Ведь техническая вспомогательная помощь появились у нас примерно с начала 80-х годов, а до этого только   правильная оценка анамнеза, что видишь, что слышишь, что щупаешь, да ещё клинико- биохимические анализы, данные ЭКГ и рентгеновские снимки. И всё.  Благодаря своим учителям, которые терпеливо обучили своим премудростям, я достойно отработала тот период своей деятельности, когда были только руки, фонендоскоп и теоретические знания.

В период моей учёбы сотрудники кафедры терапии занимались наукой, готовили диссертации. Так у Иры была тема «Эпидемиология и течение гипертонической болезни в г. Якутске», научными руководителями были член - корреспондент АМН СССР А.Г. Гукасян и доцент кафедры Р.А. Петров. Каждый соискатель обязан был ежегодно проходить одномесячную командировку для работы в библиотеке и  занятиях у руководителя. У Иры была база  при 1-м Московском медицинском институте им И.М. Сеченова. Результаты таких рабочих информативных командировок, которые были для них обязательными и необходимыми, наши учителя применяли на лекционных и практических занятиях. Поэтому лекции по терапии  были  интересными, актуальными, с изложением современных взглядов на ту или иную патологию, знакомили с отечественными и зарубежными научными достижениями, а подача лекций была всегда увлекательной, занимательной.

У Ирины Афанасьевны вся трудовая деятельность связана с медицинским факультетом, в дальнейшем институтом Якутского государственного университета, где проработала, начиная с рядового ассистента до доцента. На протяжении 46 лет ею подготовлены несколько поколений врачей, которые успешно трудятся не  только в республике, но и за её пределами. Много среди её учеников учёных, руководителей кафедр, целая плеяда высококвалифицированных специалистов и организаторов практического здравоохранения. Ира всегда гордилась достижениями своих бывших студентов. Я всегда удивлялась её памяти помнить многих, многих своих учеников.

Как гласит народная мудрость «жизнь прожить - не поле перейти», так и Ире пришлось преодолевать различные суровые испытания, которые выпали на её долю, поэтому она была самой любящей, прекрасной, заботливой дочерью, сестрой, женой, мамой, бабушкой и прабабушкой!

Коль пришлось писать про Иру и кафедру терапии, то разрешите, хотя бы без лишних комментариев, вспомнить и перечислить других Учителей Alma Mater, которые вложили в меня самое ценное – это свои знания. Величественный, интеллигентный, строгий, как подобает профессору, декан Дмитрий Михайлович Крылов. Всеми студентами обожаемый посредник между «верхами и низами» заместитель декана Борис Леонидович Товбин. Куратор курса, «наша мама» Зоя Ивановна Игнатьева, физиологи: доцент Мелица Васильевна Троицкая и молоденький Александр Владимирович Потебня, постоянно озабоченный наличием привезенных жаб и наши парни ловили местных крупных лягушек для вивария. Очень интересные лекции по патанатомии читал Артём Матвеевич Тюкавкин. А для занятий по оперативной хирургии наши ребята ловили бездомных крупных собак и после операции мы их выхаживали, кормили, плакали. Преподавали знатоки топографии, хотя и были вчерашними студентами,  Юрий Анатольевич Мудров и практический хирург Пётр Александрович Пак, но его на зачётах побаивались из-за его каверзных вопросов. А микробиологию, лекции проводила Мария Ивановна Гусельникова, а практику вёл красавец Владимир Зажирей, который своим видом заставлял быть опрятнее, лучше и умнее. Статная красавица цитолог Галина Николаевна Бубякина с такой любовью рассказывала про клетки, мы заслушивались её.  А доценты и ассистенты практических кафедр были несколько другими: хирурги Борис Ильич Альперович, Юрий Николаевич Городов, Виктор Иванович Полозов;  дерматолог Лев Афанасьевич Львов, психиатр - красивая модная стройная Римма Семёновна Тазлова,  окулист М.П.Томская; наша любимица педиатр Камилия Фёдоровна Гольберг; акушер – гинекологи Ангелина Евгеньевна Гурьева, Нина Ивановна Захарова; неврологи очень строгие, скрупулёзные Прокопий Андреевич Петров, Вилена Николаевна Асекритова,  фтизиатр Татьяна Ивановна Крылова, инфекционисты, обожаемые Ариадна Владимировна Тимченко, Людмила Евгеньевна Гриненко. Лекции и практические занятия проходили очень интересно, так как приводили  примеры из своих собственных наблюдений и даже ошибок, демонстрацией больных. Сотрудники соматических кафедр всегда спокойно слушали, отвечали, показывали, а хирурги всегда спешили, то с операции, то на операцию, то в перевязочную, то к больному срочно вызывают, поэтому, особенно будущих хирургов, они водили с собой.

Покуда вертится Земля,

Нам всем нужны Учителя.

Давайте честь им воздадим 

За все тропинки и пути,

Что помогли для нас найти!

Т.А.Мигалкина, МЛФ-69, хирург-онколог, заслуженный врач РС (Я)