За пятьдесят лет своей истории Якутский государственный университет накопил большой опыт по международной деятельности. Еще в советское время преподаватели ЯГУ имели возможность стажироваться и работать в странах социалистического лагеря и развивающихся странах по линии Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Минвуза СССР. В целях совершенствования работы по подбору специалистов для командирования за границу и повышения эффективности зарубежных стажировок были созданы университетские и зональные отборочные комиссии, сформирован резерв специалистов для направления за рубеж. [1] Подготовке специалистов, рекомендуемых на стажировку, уделялось большое внимание. Так, к началу планируемого командирования специалисты должны были владеть одним из иностранных языков с учетом страны командирования, должны были пройти страноведческую, специальную и политическую подготовку в свете решений съездов КПСС и документов ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам внутренней и внешней политики СССР. [2] В 70-80 годы Минвуз СССР направлял специалистов в высшие учебные заведения 11 социалистических и 17 капиталистических стран.
Первыми посланниками Якутского университета стали лучшие студенты французского отделения факультета иностранных языков Артамонов Виталий, Божедонова Анастасия, Унарова Райда, Сакердонов Дмитрий и Павлова Александра, которые в 1969 году были направлены на языковую стажировку во Францию по линии общества "Альянс Франсэз". В семидесятые годы впервые преподаватели факультета иностранных языков Якушев Иннокентий Ильич и Петрова Галина Николаевна были направлены на работу в Северную Африку в качестве переводчиков. На языковую стажировку в Германскую Демократическую Республику была направлена старший преподаватель кафедры немецкой филологии Неворотова Лидия Михайловна.
От факультета иностранных языков не отставали и другие подразделения ЯГУ. По решению отборочных комиссий вузов, затем зональных комиссий в 1982-83 учебном году были рекомендованы молодые преподаватели - историк Петров Ю.Д. в Канаду, химик Могилева В.В. - в Венгрию, математик Егоров И.Е. - в Чехословакию, математик Шамаев И.И. - в ГДР, физик Соловьев Т.Н. - в Великобританию. [4] На работу во Вьетнам был направлен Переверзин В.М., которого сменила Желобцова С.Ф., в Болгарии работала Самсонова Л.Н.
Якутский университет, также как и другие российские вузы, принимал иностранных стажеров, которые могли приезжать только по линии Минвуза СССР в рамках соглашений между СССР и зарубежными странами. Так, одним из первых стажеров была аспирантка Института Полярных исследований им. Скотта Кембриджского университета Фрэнсис Кули. [5]. В своем плане стажировки Фрэнсис Кули писала: "Я хочу продолжить свои исследования по проблемам национальной школы, положению якутского языка и проблему двуязычия. Я планирую изучить научную литературу на эти темы, учебные программы, архивные материалы, получить консультации, изучить якутский язык и культуру якутского народа" [6]. В Якутском университете проходили стажировку аспирант из Франции Жак Карро, который через несколько лет перевел якутский эпос "Нюргун Боотур Стремительный" на французский язык, аспирантка из США Марджори Балзер, в будущем ставшая известным этнологом, студенты из США Скотт Пью и Кори Чейз и многие другие.
Решением вопросов международного сотрудничества в Якутском университете в течение ряда лет успешно занималась О.И. Им.
Такова была централизованная система организации и координации международной деятельности в вузах СССР. В архивных документах есть интересный документ, который свидетельствует о попытках, предпринятых Якутским университетом в 1980 году установить контакты с вузами Монголии и США. Это письмо из Управления по работе с иностранными учащимися и сотрудничеству с вузами зарубежных стран на имя ректора ЯГУ А.И.Кузьмина, в котором сообщается "что вопрос об установлении Якутским государственным университетом межвузовского сотрудничества с Монгольским (МНР) и Аляскинским (США) университетами в настоящее время не может быть рассмотрен положительно в связи с тем, что Главное Управление университетов, экономических и юридических вузов считает заключение университетом указанных договоров преждевременным." [7]
В конце 80-х годов ХХ века в СССР начались демократические преобразования, рухнул "железный" занавес, принцип открытости стал преобладать во внешней политике СССР. "События минувших лет отличались необычайным динамизмом, -пишет А.В.Мигалкин, министр внешних связей ПС(Я), - "во многих сферах жизни нашей республики, в том числе в международных и внешнеэкономических связях. Последние - это совершенно новая область деятельности для нашей республики, создавшаяся одновременно с обретением республикой статуса государственного суверенитета. Более того, международные и внешнеэкономические связи Якутии стали возможны только благодаря ее новому статусу" [8]. Особенность этого периода - поиск своей линии в международных делах, собственной идентификации в окружающем мире. Именно этот период стал наиболее благоприятным для международного сотрудничества в образовательной и научной сферах. Для планирования и координации данной деятельности в Якутском государственном университете был создан отдел, впоследствии преобразованный в управление международных связей во главе с к.ф.н. К.И. Федоровой. В своей работе отдел руководствовался концепцией развития международного сотрудничества университета, принятой на Ученом Совете ЯГУ. Целью международного сотрудничества Якутского государственного университета с зарубежными учебными заведениями и исследовательскими центрами является "обеспечение современного уровня учебной и научно-исследовательской работы, определение места ЯГУ в международном сообществе университетов". [9]
Геополитическое положение РС(Я), одинаковые природные условия, наличие исторических связей обусловили необходимость развития взаимовыгодных отношений с самым северным штатом США Аляской и северными провинциями Канады.
Первый прямой договор о сотрудничестве с зарубежными университетами был договор с Университетом Аляски Фэрбенкс (США), который явился как следствием движения породненных городов - Якутска и Фэрбенкса, так и целенаправленной политикой руководства республики и университета. В составе первой делегации города Фэрбенкса Якутск посетил профессор Центра изучения языков коренных народов Аляски Университета Аляски Фэрбенкс Джим Кэри. В составе первой делегации от РС(Я) на Аляску, возглавляемой Председателем Президиума Верховного Совета ЯАССР М.Е.Николаевым, были ректор Якутского государственного университета В.С.Андреев и заведующая кафедрой английской филологии А.А.Гольдман. Именно ими и были заложены первые кирпичики в основание "моста дружбы", соединившего столь значимые для своих северных регионов университета - Якутский государственный университет и Университет Аляски Фэрбенкс. Договор же был подписан на следующий год в 1991 г. вновь избранным ректором ЯГУ В.В.Филипповым и канцлером УАФ Джоан Уэдлоу. Договор определил направления сотрудничества университетов, включающие обмен преподавателями и студентами, обмен информацией, литературой, проведение совместных научных и образовательных мероприятий. Так, с 1993 по 1997 гг. была реализована совместная программа образовательного туризма "Элдерхостел: Аляска-Сибирь", которую координировали с американской стороны Кэтлин Ляйтгеб, с якутской - Клавдия Федорова. Программа "Элдерхостел: Аляска-Сибирь" заслуживает особого внимания, так как это была первая в России совместная программа образовательного туризма, позволяющая эффективно использовать инфраструктуру университета и его образовательные и научные ресурсы. В течение десяти дней 35 американских и канадских туристов из разных штатов США и провинций Канады знакомились с историей Русской Америки, современной жизнью Аляски, ее природой и людьми. Продолжение программы было в Якутии в течение следующих десяти дней, в течение которых участники знакомились с достопримечательностями г. Якутска, историей, традициями и культурой Якутии и посещали Ленские Столбы. В течение лета проводилось две такие программы, охватывающие 70 участников. Программа была настолько популярна в США и Канаде, что на нее записывались за два года до начала, был большим список ожидания. Благодаря этой программе Якутскому университету удалось отправлять учиться в УАФ ежегодно по 12 студентов разных специальностей без оплаты проживания, питания и других расходов по обучению.
По инициативе директора международных программ Университета Аляски Фэрбенкс Стива Маклина была разработана программа летнего семестра "Лето в Сибири". Данная программа пользовалась большим успехом у студентов сначала Аляски, а затем Канады. Кроме интенсивных курсов по русскому языку, студенты с большим интересом изучали историю, этнографию, культуру коренных народов Якутии. Им также предлагалась обширная культурная программа, предусматривающая посещение музеев, картинных галерей, выставок, театров. Надо сказать, что этому способствовала богатая событиями жизнь Якутска. Программа "Лето в Сибири" продолжается, на этот раз, распахивая двери уже для студентов из Скандинавских стран.
С Университетом Аляски Фэрбенкс были выполнены также совместные проекты по подготовке специалистов для ЯГУ и РС(Я). Все они финансировались из средств Госдепартамента США, выделяемых на поддержку программ перестройки систем образования стран бывшего социалистического лагеря. Это - проект по подготовке преподавателей дисциплин управленческого и экономического циклов. Данный проект продлился три года и состоял из очень продуктивных семинаров и лекционных курсов американских преподавателей в ЯГУ и в Школе менеджмента УАФ по экономике для молодого финансово-экономического факультета ЯГУ. Были подготовлены новые учебные курсы и переработаны методики преподавания многих дисциплин. Это - проект по повышению квалификации журналистских кадров для РС(Я), проект подготовки руководителей для школ коренных национальностей.
В 1997 году был подписан договор о сотрудничестве с Университетом Северной Британской Колумбии (Канада). В рамках данного договора ведутся обменные студенческие программы, стажировки аспирантов и преподавателей обоих университетов, реализованы несколько научных проектов: "Республика Саха - Северо-восток Сибири", "Землепользование и управление территориями проживания коренных малочисленных народов Севера в РС(Я)". Указанные проекты были выполнены в рамках первого этапа российско-канадского проекта Университет Калгари - Горбачев Фонд и имеют большое значение прежде всего для России. Так, в ходе проекта "Республика Саха - Северо-восток Сибири" был проведен анализ разработки природных ресурсов, изучены последствия воздействия промышленного освоения территорий на здоровье местного населения, разработаны конкретные рекомендации по управлению ресурсами и переданы местным властям. В результате проекта "Землепользование и управление у коренных народов в РС(Я) Российской Федерации" предложена модель землепользования, сочетающая методы административного управления с принципами самоуправления. Составлены карты и учебные программы, схемы расселения и транспортных путей, графические модели природно-хозяйственных комплексов, выявлены малоизученные вопросы развития районов компактного проживания эвенков и юкагиров, создана электронная база данных по родовым общинам РС(Я). Внесены рекомендации по совершенствованию отношений между общинами и правительством. [10]
Стратегические цели РС(Я) в Азиатско-Тихоокеанском регионе диктуют необходимость установления отношений сотрудничества с Японией, Республикой Корея, Китаем, Индией.
Первыми посланниками Якутского университета стали лучшие студенты французского отделения факультета иностранных языков Артамонов Виталий, Божедонова Анастасия, Унарова Райда, Сакердонов Дмитрий и Павлова Александра, которые в 1969 году были направлены на языковую стажировку во Францию по линии общества "Альянс Франсэз". В семидесятые годы впервые преподаватели факультета иностранных языков Якушев Иннокентий Ильич и Петрова Галина Николаевна были направлены на работу в Северную Африку в качестве переводчиков. На языковую стажировку в Германскую Демократическую Республику была направлена старший преподаватель кафедры немецкой филологии Неворотова Лидия Михайловна.
От факультета иностранных языков не отставали и другие подразделения ЯГУ. По решению отборочных комиссий вузов, затем зональных комиссий в 1982-83 учебном году были рекомендованы молодые преподаватели - историк Петров Ю.Д. в Канаду, химик Могилева В.В. - в Венгрию, математик Егоров И.Е. - в Чехословакию, математик Шамаев И.И. - в ГДР, физик Соловьев Т.Н. - в Великобританию. [4] На работу во Вьетнам был направлен Переверзин В.М., которого сменила Желобцова С.Ф., в Болгарии работала Самсонова Л.Н.
Якутский университет, также как и другие российские вузы, принимал иностранных стажеров, которые могли приезжать только по линии Минвуза СССР в рамках соглашений между СССР и зарубежными странами. Так, одним из первых стажеров была аспирантка Института Полярных исследований им. Скотта Кембриджского университета Фрэнсис Кули. [5]. В своем плане стажировки Фрэнсис Кули писала: "Я хочу продолжить свои исследования по проблемам национальной школы, положению якутского языка и проблему двуязычия. Я планирую изучить научную литературу на эти темы, учебные программы, архивные материалы, получить консультации, изучить якутский язык и культуру якутского народа" [6]. В Якутском университете проходили стажировку аспирант из Франции Жак Карро, который через несколько лет перевел якутский эпос "Нюргун Боотур Стремительный" на французский язык, аспирантка из США Марджори Балзер, в будущем ставшая известным этнологом, студенты из США Скотт Пью и Кори Чейз и многие другие.
Решением вопросов международного сотрудничества в Якутском университете в течение ряда лет успешно занималась О.И. Им.
Такова была централизованная система организации и координации международной деятельности в вузах СССР. В архивных документах есть интересный документ, который свидетельствует о попытках, предпринятых Якутским университетом в 1980 году установить контакты с вузами Монголии и США. Это письмо из Управления по работе с иностранными учащимися и сотрудничеству с вузами зарубежных стран на имя ректора ЯГУ А.И.Кузьмина, в котором сообщается "что вопрос об установлении Якутским государственным университетом межвузовского сотрудничества с Монгольским (МНР) и Аляскинским (США) университетами в настоящее время не может быть рассмотрен положительно в связи с тем, что Главное Управление университетов, экономических и юридических вузов считает заключение университетом указанных договоров преждевременным." [7]
В конце 80-х годов ХХ века в СССР начались демократические преобразования, рухнул "железный" занавес, принцип открытости стал преобладать во внешней политике СССР. "События минувших лет отличались необычайным динамизмом, -пишет А.В.Мигалкин, министр внешних связей ПС(Я), - "во многих сферах жизни нашей республики, в том числе в международных и внешнеэкономических связях. Последние - это совершенно новая область деятельности для нашей республики, создавшаяся одновременно с обретением республикой статуса государственного суверенитета. Более того, международные и внешнеэкономические связи Якутии стали возможны только благодаря ее новому статусу" [8]. Особенность этого периода - поиск своей линии в международных делах, собственной идентификации в окружающем мире. Именно этот период стал наиболее благоприятным для международного сотрудничества в образовательной и научной сферах. Для планирования и координации данной деятельности в Якутском государственном университете был создан отдел, впоследствии преобразованный в управление международных связей во главе с к.ф.н. К.И. Федоровой. В своей работе отдел руководствовался концепцией развития международного сотрудничества университета, принятой на Ученом Совете ЯГУ. Целью международного сотрудничества Якутского государственного университета с зарубежными учебными заведениями и исследовательскими центрами является "обеспечение современного уровня учебной и научно-исследовательской работы, определение места ЯГУ в международном сообществе университетов". [9]
Геополитическое положение РС(Я), одинаковые природные условия, наличие исторических связей обусловили необходимость развития взаимовыгодных отношений с самым северным штатом США Аляской и северными провинциями Канады.
Первый прямой договор о сотрудничестве с зарубежными университетами был договор с Университетом Аляски Фэрбенкс (США), который явился как следствием движения породненных городов - Якутска и Фэрбенкса, так и целенаправленной политикой руководства республики и университета. В составе первой делегации города Фэрбенкса Якутск посетил профессор Центра изучения языков коренных народов Аляски Университета Аляски Фэрбенкс Джим Кэри. В составе первой делегации от РС(Я) на Аляску, возглавляемой Председателем Президиума Верховного Совета ЯАССР М.Е.Николаевым, были ректор Якутского государственного университета В.С.Андреев и заведующая кафедрой английской филологии А.А.Гольдман. Именно ими и были заложены первые кирпичики в основание "моста дружбы", соединившего столь значимые для своих северных регионов университета - Якутский государственный университет и Университет Аляски Фэрбенкс. Договор же был подписан на следующий год в 1991 г. вновь избранным ректором ЯГУ В.В.Филипповым и канцлером УАФ Джоан Уэдлоу. Договор определил направления сотрудничества университетов, включающие обмен преподавателями и студентами, обмен информацией, литературой, проведение совместных научных и образовательных мероприятий. Так, с 1993 по 1997 гг. была реализована совместная программа образовательного туризма "Элдерхостел: Аляска-Сибирь", которую координировали с американской стороны Кэтлин Ляйтгеб, с якутской - Клавдия Федорова. Программа "Элдерхостел: Аляска-Сибирь" заслуживает особого внимания, так как это была первая в России совместная программа образовательного туризма, позволяющая эффективно использовать инфраструктуру университета и его образовательные и научные ресурсы. В течение десяти дней 35 американских и канадских туристов из разных штатов США и провинций Канады знакомились с историей Русской Америки, современной жизнью Аляски, ее природой и людьми. Продолжение программы было в Якутии в течение следующих десяти дней, в течение которых участники знакомились с достопримечательностями г. Якутска, историей, традициями и культурой Якутии и посещали Ленские Столбы. В течение лета проводилось две такие программы, охватывающие 70 участников. Программа была настолько популярна в США и Канаде, что на нее записывались за два года до начала, был большим список ожидания. Благодаря этой программе Якутскому университету удалось отправлять учиться в УАФ ежегодно по 12 студентов разных специальностей без оплаты проживания, питания и других расходов по обучению.
По инициативе директора международных программ Университета Аляски Фэрбенкс Стива Маклина была разработана программа летнего семестра "Лето в Сибири". Данная программа пользовалась большим успехом у студентов сначала Аляски, а затем Канады. Кроме интенсивных курсов по русскому языку, студенты с большим интересом изучали историю, этнографию, культуру коренных народов Якутии. Им также предлагалась обширная культурная программа, предусматривающая посещение музеев, картинных галерей, выставок, театров. Надо сказать, что этому способствовала богатая событиями жизнь Якутска. Программа "Лето в Сибири" продолжается, на этот раз, распахивая двери уже для студентов из Скандинавских стран.
С Университетом Аляски Фэрбенкс были выполнены также совместные проекты по подготовке специалистов для ЯГУ и РС(Я). Все они финансировались из средств Госдепартамента США, выделяемых на поддержку программ перестройки систем образования стран бывшего социалистического лагеря. Это - проект по подготовке преподавателей дисциплин управленческого и экономического циклов. Данный проект продлился три года и состоял из очень продуктивных семинаров и лекционных курсов американских преподавателей в ЯГУ и в Школе менеджмента УАФ по экономике для молодого финансово-экономического факультета ЯГУ. Были подготовлены новые учебные курсы и переработаны методики преподавания многих дисциплин. Это - проект по повышению квалификации журналистских кадров для РС(Я), проект подготовки руководителей для школ коренных национальностей.
В 1997 году был подписан договор о сотрудничестве с Университетом Северной Британской Колумбии (Канада). В рамках данного договора ведутся обменные студенческие программы, стажировки аспирантов и преподавателей обоих университетов, реализованы несколько научных проектов: "Республика Саха - Северо-восток Сибири", "Землепользование и управление территориями проживания коренных малочисленных народов Севера в РС(Я)". Указанные проекты были выполнены в рамках первого этапа российско-канадского проекта Университет Калгари - Горбачев Фонд и имеют большое значение прежде всего для России. Так, в ходе проекта "Республика Саха - Северо-восток Сибири" был проведен анализ разработки природных ресурсов, изучены последствия воздействия промышленного освоения территорий на здоровье местного населения, разработаны конкретные рекомендации по управлению ресурсами и переданы местным властям. В результате проекта "Землепользование и управление у коренных народов в РС(Я) Российской Федерации" предложена модель землепользования, сочетающая методы административного управления с принципами самоуправления. Составлены карты и учебные программы, схемы расселения и транспортных путей, графические модели природно-хозяйственных комплексов, выявлены малоизученные вопросы развития районов компактного проживания эвенков и юкагиров, создана электронная база данных по родовым общинам РС(Я). Внесены рекомендации по совершенствованию отношений между общинами и правительством. [10]
Стратегические цели РС(Я) в Азиатско-Тихоокеанском регионе диктуют необходимость установления отношений сотрудничества с Японией, Республикой Корея, Китаем, Индией.
В этом направлении большую работу по пропаганде восточных языков и культур в республике ведет кафедра восточных языков и страноведения факультета иностранных языков. Филиал общества "Дружбы Россия Япония" совместно с Генеральным Консульством Японии в Хабаровске организовали в Якутске фестиваль японского кино и выставку японских национальных кукол. Традиционными стали стажировки студентов в образовательных и молодежных центрах Кореи и Якутии: уже два лета в университете работает летний молодежный лагерь общения студентов ФИЯ и Кореи. В 2003 году открыт Корейский информационный центр, созданы прекрасные ансамбли корейского танца и барабанной музыки, летом 2004 и 2005 года организованы семинары по компьютерному дизайну. Ежегодно преподаватели и студенты Якутского университета принимают участие в конкурсах по японскому языку, проводимых Генеральным консульством Японии в Хабаровске. Победители конкурсов направляются на стажировку в Японию. Ученые мединститута участвуют в работе Японо-российских симпозиумов по медицинскому обмену, президентом которых в 2004 -2005 гг. была профессор, директор медицинского института ЯГУ П.Г. Петрова.
С 2002 года Якутский университет сотрудничает с сетевой организацией стран Азиатско-Тихоокеанского региона (PAS), целью которой является развитие связей и сотрудничества между ведущими общественными организациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сетевая программа направляет молодежные студенческие группы волонтеров во все страны региона, включая Россию. Каждое лето студенческие группы волонтеров проводят культурную и образовательную деятельность совместно с Якутским государственным университетом для жителей г. Якутска.
25 марта 2001 года в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова был торжественно открыт Индийский культурно-информационный центр. Это первый иностранный культурный центр, открывшийся в Якутске. В России существует всего пять центров индийской культуры, а по Дальнему Востоку - это второй. На открытие Индийского культурно-информационного центра прибыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России господин Сатиндер Ламба, приняли участие руководства республики, университета, института, студенты, деятели искусства и культуры, представители деловых кругов Москвы, Якутска и других городов России, а также бизнесмены из Индии. Цель создания Индийского культурно-информационного центра состоит в пропаганде и популяризации индийской этнической культуры, литературы и искусства, а также привлечения жителей города Якутска к изучению индийской культуры. В Центре действует библиотека и бесплатный прокат индийских кинофильмов. Здесь царит особая атмосфера - аромат благовоний, гармоничная музыка, расписанные на шелке картины, инкрустированная мебель - создают ауру духовности и покоя.
Признавая, что международные организации представляют собой один из путей выхода в мировое пространство, Якутский университет стремится к активному взаимодействию с ними. Значительную долю таких организаций составляют государственные и частные фонды США: Совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ), программа ФУЛБРАЙТ, Совет по научным исследованиям и научным обменам, Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), Фонд Форда, Маски, МакАртуров и т.д. Большую помощь оказывают Немецкая служба академических обменов (ДААД), Британский Совет, Университет Калгари-Фонд Горбачева, программы Генеральных консульств Японии и Кореи, Ассоциация канадских университетов и колледжей и др. Все эти фонды оказывают материальную поддержку для реализации научных проектов по общественно-гуманитарным направлениям и индивидуальным инициативам, выделяет стипендии на обучение, гранты на поездки на конференции и форумы. Преподаватели и студенты ЯГУ ежегодно принимают активное участие в конкурсах, объявляемых этими фондами и выигрывают гранты и стипендии для осуществления своих проектов и зарубежных стажировок. Это является подтверждением того, что Якутский госуниверситет обладает научным потенциалом, способным на разработки высококачественных программ по различным темам, способствующих развитию региона, а также представляющих интерес для западного научного мира. Один из таких проектов- "Новые технологии преподавания иностранных языков в ЯГУ"- дал возможность участия в образовательной программе Европейского Союза "Темпус", в рамках которой коллектив факультета работал с 1994 по 1998 годы. Руководителем программы от ЯГУ была доцент О.А.Мельничук, координатором - доцент Л.С.Заморщикова. Сумма выигранного гранта составила более одного миллиона долларов США. За 4 года сотрудничества с тремя европейскими вузами-координаторами -Страсбургским институтом переводчиков и международных отношений, Боннским университетом и Халльским техническим университетом (Великобритания) - факультет смог значительно модернизировать учебно-техническую базу, повысить уровень преподавания языков, отправляя преподавателей на стажировки во Францию, Германию и Великобританию, и принимая специалистов из этих стран. Бесценным является опыт совместной подготовки студентов, опыт, который еще предстоит переосмыслить с точки зрения современных реалий в образовательной политике России в свете Болонского соглашения. Именно реализация данного проекта способствовала внедрению новых технологий в обучение еще в начале девяностых, созданию новых учебных курсов, использованию европейских стандартов в языковой подготовке. Благодаря этому проекту многие наши студенты приобрели возможность продолжить учебу в европейских университетах и сейчас работают в Европейском Парламенте, в комиссии Европейского Совета.
В 2005 г. ЯГУ вступил в новый ТЕМПУС-проект под названием "Создание профессионального мастера управленца в Вузах Восточной Сибири "TRIMAGE", в котором партнерами являются Университет Глазго (Шотландия), Университет Авиньона (Франция), Университет Коимбры (Португалия). Целью этого проекта является внедрение элементов Болонского процесса в российскую систему образования, выработка учебной программы по управлению человеческими ресурсами в выдачей диплома мастера.
В течение нескольких лет при Якутском университете работало представительство Института "Открытое общество" (Фонда Сороса), которое сейчас реорганизовано в автономную некоммерческую организацию "Сетевой Институт Общественных Инноваций". За период с 1999 г. Фондом Сороса поддержано проектов и выделено грантов на сумму более 1 миллиона долларов США. Из них в ЯГУ поддержано проектов на сумму более 800 000 долларов США (открытие Центра Интернет, программа поддержки кафедр, проекты медицинского института, участие, факультета иностранных языков, гранты на поездки, участие в Зальцбургских медицинских семинарах.
Так как территория Якутии находится в уникальных природно-климатических условиях с разнообразным специфичным животным и растительным миром, она, естественно, привлекает внимание иностранных специалистов, изучающих биологические науки. Ведущее место среди этих дисциплин занимает экология. Например, в Якутский госуниверситет приезжают каждое лето студенты и профессора из Института Ботаники Грайсвальдского университета (ФРГ) для участия в летних полевых экологических экспедициях по изучению флоры и фауны Якутии. Об успехе этого совместного проекта свидетельствует и тот факт, что два студента этого университета защищают свои дипломные проекты, связанные с экологическим туризмом и ботаникой Якутии. Кроме того, наметились устойчивые связи БГФ ЯГУ с Институтом Полярных и морских исследований им. А. Вегенера г. Потсдам (ФРГ), ученые этого института изучают в летнее время лимнологические характеристики Якутии.
Якутский университет является членом ряда международных организаций. Участие в Форуме президентов Университетов Северо-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (NAFUP) дает возможность обсудить наиболее важные проблемы в области высшего образования в эпоху глобализации, такие как миссия университета в век информационной технологии, Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество, глобальные преобразования и международная стабильность. Участие в серии конференций в Корее, Китае, Тайване ректора ЯГУ А.А.Алексеева имело своим результатом расширение сферы международной деятельности ЯГУ и установления сотрудничества с университетами Азиатского региона.
Большое значение университет уделяет сотрудничеству в сфере культуры. В этом деле неоценима роль общественных организаций, таких, как молодежная общественная организация "Французский Альянс Республики Саха (Якутии)", филиал общества "Дружбы Россия-Япония", общество "Саха-Австрия". Например, при содействии организация "Французский Альянс Республики Саха (Якутии)" и Посольства Франции в России были организованы гастроли французской группы "Шеври" по Якутии и студенческой фольклорной группы "Айылган" факультета якутской филологии и культуры ЯГУ во Франции. В 1997-1998 годах в Якутске были проведены фестивали современного французского кино. Театральная труппа студентов кафедры французской филологии "Pierre de touche" дважды принимала участие в фестивале студенческих театров, организуемом Посольством Франции в России. В 2003 году в Екатеринбурге труппа получила престижный приз в номинации "Интеркультура", а в 2004 году в Москве завоевала "Серебряную маску". Деятельность кафедры французской филологии факультета иностранных языков получила высокую оценку: в 2005 году Посольством Франции в Москве на базе кафедры открыт Ресурсный Центр французского языка и культуры.
При ЯГУ создана Международная ассоциация преподавателей английского языка (TESOL). Были проведены конференции по использованию новых технологий в преподавании английского языка, стажировки преподавателей ЯГУ в Университете им. Джорджа Вашингтона (Вашингтон, США), курсы для преподавателей английского языка, организованные Посольством США в РФ.
Участие Якутского университета в Университетском проекте Зальцбургского семинара, целью которого является реформирование высшего образования в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ. Работа Университетского проекта сосредоточена вокруг пяти главных тем - управление и финансирование университета; академическая структура и управление внутри университета; удовлетворение потребностей студентов и роль студентов в делах учреждения; технология в высшем образовании; роль университета в возникающем гражданском обществе. В рамках проекта администрация и преподаватели Якутского университета принимали участие в трех симпозиумах по проблемам региональной роли российских университетов в контексте глобализации, по приглашению ректора ЯГУ эксперты Зальцбургского семинара в составе Яака Ааквисто, ректора Тартуского Университета (Эстония), Джорджа Педерсена, канцлера Университета Северной Британской Колумбии (Канада), Тони Моргана, профессора Университета Юта (США), Хелен Каменски, координатора Университетского проекта (Австрия) провели экспертную оценку деятельности Якутского университета и выработали рекомендации. В данное время участие ЯГУ в программах Зальцбургского семинара продолжается, начал работу новый проект, организуемый Центром Международного юридического образования, в рамках которого с 2007 г. в Якутский университет будут приглашаться для чтения лекций по международному и гражданскому праву преподаватели из США.
Международная деятельность Якутского государственного университета многогранна и направлена на укрепление академических, научных и культурных связей не только университета, но и республики и отражает те тенденции, которые имеются в международной политике региона и России в целом.
С 1998 года Якутский госуниверситет участвует в международном проекте "Университет Арктики", объединяющем научный и образовательный потенциал университетов, расположенных в мировой арктической зоне. Большой личный вклад в реализацию данного проекта в ЯГУ внесла доцент, начальник управления международных связей К.И.Федорова, которая является председателем Совета Университета Арктики. В рамках этого проекта группа преподавателей ЯГУ разработала учебные курсы по основной академической программе Университета Арктики "Циркумполярное регионоведение". Более 20 студентов Якутского университета успешно прошли обучение в Университете Арктики наравне со студентами из университетов Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канады, США, не покидая стен ЯГУ. Более 60 студентов ЯГУ прошли стажировку в университетах этих стран, где смогли закрепить и углубить знания, полученные в форме дистанционного обучения. В рамках данного проекта факультет начинает новую научную тему по изучению языкового сознания народов Арктики. Под научным руководством Института языкознания АН РФ ведутся исследования в области межкультурной коммуникации, проблем многоязычия и сохранения этнических культур и языков малочисленных народов. Планируется создание Ассоциативного словаря народов Арктики, который станет основой для научных (лингвистических, культурологических, этнологических и т.д.) исследований, проводимых учеными разных стран.
С 2003 года Национальный Центр научных исследований Франции (CNRS) и Антропологический центр университета им.Поля Сабатье (г.Тулуза) проводит археологические экспедиции в Якутии с участием сотрудников музея этнографии и археологии ЯГУ, преподавателей и студентов исторического факультета и студентов кафедры французской филологии ФИЯ (администратор проекта - декан ФИЯ О.А. Мельничук). Этот интересный наукоемкий проект лег в основу подписания договора о сотрудничестве ЯГУ с одним из крупнейших университетов Франции - с университетом им. Поля Сабатье г.Тулузы.
В рамках проведения Дней МИД России в Якутске в октябре 2003 года работа Якутского университета получила высокую оценку: ректор ЯГУ А.Н.Алексеев, начальник УМС К.И.Федорова и многие его сотрудники были награждены Благодарственными письмами Министерства иностранных дел Российской Федерации и Грамотами Министерства внешних связей РС(Я) за вклад в развитие международных и внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия).
Ученые Якутского государственного университета проводят большую работу по интеграции республики в мировое сообщество, по пропаганде достижений ее культуры и науки, и тем самым способствуют созданию позитивного имиджа Республики Саха (Якутия) в международном масштабе и успешной реализации ее социально-экономической политики.
Использованные источники
1.Письмо МВ и ССО РСФСР №15-36-224 ин/ 15-30 от 13.10.76 "О подборе специалистов на 10-месячную научную стажировку в вузах зарубежных стран".
2.Письмо МВ и ССО РСФСР №15-96-280 ин/ 15-26 от 28.10.79 "О подборе специалистов на 10-месячную научную стажировку в вузах зарубежных стран".
3."Якутский университет" от 7 января 1988 года, № 39 (1334).
4.Выписка из протокола № 30/380 Новосибирской зональной отборочной комиссии по отбору кандидатов на научную стажировку в вузах зарубежных стран в 1982-83 уч.г. от 16. 02.81.
5.Приказ МВ и ССО СССР №728-1 от 15.08.79 "О приеме на научную стажировку английских граждан".
6.Англо-советское соглашение о связях в области науки, техники, образования и культуры. 1.03.1979.
7.Письмо Управления по работе с иностранными учащимися и сотрудничеству с вузами зарубежных стран № 15-36-70/15-30 от 11.03.80
8.Мигалкин А. Внешние связи Республики Саха (Якутия): проблемы и перспективы.// Илин, №2, 2000.
9.Концепция развития международного сотрудничества Якутского госуниверситета.
10.Университет Калгари - Горбачев-Фонд - 5 лет партнерства. М.: Изд-во "Альфа-Принт", 2001, стр.32-33.