СВФУ глазами СМИ

Проректор по внеучебной работе СВФУ Александр Ильин: «Период студенчества — это время возможностей»
  • 29 Сентября 2022

Проректор по внеучебной работе СВФУ Александр Ильин: «Период студенчества — это время возможностей»

О том, как крупнейший университет нашей республики помогает своим студентам не затеряться и раскрыться в новой среде обучения, и какие возможности им дает учебное заведение, «ЭС» рассказал проректор по внеучебной работе и молодежной политике СВФУ Александр Ильин.

Также в беседе он дал рекомендации студентам — и даже их родителям — как преодолеть этот серьезный шаг во взрослую жизнь и взять за нее полную ответственность.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ЛИЧНЫЕ КАБИНЕТЫ, ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ, ПРИОРИТЕТЫ

— Каковы типичные проблемы у первокурсников?

— Не сказал бы «проблемы». Такие вопросы возникают, в первую очередь, именно по системе электронного документооборота и дистанционного формата обучения, получению домашних заданий. У нас есть 2 личных кабинета студента (программное обеспечение): туда загружаются выполненные задания и оттуда получают материалы по занятиям (дисциплинам).

Вторая часть вопросов — это: куда обратиться по тому или иному вопросу, куда подавать документы по заселению в общежитие. Такие простые вопросы возникают, но мы стараемся передавать информацию полностью по всем каналам, но бывают такие студенты, до которых она не доходит, поэтому это задача, над которой надо работать. Очень много мероприятий проводится по этому поводу: информационных, адаптационных.

У нас есть программа адаптации первокурсников — комплекс мероприятий, куда включено все минимум на период первого семестра или до Нового года. И по итогам первого семестра мы делаем срез: проводим опрос, социологические исследования, диагностику, и далее мониторинг — как прошла адаптация, где и у кого какие проблемы и над чем надо работать — делаем для себя выводы и корректируем план мероприятий.

— Кроме технических вопросов есть другие проблемы: экзаменационные сессии, повышенные требования от преподавателей?

— Конечно, первокурсник — это вчерашний школьник: в школе подход совсем другой, т.е. «школьник и учитель», а тут «преподаватель и студент». Большая часть зависит от самого студента — как он будет планировать свое время, успевать и соблюдать график, посещать занятия.

У первокурсника, который приехал с ­какого-то района в город, от развлечений может «полететь голова», и он не будет ходить на занятия, а гулять по кинотеатрам, развлекательным клубам. Такие тоже бывают и адаптацию не проходят.

Но мы стараемся с каждым отрабатывать, иногда я их приглашаю лично к себе и обсуждаю с ними причины проблемы: бывают личные, которые они могут решить, а бывают такие общие — не могут найти общий язык с преподавателем, с одногруппниками, соседями по общежитию и так далее. Факторов много. Еще раз говорю, что все зависит от самого студента: если он пришел учиться, то он должен учиться — в первую очередь тут учеба. Все дело в планировании времени и самонастрое. Когда студент учится, в данный период и в данном статусе он работает, и в первую очередь над собой. Студенчество — это пора, когда ты становишься самостоятельным.

— А как насчет родителей? Как они могут помочь процессу и освоиться сами?

— Главное — не слишком опекать студента. Это уже взрослый человек, это не школьник, в период студенчества он становится самостоятельным и начинает строить свою жизнь. Иногда бывают такие случаи — ко мне приходят студенты 3–4 курса с родителями по тем или иным вопросам, в кабинет заходит не студент, а его родители, и решают за него вопросы. Я сразу говорю родителям: «Я с Вами разговаривать не буду, а буду разговаривать со студентом». Он уже взрослый человек и должен решать свои проблемы сам. Подход у меня в этом плане такой. Родители, конечно, должны поддерживать и стараться держать связь со студентом, но слишком опекать уже взрослеющего человека не надо.

«ДОВЕРИЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ»

— Есть ли цифры сравнения, сколько студентов проваливается в первую сессию и последующие?

— Процент небольшой, мы стараемся отрабатывать по каждому случаю, выявлять причинно-­следственную связь — из-за чего так происходит: по неуспеваемости причины могут быть, что студент программу в школе не прошел; нет вообще желания учиться — поступил лишь бы поступить, поэтому пропускает занятия; следующая причина — развлечения и сон вместо занятий. Причин очень много, данные получим после первого среза.

— Куда может обратиться студент, если он не справляется с новой средой и темпом обучения?

— В первую очередь, это староста и куратор академической группы. На младших курсах мы делаем упор на кураторах. Если куратор не может решить вопрос, то есть очень много общественных объединений, которые мы поддерживаем, чтобы они становились «старшими братьями» младшекурсников и помогали им адаптироваться. Студент студента понимает лучше, поэтому студенческое самоуправление для меня как проректора по молодежной политике — это правая рука. И конечно же, деканат, своя выпускающая кафедра — самые близкие люди для студента. Если говорить по общежитию, то педагоги-­организаторы, коменданты, дирекция студенческого городка, студенческий совет общежитий. Помощников много.

Главное — не закрываться в себе, не сидеть со своими проблемами, общаться со всеми, постараться социализироваться. Тогда проблем не будет — студенты помогают друг другу.

— А есть ли квалифицированная психологическая помощь?

— У нас есть центр психологической поддержки при Институте психологии, там все работает как положено: любой студент может записаться и прийти на прием, на консультацию. Я смотрел динамику количества обращений: в течение четыре лет их все больше и больше, это означает, что доверие к психологической поддержке, психологам, увеличивается.

ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ

— Были приняты изменения в федеральный закон об образовании с упором на воспитание. Как это проявляется в учебных процессах вуза?

— Закрепленотакое понятие, как «воспитание», документально. Но это не говорит о том, что высшие учебные заведения раньше не занимались воспитанием — в университетах всегда был воспитательный компонент. И на основании этого документа у нас принята концепция воспитательной деятельности в университете, утвержденная ученым советом, разработана рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы — все систематизировалось.
Воспитание — это обширное понятие: есть компетентностный подход к воспитанию, а есть мероприятийный. Мы стараемся придерживаться обоих подходов: мы передаем ценности через организацию и посещение мероприятий, и компетенции — посредством дисциплин в учебных программах. Одно без другого не получится, приходится идти по двум подходам. Поэтому на первых курсах в учебном плане есть, например, такие дисциплины как: философия, обществознание, история. Они тоже дают те или иные ценности и компетенции студенту. В учебном плане больших изменений нет, все как раньше, но сейчас большой упор делаем на мероприятийный подход — человек учится всю жизнь, поэтому он, посещая мероприятия, узнает ­что-то новое и воспитывает в себе ­какие-то новые ценности.

— А какие именно мероприятия?

— Мероприятий по воспитательной работе очень много: учебного плана, научного, спортивного, культурно-­массового, общественно-­значимого. Ближайшее мероприятие у нас — это День студенческого самоуправления. Например, студент в этот день становится на место или преподавателя, или заведующего кафедрой, или декана, или проректоров университета. Ректорат мы полностью заменяем студентами на один день. Потом по итогам этого дня самоуправления мы получаем обратную связь: студенты, которые сидели на местах преподавателей, деканов, проректоров и других руководителей, дают свои пожелания. Они смотрят с точки зрения студента: «это так поменять», «тут внести предложения и коррективы». Очень хорошее мероприятие в плане соуправления университетом, принципа которого мы придерживаемся — студенты тоже являются руководителями университета, они передают нам свои пожелания и предложения, и мы совместно со студентами их реализуем.

«НАША ЗАДАЧА — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ СТУДЕНТ НАШЕЛ СЕБЯ В ЭТОЙ ЖИЗНИ»

— Как легче влиться в студенческое сообщество? Как найти друзей по интересам среди многочисленных сверстников в вузе?

— Если есть время и сам справляешься с учебным планом, то лучше всего для социализации и адаптации — это участие в деятельности органов студенческого самоуправления: студенческий координационный совет, студсовет, студенческие профсоюзы, студенческие и волонтерские отряды, волонтерский центр, физкультурно-­спортивный клуб, спортивные секции, творческие кружки. Надо стараться успеть все в период студенчества, когда университет даёт все возможности.

Самый хороший и эффективный инструмент социализации и адаптации — это участие в общественной жизни не только университета и региона, но и страны в целом. Это, конечно же, еще большой плюс для будущего — учишься общаться с людьми, дружить, работать в команде, организовывать ­какие-то мероприятия — весь этот опыт копится.

Возможностей очень много, мы стараемся охватить по интересам все. Студентов много, соответственно, интересов тоже. И наша задача — это создать условия, чтобы студент нашел себя в студенческой жизни.

— Где об этом всем может узнать студент?

— Про студенческое самоуправление знают все наши учащиеся. В начале каждого учебного года мы проводим ярмарку студенческих организаций на стадионе «Юность», в этом году это мероприятие тоже прошло с размахом. Там выставляют свои площадки все спортивные секции, творческие кружки, студенческие объединения и так далее, рассказывают, чем они занимаются. И студент уже по желанию на них записывается.

ОТКРЫВАЯ ВОЗМОЖНОСТИ В СВФУ: КУРСЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ТВОРЧЕСТВО И НАУКА

— Как быть, если студент передумал насчет своей специальности во время обучения? Существует ли ­какая-либо профориентационная помощь?

— Такие случаи, конечно же, есть. Но в таком случае у нас в первую очередь подключается выпускающая кафедра и разговаривает со студентом, и если никак, то студент имеет право перевестись на другую специальность, сдав разницу. Механизм есть.
Но желательно, чтобы студент (абитуриент) приходил в университет осознанно, что он хочет поступить именно на эту специальность и получить именно такой диплом. Вопросы возникают — я согласен — в части и профориентации, и в части того, что студент (абитуриент) не сам выбрал эту специальность — учителя или родители посоветовали — и это не его желание. Факторов бывает очень много. Но раз поступил, начатое дело надо стараться заканчивать.
Еще у нас есть система: бакалавриат — 4 года, потом магистратура — 2 года. Поэтому после бакалавриата можно поступить на магистратуру по другой специальности, переквалифицироваться. Возможностей очень много.

— Ведутся ли программы дополнительного образования внутри вуза, чтобы студенты могли освоить вспомогательные навыки помимо специальности?

— У нас есть Институт непрерывного образования «Open», он базируется на разработке курсов дополнительного профессионального образования (ДПО), в нем обучаются не только студенты, но и учителя, педагоги, медики — проводятся дополнительные курсы для специалистов региона.

Также работает Центр оценки развития компетенций (ЦОРК), который мы открыли в конце прошлого года совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей». Мы провели диагностику у первых-­вторых курсов и выявили каких универсальных компетенций (навыков) у них не хватает. Есть компетенции (навыки) по своей образовательной программе (специальности), а есть универсальные — так называемые софтовые [гибкие] — навыки: работа в команде, стрессоустойчивость, общение с людьми.

Центр оценки развития компетенций сейчас занимается разработкой этих курсов, чтобы давать их бесплатно студентам на выбор. Любой студент может зайти на платформу, выбрать курс, посмотреть, какие компетенции он дает и пройти его в любое время в течение года в любом формате (онлайн, оффлайн).

— Какая еще работа ведется со студентами университета?

— Работа бесконечная: одно поколение студентов уходит, второе — приходит, на подходе — третье. Поэтому надо подстраиваться и находить общий язык с каждым поколением студентов. C каждым годом контингент меняется.

— Расскажите про кружки.

— Если говорить по творческим кружкам, то у нас есть свой культурный центр «Сергеляхские огни», у него сейчас новое молодое руководство, и поэтому там больше 20 кружков, начиная от рисования, заканчивая танцами, пением и игрой на инструментах.

Есть научные кружки на базе научных лабораторий, Арктического инновационного центра и в каждом научном подразделении есть свои научные кружки. Поэтому для студента выбора достаточно.

— Что бы Вы еще посоветовали первокурсникам?

— Я всегда советую вообще всем студентам быть смелыми, не бояться и если есть вопросы — их задавать. Самый глупый вопрос — это незаданный вопрос. Если приехали учиться — в первую очередь, учимся. Если есть время и все успеваем, то постараться заниматься общественной деятельностью, работать в научных лабораториях, кружках, участвовать в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Период студенчества — это время возможностей, поэтому надо постараться спланировать свое время и успеть везде, взять все, что из необходимого дает университет.

Автор: Эхо столицы

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).