Глоссарий

Анализ – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленной цели.

Аттестация – контроль знаний студентов. Аттестация может быть текущей, промежуточной и итоговой – см. Формы оценки качества.

Аудит – 1) систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств о результатах деятельности ОУ и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев, устанавливаемых программой и планом аудита; 2) процесс экспертизы ОУ, его подразделения, процессов или отдельных образовательных программ на основе представленных документов и установление соответствия объекта исследования определенным критериям аудита, целям и задачам.

Аудитор – лицо, обладающее компетентностью и соответствующими полномочиями для проведения аудита.

Аудиторные учебные занятия – занятия, проводимые с потоками и группами студентов по утвержденному расписанию: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы.

Аудиторская группа – один или несколько аудиторов, проводящих аудит, которым, при необходимости, помогают технические эксперты.

Балльная оценка – см. Оценка успеваемости.

Балльно-рейтинговая системаоценки успеваемости – комплекс мероприятий, обеспечивающих проверку качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ.

Бонусные баллы – дополнительные баллы, прибавляемые к сумме баллов, полученных за семестр на текущих аттестациях, студентам, которые согласны на получение оценок «Отлично» и «Хорошо» без сдачи экзамена.

Внутренний аудит – аудит, проводимый самой организацией или от ее имени, для внутренних целей.

Высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документирование – запись информации на различных носителях по установленным правилам.

Документированная процедура – документированный установленный способ осуществле-ния деятельности или выполнения определенной работы (процесса).

Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS) (European Credit Transfer System)– общеевропейская система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса. Данная система является студентоцентрированной системой, основанной на необходимости выполнения учебной нагрузки, достаточной для достижения целей программы обучения. Эти цели определяются в терминах результатов обучения и компетенций, которые должны быть получены.

Заказчик аудита – организация (подразделение) или лицо, заказавшее аудит.

Зачет – форма промежуточной аттестации студентов, предназначенная для оценки выполнения ими лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практик. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся за курсовые проекты (работы), производственную практику, а также по дисциплинам, перечень которых утверждается учебно-методическим советом университета.

Зачетная единица(крéдит, образовательный крéдит) – единица трудоёмкости учебного труда студента, включая все виды учебной работы (условный параметр, рассчитанный на основе экспертной оценки совокупных трудозатрат при изучении стандартного по объему и структуре учебного курса за минимальный период обучения, предусматривающий аттестацию). В СВФУ в качестве зачетной единицы принимается 36 академических часов трудозатрат студента на освоение дисциплины (модуля) (в отдельных случаях возможно варьирование от 32 до 38 академических часов).

Зачетная неделя–последние 7–10 дней семестра, в которые проводятся зачеты по расписаниям кафедр. Аудиторные занятия в этот период не прекращаются, в связи с чем прием зачетов планируется на время, свободное от занятий.


Защита выпускной квалификационной работы – обязательное аттестационное испытание итоговой государственной аттестации. Исключение из этого положения для отдельных направлений подготовки и специальностей может быть сделано только Министерством образования и науки РФ. Выпускные квалификационные работы (в бакалавриате, на программах подготовки дипломированных специалистов, в магистратуре) выполняются в форме бакалаврской работы (бакалавриат) и магистерской диссертации (магистратура). Процедура проведения регламентируется Положением итоговой государственной аттестации СВФУ.  

Изменение документа – любое исправление, исключение или добавление каких-либо данных в данный документ.

Инструкция – документ, регламентирующий способ, порядок выполнения какой-либо деятельности или работы.

Интерпретация – разъяснение, множества, толкование, перевод.

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Исполнитель - должностное лицо или подразделение, указанное первым и являющееся головным исполнителем в выполнении мероприятий плана.

Итоговая аттестация(итоговая государственная аттестация) выпускников– см. Формы оценки качества.

Итоговая оценка – понятие, введенное формой приложения к диплому и Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании…: «При наличии нескольких экзаменов по одной дисциплине могут… указываться оценки по всем промежуточным экзаменам или оценка по одному экзамену, если он носит характер итогового, характеризующего общий уровень подготовки студента по данной дисциплине». В эту графу приложения заносятся результаты промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) учебного плана (оценки курсовых экзаменов и зачеты).

Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (специальности) – аттестационное испытание итоговой государственной аттестации, которое должно наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин (модулей) учитывать общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВПО по данному направлению (специальности). К итоговому междисциплинарному экзамену по направлению (специальности) допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом. 


Итоговый экзамен по отдельной дисциплине (модулю) – аттестационное испытание итоговой государственной аттестации, которое должно определить уровень усвоения студентом материала, предусмотренного соответствующим ФГОС ВПО и рабочей программой данной дисциплины (модуля). Итоговый экзамен по отдельной дисциплине (модулю) может проводиться до завершения полного курса обучения по образовательной программе. Аттестационное испытание итоговой государственной аттестации не может быть заменено оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Коллоквиум (собрание) (лат. colloquium – разговор, беседа) – форма учебного занятия, целью которого является слушание и обсуждение докладов, подготовленных студентами на заданную тему.

Коллоквиум (экзамен) – форма текущей аттестации студентов, проводящейся с целью проверки и оценивания знаний студентов. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра. В ходе коллоквиума могут проверяться проекты, рефераты и другие индивидуальные работы студентов. Баллы, полученные на коллоквиуме, могут влиять на итоговый балл и на оценку, полученную на промежуточной аттестации.

Компетентность – продемонстрированные личные качества и способность применять свои знания и умения.

Контроль - управленческая функция, предполагающая наблюдение за процессом выполнения запланированных мероприятий и характеризующая состояние выполнения плана в заданные моменты.

Контрольная неделя – промежуток времени в семестре для проведения текущего среза уровня усвоения студентами очной формы обучения учебного материала и подведения его итогов. В период контрольной недели учебные занятия не прекращаются. Определяется с учетом графика учебного процесса.

Контрольная работа – метод проверки знаний студента, определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе студент отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.

Контрольный экземпляр документа (КЭ) – согласованный и утвержденный экземпляр документа, оформленный подлинными подписями, печатью организации, хранящийся в специально отведенном месте.

Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы

Кредит – см. Зачетная единица.


Кредитная система профессионального образования – система организации учебного процесса, предусматривающая оценку уровня освоения студентом каждой отдельной дисциплины (модуля) и образовательной программы в целом при помощи числа успешно освоенных кредитов из их известного общего количества.

Кредиты выделяются для всех теоретических и практических компонентов программы (дисциплины, модули, практики, курсовые и дипломные работы и др.).

Критерии аудита – совокупность политик, процедур или требований, которые используются в качестве ориентира, с которым сравниваются свидетельства аудита.

Курсовая работа – задание, которое выполняется студентами университета в определённый срок и по определённым требованиям. Чаще курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по направлению подготовки (специальности).

Курсовой проект – самостоятельная учебная работа, выполняемая в течение учебного семестра студентами университета под руководством опытного преподавателя. Курсовой проект обычно состоит из пояснительной записки и графического материала (например, чертежей), выполненного на чертежных листах формата А1.

Лабораторная работа – форма учебного занятия, основной целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лекция – форма учебного занятия, цель которого состоит в логически-выверенном, последовательном изложении лектором теоретических вопросов конкретной дисциплины (модуля). Лекционный материал, как правило, закрепляется на семинарах.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Методическая инструкция– документ, устанавливающий единые нормы и правила выполнения отдельных видов работ в университете, поясняющий требования стандарта и не вошедшие в него в силу специфики работ, а также осуществление контроля по их выполнению.

Модуль– это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:

- часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;

- учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

- группа родственных дисциплин;

- совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

Наблюдения аудита – результат оценки свидетельства аудита в соответствии с критериями аудита.

Несоответствие – невыполнение установленного требования.

Номенклатура дел –систематизированный перечень наименований дел, установленный в подразделении университета, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Нормативная документация –документация, содержащая правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности и их результатов.

Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Основные образовательные программы (ООП) высшего профессионального образования (основные профессиональные образовательные программы; профессиональные образовательные программы; образовательные профессиональные программы) – программы подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, реализуемые в вузе по направлениям подготовки и специальностям ВПО. ООП разрабатывается на основании соответствующего ФГОС и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин (модулей), программы учебных и производственных практик. Образовательные программы реализуются в университете по соответствующим уровням и ступеням образования или непрерывно с учетом их взаимосвязи.

Организационная структура – обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, в соответствии с которой подразделение выполняет свои функции.

Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Организация работы - деятельность, благодаря которой система управления сосредоточена на выполнении задач по планированию (разработка системы мер, регламентирующих работу).

Ответственный исполнитель - должностное лицо, непосредственно отвечающее за выполнение мероприятий плана и координирующее действия исполнителей.

Оценка –подтверждение того, что требования выполнены (или не выполнены).

План - комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающих решение поставленных задач.

План аудита –описание видов деятельности и мероприятий аудита.

Планирование - основная управленческая функция, посредством которой вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности и фиксируется будущее состояние объекта управления.

Планирование представляет процесс взаимного согласования целей и задач деятельности структурных подразделений университета с имеющимися ресурсами, способами их достижения, последовательностью решения и сроками исполнения.

Организационные планы включают в себя годовые планы университета и его структурных подразделений. Основным документом университета является план работы университета на учебный год, в структурном подразделении - план работы на учебный год, для подразделений, обеспечивающих финансово-экономическую деятельность – план работы на календарный год.

Основу системы планирования составляют стратегические, организационные и специальные планы.

Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции. И соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Постоянное улучшение – повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Практическая работа – форма учебного занятия, целью которого является формирование у студентов практических навыков и умений.

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их возникновение.

Проверяемое подразделение – подразделение, подвергающееся аудиту.

Программа аудита – совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы» и создающая ценность для потребителя.

Рабочая программа дисциплины (модуля)(РПД, РПМ)– нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (модуля), а также способы контроля результатов ее усвоения, соответствующий требованиям ФГОС ВПО направлений подготовки и учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению.

Рабочие инструкции – письменные указания, определяющие конкретную последовательность действий при выполнении отдельных работ или операций. РИ могут быть включены в ДП или упомянуты в них.

Рабочий экземпляр документа –заверенная копияконтрольного экземпляра документа, учтенная в журнале регистрации документов и предназначенная для непосредственного использования в практической деятельности.

Расчетно-графическая работа (РГР) – разновидность контрольной работы. Основной акцент в этом виде работ делается на решение задач с использованием графических изображений и комментариев.

Регистрация документа – запись учетных данных документа по установленной форме.
 
Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.

Рейтинг (рейтинговая оценка) по дисциплине(модулю)– интегральная оценка результатов образовательной деятельности студента, увязанная с трудоемкостью дисциплины (модуля).

Реферат – форма самостоятельной работы студента, который содержит краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования. Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Руководство по качеству – документ, определяющий область применения СМК СВФУ и описывающий ее в соответствии со стратегией развития университета, Политикой и целями в области качества, с учетом требований ИСО 9001:2008.

Рабочий экземпляр документа –заверенная копияконтрольного экземпляра документа, учтенная в журнале регистрации документов и предназначенная для непосредственного использования в практической деятельности.

Свидетельства аудита – записи, изложение фактов или другая информация, которая связана с критериями аудита и может быть проверена. Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.

Семинар – форма учебного занятия, предназначенная для обсуждения сообщений, докладов и рефератов, выполненных студентами по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары представляют групповую форму занятий и предполагают активное участие студентов.

Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.

Система зачетных единиц– см. Кредитнаясистема профессионального образования.

Система менеджмента качества (СМК) – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Соисполнитель - должностное лицо или подразделение, участвующее совместно с исполнителем в выполнении мероприятий плана.

Специальные планы составляются по мере необходимости.

Стратегические планы разрабатываются на Ученом совете и направлены на решение наиболее актуальных проблем развития университета.

Текущий контроль успеваемости (текущая аттестация) подразделяется на:  

- контрольные срезы (не менее 2-х в течение учебного семестра) с определением баллов, полученных каждым студентом очной формы обучения по конкретной дисциплине (модулю);

- рубежный срез, проводимый после окончания зачетной недели, за день до начала экзаменационной сессии, который определяет общую сумму баллов, набранную студентом в течение всего семестра по данной дисциплине (модулю), включая баллы, полученные по итогам контрольных срезов, баллы, набранные студентом в период зачетной недели, и «премиальные» баллы

Оценка успеваемости:

- академическая – оценка знаний, умений и навыков студента по дисциплине (модулю), курсовой работе и т. п., представляемая в традиционных формах – четырехбалльной (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и двувидовой (зачтено, не зачтено).

- балльная – оценка знаний, умений и навыков студента по дисциплине (модулю), курсовой работе и т. п., представляемая числом баллов в пределах от 0 до 100.

Тестирование – Тесты.Контрольно-тестовая система – комплекс контролирующих программно-методических средств, представленных в виде проверочных вопросов, утверждений или заданий, предлагающих студенту за определенное время сделать выбор из заранее заданного списка возможных ответов.

Тестирование является формой объективной и независимой оценки знаний студента и обеспечивает:

- проведение промежуточного или итогового контроля знаний студентов;

- самопроверку знаний, усвоенных студентами.

Система тестов должна быть представлена комплексом тестовых вопросов, утверждений и заданий, а также ответов к ним.

Тестовые вопросы, утверждения и задания объединяются в блоки по конкретному разделу (теме) учебной дисциплины или модулю.

Количество и качество тестов по каждому разделу (теме) должно отражать программное содержание дисциплины и обеспечивать достоверный и объективный контроль усвоения учебного материала студентом. При составлении тестов следует руководствоваться объемом учебного материала, включенного в экзаменационные (зачетные) вопросы.

Технический эксперт – лицо, предоставляющее аудиторской группе специальные знания или опыт.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Трудоемкость дисциплины (модуля) – плановый объем аудиторных и самостоятельных занятий студента по освоению дисциплины (модуля), включая выполнение курсовой работы (проекта), если она предусмотрена учебным планом. Трудоемкость в кредитах равна частному от деления трудоемкости в часах на 36 часов. Количество кредитов за дисциплину (модуль) не может быть дробным (в порядке исключения – допускается начислять 0,5 кредитов.

Трудоемкость образовательной программы – плановое число часов аудиторных и самостоятельных занятий студента по освоению всех дисциплин (модулей), включенных в учебный план. При максимальном плановом числе часов занятий студента в неделю 54,трудозатраты на освоение ООП равны: по одним ФГОС – числу недель теоретического обучения, по другим – числу недель теоретического обучения и экзаменационных сессий. Трудоемкость образовательной программы в кредитах равна частному от деления ее трудоемкости в часах на 54 часа.

Трудозатраты на освоение дисциплины (модуля) – см. Трудоемкость дисциплины.

Трудозатраты на освоение образовательной программы– см. Трудоемкостьобразовательной программы.

Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увелечение способности выполнить требования к качеству.

Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Учебная нагрузка студентов– время, необходимое для завершения всех запланированных видов учебной деятельности, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативов.

Учебная программа дисциплины (модуля)– документ, определяющий структуру и достаточно подробное содержание учебной дисциплины (модуля). В части содержания дисциплины (модуля) программа базируется на приведенных в ФГОС соответствующего направления или специальности требованиях к обязательному минимуму содержания ООП, откуда заимствуется перечень основных разделов данной дисциплины (модуля), углубляемый и конкретизируемый в программе и при необходимости расширяемый.

Учебные занятия– занятия, проводимые в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломного проекта или работы, магистерской диссертации); университет может устанавливать и другие виды учебных занятий.

Учебный модуль – это единица содержания, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебного плана или учебной программы, определяющая логику организации процесса ее освоения и раскрывает следующее:

- содержание в рамках учебного корпуса;

- цели;

- ожидаемые результаты (знания, навыки, компетенции);

- технологическое «оснащение» и методическое обеспечение процесса его освоения;

- организационные формы и виды деятельности, необходимые для организации процесса его освоения;

- виды и формы контроля, специфику и критерии оценки результатов его освоения.

Формы оценки качества освоения образовательных программ:

- текущий контроль успеваемости (текущая аттестация) – контроль усвоения студентами учебного материала дисциплины (модуля), проводимый в течение семестра;

- промежуточный контроль успеваемости (промежуточная аттестация) – проводится в конце семестра и служит оценкой качества усвоения, как отдельной дисциплины (модуля), так и ее раздела (разделов);

- итоговая аттестация выпускников – комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям ФГОС.

Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. ИГА включает защиту выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по решению Ученого совета СВФУ.

Функции – основные направления деятельности работника в соответствии с направлениями (одним из направлений) деятельности структурного подразделения.

Электронный документооборот – единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства».

Характеристика – отличительное свойство.

Экзамен – форма промежуточной аттестации студентов, предназначенная для проверки итоговых знаний студентов по дисциплине (модулю). Результат экзамена как устного, так и письменного оценивается в баллах, которые переводятся в числовые оценки. Экзамен, как правило, проводится по экзаменационным билетам, которые должны обновляться каждые 3 года.

Эссе – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающей личное соображение автора по какому-либо вопросу.

Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.