Департамент стратегического развития

«Новая архитектура образования. Университет 360»: в СВФУ рассказали о модели развития вузов

Татьяна АЛЕКСЕЕВА, пресс-служба Северо-Восточного федерального университета · 13 Октября 2022

В Северо-Восточном федеральном университете продолжается Всероссийская научно-практическая конференция «Новая архитектура образования: Университет 360». На пленарном заседании эксперты рассказали, какие направления и модели развития будут актуальны для вузов в новых условиях. Изменения позволят образовательным организациям подняться на новый уровень.

Проект «Университет 360» – одно из приоритетных направлений программы развития СВФУ.   Проректор по образовательной деятельности Алексей Голиков отметил, что трансформация образовательного процесса в федеральном университете началась недавно, но переформатирование ощущают почти все его участники. «Начато очень много, в частности, введены индивидуальные образовательные траектории, гибридное обучение как последствие пандемии, когда образование перешло в онлайн-формат, интенсивное обучение иностранным языкам, создается новая модель цифровой экосистемы», – говорит Алексей Голиков.

Проректор подчеркивает, что рынок работодателей развивается по своему пути, ему требуются новые компетенции, а университеты во многом привязаны к ФГОС, своим нормативным актам, а в итоге обнаруживается, что выпускник не совсем готов к труду в реальных условиях. «Проект дает нам возможность подойти к этому практически, компетенции должны подстраиваться под требования рынка», – заключил Алексей Голиков.

Советник генерального директора «Университета 20.35» Василий Третьяков считает, что у университетов любой страны всегда стоит непростая задача – вне зависимости от того, что происходит в мире, обеспечивать движение страны вперед. Любой образовательный проект или процесс для человека должен выполнять три условия. «Вызов, поставленный перед ним, должен быть соизмерим с его личными амбициями, у него должен быть выбор инструментов для реализации этого вызова, а также он должен ощущать свою причастность к обществу, людям, на которых направлен его проект. Если будут обеспечены эти инновации, то человек способен стать опорой для страны», – сказал советник.

Основные модели «Университета 360» раскрыл проректор СВФУ по цифровому развитию Петр Иванов. Это – фокус на развитие человека, его готовность к деятельности, опора на партнерскую сеть, быстро собираемые траектории для выхода на рынок труда, саморегуляция и франшиза внутри консорциума и другие параметры. Он отметил, что рынок E-tech становится конкурентом для университетов. «Много студентов идут на краткосрочные, насыщенные курсы, а новые образовательные платформы активно исследуют рынок и создают курсы по востребованным компетенциям», – заметил проректор.

Новые направления, которые будут актуальны для международного сотрудничества, представил проректор по международному сотрудничеству СВФУ Ньургун Максимов. В их число вошли страны Средней Азии, Африки, Казахстан, Индия, Китай, Саудовская Аравия. «В сентябре принята новая концепция гуманитарной политики Российской Федерации. Отрадно видеть, что по многим направлениям международного сотрудничества, отмеченным в ней, СВФУ работает уже давно. Несмотря на сложившиеся обстоятельства, в этом году мы поставили рекорд по количеству иностранных студентов, поступивших наш вуз – в этом году поступили более 300 человек». Среди амбициозных проектов он назвал проект создания Саха-Цзилиньского технологического университета, получивший положительное заключение Минобрнауки РФ.

Отметим, на практической части Всероссийской конференции «Новая архитектура образования: Университет 360» свои доклады также представили участники из Грозненского государственного нефтяного технического университета, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Национального Исследовательского Томского государственного университета, Южного федерального университета и других участников консорциума «Университет 360».