Международный научно-образовательный центр (Кафедра ЮНЕСКО) «Адаптация общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации»

«Влияние изменения климата на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера»

Жожиков А.В. зав. кафедрой · 4 Июня 2018

Сегодня, 4 июня в Государственном собрании (Ил Тумэн) состоялись парламентские слушания на тему «Влияние изменения климата на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера».

Выступили все заявленные докладчики, было много вопросов и предложений по данной тематике. В заключение были приняты рекомендации. От Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова выступили: зав. кафедрой "Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона" Слепцов Анатолий Николаевич и зав. кафедрой ЮНЕСКО "Адаптация человека и общества арктических регионов в условиях изменения климата и глобализации" Жожиков Анатолий Васильевич


С.И. Боякова, д.и.н.,
зав. отделом истории и этносоциологии
ИГИиПМНС СО РАН

Влияние изменения климата на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера

Тезисы

В настоящее время глобальные климатические изменения осознаны не только как экологическая проблема, но и как проблема экономики и безопасности жизнедеятельности людей. В первую очередь изменения окружающей среды отразятся на функционировании отраслей, которые обеспечиваются и лимитируются компонентами экосистем - сельского хозяйства, лесного хозяйства, водного хозяйства, рыбного хозяйства, рекреации и индустрии отдыха, энергетики, строительства, транспорта, добывающей промышленности. При этом в Республике Саха (Якутия), как и в остальной Российской Арктике, изменение климата наблюдается при наличии других нагрузок: загрязнения окружающей среды, истощения биологических ресурсов, изменений в землепользовании, роста численности населения, а также изменений в культурном укладе и экономике.

Согласно оценкам экспертов, изменение климата приведет к многочисленным воздействиям на общество. Применительно к коренным малочисленным народам Севера, их можно сгруппировать как общие (социально-экономические и медицинские) и специфические (социокультурные).


К социально-экономическим проблемам относятся:

• Разрушение зданий, дорог, трубопроводов и других объектов инфраструктуры вследствие таяния вечной мерзлоты. • Обрушение береговой линии, особенно в населенных пунктах, расположенных на берегах рек и других водоемов. • Изменение транспортных схем вследствие более позднего замерзания и раннего вскрытия рек, озер; усложнения в связи с этим работы зимников. • Увеличение расходов на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения, лесные пожары). • Рост убытков сельскохозяйственного производства. • Изменение структуры расселения в результате переселений и миграции населения.

Медицинские проблемы:

• Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки

- расширение ареала носителей возбудителей инфекционных заболеваний ( клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, туляремия, сибирская язва и др.) к северо-востоку; - вынос возбудителей особо опасных инфекций (холера, оспа и др.) вследствие оттайки многолетне-мерзлотных грунтов в местах захоронения людей, погибших от них, а также других особо опасных инфекций прошлых тысячелетий вследствие оттайки останков мамонтовой фауны; - увеличения инфицированности и заболеваний животных, рыб и птиц.

• Повышение уровня смертности и заболеваемости населения в связи с увеличением частоты опасных гидрометеорологических явлений (сильные метели и ветры, летняя жара, выраженные суточные перепады температур, гололед, наводнения) на фоне истощения адаптивного потенциала и сбоев в функционировании регуляторных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной).
• Повышение уровня смертности населения из-за увеличения числа несчастных случаев, связанных со снижением безопасности перемещений при изменении параметров льда и погодных условий, ростом стихийных бедствий (наводнения, лесные пожары).

И наконец, главная проблема, вызывающая тревогу научного сообщества и общественных организаций - это изменение традиционного образа жизни коренных народов вследствие изменения их традиционных систем жизнеобеспечения.

Главные риски здесь, вызванные климатическими изменениями:

- изменение ареала расселения и миграции промысловых животных;
- изменение параметров снежного покрова и речного льда, доступности и структуры кормовых пастбищ;
- увеличение инфицированности животных, птиц и рыб, вытеснение северных видов представителями фауны и флоры других регионов, уменьшение урожайности ягод и т.д.

Все это, безусловно, может крайне негативно сказаться на веками выработанных системах жизнеобеспечения и адаптации коренных народов к природно-ландшафтной среде их обитания.
Для уменьшения негативных последствий изменения климата на социальноэкономическое развитие, здоровье и традиционные системы жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера необходима разработка комплексных мер, направленных на предотвращение и компенсацию всех вышеуказанных проблем:

1. Создать систему оценки климатических изменений в регионе, включая этноэкологический мониторинг с участием представителей коренных народов, ведущих традиционный образ жизни.
2. Разработать профилактические программы по защите населения, необходимые для минимизации неблагоприятных (экологических, экономических, социокультурных) последствий изменения климата.
3. Разработать меры по распространению знаний среди населения о влиянии глобальных изменений климата и достижению социального партнерства в решении этих проблем.
4. Расширить фундаментальные и прикладные научные исследования по влиянию глобальных климатических изменений на здоровье и образ жизни населения, в том числе:

- включить в тематику госзаказа РС(Я) целевые комплексные программы «Влияние климатических изменений на здоровье населения Республики Саха (Якутия)» и «Влияние изменения климата на социально-экономическое и социокультурное развитие Республики Саха (Якутия)», где отдельные разделы должны быть посвящены коренным малочисленным народам Севера;

5. Подготовить и утвердить по примеру «Климатической доктрины РФ» (2009) собственную «Климатическую доктрину PC (Я)», где особое внимание уделить мероприятиям по предупреждению и смягчению негативных последствий климатических изменений на население республики. 6. Разработать «Стратегию развития адаптационных мероприятий по изменению климата», с выделением отдельной строкой финансирование мероприятий по защите традиционного образа жизни и систем хозяйствования коренных малочисленных народов Севера.


Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему

«Влияние изменения климата на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера»

Заслушав и обсудив доклады, выступления ученых, народных депутатов, представителей министерств, ведомств, муниципальных образований, общественных объединений Республики Саха (Якутия) и хозяйств, участники парламентских слушаний отмечают следующее. В настоящее время глобальные климатические изменения осознаны не только как экологическая проблема, но и как проблема экономики и безопасности жизнедеятельности людей. Сегодня мы уже видим влияние изменяющегося климата на ситуацию в нашей республики. Чрезвычайные ситуации природного характера, возникающие на территории Республики Саха (Якутия), в особенности в северных и арктических группах улусов, за последние 3 года являются наглядным тому подтверждением. Данные чрезвычайные ситуации были вызваны ранее не встречавшимися природными явлениями, такими как: аномальные осадки и необычно теплая погода в зимний период (повлекшие невозможность доставки ресурсов по средствам зимников и массовый падеж сельскохозяйственных животных), рекордно высокие уровни паводковых вод (со значительным материальным ущербом).

В Республике Саха (Якутия) по данной теме проведено 50 международных научных проектов с учеными из 18 стран мира в 14 районов проживания коренных малочисленных народов Севера.

Результаты исследований комплексной экспедиции «Алазея-2008», проведенных в течение 2 лет в бассейне р. Алазеи, позволили выявить основные причины изменения гидрологического режима реки. Длительные затопления долины р. Алазеи вызвали гибель и изменения состояния, состава растительных сообществ на первой надпойменной террасе. По мнению специалистов Института биологических проблем криолитозоны СО РАН изменение климата и промышленное освоение в тундровой и лесотундровой зоне уже привело к изменению путей миграций дикого северного оленя - основного источника традиционного промысла и жизнедеятельности коренных малочисленных народов. По информации ученых Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, вспышка сибирской язвы на Ямале в 2016 г. - еще одна угроза. На территории республики существует 285 скотомогильников. Из которых угрозе затопления подвержены 28 захоронений в двадцати семи улусах республики. Известно точные места только 80 захоронений, у остальных скотомогильников указаны только названия местностей, точных координат нет. Природно-климатические изменения и связанные с ними чрезвычайные ситуации многократно увеличивают и обостряют существующие социальные, экономические и экологические проблемы коренных малочисленных народов Севера и, таким образом, могут быть признаны угрозой для безопасности их жизнедеятельности, считают ученые Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Участники парламентских слушаний считают:

Необходимо введение постоянного мониторинга за климатическими изменениями в регионе, своевременного предупреждения населения о рисках чрезвычайных ситуаций, применение новых технологий при строительстве в местах, подвергаемых постоянным наводнениям, восстановление системы депонированных грузов, что позволило бы избежать огромных затрат при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, фундаментальных и прикладных исследований в области климата и смежных областях науки, применения результатов исследований для оценки рисков и выгод, связанных с последствиями изменений климата, а также возможности адаптации к этим последствиям.

Основной причиной погодных условий последних лет зимовки и паводка в весенний период оленеводы и рыбаки Колымо-Индигриской группы улусов считают потепление климата вследствие строительства 2 гидроэлектростанций в Магаданской области, верховьях реки Колыма. Для досконального изучения причин потепления и выявления причин влияния на традиционную хозяйственную деятельность необходимо ведение комплексных научных исследований в данной группе районов и постоянный мониторинг погодных и гидрологических условий районов.

Важным моментом при организации дальнейших восстановительных работ является работа по устранению ущерба, нанесенного аграрному сектору как основному источнику трудовых занятий населения и дохода семей. Необходимо создание региональной программы по оценке современного состояния пастбищ северных оленей как домашних, так и диких и к финансированию программы необходимо привлечь средства недропользователей как компенсационные мероприятия от ведения промышленных разработок.

Ныне проводимая система финансирования науки за счет грантов не в состоянии обеспечить полноценное изучение происходящих изменений природной среды на 2/3 территории и их влияние на социально-экономическое состояние республики. Для получения достоверной картины влияния изменения климата на здоровье и хозяйственную деятельность людей, экономику республики, а также для минимизации негативных процессов требуется принятие Государственной программы изучения происходящих изменений с участием самого широкого круга научных учреждений.

На основании изложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):

Рассмотреть вопрос о ходе реализации рекомендаций парламентских слушаний «Влияние изменения климата на ведение традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера»;

2. Правительству Республики Саха (Якутия):

  1. Создать систему оценки климатических изменений в регионе, включая этноэкологический мониторинг с участием представителей коренных народов, ведущих традиционный образ жизни;
  2. Расширить фундаментальные и прикладные научные исследования по влиянию глобальных климатических изменений на здоровье и образ жизни населения, в том числе включить в тематику госзаказа РС(Я) целевые комплексные программы «Влияние климатических изменений на здоровье населения Республики Саха (Якутия)» и «Влияние изменения климата на социально-экономическое и социокультурное развитие Республики Саха (Якутия)», “Состояние запасов рыб в северных реках”, где отдельные разделы должны быть посвящены коренным малочисленным народам Севера;
  3. Для минимизации неблагоприятных (экологических, экономических, социокультурных) последствий изменения климата разработать «Стратегию развития адаптационных мероприятий по изменению климата», с выделением отдельной строкой финансирование мероприятий по защите традиционного образа жизни и систем хозяйствования коренных малочисленных народов Севера;
  4. Предусмотреть средства и провести работы по обновлению генпланов мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, 100%-ной паспортизации строений и других объектов.

3. Государственному комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности насселения PC (Я):

  1. Рассмотреть вопрос организации депонированного завоза грузов в арктические районы, в т.ч. создание 2-3-х годичного резерва топливно-энергетических ресурсов, строительных материалов, жизненно необходимых продуктов питания, медикаментов.
  2. При формировании государственного бюджета PC (Я) на 2019 год предусмотреть выделение средств на берегоукрепительные работы pp. Лены, Яны, Индигирки, Колымы и Алазеи;
  3. Подготовить учебные программы и провести среди населения, находящегося в зоне риска, серию информационно-обучающих мероприятий по формам и способам подготовки и защиты в случаях чрезвычайных климатических ситуаций;

4. Государственному комитету PC (Я) по делам Арктики:

  1. Разработать региональную программу по оценке современного состояния пастбищ домашних и диких северных оленей.
  2. Подготовить стратегию сохранения тундровых популяций дикого северного оленя ;
  3. Ввести направления господдержки на возмещение транспортных расходов завоза концентрированных кормов и кормовой соли и расхода ГСМ для снегоходной техники.
  4. Для подготовки страхования домашних оленей провести электронную паспортизацию оленей;

5. Министерству охраны природы PC (Я):

  1. Провести изучение лесовозобновительного процесса в зоне затопления для разработки рекомендаций по восстановлению лесов, имеющих водоохранные функции, а также выполнит необходимый объем опытных работ по использованию культур из видов местной флоры для укрепления берегов.
  2. Организовать комплексный стационар в долине р. Алазеи для мониторинговых исследований, результаты которых станут модельными для всех рек Арктического бассейна;

6. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики PC (Я):

Рассмотреть вопрос страхования оленей и лошадей;

7. Органам местного самоуправления:

  1. Особое внимание уделить созданию материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ГСМ, медикаменты и т.д) и свовременному оповещению и надлежащему информированию населения о возможном возникновении и возникновении чрезвычайных ситуаций.
  2. Разработать меры по распространению знаний среди населения о влиянии глобальных изменений климата и достижению социального партнерства в решении этих проблем.

8. Академии наук PC (Я):

  1. Разработать и внести на рассмотрение Правительства PC (Я) по примеру «Климатической доктрины РФ» (2009) собственную «Климатическую доктрину PC (Я)», где особое внимание уделить мероприятиям по предупреждению и смягчению негативных последствий климатических изменений на население республики;
  2. Подцержать проекты представленные на конкурсы грантов РФФИ кафедрой ЮНЕСКО СВФУ «Адаптация человека и общества арктических регионов в условиях изменения климата и глобализации»;