Куратор и наставник – ключевая фигура при проведении воспитательной работы со студентами и учащимися.
Задачами куратора и наставника является:
- создание условий для успешной адаптации первокурсников, формирование коллектива;
- составление социального паспорта группы и анкет студентов;
- формирование плана работы на год: определение приоритетов, целей и задач развития коллектива; прогнозирование результатов; подбор целесообразных форм и методов работы;
- формирование студенческого актива группы;
- организация и проведение мероприятий по повышению сплоченности коллектива;
- планирования жизни группы на год, формирования ценностно-ориентационного единства;
- выявление интересов в досуговой сфере студентов, учебно-профессиональной мотивации;
- формирование позитивной учебно-профессиональной мотивации;
- изучение нормативной документации;
- ознакомление группы с Уставом университета; Кодексом корпоративной культуры СВФУ, правилами внутреннего распорядка общежития и др. документами;
- помощь в решении жилищно-бытовых вопросов студентов, проживающих в общежитии;
- организация социальной поддержки нуждающимся студентам.
Особенности воспитательного процесса на 1-м курсе:
- детальное ознакомление студентов с историей и деятельностью университета, института, специализациями института и кафедр, перспективами их развития, связями с производственными, научными организациями и учреждениями;
- ознакомление студентов с характером и особенностями их учебы в институте , с приемами и методами умственного труда и отдыха, организации самостоятельной работы;
- ознакомление студентов со структурой, организацией и деятельностью студенческих органов самоуправления в учебно-воспитательном процессе (студенческое научное общество, студенческий профком, студсовет, совет общежития и т.п.);
- ознакомление студентов с работой библиотеки и порядком пользования библиотечным фондом;
- работа куратора по быстрейшей адаптации студентов к условиям университета (знакомство с традициями, правилами культурного поведения, вовлечение студентов в общественную деятельность института, курса, группы);
- организация тренинга личностного роста (межличностного взаимодействия) как условие формирования студенческой группы;
- профессиональная ориентация первокурсников не только в рамках курс «Введение в специальность», но ин на протяжении всего первого года обучения. Знакомство с существующей структурой института (лаборатории, кафедры и т.п.);
- особое внимание необходимо уделить развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с требованиями к будущему специалисту (акцент на воспитании способности первокурсника к нравственной оценке и обсуждению в группе общих и частных вопросов студенческой жизни; формирование и развитие деловых качеств и трудовой активности во время учебы и создания благоприятных условий жизнедеятельности студенческой группы);
Особенности воспитательного процесса на 2-м курсе:
- оказание организационно-методической помощи студентам по завершению адаптации студенческой группы к общим условиям вузовской жизни;
- ознакомление второкурсника с конкретным содержанием профессиональной специализации;
- помощь развитии самоуправления группы, включении ее в межколлективные отношения института развертывание групповой активности;
- интенсивное развитие самостоятельных форм индивидуальной работы студента в учебном процессе, организация системы эффективного контроля;
- особое внимание надо уделить на теоретической подготовке студента и вовлечение его в научно-исследовательскую работу
Особенности воспитательного процесса на 3-м курсе:
- адаптация и социализация выпускников к практическому содержанию и реальным условиям профессиональной деятельности;
- повышение уровня научно-исследовательской и практической направленности дипломных работ;
- развитие творческой инициативы студенческих коллективов в решении различных вопросов завершающего этапа вузовской подготовки, поддержание групповой активности в гармоничном развитии личности;
- активной формирование индивидуального стиля деятельности, приобретения способности учиться, жизненно необходимой в послевузовском непрерывном образовании;
- оказание помощи выпускникам в нахождении рабочих мест;
- становление самосознания, формирование «Образа Я».