• ЭИОС

Учебные лаборатории УНЛАКТ

Учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий

Северо-Восточного научно-инновационного центра

развития инклюзивного образования СВФУ

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова в лице ректора СВФУ Е.И. Михайловой уделяет становлению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) особое, пристальное внимание, организует и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования в области инклюзивного образования в системе дошкольного, общего, высшего профессионального образования.

Деятельность подразделений СВФУ направлена на теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), повышения квалификации и послевузовского профессионального образования специалистов образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование.

В 2010 году в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова решением Учёного совета СВФУ создана уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным оборудованием по мировым стандартам учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ), лучшая не только в России, но и в Европе. По программе развития было приобретено оборудование на 14 миллионов рублей: сорок брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки всевозможных цифровых видео увеличителей, начиная с портативного Rubi, кончая стационарными топазами; видеокамеры Perl для мгновенного озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере компьютера; четыре брайлевских принтера фирмы Everest для распечатки методических материалов и издания учебников по системе Брайля; устройства для изготовления рельефно-графических пособий; универсальные диктофоны с поддержкой формата Daze«Plextalk».

В компьютерном классе УНЛАКТ СВ НИЦ РИО, который оснащён по последнему слову науки и техники, студенты с особыми образовательными потребностями работают во всемирной сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. При необходимости они распечатывают свои материалы в удобной для них форме: в плоско-печатном варианте, укрупнённым шрифтом, рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля.

Сотрудниками УНЛАКТ СВ НИЦ РИО ведётся научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов по различным темам, в том числе по социальной педагогике и инклюзивному образованию молодёжи с ООП.

Сотрудники УНЛАКТ СВ НИЦ РИО оказывают психолого-педагогическую, методическую и технологическую поддержку студентам всех нозологий, но особое внимание уделяется студентам с проблемами зрения, так как им сложнее даётся обучение в вузе из-за трудностей в получении, обработке и передаче информации.За последние три года в УНЛАКТ СВ НИЦ РИО прошли обучение и получили методическую помощь при подготовке к учебному процессу 247 студентов с особыми образовательными потребностями.

Разработаны уникальные учебные программы, аналогов которых нет в российских вузах:

«Адаптивные компьютерные технологии  в инклюзивном образовании обучающихся  с проблемами зрения»;

«Изучение системы Брайля посредством использования адаптивных компьютерных технологий»;

«Внедрение непрерывной системы инклюзивного образования посредством использования системы Брайля и адаптивных компьютерных технологий».

В Северо-Восточном федеральном университете сегодня обучаются по очной форме 29 студентов с проблемами зрения из них трое незрячих студентов, которые учатся на «Отлично», 27 студентов с проблемами ОДА из них четверо колясочников, 22 студентов с проблемами слуха, 48 студентов по общему заболеванию.

В 2016 году была создана учебная лаборатория по методическому сопровождению учебного процесса студентов с проблемами слуха, где ежедневно проводятся для них семинарские занятия. Для этого закуплено современное оборудование –фонематическая динамическая система Роджер. Разработаны ряд учебных программ таких, как «Основы невербального общения», целью которой является  освоения: вооружение будущих специалистов знаниями об особенностях функционирования и структуры специфических коммуникативных систем: дактильной и жестовой речи; умениями осуществлять общение при помощи дактилологии и средств жестового языка.