Ветераны

Сделали все, что было в наших силах

Когда началась война, мне было шесть лет. Мой отец, Семенов Яков Григорьевич, работал в то время в колхозе «Кыьыл толоон» бригадиром. В начале войны, 1941 г., одним из первых получил повестку на фронт, уехал и не вернулся. Моя мама, Агафья Алексеевна, тоже колхозница, намного моложе отца, осталась вдовой.

Семьи фронтовиков, сплошь женщины и дети, жили на ферме, т.к. надо было содержать скот, сохранить его для фронта, чтобы обеспечить воинов продуктами питания. Мы твердо усвоили, что помогать фронту должны все, от мала до велика. Зимой помогали чистить коровник, кормить скот, а весной заботу о новорожденных телятах целиком перекладывали на нас. Не разрешалось забивать даже свой скот, и мы сильно голодали. Истощенные, больные дети умирали аз-за отсутствия медицинской помощи и лекарств. Когда женщины уходили на вечернюю дойку, мы оставались одни. Голодные, обессилевшие, но дети есть дети, играли в жмурки. Некоторым даже трудно было двигаться, но старались наравне со всеми. Когда матери приходили с работы, нас поили только чаем, о другой еде и речи не было. Утром просыпались – матери опять в хотоне, как мог, вставал, а некоторые и не просыпались. В доме холодно, неуютно, а на завтрак опять только чай. Нам казалось, некоторые дети спят, мы подбегаем, зовем поиграть, а они не встают. Приходят матери, мы говорим, они спят. Оказывается, еще ночью тихо, безмолвно умерли. Многие дети войны не дожили до победы.

Когда нам исполнилось семь лет, родители не отдали нас в школу из-зи отсутствия еды и одежды. Эльгяйская средняя школа находилась от нашей деревни в десяти километрах. Поступили в первый класс восьмилетними. При школе был интернат, но там проживали только круглые сироты. У многих отцы погибли на фронте, а матери - от болезней и голода.

Мама, работавшая в ферме, устроила меня к знакомым, потом, чтобы выучить меня, устроилась уборщицей в школу. Жили в школьном дворе в маленькой сторожке. Хлеб давали по карточкам. Мама шила людям, за это ей давали еду, тем и выжили.

Летом снова выезжали в колхоз. Нам с семилетнего возраста велели работать, сначала в сенокосе, а в августе собирали колосья. Работали наравне со взрослыми, от зари до захода солнца. Такой непосильный труд подрывал наше здоровье, зимой мы часто болели.

Весной сеяли зерна на больших площадях, чтобы обеспечить фронт хлебом. Осенью убирали урожай, работали в основном, женщины. Мы убирали за комбайном колосья в деревянный сосуд, брали большие, тяжелые палки и били ими, чтобы отделить зерна. Зерно вечером обязательно сдавали бригадиру, который вел очень строгий учет. Бригадирами были ученицы седьмых классов, самые старшие в школе. Они были очень строгими, принципиальными, не считались с возрастом, а ведь нам было всего по 7-8 лет. Мы очень уставали от тяжелой, изнурительной работы, особенно при очистке зерна, но никаких поблажек нам не давали.

После работы поздно вечером шли домой пешком на довольно дальнее расстояние. Идти было очень тяжело, мы не могли передвигать ноги, иногда падали и плакали. А бригадиры ругали, стыдились 7нас, мол, на фронте люди погибают, проливают кровь, а в здесь плачете, идти не можете и буквально волком тащили руки. Добравшись до дому, сразу валились спать, а рано утром- снова в поле. Так проводили летние каникулы. Также работали под палящим солнцем на огороде: очищали картофель от сорняков, пололи и окучивали грядки. Бригадиром был наш одноклассник, требовательный и строгий Миша Егоров. Ныне Михаил Иванович - заслуженный учитель школ ЯАССР, до недавнего времени первый заместитель генерального директора объединения АХОД президента и правительства РС(Я).

Наш бригадир отличался деловым отношением к порученному делу, организаторскими способностями. Приходил на поле раньше всех, давал каждому дневную норму выработки на отведенном нам участке. Пока не закончишь работу - не идешь домой. Но мы были маленькие, не справлялись, и он организовал работу так, что выполнившие норму обязательно помогали другим. В суровые годы войны товарищеская взаимовыручка была непреложным законом.

Нам приходилось весь день работать под палящим солнцем, очень хотелось искупаться в прохладной воде. Но воды поблизости не было, поэтому бегали купаться во время обеденного перерыва на озеро в трех километрах от нас. Однажды к нам с проверкой нагрянул председатель колхоза Н.И. Егоров, родной дядя нашего бригадира. Обнаружив, что нас нет на рабочем месте, а мы как раз убежали купаться, Никифор Иванович вычеркнул пять трудодней у бригадира, хотя он то, никуда не отлучался. Мы почувствовали свою вину и стали редко купаться.

Закалка военного времени многим помогла выдержать жизненные невзгоды, хорошо учиться и трудиться, быть примером во всех делах. Наш бригадир с 24 лет на руководящих постах. После окончания Благовещенского пединститута работал учителем физики в родной Эльгяйской школе. Ребята сразу полюбили трудолюбивого, талантливого, эрудированного и добродушного педагога. Едва ему исполнилось 24 года, назначили заведующим районным отделом народного образования Сунтарского района. Затем Михаил Иванович – ответственный работник райкома, горкома, обкома партии, I заместитель министра народного образования РС (Я).

Зимой, во время учебы, мы тоже помогали фронту. Взрослые и ученицы старших классов шили шапки, рукавицы, носки для солдат и заячьих, беличьих и ондатровых шкурок, а мы укладывали их в мешки и доставляли в сельсовет, вели учет. Несмотря на то, что учились в начальных классах, делали большое дело, проводя громкую читку информационных сообщений о фронтовых событиях, о победах и поражениях Красной Армии, помогали писать письма на фронт.

Директором Эльгяйской школе работал очень деятельный, дальновидный руководитель Яков Иванович Алексеев. В то время хлеб раздавали по карточкам - в день по 100 г. А в школе нас кормили жидкой пшеничной кашей, она нас и спасла. Весной, когда мы болели цингой, директор школы умудрялся где-то достать специально заготовленное на зиму кислое молоко и велел добавлять к каше. У нас разу улучшалось самочувствие. Сегодня с большой благодарностью вспоминаем Якова Ивановича за заботу и эту пшеничную кашу с кислым молоком. Мы остались живы и учились с успехом, не имея ни учебников, ни тетрадей, ни чернил и ручек. Тетрадями были газетные листы, а директор доставал ручки с перьями, иногда чернила. Дети военного времени отличались мужественным характером, стойкостью, трудолюбием, работоспособностью и отзывчивостью.

Хотя рядом не свистели пули и не взрывались снаряды, мы часто видели смерть. Многие умирали от голода, болезней. Условия жизни у всех были невыносимые, труд тяжелый, непосильный. Но самое главное – никто ни на что не жаловался, работали, не считаясь со временем. Все выполнялось в срочном режиме.

9 мая 1945 г. мы встретили будучи учениками 2 класса. В честь Дня Победы нас приняли в пионеры.

Из детей поселка Толоон, к сожалению, сегодня в живых осталось очень мало.

На их здоровье сказались суровые условия военного времени. Многие из выживших после войны успешно учились, получили специальность, добросовестно трудятся в разных отраслях народного хозяйства. Еремей Кузмичь Аввакумов стал педагогом, успешно работал в школе, неоднократно изирался на партийную руководящую должность, был председателем исполкома Эльгяйского сельсовета. В длительное время работал диретором историко-краеведческого музея «Туойдаах алаас» в с.Эльгяй педагогом-энтузиастом проделан огромный, кропотливый труд по изучению истории I Бордонского наслега, села. В отделах музея собран большой материал, отображающий быт и труд, культуру и этнографию, традиции и обычаи эльгяйцев.

Нас считают ветеранами тыла, ведь мы оказали большую помощь фронту, несмотря на свой малолетний возраст, сделали все, что было в наших силах, чтобы наша родина не была растоптана врагами.

Об институте Нормативные документы Новости Абитуриенту Администрация ПИ Сотрудники института Кафедры Учебный процесс Расписание Расписание заочной формы Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебно-методический центр ДПО Учебная библиотека Заявления (образцы) Студенческая жизнь Фотогалерея Практика Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Профбюро Образовательные стандарты и требования Список журналов систем Web of Science и Scopus Ежегодная методическая олимпиада Круглый стол - "Педагогическое наследие сегодня" Педагогический опыт учителей Республики Саха (Якутия) Музей истории педагогического образования ПИ СВФУ Студенческий педагогический отряд педагогического института СВФУ «ДАР» Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности Отчеты Малая психолого-педагогическая академия Портфолио студентов ПИ