Научно-исследовательский институт Олонхо

Об итогах конкурса эссе «Мой Ойунский»

НИИ Олонхо · 11 Декабря 2018

26 ноября 2018 г. в рамках Республиканской Декады Олонхо подведены итоги Республиканского конкурса эссе на тему «Мой Ойунский» среди школьников и студентов. Организаторами конкурса творческих работ выступили Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Научно-исследовательский институт Олонхо Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, МР «Таттинский улус», АУ РС (Я) «Театр Олонхо», ЯРОО СНЭ «Ассоциация Олонхо».

Конкурс «Мой Ойунский» проводился по приказу и. о. Ректора СВФУ Е.И. Михайловой №205-ОД от 28.02.2018 г. в рамках Республиканских юбилейных мероприятий, посвященных 125-летию со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля Платона Алексеевича Ойунского, в целях популяризации его духовного и историко-культурного наследия, а также для развития навыков самовыражения школьников и студентов и содействия их личностному развитию.

Полная информация о конкурсе была размещена на сайте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова и Научно-исследовательского института Олонхо. Кроме того, информационное письмо конкурса было разослано всем школам, ССУЗам и ВУЗам республики через электронную почту.

Конкурс проходил в два этапа. Первый этап проходил с 26 февраля до 15 июня. Второй этап – с 16 июня по 1 октября 2018 г. По итогам двух этапов всего поступило 48 работ из следующих районов республики: Таттинского, Мирнинского, Вилюйского, Кобяйского, Усть-Янского, Намского, Оймяконского, Нюрбинского и города Якутска.

Если рассматривать целевую аудиторию конкурса по возрастным группам, то из 48 поступивших работ – 69% принадлежат школьникам и 31% – студентам. Гендерная принадлежность участников составляет: девушки – 83% (40 участников); юноши – 17% (8 участников) соответственно.

Среди школьников особенно активное участие приняли учащиеся из Кобяйского улуса, откуда поступило 17 работ, что составляет 35% от общего количества поступивших эссе. Данный факт свидетельствует о заинтересованности учителей и показывает их заслуги в личностном развитии учащихся и потому считаем нужным отметить отдельно следующие школы: Танаринская СОШ, Кобяйская СОШ, Куокуйская СОШ, Мастахская СОШ, Тыайинская СОШ, Кальвицкая ООШ.

Среди студентов активное участие проявили студенты из Якутского медицинского колледжа (всего 6 работ, руководители: Григорьева Рената Ильинична и Алексеева Туяра Алексеевна) и из Мирнинского филиала СВФУ имени М.К. Аммосова (4 эссе, руководитель: Сураева Татьяна Александровна).

Если в Положении изначально были указаны только две возрастные группы, а именно школьники и студенты, то учитывая возрастные особенности участников (накопленные знания, умения и навыки) и с целью поддержки учащихся Оргкомитет по согласованию с Экспертной комиссией дополнительно разделил группу школьников на две категории. Тем самым было сформировано всего три возрастные группы:

1.      Учащиеся с 8 по 9 классы;

2.      Учащиеся с 10 по 11 классы;

3.      Студенты ССУЗов и ВУЗов.

Экспертная комиссия была сформирована из числа компетентных по тематике конкурса сотрудников Научно-исследовательского института Олонхо.

Согласно Положению конкурса, каждая поступившая работа была тщательно рассмотрена и оценена экспертами по десятибалльной шкале по следующим критериям: соответствие работы заявленной теме; оригинальность и актуальность работы; логичность изложения мысли (идеи); аргументированность изложения авторской точки зрения; самостоятельность суждений автора; речевая культура автора (грамотность); стилистическая окрашенность.

Члены экспертной комиссии отметили в содержательной части работ следующие моменты:

Во-первых, следующие положительные стороны творческих работ: участники конкурса в своих эссе умело пользуются исследовательской терминологией; умеют правильно составлять план, на основе которого возникает внутреннее единство и связность текста; отражают свои эмоции по отношению к содержанию текста эссе; обозначают субъективную авторскую позицию; используют оригинальные материалы, ранее не отраженные в других источниках; стараются анализировать ранее не исследованные произведения.   

Во-вторых, отрицательные стороны поступивших работ: конкурсанты, в основном, орудуют широко известными словами и выражениями; пользуются множеством описаний тех или иных известных фактов из жизни П.А. Ойунского, пересказывают его жизненный путь; используют другую форму, не соответствующую для эссе, пытаются анализировать то или иное его произведение, при этом отсутствует авторская точка зрения; неправильно используют значение слов и понятий; отсутствие эмоциональной окраски; используют множество сложных для восприятия формулировок; отсутствие внутреннего единства и связности текста;

Экспертная комиссия также отдельно отметила качество выполненных работ. В частности, некоторые работы выполнены на высоком уровне (имеют титульные листы и специальные приложения в виде таблиц и рисунков; содержат полную информацию об авторе). Также имеются работы, выполненные на скорую руку (тексты на якутском языке напечатаны русским алфавитом, когда как современные технические условия позволяют широко использовать якутскую раскладку; не дают достаточной информации об авторе и о своем руководителе).

Тем не менее отрадно отметить, что среди вышеизложенных авторов есть и те участники, которые отнеслись к конкурсу особо серьезно. Это Иванова Диана Леонтьевна из СОШ № 17 г. Якутска, которая по зову сердца нарисовала и приложила к своему эссе портрет П.А. Ойунского и Шабля Елизавета Яковлевна из Усть-Нерской гимназии, которая написала по своему желанию три эссе, подробно раскрывающих наследие П.А. Ойунского.      

Отдельно следует обозначить работы студентов ССУЗов и ВУЗов. В данной категории всего поступило 15 работ. Из этих 15 эссе только 3 принадлежат перу студентов гуманитарного направления из Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ и Вилюйского педагогического колледжа. А остальные 13 авторов являются студентами естественного направления из Мирнинского филиала СВФУ имени М.К. Аммосова, Якутского Промышленного техникума и Якутского медицинского колледжа. На наш взгляд данное обстоятельство отражает современную тенденцию интегрирования гуманитарных и естественных наук, когда в междисциплинарном взаимодействии преобладают представители естественного направления.        

Таким образом, по результатам компетентной оценки экспертной комиссии и с учетом личного вклада каждого участника, выявлены следующие победители республиканского конкурса эссе «Мой Ойунский»:

Первая группа (с 8 по 9 классы):

Диплом I степени: Шабля Елизавета Яковлевна (МБОУ «Усть-Нерская гимназия», Оймяконский район. Руководитель: Михайлова Саргылана Аркадьевна).

Диплом II степени: Гуляева Мария Алексеевна (МБОУ «Куокуйская СОШ», Кобяйский улус. Руководитель: Васильева С.И. - учитель якутского языка и литературы).

Диплом III степени: Алексеева Алла Кирилловна (МКОУ «Кальвицкая основная общеобразовательная школа», Кобяйский улус).

Вторая группа (с 10 по 11 классы):

Диплом I степени: Иванова Диана Леонтьевна (МБОУ «СОШ №17 г. Якутска». Руководитель: Гоголева Вера Романовна).

Диплом II степени: Лугинов Дуолан Эдуардович (МБОУ «СОШ №12 г. Якутска». Руководитель: Ксенофонтова Клара Борисовна).

Диплом III степени: Саввинов Спиридон Данилович (МБОУ «Мастахская СОШ им. Н.П.Егорова», Кобяйский улус. Руководитель: Винокурова Л.Н.)

Третья группа (студенты ССУЗов и ВУЗов):

Диплом I степени: Голомарева Регина Анатольевна (ГБПОУ РС(Я) Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского, г. Вилюйск).   

Диплом II степени: Лукина Любовь Александровна (ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж», г. Якутск. Руководитель: Алексеева Туяра Алексеевна).

Диплом III степени: Петрова Күннэй Дмитриевна (ГАПОУ РС(Я) «Региональный технический колледж в г. Мирном», г. Мирный. Руководитель: Сураева Татьяна Александровна).

Кроме того, лучшие работы будут опубликованы в юбилейном сборнике «Мой Ойунский» (электронный ресурс) с присвоением УДК, ББК, ISBN и размещены на многоязычном портале olonkho.info.