Политехнический институт (филиал) СВФУ в г. Мирном

В нашем институте с 20 по 22 января 2016 года прошло интересное, значимое мероприятие – I районный научно-инновационный образовательный форум.

В течение трех дней педагоги, ученики и студенты из разных образовательных учреждений района принимали участие в работе форума.  


Форум проходил в нестандартной, креативной обстановке.

Участники мероприятия были приглашены в «Интеллектуальное кафе МПТИ». Как и положено, в кафе, гостям предлагались разнообразные блюда из «очень вкусного меню». В тематическом меню присутствовали следующие «блюда»:

1. Методика составления школьных научных проектов.

2. Школьные патенты.

3. Бизнес-планирование.

4. Развитие творческой активности учащихся.

5. Как найти свое дело жизни?

 
 
 
Во второй день учащиеся и педагоги совместно с преподавателями МПТИ работали над совершенствованием школьных научных проектов. Работа велась по методике параллельного мышления «Шести шляп» Эдварда де Боно. Ребятам предлагались примерять шляпы разного цвета.

Белая шляпа: информация

Используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.

Красная шляпа: чувства и интуиция

У участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: критика

Позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий.

Желтая шляпа: логический позитив

Требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность

Мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.


Каждый проект, принимавший участие в форуме, подвергся всестороннему анализу по методу параллельного мышления. В обсуждении слабых и сильных сторон проектов принимали участие не только научные консультанты и педагоги, но и сами школьники. Замечания были самые разные: по корректировке целей и задач, исходя из идеи работы, в выстраивании и в подсчете статистических данных и т.д.

 

В третий день работы форума проходили дебаты и викторина для школьников.

Викторина была посвящена истории высшего профессионального образования в мире.


В процессе дебатов школьники вместе с преподавателем кафедры гуманитарных, социально-экономических и правовых дисциплин Р.А. Якушевой дискутировали, обсуждая вопрос, возможно ли такое, что через время, абитуриенты центральных регионов России будут стремиться в Сибирь, на Дальний Восток, с целью получить высшее образование? В конце были сделаны выводы о том, что все очень субъективно, и каждый человек волен выбрать тот вуз, который ему наиболее предпочтителен.

Итоги дня показали, что наши ребята не только владеют хорошими знаниями, но еще и умеют отстаивать свое мнение.

А в это время педагоги были заняты подведением итогов за «круглым столом» с сотрудниками института.

 

Участники форума, рассмотрев и обсудив текущее состояние и перспективы развития научно-инновационной деятельности в образовательной сфере Мирнинского района,

РЕШИЛИ:

1. Для повышения эффективности научно-инновационной деятельности в образовательной сфере, охвата действующих специалистов отраслей экономики, научно-педагогических кадров считать целесообразным проведение в 2016-м году 1-го районного научно-инновационного образовательного форума и в дальнейшем проводить их ежегодно.

2. К числу первоочередных мер отнести:

  • создание условий для самореализации личностных творческих способностей учащихся, повышения массовости и результативности их участия в научной деятельности;

  • развитие педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ с целью формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся;

  • организацию и проведение на качественно новом уровне научных исследований в образовательных учреждениях района по приоритетным направлениям: экологическая безопасность, качество жизни на Севере, сохранение и развитие культуры народов Арктики, информационно-аналитическая, экспертно-консалтинговая поддержка инновационного социально-экономического развития района;

  • содействие повышению изобретательской активности учащихся и педагогов, осуществление правовой защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательных учреждений;

  • создание центров коллективного пользования на базах образовательных учреждений с учетом интеллектуальных ресурсов и материальной базы школ;

  • развитие на новой институциональной основе интеграции образования и науки: участие в совместных фундаментальных, прикладных и междисциплинарных исследованиях и др.;

  • проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров по инновационным образовательным технологиям, по методам научного творчества;

  • подготовка и публикация научных статей по результатам совместных исследований по приоритетным направлениям инновационного социально-экономического развития;

  • издание учебников, учебных пособий по инновационным образовательным технологиям, по методам научного творчества;

  • организация профессиональных конкурсов среди учителей;

  • предоставление обобщенной информации о материально-технических возможностях МПТИ (ф) СВФУ, других организаций города для проведения исследовательских и проектных работ школьников;

  • проведение научно-практических конференций на базе МПТИ (ф) СВФУ для школьников;

  • проведение отдельной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» для учащихся 1-4 классов;

  • рассмотрение возможности проведения научно-практической конференции «Шаг в будущее» в течение одного дня.

Форум посетили 120 человек из 15 образовательных учреждений района, из которых 11 школ, 2 ЦДОД, МРТК, МПТИ. Каждый участник получил сертификат и возможность развития творческих способностей через реализацию своего проекта.