Методические разработки преподавателей кафедры

В данном разделе представлены методические разработки преподавателей кафедры североведения.

 

1. «Методические рекомендации студентам» / составитель к.филос.н. Михайлова В.В.

«Активность учебной деятельности магистров на каждом из занятий обеспечивается напряженной самостоятельной работой по специальным заданиям. Опыт такой самостоятельной работы выходит за рамки системы лекций, семинаров, диспутов, презентаций. Это опыт специалиста, не только умеющего самостоятельно добывать и систематизировать знания по актуальным темам и проблемам курса, но также умеющего текстуально фиксировать и оформлять результаты своих раздумий, наблюдений, исследований. Магистр – своего рода литератор, который может создавать собственные тексты, достойные широкого профессионального обсуждения и публикации. Результативный опыт такой работы выявляет в определенной сфере уровень профессиональной компетентности будущего автора магистерской диссертации.

Мы предлагаем такую систему заданий, которая позволяет, хотя бы отчасти, сделать шаг к этой высшей степени самостоятельности.

Самостоятельная работа предполагает, как владение традиционными видами учебной деятельности (анализ литературы по проблеме, конспектирование, составление аналитических обзоров, подготовка к выступлениям на семинарских занятиях, рецензирование и др.), так и овладение новыми видами работ и жанрами (этнический автопортрет, проведение мини-социологического опроса, статья в СМИ и научных журналах, подготовка и проведение фокус-группы и др.). Обязательной составляющей самостоятельной работы студентов является научно-исследовательская деятельность, реализованная в форме мини-исследований, которые могут стать основой для дальнейшей научно-исследовательской работы студентов, в том числе в форме магистерской диссертации. Мини-исследование – это самостоятельно выполненная исследовательская работа, в которой реализованы все этапы научного исследования от постановки проблемы до презентации результатов.

Установка на развитие коммуникативной компетентности студентов определяет внимание к устным жанрам презентации результатов самостоятельной работы на семинарских занятиях наряду с традиционными письменными работами, при этом задача заключается в сопоставлении устных и письменных вариантов одного текста, формировании умения свободно переходить от одной формы речи к другой, варьируя языковые средства выражения в зависимости от ситуации общения и коммуникативной установки (сообщение, выступления дискуссионного характера, участие в дискуссии, презентация творческой работы и др.).

Для организации самостоятельной работы студентов используются такие современные педагогические технологии, как проектная деятельность.»

(скачать в формате doc)