Новости

ОНТОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА, ЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗЫ И ИНТЕГРАЦИЯ СВФУ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО

  • 538

ОНТОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА, ЯЗЫКОВЫЕ ОБРАЗЫ И ИНТЕГРАЦИЯ СВФУ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сегодня в рубрике «Наши достижения» интервью с нашей коллегой, канд.филол.н., доцентом кафедры французской филологии ИЗФиР Иреной Семеновной Хохоловой. Мы поговорим о совместном проекте группы исследователей и их попытке реконструкции когнитивно-матричного моделирования этнических топонимов Якутии на базе трех регионов Центральной Якутии и Севера Якутии в междисциплинарном подходе.


АН: Ирена Семеновна, расскажите, пожалуйста, о проекте, над которым Вы работаете.

ИХ: Группа исследователей СВФУ под руководством профессора Себастьена Гадаля работает третий год в рамках проекта № 5-18-20047 РНФ «Онтология ландшафта: семантика, семиотика и географическое моделирование» (2015-2017 г.г.). Целью исследования является попытка реконструкции когнитивно-матричного моделирования этнических топонимов Якутии на базе трех регионов Центральной Якутии и Севера Якутии в междисциплинарном подходе. Пространство, культура местообитаний имеют большое значение для моделирования образа мира культуры. Так как знаковая система, созданная культурой, рефлексивно отражалась на окружающем ландшафте, она связана с основными установками и кодами культуры. 

Формируются базы данных по модельным территориям (Хангаласский, Верхоянский и Оймяконский районы), интерпретация ландшафтов в контексте семиотической концепции культуры, картографической семиотики и моделирования географического пространства. Предстоит ввести в разрабатываемую модель обработки космических снимков ландшафтов данных территорий новые пространственные и временные параметры. Обработка и анализ разновременных снимков (LandsatTM, ETM+,OLI-TIRS и др.) позволит провести дешифрирование особенностей ландшафта, присущих для каждой территории исследования, определить специфические индикаторы и выработку модели разновременной и пространственной трансформации ландшафтов. По итогам работы в 2017 году планируется ввести новый научный материал, который позволит изучить особенности ментальной репрезентации локального ландшафта населения Якутии с целью выявления особенностей и проведения оценки степени освоенности ландшафтов этническими группами, проживающими на территории Якутии. Для достижения цели, прежде всего, изучены существующая научная литература, опубликованные и неопубликованные источники о вышеназванных районах проживания населения Якутии, собран эмпирический материал по ландшафтам и по топонимии, в том числе и во время выездных работ в Хангаласский, Верхоянский районы.


АН: В каких мероприятиях в рамках данного проекта Вы приняли участие? 

ИХ: В рамках проекта состоялись командировки участников проекта в Швецию г. Умеа в IX Международный конгресс по социальным наукам Арктики “People and Place”(июнь) и научный семинар в Университете Экс-Марселя г. Экс-ан-Прованс (Франция, сентябрь 9-17). В Международном конгрессе в Швеции г. Умеа участники проекта представили доклады по результатам проекта. В ходе рабочей поездки по распространению научного опыта в Университет Экс-Марсель (Франция) с коллегами из Института Естественных наук, были обсуждены публикации и структура и содержание коллективной монографии по результатам проекта, научные консультации с руководителем проекта Себастьеном Гадалем.  

НВ: Какие еще интересные на Ваш взгляд проекты были представлены на международном конгрессе?

ИХ: Программа была очень насыщенная, были представлены очень много компактных секций по 5-6 выступлений. Пыталась попасть на наиболее мне интересные секции и послушать на близкие по проекту тематики. Были похожие, но не совсем, более узкие. Однозначно не скажешь, что было интересно, но для себя узнала, что в современной международной науке нет каких-либо границ между науками, ведутся проекты междисциплинарного подхода, тема Севера, его территории и население, впрочем, всегда останется актуальной. 


НВ: В чем практическая значимость Вашей работы?

Практическая значимость проекта заключается в представлении об окружающем ландшафте и освоенности территории, в конечном результате будет справочно-информационная система Якутии. В результате работы над проектом будут:

1)    Выявлены           особенности и проведена оценка степени освоенности ландшафтов этническими группами, проживающими на территории Якутии, изучена история освоения и изменения ландшафтов на основе систематизации материалов исторических документов.

2)     Проанализированы топонимика и ландшафтная лексика, характерные для района исследования, дающие общее представление об основных особенностях исторических форм природопользования; сформирована базы данных, содержащие информацию о языковых образах ландшафтного разнообразия территории Якутии, извлеченных из народной географической терминологии;

3)  Изучена комплексная картина геокультурного  ландшафта с применением ГИС технологий и методов дистанционного зондирования (космической съемки), содержащая данные о динамике, а также о прогнозе развития ландшафта. Разработка рекомендаций по развитию туризма в районах исследования. 

4) Распространение полученных знаний в международном научном пространстве. 

5)  Интеграция СВФУ и России в международное научное пространство по исследуемой проблеме путем организации и участия в международных научных мероприятиях, совместных публикаций.


НВ:. Какие критерии использовались для отбора модельных территорий?

ИХ: Сравнительное сопоставление Центральной части Якутии и Севера Якутии, где сконцентрировано различное этническое население, со своим бытом, культурой и типом ведения хозяйства,а также влияние холода как индикатор на образовании геотопонимов, учет туристско-потенциальных зон (Хангалассы, Оймякон и Верхоянье).



НВ. В чем заключается Ваша часть работы?

ИХ: Наша часть работы коллег-лингвистов в проекте заключается в лингвистическом анализе базы данных изучаемых регионов (семантический, этимологический, когнитивный и другие аспекты) и корреляции с другими научными направлениями как история, география и т. д.


Для меня очень ответственно работать в проекте, к тому же очень интересно, поскольку я пришла в проект в завершающий год и требующий вложения души и многих сил для публикации коллективной монографии по результатам проекта. 

Благодарим Ирену Семеновну за подробные ответы.



Автор: Хохолова И.С., Арчахова Н.В.

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Северо-Восточного федерального университета. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).

Рабочий недельный график Директора ИЗФиР Об институте Администрация Сотрудники Учебный процесс Абитуриенту Студенческая жизнь Расписание учебных занятий Научная деятельность Центр международного образования ИЗФиР Международная олимпиада по педагогическим технологиям и МКК Конференции Мигалкинские чтения Семеновские чтения Олимпиады и конкурсы ИЗФиР Учебно-методическая работа Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Фотоальбомы Документы и отчеты К 55-летию основания ФИЯ - ИЗФиР Новости Фотоальбом "50 лет ФИЯ/ ИЗФИР" Портфолио студентов ИЗФиР Стипендия М.М.Фомина Стипендия А.И. Семенова Оформление Европейского приложения к диплому II научно-практическая конференция (с международным участием) "Язык и культурное наследие в контексте современных исследований", посвященной памяти Виталия Петровича Артамонова Международная научно-практическая конференция Восток и Арктика: языки, культура, образование Наши выпускники-международники Всероссийский диктант по английскому языку IV Всероссийская онлайн-олимпиада по иностранным языкам для студентов неязыковых направлений подготовки среднего профессионального, высшего образования и обучающихся системы среднего общего образования (с международным участием) в 2024 году Ветераны ИЗФиР