Светлой памяти профессора М.М.Фомина




14 мая 2021 г. ушёл из жизни доктор педагогических наук, профессор, учитель, коллега Михаил Матвеевич Фомин.

На этой странице вы можете прочитать воспоминания о Михаиле Матвеевиче, написанные его коллегами, студентами, родственниками и одноклассниками.

Михаил Матвеевич был основателем (в 1993 г.) и первым заведующим кафедрой методики преподавания иностранных языков Якутского госуниверситета. За заслуги в области образования и науки ему были присвоены почетное звание «Отличник образования РС(Я)», «Заслуженный работник высшего образования РФ» (1993), Почетная грамота Правительства Республики Саха (1997), Именная медаль Международного биографического центра (Кембридж, 1997), Дипломы Американского и Международного биографического центров (США, Великобритания, 1997), почетный знак ЯГУ «За долголетнюю добросовестную работу» (2006), почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2006), Грант Администрации Амгинского улуса за научные достижения (2006) и др.

Будучи пытливым ученым-исследователем профессор Фомин М.М. выигрывал различные гранты и участвовал в научных стажировках в ведущих научных центрах мира: Колумбийский университет (Нью-Йорк, США), Кембриджский университет ( Великобритания ), Лулео Университет (Швеция), университет Аляски Фэрбэнск, университет им. Дж. Вашингтона, Калифорнийский, Стэндфордский университеты, Юкон колледж в Канаде, Боннский университет в Германии и др.

Михаилом Матвеевичем создана научная школа преподавания иностранных языков в полилингвальной среде, его исследования обучения билингвов в те годы были прорывными и внесли большой вклад в обучение учащихся национальных школ иностранным языкам.

Светлая память выдающемуся ученому, профессору Михаилу Матвеевичу Фомину.   

На этой страницу вы можете прочитать воспоминания о Михаиле Матвеевиче, написанные его коллегами и студентами.

Если вы хотите поделиться воспоминаниями, напишите, пожалуйста, на адрес zarmena@list.ru Зармене Владимировне Емельяновой. 


ВОСПОМИНАНИЯ КОЛЛЕГ, СТУДЕНТОВ, РОДСТВЕННИКОВ И ОДНОКЛАССНИКОВ


Борисова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук,

доцент КИЯ по ТиЕС ИЗФиР


Воспоминание о Фомине Михаиле Матвеевиче – своем научном руководителе.

Михаил Матвеевич был моим научным руководителем, когда я обучалась  в очной аспирантуре по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»  в период с 2003-2006гг. Благодаря своему наставнику  успешно защитила   диссертацию в 2008году. Однако, до этого счастливого момента защиты мне пришлось преодолеть немало трудностей.

Во-первых, я была очень благодарна Михаилу Матвеевичу за то, что он меня взял в свои аспиранты. За год до этого я проходила годовую подготовку к поступлению в аспирантуру в Санкт-Петербургский государственный университет на кафедре «Методики преподавания японского языка», где была прикреплена стажером-исследователем. Сдав на «отлично» кандидатский минимум по философии, неожиданно, в ноябре 2003 года пришлось вернуться в Якутск по семейным обстоятельствам. Набор в аспирантуру был уже окончен, но заведующая отделом аспирантуры сказала, что если, до декабря успею найти себе руководителя в Якутске, который будет согласен взять меня своим аспирантом, то успею быть зачисленной в декабре 2003г.  Так как я писала дипломную работу у Михаила Матвеевича, я решила пойти к нему и продолжить исследование, связанное с преподаванием японского языка. Почему-то я думала, что он мне откажет, но, выслушав меня внимательно, сразу согласился. Легко и просто. Мне сначала даже не верилось.  И это было началом моей пятилетней, кропотливой работы в летнее время на даче с кошкой.

Во-вторых, я признательно своему руководителю потому, что в момент отчаяния, когда мне казалось, что у меня ничего не получается с работой он подобрал нужные, точные слова поддержки, которые дали мне «второе дыхание» и вспоминая их, я упорно шла к своей цели. Естьтакаяяпонскаяпословица“Nanakorobi, yaoki” (Falldownseventimes, standupeight),«Упади семь раз и 8 раз поднимись», гласящая о упорстве и настойчивости, о том, что не нужно терять веру в себя, даже, если до этого много раз не получалось, не надо сдаваться, и в конце концов придет успех.

Михаил Матвеевич навсегда останется в моем сердце, как Учитель с большой буквы, профессионал своего дела, чуткий, внимательный, скромный и огромной души человек!


Иванова Анна Васильевна, 05.06.1939 г.р.,

ветеран ЯГУ-СВФУ, КИЯ по ГС

С М.М. Фоминым познакомилась хорошо через его родную сестру, Татьяну Матвеевну Фомину (Старостину по мужу), с которой дружила со студенческих лет в городе Иркутске. Она всю жизнь на родине в Амге проработала учителем немецкого языка, сейчас на пенсии, живет в городе, на лето едет на малую родину, в Саморсун. Сестра рассказала, что видела его совсем маленьким, так как он воспитывался у приемных родителей. Позже Татьяна Матвеевна отмечала, что он много читал, был доброжелателен к родным и близким, друзьям и ученикам. Он был очень добрый, мягкий. Отличался большим умом, целеустремленностью, потому и воспитал столько молодых ученых. Среди огромного числа его аспирантов была моя дочь, Виктория Ушницкая. Я благодарна ему за его внимание, чуткость и высокий профессионализм в деле подготовки научных кадров республики!


Нелунова Е.Д., д.п.н., профессор КВЯиС СВФУ

Михаил Матвеевич Фомин,

д.п.н., профессор, основатель научной школы

«Саморазвитие личности в многоязычной среде»


За заслуги в области образования ему 08.11.2001году присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования РС (Я)»,  «Заслуженный работник высшей школы РФ» (2007),       «Отличник народного образования Российской Федерации» (1993), Почетная грамота Правительства Республики Саха (1997), Именная медаль Международного биографического центра (Кембридж, 1997), Дипломы Американского и Международного биографического центров (США, Великобритания, 1997).

В 2010 годуоформлена научная школа «Саморазвитие личности в многоязычной среде» и одновременно открыта учебно-научная лаборатория «Исследование многоязычия, инновационных  подходов и методов в гуманитарном образовании РС (Я)».Коллектив кафедры в рамках проекта  развития СВФУпровел в 2012 году международный  семинар «Проблемы обучения и воспитания в многоязычной среде». В2014  году проведен дистанционный форум “Саморазвитие личности в многоязычной поликультурной среде” . Опубликован сборник материалов форума. Электронное издание . г. Киро.МЦНИП, 2015. Диск (CD-ROM).

Участники семинара и форума,  уделяя вниманиена   саморазвитие личности в многоязычной среде  в контексте  единения   межэтнических групп и национальностей,  вели поиск  новых  путей  и инновационных методов   эффективности обучения  и  воспитания,  также  информатизации  их  во Всемирной сети. В этом контексте велась работа по 3направлениям:открытие международной научно - исследовательской лаборатории по проблемам билингвизма (СВФУ и Хельсинский университет; заключендоговор с кафедрой международной связи; разработан совместный  проект  подготовки научных кадров в области    самореализации и саморазвития  личности (СВФУ и Поволжская государственная социально- гуманитарная академия );был заключен договор о публикации статей  ведущих  ученых СВФУ в сборниках  Хельсинского университета (приняты к публикации 4 статьи членов КМПИЯ СВФУ на 2012 г. Результаты деятельности научной  школы были внедрены  в образовательный  процесс ИзФиРСВФУ:

1. Разработаны 10 учебно-методических комплексов дисциплин в т.ч. Б.3.ДВ 1.2 Теория и методика преподавания иностранных языков. Направление подготовки: 035700  Лингвистика. Профиль подготовки: Перевод и переводоведение. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Форма обучения: очная. Используется на 3 курсе в преподавании дисциплины «Теория и методика преподавания иностранных языков», «Теоретические основы лингводидактики» для студентов Институт зарубежной филологии и регионоведения. Направление подготовки: 032700 – Филология. Профиль подготовки: Зарубежная филология. Преподавание филологических дисциплин. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Используется на 3 курсе в преподавании дисциплины «Теоретические основы лингводидактики».

2.  «Проектная деятельность в науке и образовании» для студентов Института зарубежной филологии и регионоведения. Направление подготовки: 032700 – Филология. Профиль подготовки: Зарубежная филология. Преподавание филологических дисциплин. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. Используется на 3 курсе в преподавании дисциплины «Проектная деятельность в науке и образовании» и др. Разработаны программы  международных курсов в рамках университета Арктики: теория и обучение методом межкультурной коммуникации; метод обучения иностранным языкам; педагогика, дистанционное обучение, изучение Северных территорий и этнической межкультурной психологии ( 2002 г).

3. В рамках работы научной школы обсуждены теоретические  основы   саморазвития личности в многоязычной среде на занятиях с аспирантами:анализ процесса формирования поликультурной языковой личности; культурно-образовательный потенциал иностранных языков; проблемы саморазвития личности, а также  инновационные методы и подходы к формированию поликультурной компетенции: принята  концепция саморазвития студентов в открытой образовательной среде.Разработаны модели саморазвития студентов в мультимедийной поликультурной образовательной среде, самореализации личности в  дистанционном образовании и т.д.

Членами научной школы  (НШ) становились аспиранты и уже защитившие кандидаты  педагогической науки М.М. Фомина (2017г.).

ФИО

Ученая степень/должность

Место работы

1

Фомин Михаил Матвеевич

д.п.н. профессор

ИЗФиР

2

Нелунова Елена Денисовна

д.п.н.,  профессор-наставник

ИЗФиР

3

Григорьева Валентина Васильевна

К.п.н, доент

ИЗФиР

4

Парфенов Евгений Александрович

к.п.н., заведующий КИЯ ГС

ИЗФиР

5

Артемьев Иван Трофимович

к.п.н, доцент КИЯ ГС

ИЗФиР

6

Кугунуров Владлен Васильевич

к.п.н. проректор по международному сотрудничеству

СВФУ

7

Белоцерковская Надежда Васильевна

к.п.н., доцент кафедры англ. филологии

ИЗФиР

8

Давыдова Екатерина Михайловна

соискатель, ст. преп. кафедры франц. филологии

ИЗФиР

9

Николаев Анатолий Иванович

старший преподаватель КИЯ по ГС

ИЗФиР

10

Попова Александра Титовна

к.п.н., преподаватель высшей категории Якутский пед. колледж

Якутский пед. колледж им. Ст. Гоголева

11

Охлопкова Яна Валерьевна

соискатель. ассистент ФЭИ

ФЭИ СВФУ

12

Чиряев Анатолий Николаевич

аспирант заочной формы обучения

ИЗФиР

           

Члены научной школы принимали участиев работах международной конференции  ( Пятигорск ),  международного ФОРУМА в САНКТ Франциско (2011),  Мирового форума в Вашингтоне (2007г) и в работе  Мирового Форума (Оксфордский университет, Великобритания ( 2006), а также в работе международного конгресса гуманитарных исследований и коммуникаций (Кембридж, 1997г, 2010 г). и др. страны.   Выступали с докладом в Международной научной конференции «Культурное наследие Северной Евразии: проблемы и перспективы освоения» к 100-летию со дня рождения Л.Н.Гумилева и национальном художественном музее РС (Я) и в институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Российское культурологическое общество – Якутск, 22-23 марта 2012 г.).  Также принимали активное участие в реализация идей федерального государственного стандарта в учебниках английского языка “EnjoyEnglish”, “Millie”, “NewMilleniumEnglish”, “HappyEnglish.ru” (26-27 сентября 2011 г. ГОДПО «Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия). В городе Якутске были профедены форумы: «Образование столицы в рамках национальных проектов». Форум педагогов, 4-25 февраля 2012 г. и для  учителей РС (Я) «Инновационные технологии в обучении иностранным языкам», Саха-канадская школа, март 2012 г.и много других научных мероприятиях республики(Использован отчет о научной школе за 2017 г.).

Ниже  постараюсь довести до читателей о Михаиле Матвеевиче как  об оригинальной личности.   Не помню его студенческие годы, хотя тогда я уже работала заведующей лабораторией устной речи ФИЯ. Путь к науке был тернистым с самого начала. Это было так: однажды, на проспекте Ленина встретила Михаила Матвеевича и Виталия Петровича Артамонова, который в то время был деканом факультета иностранных языков ЯГУ. Внешний вид обоих был озабоченным из-за того, что заведующая кафедрой английской филологии  не подписывала документы. Они шли на прием к министру образования РС(Я) и благополучно разрешили вопрос. Первым научным  руководителем М.М. Фомина была Ирина Алексеевна Зимняя. Под ее руководством Михаил Матвеевич стал кандидатом психологических наук. Вернулся на родную кафедру и проработав несколько лет учителем,  продолжил научную деятельность и  защитил докторскую диссертацию по направлению 13.00.01 общая педагогика история педагогики и образования.  

Молодой, энергичный доктор со званием профессора открыл кафедру методики преподавания иностранных языков на ФИЯ. Открыв новую кафедру, Михаил Матвеевич позвал меня на должность доцента. Я приняла приглашение и ни чуточки не жалею об этом, т.к. при поддержке этого замечательного человека, большого ученого защитила докторскую диссертацию в 2010 г.


Ушницкая Виктория Вильямовна, к.п.н.,

доцент КИЯ по ГС ИЗФиР СВФУ

 

 Работа в университете отличается особой ответственностью, высокими требованиями к личности педагога. Поэтому, когда в университете открылся диссертационный совет по педагогике и наш заведующий кафедрой Илья Семенович Федоров посоветовал мне поступить в аспирантуру, я последовала его совету и в 1995 году стала аспиранткой. Я благодарна моему научному руководителю - д.п.н., профессору Михаилу Матвеевичу Фомину, который все годы аспирантуры вел нас к вершинам научных знаний. Моя защита кандидатской диссертации в 1998 году была первой на кафедре иностранных языков по гуманитарным специальностям, чем я очень горжусь. Затем защищались Григорьева Валентина Васильевна, Гермогенова Елена Карловна, Белоцерковская Надежда Васильевна, наши тогда совсем молодые, но подающие надежды,  коллеги - Кугунуров Владлен Васильевич, Парфенов Евгений Александрович, Артемьев Иван Трофимович.

Михаил Матвеевич помог мне лично обрести уверенность и понимание, что все можно осилить, если работать систематически, вдумчиво. Каждый понедельник мы встречались на семинарских занятиях с нашим руководителем, обсуждали прочитанное и изученное, получали дальнейшие задания. Запомнилась та доброжелательная атмосфера, которая царила на этих занятиях. Мы все очень сдружились, и сейчас по прошествии многих лет продолжаем наше общение, всегда радуемся встрече друг с другом. Наш руководитель уже ближе к защите очень мудро поделил нас на пары. Мы готовились с Валентиной Васильевной Григорьевой, советуясь и делясь мыслями, а иногда и подстегивая друг друга по времени написания глав диссертации. Интересная была пора!

Михаил Матвеевич был для нас больше, чем просто руководитель. При встрече он всегда живо интересовался нашей работой, жизнью, и искренне радовался нашим успехам как своим. Сейчас его нет с нами, но он всегда жив в наших воспоминаниях!

    Кривошапкина Мария Николаевна

АХТЫЫ

Мин Соморсун оскуолатыгар 1959 с-ха эдьиийбэр  Евдокия Николаевнаҕа олоро үөрэнэ кэлбитим.  Ол иннинэ Абаҕаҕа, Суотту детдомнарыгар иитиллэ сылдьыбытым. Михаил Матвеевичтыын IV-XI  кылаастарга  бииргэ үөрэммиппит.  Кылааска 3 Миша бааллара: Михаил, Мэхээлис уонна Миша.  Оҕолор Михаил Матвеевиһы  бары Миша диэн ыҥыраллара.  Миша уҥуоҕунан кыра, хатыҥыр, сүрдээх сэмэй, кими да кытта этиспэт, мөккүспэт, охсуспат, баара-суоҕа биллибэт, сэмэй бэрээдэктээх уол этэ. Үөрэҕэр үчүгэй ордук гуманитарнай предметтэргэ чаҕылхай  этэ. Бииргэ үөрэнэр оҕолоругар элэккэй, биир тэҥ сыһыаннааҕа. Эдьиийинээн Тиналыын бииргэ үөрэммиттэрэ, сүрдээх эйэлээхтэрэ, наар аргыстаһан оскуолаҕа кэлэллэрэ-бараллара.  Кылаас олоҕор – үлэ буоллун, күрэхтэһии буоллун, концерт буоллун бэйэтэ сатыырынан кыттара, сценкаҕа сүрдээх үчүгэйдик  оонньуура.  Ленин аатынан колхоз оҕуруотугар хас да сайын оскуола оҕолоро агроном Ф.П. Гольдерова уонна учууталбыт Фомина Анастасия Матвеевна салалталарынан үлэлээбиппит. Хаппыыста, оҕурсуу, помидор, сүбүөкүлэ, моркуоп олордон өлгөм үүнүүнү хомуйар этибит. Бары сүрдээҕин кыһаллан үлэлиирбит. Звенолар икки ардыларыгар күрэхтэһэрбит. Оччолорго ынырык куйаас сайыннар буолаллара, ардах да сүрдээҕин түһэрэ. Бары уолаттар, кыргыттар диэн араарбакка бииргэ сөтүөлүүрбүт. Миша ити тэрээһиннэргэ барытыгар биһиги ортобутугар сылдьара.

            Аны, күһүн практикабытыгар колхозка от хомууругар көмөлөһөрбүт.  Үксүн “Арыы”  ходуһатыгар от мунньар, бугуллуур этибит. Сүрдээх көхтөөхтүк үөрэ-көтө үлэлиирбит, сылайарбытын да өйдөөбөппүн.  Миша оччут, үлэһит оҕо этэ. 1963 сыллаахха   VII   кылааһы   14  оҕо буолан бүтэрбиппит.  IX-X  кылаастарга Чурапчыга  Дириҥ орто оскуолатын    6  буолан 1966 сыллаахха үөрэнэн бүтэрбиппит. 8 оҕобут  VIII  кылаас кэнниттэн бэйэлэрэ сөбүлүүр идэлэрин талан үөрэнэн олоххо бигэтик үктэммиттэрэ, үлэһит буолбуттара.   IX  кылааска английскай тыл уруога баара. Миша хара маҥнайгыттан английскай тылга дьаныһан туран үөрэммитэ. Онтон биһиги көннөрү соҕус үөрэммиппит.

            Ол кэмнэргэ дойдуга “оскуола-производство-үрдүк үөрэх” диэн программа тутуһуллара. Ол сиэринэн  биһи кыргыттар производствоҕа Ленин аатынан  колхозка 2 сыл дояркалаабыппыт.  Ол кэнниттэн мин орто үөрэххэ туттарсан  ЯФК “Бухгалтер с/х производства” идэтин ылан Чурапчыга Субуруускай  совхозка үлэлээбитим.  Миша ЯГУ-га ИФФ иһинэн аһыллыбыт английскай кафедраҕа киирбитэ уонна  Фия-ны  ситиһиилээхтик үөрэнэн бүтэрбитэ. Граница таһынааҕы омук сирдэригэр сылдьыбыта. Наука докторыгар, профессорыгар тиийэ үүнэн  Сахатын сирин  үрдүктүк ааттаппыта.

            Биһиги бииргэ үөрэммит оҕолоро Михаил Матвеевиһынан киэн туттар этибит. Сир үрдүгэр баарбыт тухары сүрэхпитигэр кини сырдык мөссүөнүн, үтүө майгытын умнуохпут суоҕа!

25.05.2021


Наталья Петровна Тарабукина-Аммосова

Оҕо сааһым доҕоро

(М.М. Фомин оҕо сааһа)

        

Мин Михаил Матвеевич Фоминныын бииргэ  “О” кылаастан 8-с кылааска диэри Соморсун оскуолатыгар үөрэммитим. Оҕо сааспыттан биир тэлгэһэҕэ  улааппыт күндүтүк саныыр  оҕо сааһым доҕоро Михаил Матвеевич Фомин туһунан ол кэми  сэгэтэн туох өйдөбүл хаалбытынан ахтан суруйабын.

         Мишалыын бииргэ “О” кылааска үөрэнэ киирбиппит. Учууталбыт  үтүө киһи Вера Петровна Портнягина этэ. Начаалынай кылааһы бүтэриэхпитигэр дылы Мишалыын наар бииргэ оонньуурбут, уол-кыыс диэн араарбакка тэҥҥэ сылдьарбыт. Кини аҕата Матвей Дмитриевич учуутал этэ. Биһиги кылааска классоводтуур этэ, сааскы  сылаас күн хайыһарынан дайарбыт, ыраас салгыны   дуоһуйа тыынарбыт.   

         Мин, Борисова Маруся, Миша эдьиийэ Тина буоламмыт 8-с кылааска  оскуола сборнайыгар хайыһарга  Чурапчыга Дириҥ бөһүөлэгэр зональнай күрэхтэһиигэ хайыһарга, дуомакка бастааммыт, Чурапчыга киирэн Алексеевскай оройуон күрэхтэһиитигэр ситиһиилээхтик  кыттыбыппыт. Уолаттарбыт: Ганя Харитонов, Кеша Иванов эмиэ хайыһарга, дуомакка оскуола сборнайыгар киирэн бу күрэхтэһиигэ  эмиэ ситиһиилээх  кыттыбыттара.

         Соморсун 8 кылаастаах оскуолатыгар үтүөкэннээх учууталларга үөрэммиппит: Евдокия Николаевна Филиппова,  Людмила Николаевна Лыткина, Степан Степанович Скрыбыкин, Петр Петрович Тарабукин, дириэктэрдэрбит Степан Николавеич Портнягин,  Василий Федотович Гольдеров   уо.да а.

         Биһиги кылаас сүрдээх коллективтаах этибит. Бэйэбит оскуола уус-уран көрүүлэригэр ситиһиилээхтик кыттарбыт.  Манна Миша сценкаларга олус үчүгэйдик оонньуура. Миша биһикки Суорун Омоллоон “Көҥдөй сэлээппэ” диэн кэпсээниттэн сценка оҥорон ситиһиилээхтик оонньообуппутун өйдүүбүн.

         Ийэтэ Настаа барахсан  сытыары сымнаҕас майгылааҕа, сир   асчыта  бөҕө этэ. Эдьиийэ Тина эмиэ биһигини кытта үөрэммитэ. Сүрдээх иллээх-эйэлээх дьиэ кэргэҥҥэ Миша кыра уол олус маанытык иитиллибитэ. Очолорго начаалынай кылаас оҕолоро биһиги Настаа салалтатынан  сир аһа үүннэ да дьэдьэннии, моонньоҕоннуу сарсыарда 8 чаастан мустан  биэс   километр сиргэ сатыы барар этибит. Туох да техника суох кэмэ этэ. Сир ортотугар бытыылкалаах уу  хааллараллара ону утатан иһэ охсоору сүүрүүнэн кэлэр этибит.

         Оччотооҕу кэмҥэ Саха театра сылдьыбыта. Николай Неустроев “Кукаакы кулубатын” гастроллаан  нэһилиэккэ тиийэн оонньоон көрдөрбүттэрин кэннэ, Миша бэйэтэ пьеса суруйан кылааһын оҕолоругар туруорбутун өйдүүбүн. Табаарыһын Миша Лазаревы баай оруолун толотторбутун саныыбын. Кылааспыт иллээх эйэлээх этэ. Спортивнай күрэхтэһиилэргэ активнайдык кыттарбыт. Оччолорго оҕону барытын хайыһардатар этэ физрукпут - мин аҕам Тарабукин Петр Петрович.  Хас биирдии оҕо уруок кэннэ ыраас көй салгыҥҥа хайыһардыырбыт, ким да туора турбат этэ. Бары зачет туттарар этибит.

         Өссө биир умнуллубат оскуолатааҕы кэм. Миша эдьиийэ  Анастасия Матвеевна, оччолорго биолог үөрэҕин бүтэрэн  оскуолаҕа учууталынан үлэлиир этэ. Анастасия Матвеевна салалтатынан колхуос агронома Фаина Платоновна Гольдеровалыын (Василий Федотович Гольдеров кэргэнэ)    сүбэлэһэн пришкольнай учаастак тэрийбиттэрэ. Онно сайынын оҕолор оҕуруокка  оҕурсуу, помидор, хаппыыста үүннэрэн көрөр этибит. Күөл таһа буолан илиибитинэн уу баһан кутарбыт. Күһүн элбэх үүнүүнү ылан нэһилиэкпит дьонун үөрдүбүппүт. Манна биһиги икки сыл үлэлээбиппит. Ону таһынан гербарий хомуйарбыт. Биһи звеноҕа  Миша баара.  Кини салалтатынан хаахынай балыгы хаптаран дьааһык оҥорон, онно уган экспонат оҥорбуппут. Сүрдээх туһалаахтык сайыммытын атаарарбыт. Биһиги Мишабыт барытыгар активнайдык кыттара. Кини  тылга сыһыаннааҕа, ону-маны тиһэн суруйа сылдьара.  Биһиги Соморсун 8 кылаастаах оскуолатын 1963 сыллаахха  ситиһиилээхтик  бүтэрэн, оччотооҕу кэмҥэ бөдөҥсүйүү буолан  нэһилиэкпит Чурапчыга сыһыарыллан  Алексеевскай оройуон буолбуппут. Ол түмүгэр биһиги оскуола оҕолоро Чурапчы оройуонугар  Дириҥ орто оскуолатыгар  үөрэнэ барбыттара.  Мин Чурапчы орто оскуолатыгар үөрэнэ хаалбытым. Миша оҕолору кытта Дириҥ орто оскуолатыгар ситиһиилээхтик үөрэммитэ.

         Бииргэ улааппыт, үөрэммит оҕо сааһым доҕоро Михаил Матвеевич Фомин туһунан үтүө өйдөбүл умнуллуо суоҕа.

Ахтыыны суруйдум СР культуратын туйгуна Хонтоҕо нэһилиэгин бочуоттаах олохтооҕо Наталья Петровна Тарабукина-Аммосова.

Ыам ыйа  2021 с.

Чурапчы улууһа, Дириҥ бөһүөлэгэ

Суруйда Окороков Николай Кузьмич, Россия утуелээх донора, социалнай служба туйгуна, Соморсун нэhилиегин бочуоттаах гражданина

Миисэ 1954 с. Соморсун 7 кылаастаах оскуолатыгар "нулевой" кылааска уерэнэ киирбитэ.  Оччолорго детсад диэн суох этэ. Онон биир сыл бастакы кылааска киирэргэ бэлэмнэнии курдук буолара. Бу оскуоланы нэhилиэк уустара 1947 сыллаахха тутан улэ5э киллэрбиттэрэ. Маhы сугэнэн кэрдэн охторон, о5уhунан, атынан таhан туппуттара. Оччолорго оскуола нэhилиэк саамай улахан дьиэтэ этэ. Оскуолабыт  аныгылыы киэн туннуктэрдээх уонна улахан коридордаах этэ. Онон нэhилиэккэ ыытыллар араас улахан тэрээhиннэр оскуола5а буолаллара. Маhынан оттуллар 10-ча  кирпииччэ  оhохтоо5о. Угус о5олор нэhилиэк кытыы учаастактарыттан, алаастартан кэлбит буоланнар сурдээх килбик буолаллара.  Суруйарга анаан чэрэниилэ бороhуога атыыланар буолара. Ону бытыылка5а суурайан баран, кыра култа5ар иhиккэ кутан  суумкабытыгар укта сылдьарбыт, онтукабыт арыт тохтон хаалан, кумаа5ыбытын марайдаан ме5уллэрбит. Мас уруучуканан, сулустаах беруенэн суруйарбыт. Ордук чистописание уруогар эрэйдэнэрбит. О5о уксэ хара5а трахомалаах буолара. Ону улахан перемена кэмигэр эмтииллэрэ, олох себулээбэт балык арыыбытын остолобуой ньуоскатынан иhэрдэллэрэ, куhа5ан ба5айы сыттаах хойуу мааhы халтаhабыт иhигэр симэллэрэ.

О5олор бары кэриэтэ ынах тириитэ этэрбэстээх, танас суумкалаах, бэрт борустуой, бэйэ тигиитэ танастаах буоларбыт.  Миисэ сурдээх ыраастык таннар, чэбэр уонна теhе да борустуой танаhы кыра эрдэ5иттэн сатаан бэйэтигэр барсар гына таннара. Миисэ атын о5олорго холоотоххо киhини соhутар улахан талаана суох этэ эрээри, а5ата уерэхтээх буолан биhигиттэн быдан сайдыылаах эбитэ буолуо. Биир бастакынан "октябренок", онтон "пионер" буолбута. Миисэ о5о сылдьан мээнэ ыалдьыбат, бэйэтигэр сеп доруобай этэ. Физкультура уруогар син хаалсыбакка тэннэ кэриэтэ сылдьара.  БГТО, ГТО нормаларын туттарыы ол са5ана эбэhээтилинэй этэ.  Онно теhе да бастакы кэккэ5э сылдьыбатар син уна - ханас бырахсар быhыылаа5а. Биhиги уолатттар А5а дойду сэриитин кэнниттэн тереебут буоламмыт, уксун сэриилэhэ оонньуурбут, тон сылгы саа5ынан, хаарынан бырахсыы, саабылалаhыы, "кыhыл", "бандьыыт"; "сэбиэскэй саллаат", "ниэмэс саллаата" буола оонньуурбут. Миисэ ити оонньуулары сэнээрбэт этэ. Ол оннугар уерэ5эр  учугэйэ, учуутал а5алаа5а да кемелеhере эбитэ буолуо. Сорох о5олор кылаастарыгар хастыы эмэ сыл хаалар эбит буоллахтарына, кини холкутук кылааhын тахсан иhэрэ. Миисэ кыра эрдэ5иттэн холку, сымна5ас майгылаах, ытыы-сонуу, унсэ-хасса сылдьыбат этэ. Оннук киhини о5олор да мээнэ тыыппат, дьээбэлээбэт этилэр. Эгэ этиhэр - охсуhар диэни билиэ дуо?  А5ата да хайдах тута - хапта  сылдьарыгар такайар буолуохтаах.

Учууталлар нэhилиэккэ буолар бары культурнай тэрээhиннэри салайан ыыталлара. Кини нуучча тылын уерэтэрэ, кытаанах ирдэбиллээх учуутал этэ. Матвей Дмитриевич  билиитинэн- керуутунэн, олох эриирин - мускуурун барытын ааспыт буолан дьон ортотугар улаханнык ытыктанар киhи этэ. Пенсия5э тахсарыгар Ленин аатынан колхоз ыныырдаах ат бэлэхтээбитэ.  Онно о5олор оскуола5а концерт кердербуппут…

Миисэ а5ата Матвей Дмитриевич Фомин Аан дойду бастакы сэриитин кыттыылаа5а, штабка писардыы сылдьыбыт. Кини 1923с Сулгаччы - Чурапчы границатыгар тупсуу сэргэтэ туруоралларыгар И. Я. Строд этэрээтигэр  рота хамандыыра эбит, история5а итинник диэн суруллубутун Д. Ф. Наумов булан, билигин пьеса суруйа сылдьар  эбит уонна Соморсун оскуолатыгар автобиография суруйан хаалларбытын архивтан булбут.

Бу хаартыска5а 1955 с. Саас ыам ыйыгар туспуппут. Учууталбыт  - Портнягина Вера Петровна. Миисэ бастакы эрээккэ уна ертуттэн иккис олорор. Бастакы  -  паарта5а бииргэ олорбут кыыhа Попова Дуня. Мин иккис эрээккэ унаттан тердус турабын. 


Петрова Мария Петровна, к.п.н., директор МАНОУ

«Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой»

ГО «город Якутск»

Михаил Матвеевич – научный отец и наставник

«Собака лает, караван идет» - говорил время от времени мой научный руководитель и озорно улыбался. В ходе подготовки дипломной работы мне приходилось преодолевать недоброжелательное отношение со стороны выпускающей кафедры, а Михаил Матвеевич Фомин, доктор педагогических наук, профессор, основатель и заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков СВФУ, так меня подбадривал. С тех пор это мой девиз по жизни, так как всегда найдется желающий «облаять», а дело делать надо при этом. Если серьезно, Михаил Матвеевич был первым из альма-матер, ставшим доктором наук по методике преподавания иностранных языков, выпустившим монографию по обучению билингвов иностранным языкам. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, а тогда, в начале 1990-х годов, эта концепция имела большую научную новизну.

Михаил Матвеевич прошел очень основательную научную школу МГПИ им. Мориса Тереза и Института языкознания Академии наук СССР. И нам, его аспирантам, очень крупно повезло входить в мир науки под его руководством. Профессор отличался трепетным отношением к науке, подлинной академичностью знаний, высокой требовательностью. С первого дня руководства дипломант или аспирант получал план работы по предлагаемой структуре будущей работы. Он вел нас, как воспитатель дошколят, сопровождая каждый шаг в науке. Сколько ошибок, подчас нелепых, он исправлял с кротостью и терпением. К каждому он выстраивал индивидуальный подход: с кем-то построже, с кем-то помягче. С большим пониманием Михаил Матвеевич, родившийся в большой семье, относился к декретным отпускам аспиранток.

В каждого аспиранта он вкладывал душу, очень переживал. В шутку он называл нас «чернильными братьями и сестрами». Несмотря на его тихий голос, Михаил Матвеевич мог повергнуть аспиранта в пучину стыда, переживаний за промахи и нерадивое отношение, вдохновить и дать веру в свои силы, так как был тонким психологом и методистом с большой буквы. Таким образом, он выпустил 25 аспирантов. Помню, как проректор по научной работе Фридовский, недовольный процентом защит в университете, вызвал всех аспирантов последнего года с отчетами по подготовке диссертаций. Мы, аспиранты Фомина, скромно сказали, что защита состоится на полгода ранее запланированного срока. Проректор был очень удивлен и сказал членам комиссии, что опыт нашего научного руководителя надо распространить  по университету.

Уже после окончания аспирантуры мы с Михаилом Матвеевичем совместно подготовили учебное пособие по психолингвистике, которое активно использовалось в обучении студентов. В одну из наших встреч мне было очень лестно услышать похвалу от Михаила Матвеевича, что пособие содержит доступный, интересный и полезный материал, имеет высокую практическую ценность. Я очень рада и горжусь тем, что мы вместе издали это пособие, для меня это стало возможностью профессионального роста и свидетельством доверия научного руководителя.

Хотя аспирантуру я закончила 19 лет назад, но наставления научного руководителя впечатались, можно сказать, в костный мозг. Думаю, что всем аспирантам Михаила Матвеевича привились правила научной этики, тщательной проработки изучаемого материала. Мы дорожим статусом аспиранта профессора Фомина, нашего научного отца.


Николаева Валентина Дамдиновна , к.п.н., педагог дополнительного образования ГАНОУ РС(Я)  Республиканский ресурсный центр

«Юные якутяне»

Профессор Фомин Михаил Матвеевич прошел большой жизненный путь как преподаватель вуза и автор-разработчик эффективных методов изучения иностранных языков для билингвальных детей Республики Саха (Якутия). Он  внес достойный вклад в развитие системы языкового образования и мы по праву гордимся его достижениями. Также он   блестяще реализовал себя как научный руководитель аспирантов и создал свою научную школу саморазвития личности в условиях межкультурного образования. Когда я училась в аспирантуре, каждый понедельник наш научный руководитель проводил семинарские занятия, где мы выступали с докладом и обсуждали научные труды известных российских и зарубежных психологов, педагогов и методистов. А во время индивидуальных консультаций (строго по графику)  он мотивировал аспирантов на дальнейшую исследовательскую работу во время составления плана диссертационной работы  и помогал разработать, опираясь на труды И.А. Зимней, трехступенчатую деятельностную модель обучения речевой деятельности.

Также нередко мы встречались с нашим научным руководителем в неформальной обстановке, которая постепенно перетекала в общее собрание. Так, например, в начале лета 1999 года нас всех пригласила в гости   на свою дачу  Любовь Романовна Алексеева. Во время чаепития я услышала  свою фамилию среди тех аспирантов, которые будут рекомендованы осенью на предзащиту в диссертационный совет по педагогике на базе  педагогического института ЯГУ. Это  были: Николаева Лариса  Васильевна, Золотарева Лариса  Алексеевна, Петрова Александра Павловна  и я. Моей радости не было предела, но одновременно я сразу почувствовала огромную ответственность. Михаил Матвеевич для нашей семьи был другом. Он всегда был в курсе всех новостей о моих сыновьях, вместе радовался их поступлению в вуз и  росту карьеры на работе. Очень благодарна ему за то, что он тогда поверил в мои возможности и поддержал, чтобы я  преодолела все преграды.

Мне еще повезло, что моя защита кандидатской диссертации была после защит  Ушницкой Виктории Вильямовны и Григорьевой Валентины Васильевны, Нелуновой Елены Денисовны,  которые очень помогли мне  советом. Эта традиция продолжилась, так как, мы  - аспиранты  Михаила Матвеевича стали все друг  другу  почти как родные. Наш научный руководитель сумел создать творческий коллектив - научную школу, куда вошли как единомышленники преподаватели и  педагоги иностранных языков от дошкольного до высшего   образования, в том числе  психолог Вилюйского детского дома, впоследствии лектор ИРО и ИПК Министерства образования Республики Саха (Якутия) Павлова Надежда Николаевна.

Михаила Матвеевича связывала профессиональная дружба с известными зарубежными  и российскими учеными. Такие деловые контакты  также помогли найти для аспирантов внешних оппонентов и рецензентов авторефератов диссертаций. Некоторые из них приезжали в Якутию и по приглашению Михаила Матвеевича выступали перед нами аспирантами с лекцией:

- Наталья Витальевна Языкова – заслуженный учитель Российской Федерации  и Бурятии, автор десятков научных публикаций и учебников по иностранным языкам, профессор кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков Московского городского педагогического университета (МГПУ);

- Сафонова Виктория Викторовна - российский лингвист, культуролог, педагог, доктор педагогических наук, специалист в области методики иноязычного образования, разработчик концепции и общетеоретических основ социокультурного подхода к обучению иностранным языкам, профессор кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Генеральный директор научно-исследовательского центра «Еврошкола»;

- Волков Геннадий Никандрович - основатель этнопедагогики,  профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель- публицист; 

- Кравцов Сергей Сергеевич – доктор педагогических наук, директор Института  управления образованием РАО, руководитель Рособрнадзора, министр просвещения Российской Федерации.

Фомин М.М. обладал организаторскими способностями, умел устанавливать деловое сотрудничество с министерствами  и ведомствами на республиканском и федеральном уровнях, а также с редколлегией  издательств и при его содействии мы с Зарменой  Владимировной  Емельяновой, Надеждой Васильевной Белоцерковской и Александрой Титовной Поповой собрали научные статьи и издали сборник статей   аспирантов профессора М.М. Фомина.

Мне не верится, что нашего Учителя  - Михаила Матвеевича нет с нами… Мы  -  аспиранты будем продолжать достойно его дело, стараться оправдать его  надежды и  хотим, чтоб он гордился  нами  как и раньше, в мире прежнем, в своей новой жизни, неземной...

 

Николаева Л.В., к.п.н., доцент кафедры

дошкольного образования ПИ СВФУ,

обладатель знаков «Отличник образования РС (Я)»,

«Отличник профессионального образования РС (Я)»,

 «Учитель учителей», профессор РАЕ.


ПАМЯТИ НАСТАВНИКА

      

  Первыми аспирантами Михаила Матвеевича были я и две молоденькие выпускницы ФИЯ – Гудухина Ирина и Васильева Ирина. Они поступили сразу после окончания ФИЯ на очное обучение, я была к тому времени уже опытным педагогом, заведующей кафедрой иностранных языков Якутской городской национальной гимназии и поступила на заочное обучение.

        Свела меня с Михаилом Матвеевичем Варвара Николаевна Сысолятина. Я пришла к ней за рецензией на свое учебное пособие, и она порекомендовала мне поступить в только что открывшуюся аспирантуру. Так я стала аспиранткой М.М. Фомина. Следующей поступили Елена Денисовна Нелунова и  Валентина Васильевна Григорьева и постепенно группа Михаила Матвеевича стала пополняться новыми аспирантами. Деления на аспирантов очного и заочного обучения не было. Все посещали по понедельникам семинарские занятия Михаила Матвеевича и индивидуальные консультации. Как сейчас вспомню, по понедельникам кафедра всегда была полной, мы увлечённо обсуждали труды учёных по психологии, методике обучения иностранным языкам, межкультурной коммуникации. Михаил Матвеевич каждому давал индивидуальные задания, поэтому наши выступления не повторялись и дополняли тему обсуждения. Мне очень интересны были эти семинарские занятия.

     В день рождения Михаила Матвеевича и по праздникам мы пили чай на кафедре, были как одна крупная семья. Михаил Матвеевич всех нас сплотил вокруг себя.

      Помню очень душевные юбилеи Михаила Матвеевича, как мы поздравляли его на сцене на заседаниях Ученого совета ЯГУ. После официальных  поздравлений он приглашал всех на фуршет в студенческую столовую ЯГУ. Шикарный юбилей был в ресторане «Тыгын Дархан», где он сам был ведущим. Зал был полон, его очень уважали и ценили.

      Михаил Матвеевич был уникальным человеком. Его фундаментальный труд «Сопоставительный анализ лексико-грамматических систем английского, русского и якутского языков» является первой и единственной научной работой в этом направлении. В начале нашей работы он хотел, чтобы я писала диссертацию по сопоставительному анализу немецкого, русского и якутского языков, но у меня никак не получалось сравнивать языки. Зато появились работы по сопоставительному анализу традиций  и культур разных народов, которые он впоследствии очень ценил, подчеркивал, что я открыла новое направление в его  деятельности.

      Михаил Матвеевич блестяще владел английским языком. Думаю, что он является единственным профессором СВФУ, который читал лекции в Колумбийском университете на английском языке. Он был победителем американской программы «Фулбрайт» в Москве, выступал с докладом в Кембриджском  университете, входил в список выдающихся людей, подготовленный Американским центром биографии.

        Самой большой заслугой Михаила Матвеевича является организация аспирантуры по педагогический проблемам обучения иностранным языкам. Он подготовил плеяду учёных, кандидатов и докторов педагогических наук. Мы, его аспиранты, очень благодарны Михаилу Матвеевичу, за его неоценимую помощь в подготовке наших диссертаций и никогда не забудем его семинары и консультации. Он навсегда останется в нашей памяти как мудрый наставник, учёный с большой буквы, прекрасный человек.

           Михаил Матвеевич внёс большой вклад в развитие факультета иностранных языков, кафедры методики обучения иностранным языкам и навсегда останется в истории СВФУ. Светлая память нашему дорогому научному руководителю Михаилу Матвеевичу!

 

ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА








ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ ФОМИНЫХ








Фоминнар педагогическай династияларын уопсай педагогическай ыстаастара 460 тахса сылга тэҥнэһэр. Билигин кинилэр династияларын педагогическай наука доктора, психологическай наука кандидата, ХИФУ чинчийээччи-профессора Фомин Михаил Матвеевич салайбыта. Саха сирин араас улуустарыгар, Хабаровскай кыраайга бары айымньылаахтык үлэлии сылдьаллар. Дьиэ кэргэн баһылыга Фомин Матвей Дмитриевич (1894-1965). Педагогическай үлэтин ыстааһа — 33 сыл. Нуучча тылын уонна литературатын учууталын быһыытынан үлэлээн, саха оскуолатыгар нуучча тылын хайдах үөрэтэр туһунан бэйэтэ анал систиэмэни олохтообут. Учуутал быһыытынан үлэтин 1925 сыллаахха Сулҕаччы оскуолатыттан саҕалаан Соморсун оскуолатыгар 1958 сыллаахха түмүктээбит. «Отличник народного просвещения» бэлиэнэн уонна «1941-45 сылларга Аҕа дойду сэриитигэр килбиэннээх үлэтин иһин» мэтээлинэн наҕараадаламмыт. Кэргэнинээн Анастасия Семеновналыын биэс оҕону төрөтөн, кинилэртэн 4 оҕо аҕаларын туйаҕын хатаран учуутал идэтин баһылаабыт. Анастасия — биолог-химик, Константин — историк, Татьяна — немец тылын учуутала, кыра уол Михаил — английскай тыл учуутала. Улахан кыыс Пинигина (Фомина) Анастасия Матвеевна, 1957 сыллаахха СГУ естественнэй факультетын бүтэриэҕиттэн ыла 42 сыл устата биолог-химик быһыытынан эҥкилэ суох үлэлээн баран, билигин пенсияҕа олорор. Үлэ-тыыл бэтэрээнэ. Сэрии бэтэрээнин огдообото.39 Кини кэргэнэ Пинигин Владимир Васильевич — историк, историческай наука кандидата. 50 сыл устата СГУ историко-филологическай факультетыгар үлэлээбитэ. Элбэх үөрэнэр пособиелар, кинигэлэр, научнай монографиялар ааптардара. Аҕа дойду Улуу сэриитин уонна педагогическай үлэ бэтэрээннэрэ, СӨ бочуоттаах бэтэрээнэ. Орто уол Ефремов Константин Семенович СГУ ИФФ историческай отделениетын 1970 сыллаахха бүтэриэҕиттэн ыла Соморсуҥҥа учууталынан уонна Сулҕаччыга оскуола дириэктэринэн (1970-1986) уонна историгынан 45 сыл устата үлэлээбитэ. Кини дириэктэрдиир сылыгар оскуола материальнай-техническэй базата сайдарыгар болҕомтотун ууран үлэлээбитэ. Оскуола аҕыс кылаастаах оскуолалар социалистическай куоталаһыыларыгар түөрт төгүл кыайан, массыына уонна мотоцикл фондаларынан наҕараадаламмыта, «Үрдүк култууралаах уонна бэрээдэктээх бастыҥ оскуола» диэн анал ааты ылары ситиспитэ. Константин Семенович — РСФСР (1980) уонна ССРС (1982) үөрэҕириитин туйгуна, СӨ «Учууталлар учууталлара» анал бэлиэлэринэн наҕараадаламмыта, үлэ, тыыл бэтэрээнэ, Сулҕаччы нэһилиэгин бочуоттаах олохтооҕо. Кини кэргэнэ Ефремова Надежда Ефимовна 1957 сыллаахха СГУ естественнэй факуьтетын бүтэриэҕиттэн ыла 33 сыл устата бэйэтин идэтинэн үрдүк таһаарыылаахтык үлэлээн ааспыта. Биһиги оскуолабыт кини үлэлиир кэмигэр кырдьык даҕаны, «күөх садка» кубулуйбута: үүнээйи 60 көрүҥэ, сибэкки 190 көрүҥэ үүнэрэ,- пришкольнай учаастакка оҕуруот аһын арааһын олордо сылдьыбыттара, нэһилиэнньэҕэ тарҕаталлара, атыылыыллара. Оскуола өрөспүүбүлүкэтээҕи «Сардаана» акция, «Путешествие по загадкам природы» фестиваль хас да төгүл кыайыылааҕа буолбута. Үлэ бэтэрээнэ Надежда Ефимовна САССР (1968) уонна РСФСР (1978) оскуолаларын үтүөлээх учуутала уонна «Методист учуутал» анал бэлиэнэн наҕараадаламмыта. Кинилэр кыыстара Дьяконова (Ефремова) Надежда Константиновна СГУ историко-филологическай факультетын нуучча тылын салаатын бүтэриэҕиттэн ыла 34 сылын Аллайыаха улууһун Бөрөлөөх ситэтэ орто оскуолатыгар дириэктэринэн да, нуучча тылын уонна саха тылын да учууталынан ситиһиилээхтик үлэлиир. СӨ үөрэҕириитин туйгуна. Улахан кийииттэрэ Ефремова Фекла Дмитриевна, начаалынай кылаас учуутала, 25 сыл педагогическай ыстаастаах. Сулҕаччы орто оскуолатыгар 2 кылаастар учууталлара.Кыра кийииттэрэ Ефремова Анна Антоновна үрдүк үөрэхтээх нуучча тылын уонна литературатын учуутала, 10 сыл педагогическай ыстаастаах. Анна Антоновна Аллайыаха улууһун Бөрөлөөх ситэтэ суох орто оскуолатыгар нуучча тылын уонна литературатын учууталынан үлэлиир. Старостина (Фомина) Татьяна Матвеевна Хо-Ши-Мин аатынан Иркутскайдааҕы омук тылын педагогическай институтун бүтэрэн, немец уонна француз тылын учууталын идэтинэн 25 сыл устата Уус Маайа уонна Амма улууһун Соморсун орто оскуолатыгар эҥкилэ суох үлэлээн, билигин пенсияҕа олорор. Педагогическай үлэ бэтэрээнэ. Кини кийиитэ Старостина Октябрина Елисеевна, 27 сыл педагогическай ыстаастаах, Амма коррекционнай интернат-оскуолатыгар иитээччинэн үлэлиир. Үрдүкү категориялаах иитээччи. Фоминнар улахан убайдарын Фомин Матвей Матвеевич орто уолун Валерий Матвеевич кэргэнэ Фомина Ирина Ворошиловна 37 сыл педагогическай ыстаастаах, детсад иитээччитэ уонна оскуола иннинээҕи саастаах оҕо тэрилтэтин методиһа идэлээх. Билигин В.А. Босиков аатынан СӨ Музыка үрдүкү оскуолатыгар үрдүкү категориялаах иитээччи, үлэ бэтэрээнэ, СӨ култууратын туйгуна. Кыра уолун кэргэнэ Фомина Екатерина Семеновна 33 сыл педагогическай ыстаастаах. Сулҕаччы нэһилиэгин «Чычып-Чаап» дьааһыла саадыгар иитээччинэн үлэлээн пенсияҕа тахсыбыта. «Сонор-ЖИПТО» оонньууну детсадка олоххо киллэрбитэ. Кини иитиллээччилэрэ «Сонор» оонньууга өрөспүүбүлүкэ чемпионнара уонна призердара. ФИДЖИП Президениттэн Томскай Г.В. махтал суруктаах, СӨ үөрэҕириитин туйгуна. Кини кыыһа Фомина Ульяна Матвеевна 2014 сыллаахха ХИФУ ИЗФИР бүтэрбитэ. Билигин Амма улууһун Чакыр орто оскуолатыгар омук тылын учууталынан үлэлиир. Педыстааһа — 5 сыл. Фомина Анна Николаевна СГУ математика уонна информатика институтун бүтэриэҕиттэн Дьокуускай куорат 3 №-дээх орто оскуолатыгар математика учууталынан үлэлиир. 14 сыл педагогическай ыстаастаах. Методическай холбоһук салайааччыта.  Фомин Леонид Дмитриевич — 7 сыл педагогическай ыстаастаах. Төрүөҕүттэн көрбөт. Хабаровскай кыраай Победа бөһүөлэгин орто оскуолатыгар история уонна обществознание предметтэрин үөрэтэр. Маны таһынан, тэҥҥэ библиотекаларга электроннай каталогы, учуоту, статистиканы оҥоруунан уонна киллэриинэн дьарыктанар. Хабаровскай кыраай ыраах сытар оройуоннарыгар олорор оҕолор 41 социальнай кыһалҕаларынан, бырайыактыыр үлэнэн дьарыгырар. Хабаровскай кыраай губернаторын уонна көрбөттөрүн обществотын, итиэннэ Култууратын министиэристибэтин махтал суруктарынан хас да төгүл наҕараадаланна. Билигин Фоминнар педагогическай династияларын салайааччы Фомин Михаил Матвеевич(1947-2021), педагогическай ыстааһа 45 сыл. Психологическай наука кандидата, педагогическай наука доктора. М.К. Аммосов аатынан ХИФУ чинчийээччи-профессора, РФ норуотун үөрэҕириитин туйгуна (1993), Аан дойдутааҕы биографическай киин (Кембридж, 1997) анал мэтээлинэн наҕараадаламмыта, СӨ үөрэҕириитин үтүөлээх үлэһитэ (2001), РФ наукатын уонна үөрэҕириитин үтүөлээх үлэһитэ (2004). Билигин Михаил Матвеевич «Саморазвитие личности в многоязычной среде» диэн М.М. Фомин научнай оскуолатын салайааччыта этэ.