Об институте

ИЗФИР СЕГОДНЯ

  • Основан в 2010 г. на базе ФИЯ ЯГУ (1969 г.) 
  • Количество студентов:  700+    
  • Количество преподавателей: 126, из них 52 кандидата наук, 4 доктора наук, 2 PhD, 8 носителей языка.
  • Доля научно-педагогических работников с ученой степенью - 53% 
  • 6 преподаваемых иностранных языков (в качестве первых и вторых языков: английский, французский, немецкий, китайский, корейский и японский языки). 
  • Средний балл ЕГЭ – 75,46 (2023 г.) 
  • Зарубежные партнёры: 20+ 
  • Открыть презентацию об институте

ИЗ ИСТОРИИ

  • 1947 г. - первая кафедра иностранных языков педагогического института
  • 1956 г. - основание Якутского государственного университета
  • 1965 г. - отделение романо-германской филологии историко-филологического факультета
  • 1969 г. - создание факультета иностранных языков ЯГУ, 1 октября 1969 г.
  • 2010 г. - институт зарубежной филологии и регионоведения СВФУ
КАФЕДРЫ 
  • «Английский язык и перевод»
  • «Восточные языки и страноведение»
  • «Немецкая филология»
  • «Французская филология»
  • «Международные исследования»
  • «Иностранные языки по гуманитарным специальностям»
  • «Иностранные языки по техническим и естественным специальностям»

МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ 

Подготовка профессионалов нового поколения со знанием иностранных языков для обеспечения межкультурной коммуникации и международного сотрудничества, способствующих устойчивому развитию и достижению национальных целей на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ; выполнение исследований, отвечающих глобальным вызовам и тенденциям. 

Институт стремится стать одним из ведущих центров непрерывного полиязычного образования с обучением современным компетенциям (digital и soft-skills), активной научной, социально-культурной и международной деятельностью для сохранения и популяризации языкового и культурного разнообразия Северо-Востока РФ. 

НАШИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Бакалавриат

  • 41.03.01 Зарубежное регионоведение. Американские исследования, очная 
  • 41.03.01. Зарубежное регионоведение. Американские и азиатские исследования, очная, новая с 2023-24 уч.г.
  • 44.03.01 Педагогическое образование (Иностранный язык (английский), заочная
  • 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный язык (английский) и иностранный язык (китайский), очная
  • 45.03.01 Филология. Зарубежная филология (английский язык и литература), очная
  • 45.03.02 Лингвистика. Перевод и переводоведение, очная
  • 42.03.05  Медиакоммуникации. Иностранные языки в креативной индустрии (английский и китайский),очная, новая с 2023-24 уч.г.
  • 45.03.01 Филология. Зарубежная филология (японский язык и литература), очная
  • 45.03.01 Филология. Японский язык в информационно-образовательной деятельности, очная
  • 45.03.01 Филология. Зарубежная филология (китайский язык и литература), очная
  • 45.03.02 Лингвистика. Межкультурная коммуникация и образовательная среда (китайский язык), очная
  • 45.03.01 Филология. Корейский язык в профессиональной деятельности, очная
  • 45.03.01 Филология. Зарубежная филология (корейский язык и литература), очная
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный язык (немецкий) и дополнительное образование, очная
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный язык (немецкий) и Иностранный язык (английский), очная, новая с 2023-24 уч.г.
  • 45.03.01 Филология. Зарубежная филология (немецкий язык и литература), очная
  • 45.03.01 Филология. Прикладная филология (французский язык и литература), очная
  • 45.03.01 Филология. Прикладная филология (французский и английский языки в сфере информационно-коммуникационных технологий), очная
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Иностранный язык (французский) и Иностранный язык (английский)  в цифровом образовании – новая с 2023-24 уч.г.
Магистратура
  • 44.04.01 Педагогическое образование. Мониторинг и оценка качества языкового образования (на английском языке), очная
  • 44.04.04 Педагогическое образование. Технологии преподавания иностранных языков, заочная
  • 45.04.02 Лингвистика. Иностранные языки, очная
  • 45.04.02 Лингвистика. Языки и лингвистика (на английском языке), очная
  • 45.04.02 Лингвистика. Межкультурная коммуникация в медиасфере (СМИ и пресс-службы), очная
  • 45.04.02 Лингвистика. Иностранный язык в профессиональной коммуникации. Очно-заочная форма
  • 44.04.01 Педагогическое образование. Образовательное брокерство /Educational brokerage, очная, новая с 2023-24 уч.г.
  • 45.04.01 Филология. Филологическое обеспечение информационно-коммуникационной деятельности (японский, китайский, корейский языки), очная
  • 45.04.02 Лингвистика. Лингвистическое сопровождение бизнес-процессов (с изучением восточных языков), очная, новая с 2023-24 уч.г.
  • 45.04.01 Филология. Образовательный менеджмент в межкультурной коммуникации, очная
  • 43.04.02 Туризм. Международный туризм и бизнес технологии, заочная
  • 45.04.01 Филология. Корпоративная коммуникация, очная
  • 45.04.01 Филология.  Корпоративная и межкультурная коммуникация, очная, новая с 2023-24 уч.г.
  • 45.04.01 Филология. Теоретическая и прикладная филология, очно-заочная
  • 41.04.01 Зарубежное регионоведение. Арктическое регионоведение, очная
  • 41.04.01 Зарубежное регионоведение. Арктическое регионоведение - сетевая программа совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, очная, новая с 2023-24 уч.г.
Аспирантура
  • 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика, очная
  • 45.06.01 Языкознание и литературоведение. Теория языка, очная


НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная деятельность ИЗФиР проводится в рамках двух приоритетных  направлений НИР СВФУ: 

1) «Исследование  междисциплинарных проблем  гуманитарных наук. Сохранение и развитие культуры, языков, литератур  народов Северо-Востока Российской Федерации. Исследования в области алтаистики (тюркология, монголоведение, корееведение, японоведение). Современные технологии и коммуникации в поликультурном пространстве. Язык, речь, текст: когнитивные, психолингвистические, дискурсивные  и корпусные исследования. Международные арктические исследования», 

2) «Комплексное исследование пространственной организации экономики и социума в условиях реализации «арктического вектора» развития Северо-Востока РФ» (туризм, арктическое регионоведение). 

Команда исследователей под руководством профессора Л.С. Заморщиковой приняла результативное участие в Восьмом конкурсе на получение грантов Правительства Российской Федерации для господдержки научных исследований (Мегагрант) с проектом "Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации".  

Научно-исследовательская работа со студентами сосредоточена на деятельности 22 студенческих научных кружков института. Наиболее активные и продуктивные из них: Студент и наука, Технологии игрового обучения, Эврика, Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований в корейском языке, Проблемы и перспективы коммуникации в межкультурной среде: страны АТР и РС(Я), Корпусные методы лингвистического исследования японского языка, Стратегии в креолизованном тексте. Данные кружки в основном представляют свою деятельность в виде публикаций научных статей. 

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

Помимо занятий и научных конференций в институте проводятся различные праздники и мероприятия, позволяющие с головой окунуться в культуру страны изучаемого языка и просто весело провести время: посвящение первокурсников, день восточной кухни, Рождество, Дни Франкофонии, а также неделя кафедры перевода, неделя немецкого, английского языка и т.д. Мероприятия проводятся кафедрами и нашей дружной и сплоченной Профсоюзной организацией студентов (ПОС).

Сильными сторонами ВР института являются ежегодное участие и результативность во всероссийских и международных олимпиадах (Я профессионал, Открытые международные студенческие олимпиады, Олимпиада федеральных университетов и др.); культурно-творческий, образовательный, научно-исследовательский потенциал студентов; активная гражданская позиция студентов (участие во всероссийских волонтерских и благотворительных акциях). 

ПАРТНЕРСТВО   

За последние годы установлены новые партнёрские связи и происходит активное взаимодействие с международной организацией «Северный форум», Фондом Института Короля Седжона (Южная Корея) и др. В связи с сложной геополитической ситуацией ограничена академическая мобильность на межинституциональном уровне, однако студенты имеют возможность выезжать на стажировки по самостоятельным обращениям, в том числе по зарубежным стипендиальным программам. Подробно о международном сотрудничестве см. по ссылке.  


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА 

  • 22 учебные аудитории для проведения учебных, лекционных, семинарских и практических занятий (УЛК, ул. Белинского, 58): из них 19 располагаются на 7 и 8 этажах, 2 учебных кабинета (405, 414) на 4 этаже, 1 аудитория на 5 этаже (516).
  • Общеуниверситетская аудитория № 118 для проведения поточных лекционных занятий, на первом этаже УЛК.
  • Компьютерные классы:
  • № 806 - занятия по информатике и по другим дисциплинам с цифровыми технологиями в образовании, рассчитан на 28 посадочных мест, используется на занятиях студентов, для СРС студентов, аспирантов, преподавателей ИЗФиР, для проведения федерального и языкового тестирования, семинаров, лекций и конференций.
  • № 710, рассчитан на 12 посадочных мест, оборудован ПК, микрофонной радиосистемой, настенной акустикой и веб-камерой для проведения видеоконференций.
  • Аудитория для обучения переводчиков - синхронистов № 405 оборудована инфракрасным комплектом Bosch Integrus: ИК передатчик, мощный инфракрасный излучатель, центральный блок управления,  пульт переводчика и переносные приемники с наушниками. Кабинет укомплектован изолированными кабинами переводчика и столами для обсуждения 1/12.
  • Аудитории института зарубежной филологии и регионоведения оснащены современными мультимедийными средствами.  Учебные аудитории №№ 414, 718, 719, 711, 802, 716, 806, 807,808   оборудованы интерактивной доской с переносным или встроенным проектором и ноутбуком.  Аудитория 718 оснащена интерактивной панелью, видеоконференцсвязью и мобильным компьютерным классом.
  • Площади спортивных сооружений университета - для занятий по физической культуре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Центр международного образования ИЗФИР

Программы дополнительного образования и языковые курсы реализует созданный при институте Центр международного образования, координирующий также Языковой центр, и Образовательный центр корейского языка - Институт Седжона.
Центр реализует программы повышения квалификации по профильным направлениям ИЗФИР, проводит языковые курсы для населения.
 Подробно о ЦМО см. по ссылке.

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСНИКОВ 

Институт является единственной в Республике Саха (Якутия) кузницей кадров с высшим образованием по зарубежной филологии и зарубежному регионоведению, также занимается подготовкой учителей иностранных языков, переводчиков, специалистов в области туризма. Наши выпускники работают не только в системе образования (школы, гимназии, колледжи, вузы), переводчиками, референтами на предприятиях и в фирмах, но и в Министерстве иностранных дел РФ, Министерстве по внешним связям и делам народов РС(Я), в аппарате Президента РС(Я) и Правительства РС(Я), в федеральных и региональных средствах массовой информации, а также в других ведомствах и организациях. 

КОНТАКТЫ:

Адрес: г. Якутск, ул. Белинского, 58 (УЛК) 
Эл. почта:izfir@s-vfu.ru   vv.kugunurov@s-vfu.ru 
Telegram: https://t.me/izfir_svfu​  - будни нашего института
Телефон: +7 (4112) 49-68-81


ИЗ ИСТОРИИ ИНСТИТУТА (подробнее)

Институт зарубежной филологии и регионоведения был открыт 1 октября 2010 года на базе факультета иностранных языков.

В 1947 году в структуре педагогического института, первого и единственного в то время высшего учебного заведения на территории Якутской АССР появилась новая кафедра- кафедра иностранных языков. Первым заведующим кафедрой стал Коршунов Сергей Матвеевич.

В 1956 году, когда был основан Якутский государственный университет, на кафедру иностранных языков пришел на работу Аполлоний Иннокентьевич Семенов, выпускник Томского педагогического института. 

В 1959 г. он был избран заведующим кафедрой иностранных языков ЯГУ. В 1965 г. по инициативе Аполлония Иннокентьевича было открыто отделение романо-германской филологии при историко-филологическом факультете. 2 сентября 1967 года в газете “Социалистическая Якутия’ была опубликована его статья “Университету нужен новый факультет’, которая получила большой общественный резонанс и поддержку со стороны руководства университета и правительства республики. Приказом Министерства просвещения РСФСР на базе романо-германского отделения историко-филологического факультета ЯГУ 1 октября 1969 г. был открыт факультет иностранных языков.

Первым деканом ФИЯ была Лена Никитична Григорьева, энергичный человек с активной жизненной позицией. В эти годы (1969-1972) началась работа по созданию имиджа молодого факультета: первые зарубежные поездки студентов, первый стройотряд “Гаудеамус”, веселые “Голубые огоньки преподавателей”.

С 1972 по 1975 факультетом руководила Ольга Ивановна Им, преподаватель с большим стажем, прекрасный психолог, требовательный руководитель. Эти годы насыщены творческим подъемом коллектива факультета: на различных фестивалях, смотрах художественной самодеятельности студентов и преподавателей факультет занимал призовые места.

В конце 70-х, начале 80-х годов были открыты кафедры английского, немецкого и французского языков.

Более 14 лет, с 1975 по 1989 год, у руководства факультета стоял выпускник ФИЯ 1971 года Виталий Петрович Артамонов

С 1989 по 1994 год факультет возглавила кандидат филологических наук Светлана Николаевна Барашкова. В эти годы впервые были приглашены преподаватели из Китая и Японии. Была открыта кафедра перевода, готовящая переводчиков, менеджеров, референтов. Кроме этого, в целях повышения качества и уровня подготовки педагогических кадров открыта кафедра методики преподавания иностранных языков. Кафедры иностранных языков по гуманитарным и техническим специальностям, обеспечивающие языковой подготовкой все факультеты и институты университета, вошли в состав факультета иностранных языков.

Следующие десять лет, с 1994 по 2004 год, деканом факультета работала выпускница Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук Людмила Софроновна Заморщикова. Созданная за четверть века учебная и научная база, кадровый потенциал, смелые идеи и политически верные преобразования в структуре подготовки специалистов легли в основу интеграции факультета в международное образовательное пространство.

С мая 2004 года и по июнь 2021 года деканом факультета, а затем директором института, являлась доктор филологических наук, руководитель с большим опытом работы, инициатор многих инновационных и международных образовательных проектов факультета и университета Ольга Алексеевна Мельничук. Основным направлением работы Ольги Алексеевны было повышение научного потенциала, интеграция в международное образовательное пространство, подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

С июня 2021 года по настоящее время директором института является кандидат педагогических наук, доцент Кугунуров Владлен Васильевич. Научные интересы Владлена Васильевича: межкультурная коммуникация, интернационализация образования.

Книги и статьи об ИЗФИР СВФУ 

Шапошникова В.И. У истоков преподавания иностранных языков в высшей школе в Якутии // Полярная звезда. - 2024. - №24 (435). - С. 79-96.

Факультет иностранных языков (2006 г.)

КАФЕДРЫ СВФУ: время, события, люди (2016 г.)

Статья об основателе ФИЯ А.И. Семенове - Заморщикова Л.С.Патриарх лингвистического образования в Якутии // Наука и техника в Якутии. – 2005. – № 1(8). – С. 73-7

Статья о 30-летии ФИЯ в газете "Якутский университет", № 90, от 26.11.99. стр. 4-5