Внеучебная работа


Воспитание студенческой молодежи в ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М.К.Аммосова (далее Институт) осуществляется с опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени: инициативность, креативность, толерантность, предприимчивость и многие другие.

Содержание процесса воспитания в Институте нацелено на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников Института, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям.

Исходя из поставленной цели, основными задачами воспитательной работы в Институте являются:  

·         создание комфортных социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды, способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;

·         оказание студентам помощи в самовоспитании, самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;

·         воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;

·         формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и преподавателей университета; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;

·         формирование патриотического сознания  и активной гражданской позиции студенческой молодежи университета;

·         повышение общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения;

·         совершенствование всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;

·         создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы университета;

·         развитие студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и личностное развитие обучающихся;

·         формирование у выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение студентов в спортивные кружки и секции;

·         проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде;

·         развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления Института, волонтерского, правоохранительного, экологического и стройотрядовского движения;

·         привлечение к организации внеучебной, социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников Института;

·         создание в Институте условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;

·         постоянный поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности, совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;

·         обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов Института;

·         совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческом общежитии №9/1.


Основные направления и формы воспитательной работы в Институте

Реализация воспитательных целей и задач осуществляется в Институте посредством следующих направлений деятельности:

1.       духовно-нравственное воспитание;

2.       гражданско-патриотическое воспитание;

3.       правовое воспитание;

4.       профессиональное воспитание;

5.       культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;

6.       физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;

7.       профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;

8.       развитие органов студенческого самоуправления;

9.       психолого-консультационная работа;

10.   социальная поддержка студентов;

11.   организация работы кураторов студенческих академических групп;

12.   организация воспитательной деятельности в студенческом общежитии №9/1.

В реальной деятельности по обучению и воспитанию студентов Института все эти направления тесно взаимосвязаны, дополняют и обуславливают друг друга. В соответствии с системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды реализация воспитательной функции Института осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной работы.

В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации. С переходом на новые ФГОС ВО, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе Института получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы и др. Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих проектов студентов.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения специальных мероприятий.

Собственно внеучебная воспитательная работа в Институте осуществляется посредством деятельности всех кафедр и лабораторий Института, ведется через творческий союз и клубы преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в Институте мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:

·         массовые мероприятия (общеуниверситетские и Институтские мероприятия, вечера, концерты, тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы, участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);

·         групповые мероприятия (коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);

·         индивидуальные, личностно-ориентированные мероприятия (индивидуальные беседы, консультации, психологические  тренинги, собеседования, встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы риска» и т.д.).