Институт языков и культуры народов СВ РФ

 

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Андрей ШИЛОВ, газета "Молодежь Якутии" №11 (5885), 2 июня 2017 г. · 2 Июня 2017

В прошлом номере мы писали, что с 2017 года в Институте языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации СВФУ будет открыто новое направление подготовки «Организация работы с молодёжью» по профилю «Региональная и муниципальная молодёжная политика» (академический бакалавр). Форма обучения очная, срок обучения составит 4 года, правда, пока только на коммерческой основе. Направление открывается в Год молодёжи в республике.  Надеемся, что у него будет своё продолжение.

Кузница по подготовке будущих лидеров молодёжи в ИЯКН заработает с осени текущего года, а уже с 19 июня начнется первый конкурсный набор абитуриентов в СВФУ. Для чего открыто новое направление подготовки, о всех тонкостях конкурсного и учебного процессов, чем будут заниматься студенты нового направления в летнее и свободное от учёбы время и других вопросах рассказал руководитель образовательной программы, заместитель директора по воспитательной работе Института языков и культуры народов СВ РФ СВФУ, кандидат педагогических наук, доцент Марк Егоров.

- Марк Николаевич, расскажите про новое направление подготовки студентов, с чем связана необходимость открытия направления?

- На современном этапе развития нашей страны и республики проблема молодёжи приобретает всё большую остроту и актуальность. Это обуславливает постановку и решение важнейших задач в области работы с молодёжью, как стратегического ресурса развития нашего общества, участия молодёжи в общественно-политических, социально-экономических, культурных отношениях, обеспечивающие модернизацию общества. Современные политические, общественные процессы развития требуют активного участия высококвалифицированных кадров в реализации основных направлений государственной молодёжной политики, которая выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения.

Это, собственно, и послужило предпосылкой открытия нового направления подготовки студентов. Для чего это сделано и что получит выпускник? Выпускники направления подготовки «Организация работы с молодёжью» должны стать, по сути, опорой государства, они должны выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга, взаимодействовать с различными объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи. Это довольно большая и универсальная сфера, как вы могли заметить, и, заметьте, стратегически важная. Сами же будущие специалисты будут опираться на научные знания в организации и проведении научных и эмпирических исследований по следующим направлениям - молодёжная политика, использование инновационных организационных и управленческих технологий в работе с молодёжью, регулирование конфликтов и реализация социально-психологической адаптации молодых людей.

Всё это накладывает отпечаток на довольно обширный фронт работы будущих выпускников, они будут решать комплексные задачи по реализации молодёжной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодёжными и детскими общественными объединениями, с работодателями, представляющими интересы молодёжи.

- Каковы особенности поступления по данному профилю? Конечно, рано о чём-либо говорить, но есть какая-нибудь информация от желающих поступить по этой специальности, скажем так: предложение сформировано, а есть ли спрос?

- Прежде чем открыть новое направление, мы изучили востребованность в специалистах по работе с молодёжью, провели пилотажное исследование. И как показали результаты нашего исследования, во многих улусах (районах) не хватает специалистов, имеющих специальное высшее образование по работе с молодёжью. Эту проблему не раз озвучивали министры по делам молодёжи, буквально месяц назад про нехватку кадров в улусах говорил министр по делам молодёжи Афанасий Владимиров. И вот уже с 1 октября прошлого года, когда в СВФУ утвердили правила приёма в 2017 году, поступило 20 заявок из Усть-Алданского, Таттинского, Вилюйского, Нюрбинского, Среднеколымского, Эвено-Бытантайского и других улусов республики. И благодаря широкой профориентационной работе многие узнали об открытии нового направления в нашем институте из СМИ, от друзей, учителей, родственников и др. Поэтому мы можем констатировать тот факт, что как раз-таки из существующего спроса и было сформировано предложение. И на основе этих данных надо полагать, что выпускники ИЯКН СВ РФ по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью» будут востребованы в республике, и в первую очередь, в улусах.

Говоря об особенностях поступления в ИЯКН на направление подготовки «Организация работы с молодёжью», нужно отметить, что выпускники школ должны иметь результаты ЕГЭ по следующим предметам: история – 32 б., обществознание – 42 б., русский язык – 36 б. Лица, имеющие среднее профессиональное образование, которые хотят получить высшее образование,  повысить свою квалификацию, могут поступить по результатам тестирования по вышеназванным трём общеобразовательным предметам, которое проводит СВФУ самостоятельно.

- Студенчество – это, безусловно, золотая пора молодых и энергичных, но если раньше с внедрением ЕГЭ выпускников ориентировали на банальное получение высоких баллов и поступление в вуз (хоть куда-нибудь), то сегодня будущие студенты задумываются, куда они устроятся на работу по завершению учёбы. Ребята всё больше ориентированы на практические навыки, которые пригодятся в работе. В связи с этим, как устроена учебная программа и какой практический курс предусмотрен для студентов? И есть ли какие-то механизмы прохождения практики в органах исполнительной власти и учебных заведениях, какую функцию при этом выполняет Министерство по делам молодёжи и семейной политике?

- Основная образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, имеющих обширные знания по вопросам молодёжной политики в различных сферах жизнедеятельности общества, обладающих профессиональными компетенциями. Мы сегодня чётко видим свои цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса. С учётом потребностей потенциальных работодателей мы разработали учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, программы учебной, производственной и преддипломной практик.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в учебном процессе предусмотрено сочетание традиционных и инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий. Заявленные цели и задачи образовательной программы полностью раскрываются в профессиональной части учебного плана. Например, профессиональный блок дисциплин представлен такими курсами как «История и современное состояние молодёжного движения в России и за рубежом», «Основы социального государства и гражданского общества», «Теория измерений социальных проблем молодёжи», «Государственная молодёжная политика РФ», «Основы психологии управления в молодёжной среде», «Карьерные стратегии молодёжи», «Социальное партнёрство и фандрайзинг», «Управление проектами», «Менеджмент в молодёжной политике», «Конфликтология», «Девиантология» и другие знания, полученные в ходе обучения, в дальнейшем закрепляются ежегодно на практике.

Основным заказчиком является Министерство по делам молодёжи и семейной политике. У нас состоялась деловая встреча с первым заместителем министра Василиной Лукиной, где мы обсудили вопросы взаимодействия, сотрудничества, совместной работы. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи со специалистами министерства, общественных молодёжных организаций, также мастер-классы экспертов и специалистов, позволяющие расширить компетентность выпускников, углубить их знания по отдельным направлениям профессиональной деятельности и повысить конкурентоспособность будущих бакалавров.

Содержание образовательной программы, методология обучения и связь практических занятий студентов с работой региональных, муниципальных органов исполнительной власти, молодёжными общественными и образовательными учреждениями и организациями городов и муниципальных районов Республики Саха (Якутия), несомненно, будет способствовать повышению востребованности выпускников на рынке труда.

- Работа с молодёжью… Наверное, это должна быть на первых порах Мекка для кадрового состава ППОС СВФУ – топливо, драйвер развития. Являясь заместителем директора по воспитательной работе, как вы смотрите на внеучебную деятельность студентов и как в этом плане поддерживаются инициативы студентов? Работает ли тезис «лишь бы учёбе не мешало»?

- Часто говорят, что новому поколению молодёжи больше интересна собственная карьера, чем возможность быть полезным обществу. В наш институт поступает как раз молодёжь, «болеющая» за свой народ, имеющая особенное чувство патриотизма. В основном к нам поступают из сельской местности, из многодетных семей. Они очень талантливы и креативны, хотят принести пользу своему народу, сделать хорошее для своего общества, страны. И, конечно же, они находят себя в общественной работе в ППОС СВФУ. Проводимая в университете работа ППОС, различных студенческих организаций, объединений позволяет студентам участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам молодёжи, в организации научной, социально-проектной деятельности молодёжных общественных организаций и объединений.

В Институте создаются благоприятные условия для личностного и профессионального развития студентов, формирования профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников, как нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям. Поэтому я считаю, что это как раз-таки та самая необходимая работа, которая должна проводиться ими самостоятельно во время студенчества, чтобы уже сейчас становиться хорошим специалистом в этой области.

Заканчивая беседу,  Марк Николаевич отметил, что со следующего года они планируют открыть также и заочное отделение, а в дальнейшем магистратуру по этому направлению.

Беседовал Андрей ШИЛОВ

Образование – это инвестиции в будущее. Сколько мы тратим сейчас на своих детей, столько же, если не больше, мы и получим в будущем.