• ЭИОС

Художественный мир Софрона Данилова

Д.Е. Васильева

Художественный мир Софрона Данилова: специфика социально-психологической прозы.

 

Народный писатель Якутии Софрон Данилов работал во всех жанрах якутской литературы. Он был одним из лучших прозаиков Якутии, непревзойденным публицистом, автором интересных и злободневных очерков. Его перу принадлежат задушевные лирические стихи, литературно-критические статьи, а также переводы и драмы.

Однако самым излюбленным жанром для Софрона Да­нилова была проза: он писал рассказы, повести и романы. При этом он стремился унаследовать лучшие традиции прозаиков родной литературы, а также корифеев русской классической и отечественной литератур: Л.Толстого, Ф Достоевского, И Тургенева. М.Шолохова, Ф.Абрамова, В Астафьева, Ч.Айтматова и др., а также якутских прозаи­ков и поэтов А.Кулаковского, А Софронова, Н.Неустроева, Амма Аччыгыйа, Суоруна Омоллоона, Элляя и других.

Софрон Данилов как человек активной жизненной по­зиции, чутко реагировал на текущие события современной ему жизни. Участник Великой Отчественной войны, начи­нающий писатель Софрон Данилов в своих ранних произведениях,  включенных в сборник «Встреча», правдиво изображал суровую военную действительность. Главный объект его внимания — это человек-патриот, защитник Отечества и его внутренний мир. Описывая один-два слу­чая из их фронтовой жизни, он раскрывал думы и переживания своих героев. Психологизм становится неотьемлемой частью ранних произведений Софрона Данилова.

Однако в некоторых произведениях того периода ино­гда наблюдается несколько облегченное изображение жизненных трудностей и внутреннего мира героев. Это объясняется господством тогда, так называемой «теории бесконфликтности» - отрицание противоречии в жизни нашего общества. Но в годы «оттепели, происходили весьма позитивные сдвиги в этом направлении. Тогда в постоянном творческом поиске находились многие писа­тели того периода. В эти годы активизировали свою твор­ческую деятельность и якутские писатели: Н Якутский на­писал ряд повестей об алмазодобывающей промышлен­ности, А.Сыромятникова свои повести посвящала будням сельской молодежи. Софрон Данилов тоже написал несколько повестей: «Твои друзья», «Нести людям радость» и т.д., в которых он отражал процесс нравственного и гражданского возмужания молодежи. В них чувствовался большой интерес писателя к психологизации характеров.

в этом же ключе  Софрон  Данилов  написал  цикл  рассказов  о  народном герое якутов Василие Манчары. Исходя из идейно-художественных  замыслов,  писатель  переосмыслил  некоторые   из преданий о народном заступнике. Вечные темы доброты,  мужества  и благородства,  присущие  в  фольклоре  разных  народов,  нашли  свое  отражение  в  трактовке  образа  Василия Манчары. При этом писатель большое  внимание  уделял  социальной стороне повествования. Поэтому конфликт произведения носит глубоко социальный характер. В трактовке  образа  Манчары  самое  главное – непримиримость  к угнетателям  народных  масс. В целом, Софрон Данилов развивает реалистические традиции русской и якутской литератур, при этом углубляет социальную сторону описываемой действительности, что было характерно тому периоду развития отечественной  литературы.

В 60-80 годах крупные мастера слова многонациональной литературы ищут новые идейно-худежественные пути к постижению социальной и духовной жизни нашего общества. В произведениях ведущих писателей страны Ф Абрамова, В. Белова, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Распутина и др. наблюдается широкий показ народной жизни, углубление социальных и нравственных конфликтов, богатство и разнообразие психологически разработанных характеров. В них смело критиковались некоторые теневые стороны времен эпохи «застоя».

В эти годы особенно быстрыми темпами развивалась и якутская литература. На первый план выдвинулся жанр прозы, в частности ее крупный жанр – роман, способствующий широкому и многогранному отражению нашей действительности. Подающий большие надежды прозаик Софрон Данилов тогда опубликовал свой первый роман «Пока бьется сердце» (1967). В нем история и современность неразделимы, слиты в глубоких взаимосвязях. В образе одного из главных героев произведения старого педагога, участника Гражданской войны в Якутии В.Н. Левина, писатель раскрыл истоки силы народного духа лучших людей своего времени. В сюжетной линии, повествующей о современной жизни, в образе Сергея Аласова мы видим продолжателя добрых дел наших отцов и дедов «левиных» и ему подобных. Такая трактовка этого образа нами рассматривается как новаторство при  изображении характера нашего современника. Поклонник  таланта И.С. Тургенева якутский писатель Софрон Да­нилов в образе Сергея Аласова  показал образ лучшего представителя передовой молодежи. Деятельный, твор­чески мыслящий Аласов отстаивает высоко нравственные нормы в человеческих взаимоотношениях, борется против косности, грубости, пассивности и др.  негативных черт характера своих коллег и даже своих учителей. Он решительно борется против очковтирательства и процентомании, царившей в Арылахской школе и глубоко чув­ствует необходимость смены руководства школы и нала­живания всего учебно-воспитательного процесса.

В этом произведении красной нитью проходит соци­альная проблематика. Писатель с полным знанием будней сельской школы и колхозной деревни обстоятельно опи­сывает национальную действительность того периода и ха­рактерные конфликты в труде и быту. При этом правдиво отражает теневые стороны жизни того периода и необхо­димость безотлагательных перемен. Здесь Софрон Данилов выступил как писатель-новатор, смело выступающий против негативных тенденций того периода, которые никто из писателей не осмеливался так открыто разоблачать.

В своем романе «Пока бьется сердце» Софрон Дани­лов рядом с социальной проблемой ставил глубоко нрав­ственные проблемы. Поэтому произведения отличаются глубоким психологизмом. Писатель обнажает внутренний мир своих героев, пропуская социально-общественные и личные конфликты через души и сердца своих героев. Со­фрон Данилов, подобно И.С Тургеневу, показал главную героиню романа Надежду Пестрякову в момент проявле­ния ее лучших и сокровенных чувств — в день приезда Аласова в Арылахскую школу. Писатель с большим волне­нием наблюдал, как она преображается под впечатлением своей первой любви к Аласову. На протяжении всего по­вествования он дает динамический портрет этой женщи­ны, чутко улавливая тончайшие оттенки движения ее души и внутренних переживаний. А в делах и мыслях ее супруга, Ивана Пестрякова писатель правдиво и убедительно отразил его социальную несостоятельность. Крушение семьи и карьеры Пестрякова Софрон Данилов показывает как признак социальной несостоятельности героя.

Другая героиня романа Майя унарова переисполнена большой человеческой чистоты и достоинства. Тихая, спокойная, высокоответсвенная за порученное дело, она становится еще более привлекательной под влиянием светлой любви Сергея Аласова. Писатель ее не оставляет никогда без внимания, следит за движением ее мыслей и чувств. У нее большая духовная общность с Сергеем Аласовым, и это облагораживает. В романе интересен образ учителя Нахова. Писатель его изображает человеком прямолинейным, порой даже грубоватым, но при этом он заостряет внимание читателей на психологические мотивы поведения этого героя. Таким образом, психологизм становится неотъемлемой частью этого крупного произведения и средством раскрытия основных героев произведения.

Произведение Софрона Данилова «Пока бьется сердце» отличается своим сюжетно-композиционным строем. Писатель современную жизнь тесно связал с историческим прошлым своего народа, вливая «роман в романе» о жизни и судьбе старого учителя Левина. При этом он широко и многогранно отразил динамику развития исторического процесса за длительный период. И в этом отношении Софрон Данилов выступает как писатель-новатор.

Роман Софр.Данилова «Пока бьется сердце» открыл новый этап в развитии якутской литературы. Вслед за этим произведением появились в печати романы В. Яковлева «На водоразделе рек» (1969), Болот Боотура «Весенние заморозки», в которых наряду с социальной проблематикой ставились и глубоко нравственные.

В этом произведении при раскрытии дум и переживаний своих героев, Софрон Данилов часто использовал внутренний и открытый монологи, публицистические отступления, при помощи которых он тонко и обстоятельно выражал глубоко нравственные проблемы, связанные с духовным развитием личности, социально-общественным и культурным развитием общества.

В этот период широко открываются новые возмож­ности в отражении историко-революционной тематики. Примером такого подхода может послужить историко-революцонный роман Софрона Данилова «Человек живет только раз» (1975). В нем писатель реалистически запечатлел психологические и социально-классовые кон­фликты людей переходного времени. Несомненно про­изведение способствовало совершенствованию и обога­щению психологизма в якутском романе, начатую в произведениях Амма Аччыгыйа «Весенняя пора», Н.Якутского «Судьба» и в его же романе «Пока бьется сердце». Этот роман сыграл немаловажную роль и в написании по­следующих произведений якутской прозы, отражающих историческую и историко-революционную тематику, та­ких, как «Глухой Вилюй», «Тыгын Дархан» Далана, «Весен­ние заморозки» Болот Боотура и др.

Софрон Данилов, являясь выразителем дум и чаяний родного народа, всегда поднимал актуальные проблемы действительности, особенно проявлял большой интерес к защите экологии окружающего мира. В своем новом ро­мане «Не улетайте, лебеди!» (1986) он обнажал социально-экологические последствия промышленного освоения края. В мыслях и действиях своих героев романа он воочию по­казал, как нравственно-этические нормы поведения людей влияют на экологию и будущему родного края.

Таким образом, в 60 — 80-е гг. писатель Софрон Данилов проявлял большой интерес к романному мышлению. Имен­но, в крупном жанре прозы — романе есть большие возмож­ности для полного и всестороннего раскрытия действитель­ности. Здесь событийность уступает место скрупулезному показу внутреннего мира героев. В них широко и много­гранно отражается сознание героя во всей его сложности. Таким образом, в романах писателя широко и многогранно показаны актуальные проблемы современности и события отдаленного и недавнего прошлого нашего народа.

В последние десятилетия своей жизни Софрон Да­нилов живо откликался на текущие события времени и умело их связывал с историческим прошлым своего на­рода. Новый поворот в художественном познании эпо­хи, переоценка общественного и исторического развития и переосмысление различных периодов жизни общества, различных социальных групп мы находим в повестях «Огонь», «Пашня», «И завтра наступит день», в рассказах, включенных в книгу «Мысли мои», а также в его многочисленных очерко­вых и публицистических произведениях.

Обращение к творчеству крупного прозаика и публициста Софр. П. Данилова дает нам возможность показать обретение нашей родной литературы: интерес к сложным социальным противоречиям, интерес к духовной жизни общества, появлению в ней творчески мыслящих героев. Изображая глобальные проблемы войны и мира, Софр. Данилов Гражданскую и Отечественную войны рассматривает как величайшие трагедии разных народов, разных сословий и вероисповеданий.

В своих вышеупомянутых произведениях Софрон Данилов различные социальные и нравственные конфликты умеет зримо пропускать через сердца и души героев (вспомним романы «Пока бьется сердце», «Человек живет один раз», «Не улетайте, лебеди!», повести «Огонь», «Пашня», «И завтра наступит день»). В них Софрон Данилов раскрывает образы героев при помощи внутренних и открытых монологов, выразительных средств речи героев, изображением их поведения, реплики и т.д. Таким образом, он внес значительный вклад в развитие якутской литературы и выступает как мастер социальной-психологической прозы.