Статистические данные СВФУ им. М.К. Аммосова за 2019 г

Актуализированы основные сведения

о реализации дополнительных профессиональных программ в СВФУ

I.Общие сведения

Миссия ДПО СВФУ – консолидация усилий по развитию инновационной системы дополнительного профессионального образования СВФУ в интересах устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Основные направления деятельности университета по реализации дополнительных профессиональных программ определяются государственной политикой Российской Федерации, включающей законодательную, нормативно-правовую, идеологическую, финансовую составляющие.

Сегодня в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» реализуют дополнительные профессиональные программы 18 структурных подразделений: Педагогический институт, Аккредитационно – симуляционный центр ФПОВ МИ, Медицинский институт, Институт непрерывного профессионального образования, Центр непрерывного профессионального технического образования и аттестации ИТИ, Институт Психологии, Управление закупок, Финансово-экономический институт, Институт естественных наук, Горный институт, Центр развития цифровых компетенций и онлайн образования (ЦРЦКиОО), ДОКО, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Институт физической культуры и спорта, Политехнический институт (филиал) СВФУ в г. Мирном, Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри, Чукотский филиал СВФУ г. Анадырь.

II. Учебная деятельность

Необходимость гибкого реагирования системы ДПО на происходящие изменения требует постоянного развития учебно-методического и информационного обеспечения ее деятельности с целью создания адаптированной системы повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП) кадров, позволяющей оперативно удовлетворять постоянно растущие запросы.

В 2019 г. охват дополнительными профессиональными программами специалистов составил 9038 человек, из них общее количество охвата сторонних слушателей составило 7923 чел.

Диаграмма 1.

По сравнению с 2018 г. (8170 чел.) в 2019 г. в 2019 г. - 9038 чел. на 868 чел. больше прошли обучение по дополнительным профессиональным программам, из них в 2019 г. курсы ПК-7709 чел., курсы ПП -1329 чел. (диагр 2).

Диаграмма 2

В университете количество слушателей из сферы образования (педагогика и психология) -5371 чел., из реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы составляет 3099 чел. и численность не работающих граждан (а также не работающих пенсионеров) составила 568 чел.

Из общего количества 59,40 % составляют обученные по психолого-педагогическому направлению, 38,80% - специалисты реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса, 1,8% - неработающие (диагр.3).

Диаграмма 3.

Охват студентов дополнительными профессиональными программами ПП в 2019 г. составил 60 чел. (диагр.4) Снижение общей численности студентов объясняется тем, что:

- увеличилось количество ДПО на региональном и федеральном уровнях, реализующих программы с низкой стоимостью;

- отсутствие мотивации к получению второй специальности/профиля.

Диаграмма 4

В соответствии с законодательными актами Российской Федерации систематическое повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности является обязательным для всех категорий специалистов, в том числе высшего образования.

В 2019 г . всего 1871 ППС и НПР структурных подразделений прошли обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, где преобладают курсы социально-гуманитарного, педагогического и медицинского направлений, а также востребованным становятся курсы ПК по цифровизации образования. По программам профессиональной переподготовки НПР и ППС проявляют заинтересованность в получении квалификации преподавателя высшей школы (табл.1, диагр 5).

Диаграмма 5

Одним из основных эффективных принимаемых мер по антикоррупционной политике и профилактике экстремистских проявлений является проведение курсов ПК. ИНПО в 2019 г. курсами охвачено 581 чел., что на 7% больше, чем в 2018 г. (табл. 1).

Таблица 1

№ Наименования направления курса Количество лиц, прошедших обучение 2016 2017 2018 2019

1. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма” - - 238 366

2. Противодействие коррупции - 1 192 215

ИТОГО 1 430 581

В рамках реализации федерального проекта по бесплатному обучению компьютерной грамотности пенсионеров по программе курсов повышения квалификации «Компьютерная грамотность населения» совместно с ООО «Союз пенсионеров России» обучено 409 граждан пенсионного возраста на базе Института непрерывного профессионального образования.

В сентябре 2019 года Институт непрерывного профессионального образования начал обучение безработных и работающих граждан предпенсионного возраста по программам дополнительного профессионального образования через онлайн-курсы в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Курсы профессиональной переподготовки прошли 33 безработных и работающих граждан предпенсионного возраста по программам профессиональной переподготовки (Рис.1).

Рис.1. Федеральный проект "Старшее поколение" национального проекта "Демография"

В системе ДПО образовательный контент обновлялся за счет включения в образовательные программы онлайн-курсов, расширения возможностей применения электронного обучения и дистанционных технологий. В 2018-2019 уч.г. разработаны 8

востребованных программ профессиональной переподготовки и 14 программ повышения квалификации, реализуемых в онлайн режиме с применением дистанционных технологий и электронного обучения. По итогам 2019 года по дополнительным профессиональным программам в Северо-Восточном федеральном университете прошли обучение 9038 чел., из них 48% обучались с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

ИНПО на портале Веб-кафедры ИНПО реализует онлайн – курсы (табл.2).

Таблица 2

На портале Веб-кафедры ИНПО СВФУ (2019 г.)

Программы Количество Доля электронных дисциплин 100% курсы

Курсы ПП 16 75% 31,3%

Курсы ПК 15 68% 47%

Таким образом, за последние 5 лет статистика показывает стабильную динамику охвата специалистов университетом курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Всего за последние пять лет было охвачено дополнительными профессиональными программами 42544 чел. (табл.3).

Таблица 3.

Охват курсами ПК и ПП

специалистов сектора экономики. социальной сферы и бизнеса

№ Вид программы Количество 2015 г. Количество 2016 г. Количество 2017 г. Количество 2018 г. Количество 2019 г. Итого

1 Курсы ПК 7326 7043 7722 6982 7709 36782

2 Курсы ПП 1094 1099 1052 1188 1329 5762

С курсов ПК и ПП количество педагогических работников 4934 (ПК – 4612, ПП – 322 чел.) 4687 (ПК -4368, ПП – 319 чел.) 5183 (ПК – 4811, ПП – 372) 3921 (ПК – 3491, ПП – 430) 4312 (ПК – 3909, ПП – 403) 23037

Итого за год ПК и ПП 8420 8142 8774 8170 9038 42544

Из них: Мирный ПК - 155 чел., ПП - 4 чел. Нерюнгри ПК - 32 чел. (24 педагога ) Чукотка ПК - 6 чел. Из них: Мирный ПК – 60 чел., ПП – 1 чел. Из них: Мирный ПК - 33 чел., ПП - 3 чел. Нерюнгри ПК - 61чел. (47 педагогов ) Чукотка ПК - 42 чел (27 педагогов) Из них: Мирный ПК - 136 чел., ПП – 17 чел. (педагогов – 52) Нерюнгри ПК – 96, ПП – 8 чел., Чукотка ПК - 3 чел. Из них: Мирный ПК - 67 чел., ПП – 6 чел. (педагогов – 17) Нерюнгри ПК – 170, ПП – 45 чел. (педагогов – 88), Чукотка ПК – 62 чел. ПП –

4 чел. (педагогов – 9)

В 2019 г разработано 182 дополнительные профессиональные программы курсов ПК и ПП., из них программы курсов ПК – 27 штук, программы курсов ПП – 155 штук. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом потребностей рынка труда и работодателей, а также современных требований.

III. Научная деятельность

Инновационное развитие ДПО и его трансформации в мощный фактор ускорения социально-экономического развития региона и в целом страны обеспечивают научные исследования в области образования взрослых.

Результаты научно-исследовательской, научно-методической работы отражены в публикациях сотрудников ИНПО (диагр 9, табл 4).

Диаграмма 9

Таблица 4.

Публикации сотрудников ИНПО СВФУ

Год Монографии Сборники (в т.ч. каталог, пособие) Науч.-метод. Науч.-попул. издания Статьи Всего: РИНЦ ВАК WoS/ Scopus Заруб. издания Др.

2017 0 0 0 0 14 7 3 2 1 0

2018 0 2 14 5 2 4 1 2

2019 1 0 0 0 13 5 3 5

Коллектив ИНПО активно участвует в выполнении исследований по научно-техническим программам и грантам российского и регионального уровней. В 2019 г. было подано заявок -4.

В 2019 г. ИНПО подано заявок – 4. Из них поддержана заявка научного проекта «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» (19-29-14030).

Таблица 4.

Участие в конкурсах российских научных фондов за 2019 г.

№ проекта Название проекта Код Руководитель проекта Статус заявки

20-013-00492 Методология сценарного прогнозирования развития региональных кластеров профессионального образования А Чоросова О.М. Заявка 2020: Не поддержана

19-29-14030 Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования мк Чоросова О.М. Заявка 2019: Поддержана

19-29-07336 Конкурс на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме «Человеческий капитал: конкурентоспособность, интеллект, одаренность» (26-907) мк Чоросова О.М. Заявка 2019: Не поддержана

19-013-00420 Разработка кластерной модели развития непрерывного дополнительного профессионального образования в условиях качественных изменений и цифровизации экономики (на примере Республики Саха (Якутия)) А Чоросова О.М. Заявка 2019: Не поддержана

В 2019 г ИНПО получил свидетельство РИД: База данных: «Социологический опросник по выявлению потребности граждан пенсионного возраста в дополнительном профессиональном образовании». Авторы: Чоросова Ольга Марковна, Герасимова Розалия Еремеевна, Соломонова Галина Сергеевна, Горохова Нюргустана Ивановна (заявка №2019622443/ от 29.12.2019 г.)

База данных содержит опросник для выявления потребностей в получении дополнительного профессионального образования для сохранения текущей работы, продлении профессиональной деятельности, а также в возобновлении трудовой деятельности у граждан пенсионного возраста реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы. Анкетирование выявило субъективные барьеры для получения дополнительного образования и о степени объективности формирующегося восприятия непрерывного образования в течения всей жизни.

Выводы:

Сегодня актуальным становится интенсивное развитие дистанционного образования в системе ДПО СВФУ посредством разработки массовых открытых онлайн – курсов. Следует консолидировать усилия структурных подразделений и рассмотреть возможные пути развития ДПО с использованием МООК.

В целом, отмечается положительная динамика развития ДПО в СВФУ.

Предложения:

1.Проведение политики, направленной на государственную поддержку развития системы дополнительного профессионального образования в СВФУ.

2.Расширение спектра электронных курсов ПП и ПК с использованием дистанционных и интерактивных технологий с целью обеспечения доступности и своевременного обеспечения дополнительными профессиональными программ курсов ПК и ПП с учетом потребностей экономики и рынка труда региона.

3.Расширение сетевого взаимодействия с федеральными образовательными организациями в целях восполнения отсутствующих программ курсов ПП и ПК,

предоставления слушателям доступа и возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций посредством ДПП.

4. Проведение работы по прохождению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ДПО.

5.Оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи на рекрутирование слушателей