Научная деятельность

Отчет НИР ИНПО за 2017 г.

Отчет НИР ИНПО за 2017 г.

Тема НИР - «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций».
Объект исследования -дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций, предмет – влияние дополнительного профессионального образования на профессиональное и социально-личностное самочувствие специалистов с учетом современных трансформационных процессов.
Направления НИР включает следующие:
1) «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан)» с участием Республики Казахстан (завершающий этап);
2) «Мониторинговые исследования в современном дополнительном профессиональном образовании в РС (Я) в условиях качественных и структурных изменений экономики региона (на основе статистического инструментария МОиН РФ)».

 

I. финансирование нир и ниокр

1.1. Поданные заявки на финансирование НИР

Проект«Action for lifelong learning through the development of partnership between universities and civil societies in Russia and Kazakhstan / ALLPUCS»научастиевконкурсе Erasmus+.

Цель: Модернизация высшего образования в Российской Федерации и Республике Казахстан, наращивание потенциала в области непрерывного образования путем развития социального партнерства между университетами и институтами гражданского общества.

Задачи:

1. Построение общей теоретической модели кластера непрерывного образования, построенного на принципах социального партнерства.

2. Сопоставление существующих ситуации, практики и политики в отношении непрерывного образования в контексте взаимодействия с институтами гражданского общества  на местном, региональном и национальном уровнях.

3. Создание и внедрение 9 РКНО.

4. Создание единой информационной сети, объединяющей образовательные ресурсы всех РКНО проекта.

Результат подачи заявки – не поддержана.

1.2. Профинансированные НИР

1.2.1. НИР по теме «Дополнительное профессиональное образование РС (Я)» в рамках Комплексных научных исследований в РС (Я) по Направлению 1. Повышение качества жизни населения Якутии (Тема 1: Прогноз путей развития человеческого потенциала как основы качества жизни населения Республики Саха Якутия.; руководитель проекта: Голиков А.И., д.п.н.; исполнитель о ИНПО СВФУ – О.М. Чоросова, директор ИНПО СВФУ).

Объект исследования — система дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в Республике Саха (Якутия).

Предмет исследования — ДПО РС (Я) в условиях структурных и качественных изменений экономики региона.

Цель исследования — определение особенностей развития региональной интегративной системы непрерывного профессионального образования в контексте развития цифровой экономики в регионе.

Объем финансирования – 100 тыс. руб.

1.2.2. Хоздоговорная НИР: Исследование удовлетворенности населения Горного улуса РС (Я) деятельностью органов местного самоуправления - по заказу администрации Горного улуса РС (Я).

Цель исследования: выявить общественное мнение относительно эффективности деятельности органов местного самоуправления Горного улуса в связи с реализацией ими своих полномочий в решении вопросов местного значения.

Методология и методы: методология исследования основана на принципах социологической оценки и интерпретации данных.

Методы социологического исследования: социологический опрос, анализ статистических данных.

Объем финансирования – 98 тыс. руб.

 

II. Публикации ИНПО

2.1. Публикации ИНПО за 2017 год

 

Автор(ы)

Название

Издание

Номер / том / выпуск

Место издания

Уровень

БД

Стр.

1

Михайлова Евгения Исаевна

Чоросова Ольга Марковна

Federal University: Synchronising Trends Of Sustainable Development Of A University And Region

The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences

IFTE 2017: 3rd International Forum on Teacher Education

http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2017KazanFederalUniversityRussia

Зарубежное

WoS

518-526

2

Михайлова Евгения Исаевна

Чоросова Ольга Марковна

Развитие системы ДПО РС (Я) в условиях качественного и структурного изменения экономики региона

Вестник СВФУ. Серия «Педагогика. Психология. Философия»

№4

г. Якутск

Российское

РИНЦ

96-108

3

Чоросова Ольга Марковна

Артемьев Николай Федорович

Researching links between teacher wellbeing and educational change: case studies from Kazakhstan and Sakha Republic

The Interconnected Arctic — UArctic Congress

Springer Polar Sciences

электронный ресурс

В материалах международных конференций за рубежом

Springer

195-202

4

Чоросова Ольга Марковна

Соломонова Галина Сергеевна

Герасимова Розалия Еремеевна

Methodological approaches to research on professional and personal well-being of Teachers: professional competences

The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences

IFTE 2017: 3rd International Forum on Teacher Education

http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2017KazanFederalUniversityRussia.

Зарубежное

WoS

124-128

5

Чоросова Ольга Марковна

 Герасимова Розалия Еремеевна

Соломонова Галина Сергеевна

Методологические подходы к изучению непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия)

Международный научно-исследовательский журнал

№3. Ч. 1. Март

г. Екатеринбург

Российское

ВАК

72-75

6

Чоросова Ольга Марковна

Соломонова Галина Сергеевна

Вопросы методологии в исследовании профессионального и личностного благополучия педагогов

Педагогическое образование в изменяющемся мире: сб. науч. тр. III Международного форума по педагогическому образованию

Часть 2

г. Казань

В материалах международных конференций СНГ/РФ

РИНЦ

7

Чоросова Ольга Марковна

Герасимова Розалия Еремеевна

Мониторинг как инструмент повышения качества образовательных услуг дополнительного профессионального образования

Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 15-й (юбилейной) междунар. конф.

Вып. 15. Ч.1.

г. Астана

В материалах международных конференций за рубежом

РИНЦ

479 – 486

8

Чоросова Ольга Марковна

Соломонова Галина Сергеевна

Долговременные эффекты научно-исследовательского проекта «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и его влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия) и Республики Каз

Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 15-й (юбилейной) междунар. конф.

Вып. 15. Ч.1.

Астана

В материалах международных конференций за рубежом

РИНЦ

486 – 494

9

Герасимова Розалия Еремеевна Никулина Анна Алексеевна Горохова Нюргустана Ивановна

Мониторинг качества дополнительного профессионального образования

Педагогический журнал

№5

г. Ногинск

Российское

ВАК

135-144

10

Чоросова Ольга Марковна Соломонова Галина Сергеевна

Институт непрерывного профессионального образования как инновационная структура в образовательном пространстве федерального университета

Платформа-навигатор: развитие карьеры: научно-метод. журнал

№2

г. Москва

Российское

9-14

11

Петров Николай Вадимович

Заровняев Борис Николаевич

Николаева Александра Афанасьевна

Шубин Григорий Владимирович Овчинников Николай Петрович

Петров Андрей Николаевич

Чоросова Ольга Марковна

Николаева Елена Сергеевна

Соломонова Галина Сергеевна

Процессный подход в реализации ДПП в условиях развития инженерного образования в РС (Я) (на примере совместной работы ГИ и ИНПО СВФУ)

Вестник СВФУ. Серия «Педагогика. Психология. Философия»

№4

г. Якутск

Российское

РИНЦ

49-61

12

Соломонова Галина Сергеевна

Роль дополнительного профессионального образования в предупреждении профессионально-личностных деформаций у педагогов

Образование в современном мире: стратегические инициативы

г. Самара

В материалах всероссийских конференций

РИНЦ

243-249

13

Чоросова Ольга Марковна

Соломонова Галина Сергеевна

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Педагогический журнал

№6

г. Ногинск

Российское

ВАК

В печати

14

Алексеева Александра Захаровна

ЭОР ПО ТЕХНОЛОГИИ СГУЩЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Электронные ресурсы в непрерывном образовании :труды VI Международного научно-методического симпозиума «ЭРНО-2017» (Адлер)

6

Ростов-на-Дону

В материалах международных конференций СНГ/РФ

РИНЦ

9-12

 

На 2 НПР (14,3% от штатного состава) – 14 опубликованных работ.

 


Диаграмма 1. Сравнение показателей по публикациям за 2015 и 2016 гг.

Публикации сотрудников ИНПО СВФУ за 2010- 2016 гг.

Год

Монографии

Сборники (в т.ч. каталог, пособие)

Науч.-метод.

Науч.-попул.

Статьи

Всего:

РИНЦ

ВАК

WoS/

Scopus

Заруб. издания

Др.

2010-

2011

1

1

 

 

6

 

 

 

 

 

2012

-

6

 

 

26

 

11

 

5

10

2013

2

2

 

 

15

14

 

 

1

 

2014

 

1

 

 

16

13

 

 

3

 

2015

1

1

2

 

12

10

2

 

 

 

2016

1

-

 

1

15

12

1

2

 

 

2017

0

0

0

0

14

7

3

2

1

0

 

III. ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Руководство аспирантами: д.п.н., к.пс.н., профессор кафедры андрагогики О.М. Чоросова – 3 аспиранта, 2 соискателя.

 

IV. научные мероприятия

4.1. Участие в конференциях

Институт непрерывного профессионального образования

 

Название мероприятия

Участники

Дата проведения

Место

Результат

1

Научно-образовательный форум "Education, forward!" с международным участием "Корпоративная социальная ответственность в современном образовательном пространстве"

Все сотрудники

11.19.2017 — 11.24.2017

Якутск

Сертификаты

 

2

Европейское пространство высшего образования: пути развития

Чоросова О.М.,

Соломонова Г.С.

05.16.2017 — 05.20.2017

Воронеж

Сертификаты.

Соглашение о сотрудничестве между ВГУ и СВФУ

 

3

III Всероссийская педагогическая ассамблея «Педагогическое образование – Россия будущего»

Чоросова О.М.

05.12.2017 — 05.13.2017

Санкт-Петербург

Сертификат

 

4

International Forum “European Higher Education Area: agenda to move forward”

Чоросова О.М., Герасимова Р.Е.

05.17.2017 — 05.18.2017

Астана

Сертификаты, публикация Springer

 

5

Евразийский Форум лидеров высшего образования: VI Eurasian Higher Education Leaders’ Forum

Чоросова О.М., Герасимова Р.Е.

05.31.2017 — 06.01.2017

Астана

Сертификаты

 

6

15-я юбилейная международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития»

Чоросова О.М., Герасимова Р.Е.

06.02.2017 — 06.04.2017

Астана

Сертификаты, публикация статей

 

7

Международная школа по многоязычному и поликультурному образованию

Чоросова О.М., Никулина А.А.

12.04.2017 — 12.08.2017

Шымкент

Сертификаты

 

8

III Международный форум по педагогическому образованию

Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Соломонова Г.С.

05.22.2017 — 05.23.2017

Казань

Публикации WoS

 

9

II межрегиональная научно-практическая конференция «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы»

Герасимова Р.Е., Никулина А.А.

12.19.2017 — 12.20.2017

Якутск

Сертификаты

 

 

 

 

4.2. Проведение научных и научно-методических мероприятий


 

 

Название мероприятия

Уровень мероприятия

Дата проведения

1

Научно-образовательный форум "Education, forward!" с международным участием "Корпоративная социальная ответственность в современном образовательном пространстве"

На базе СВФУ

11.19.2017 — 11.24.2017

1

Научно-методический семинар для ППС СВФУ «Интернационализация университета путём участия в международных образовательных проектах»

На базе СВФУ

11.23.2017 — 11.23.2017

3

Научно-методический семинар для ППС и студентов ПИ СВФУ "Качество начального общего образования: проблемы и пути их решения"

На базе СВФУ

12.07.2017 — 12.07.2017

 

V. Основные результаты НИР в 2016 г.

5.1. Результаты интеллектуальной деятельности, формируемые по результатам НИР

5.1.1. Мониторинг условий и качества образовательных услуг по ДПО в ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова за 2014-2016 г.

Авторы-составители: Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Николаева Е.С., Соломонова Г.С.

Код ГРНТИ: 14.37.

Результат НИР: база данных.

Дата регистрации: 2017-11-28

Описание, характеристика: База данных составлена по следующим критериям: общее количество слушателей по ДПО (пол, возраст, образование, социальный статус, категория работников), сведения об образовательных дополнительных профессиональных программах, распределение слушателей по формам обучения, направлениям подготовки, сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса.

Преимущества перед известными аналогами: Статистический учет охвата населения РС (Я), специалистов реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса дополнительным профессиональным образованием в соответствии с требованиями Минобрнауки РФ и статистическим инструментарием из всех лицензированных образовательных учреждений ДПО ведется в СВФУ.

Назначение: Систематизация статистических данных СВФУ по охвату населения РС (Я), социальной сферы и бизнеса дополнительным профессиональным образованием, а именно курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий РФ

Область применения: система дополнительного профессионального образования.

 

5.2. Основные результаты НИР

1. «Исследование профессионально-личностного самочувствия педагогов (сравнительный аспект: на примере республики Саха (Якутия) и Республики Казахстан)» с участием Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Республики Казахстан.

Сущность:

Проблема профессионального и личностного благополучия педагогов является одной из актуальных проблем в условиях происходящих в образовании концептуальных изменений (Березовская 2016, Волков 2015). Поскольку удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие личности в профессионально-трудовой деятельности, как удовлетворенность, так и неудовлетворенность ею, в частности, профессиональными отношениями или собой, могут детерминировать и качество профессиональной деятельности (Шамионов 2008). Знание о себе, своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивания эмоционально-ценностное отношение к себе предопределяют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. Под удовлетворенностью понимается соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности учителя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов его профессионально-педагогической деятельности (Молочкова 2005). То есть личностная удовлетворенность педагога в большой степени зависит от того, какое место занимает его профессиональная деятельность в системе его ценностей.

Проблема профессионально-личностного благополучия тесно связана с проблемой качества жизни. В связи с этим в исследовании, проведенном среди педагогов Якутии в 2015-2016 гг., определяющим стал комплексный подход, целями которого стали: выявление оценки педагогами качества современного образования региона в сравнении с его состоянием в прошлые годы; сформированности факторов эмоционального выгорания; влияния кризисогенных факторов на личную и профессиональную жизнь; преодоления этих факторов; сформированности базовых профессиональных компетентностей; оценки педагогами качества своей жизни; степени удовлетворенности дополнительным профессиональным образованием.

Методы исследования: социологический опрос; интервьюирование; беседы, изучение и анализ документов.

Новизна: Исследованы когнитивные модели в образовании взрослых, особенности применения когнитивных образовательных технологий в системе образования взрослых, научно-педагогические подходы к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональном развитии педагога, роль электронного обучения в развитии когнитивных способностей педагога. В сравнительном аспекте (педагоги Якутии и Казахстана) рассматриваются  профессиональное самочувствие педагогов, влияние кризисогенных факторов на профессиональное самочувствие педагогов, сформированность профессиональных компетенций и квалификационные дефициты, субъективная оценка педагогами качества своей жизни.

Значимость: Исследование профессионального-личностного самочувствия педагогов, выявление сформированности профессиональных компетенций имеют важное значение для повышения качества человеческого потенциала региона.

Совместное исследование с научно-образовательными партнерами из Республики Казахстан (Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Назарбаев Университет) значимо для расширения международного междисциплинарного и межкультурного сотрудничества педагогов, исследователей и руководителей в области непрерывного образования, консолидация усилий педагогических сообществ Якутии и Казахстана для изучения общих и специфических теоретических, методических и организационно-правовых вопросов непрерывного образования, а также прогнозирования возможных сценариев развития непрерывного образования.

Результаты:

Проведено социологическое исследование среди педагогов Казахстана (более 2000 чел.) и Якутии (более 1000 чел.) (2015 – 2017 гг., финансирование 2 7215,95 тыс. руб., Эндаумент фонд СВФУ), в том числе интервьюирование 200 и анкетирование 516 педагогов арктических улусов РС (Я), 190 участников проекта по дистанционному интерактивному обучению педагогов английскому языку преподавателями-носителями языка ("Электронное обучение как когнитивная технология в профессиональном развитии педагога", конкурс МО РС (Я), госконтракт на сумму 11 280,00 тыс. руб. – 2015 – 2016 гг.). 2017 г. – завершающий этап исследования.

Помимо этого, проведен опрос среди населения РС (Я) по оценке системы образования Якутии, включая отношение населения к ДПО – около 791 чел. в Горном улусе (2017 г., хоздоговорная работа на 98 тыс. руб.; софинансирование ИНПО СВФУ (внебюджет) – 220 тыс. руб.). Отношение населения республики к дополнительному профессиональному образованию было изучено и в рамках КНИ в РС (Я), когда для оценки системы образования РС (Я) в целом было опрошено 3007 чел., в том числе по отдельному блоку вопросов по ДПО 92016 г.).

1. Установлено, что проблема исследования профессионального и личностного благополучия педагогов тесно связана с проблемой качества жизни, которая складывается под влиянием многих факторов. Важным фактором является мировоззренческая составляющая, прежде всего осознание педагогом смысла своей профессиональной деятельности в контексте личностного бытия. В связи с этим важнейшими задачами непрерывного профессионального образования педагогов должны стать усиление духовно-нравственного аспекта непрерывного профессионального образования, развитие компетенций педагогов в области саморефлексии, освоения рефлексивных умений и типов рефлексии в профессиональной деятельности; организация рефлексивных пространств.

2. Исходя из понимания понятия «благополучие», принятого ВОЗ в качестве основного критерия здоровья, которое рассматривается как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, выявлено, что проблема профессионально-личностных деформаций у педагогов тесно связана с проблемой профессионально-личностного благополучия, так как профессия педагога, как одна из самых стрессовых, подвержена влиянию объективных и субъективных кризисогенных факторов в большей степени, нежели другие гуманитарные профессии.

3. Установлены параметры среды, благоприятной для творческого и инновационного развития педагогов: низкая степень регламентации поведения, информационная обогащенность и представленность образцов креативного поведения оказывают определяющее влияние на инновационное поведение педагога, которое предполагает и гибкость, и креативность.

4. Определено понятие нормы в профессиональной деятельности педагога, под которой понимаются: 1) достаточный уровень сформированности базовых профессиональных компетентностей; 2) осознание педагогом смысла и перспектив индивидуальной профессиональной деятельности в контексте личностного бытия. Несформированность профессиональных компетентностей или низкий уровень сформированности и отсутствие у педагога духовно-смысловых оснований для своей профессиональной деятельности и непрерывного профессионального совершенствования расценивается нами как отклонение от нормы, признаки профессиональных деформаций.

Выявлены наиболее распространенные квалификационные дефициты педагогов.

5) Сравнительное изучение профессионального благополучия педагогов в РС (Я) и РК. В настоящее время идет работа над завершением сравнительного анализа результатов опроса якутских и казахстанских педагогов, расшифровки интервьюирования учителей северных и арктических улусов Якутии, подготовка научной монографии для издания в 2018 г.

6) По результатам проекта формируется РИД (Результат интеллектуальной деятельности) «Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов РС (Я) : профессиональное и личностное самочувствие» (авторы-составители: Чоросова О.М., Соломонова Г.С., Николаева Е.С.). База данных включает результаты социологического исследования среди педагогов РС (Я) "Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект (на примере РС (Я) и Республики Казахстан". Общее количество респондентов - более 1000 чел. в РС (Я), 2000 чел. в Республике Казахстан. Опросник включает несколько блоков: 1. Учитель в условиях современных трансформационных процессов в образовании; 2) Диагностика уровня эмоционального выгорания; 3) Определение кризисогенных факторов и факторов преодоления кризисов профессионального развития; 4) Сформированность базовых компетентностей педагога; 5) Оценка уровня готовности педагога к развитию; 6) Опросник качества жизни ВОЗ КЖ-26.

Данные позволят выявить районы, школы Якутии, где педагоги подвержены влиянию кризисогенных факторов, испытывают психологические затруднения в профессиональной деятельности, о которых свидетельствует недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций и компетентностей, отмечают низкое качество своей жизни.

Преимущества перед известными аналогами: база данных по результатам социологического исследования создается впервые и ориентирована на междисциплинарный характер оценки результатов: психолого-педагогический; медико-социальный. По результатам НИР будут сформированы до декабря 2018 г. 6 РИД, в том числе по направлению «Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога».

Результаты НИР предназначены для практического использования в целях совершенствования системы непрерывного педагогического образования на базе ИНПО СВФУ в свете поручения Президента РФ: «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации». Таким образом, база данных ориентирована на максимальный охват педагогов РС (Я).

Назначение, область применения: непрерывное профессиональное образование педагогов; статистический учет ДПО педагогов.

5. 2017-2018 гг. – 2017 г. – написание, подготовка и в 2018 г. издание научной монографии по результатам исследования. В настоящее время проводится расшифровка интервью; написание части монографии по блоку «Профессионально-личностное самочувствие педагогов».

2. Мониторинговые исследования в современном дополнительном профессиональном образовании в РС (Я) в условиях качественных и структурных изменений экономики региона (на основе статистического инструментария МОиН РФ)

Значимость: Мониторинг имеет большое значение для реализации любого инновационного проекта и подтверждения эффективности модели сетевого взаимодействия, выполняя одну или более из трёх организационных функций:

1) статистический инструментарий МОиН РФ позволяет вести статистический учет реализуемых ДПП, в том числе по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; состава обучающихся по выделенным критериям и др.;

2) обеспечивает обратную связь;

3) устанавливает соответствие исследуемой области современным требованиям.

Значимость заключается не только в форме или методе мониторинга, но также в том, что: 1) мониторинг профессиональной ориентированности, влияющей на профессиональное самоопределение, позволит определить основные профессиональные предпочтения обучающихся; их представления о профессии, профессиональных компетенциях; 2) в конечном итоге ориентирован на реализацию профессиональных стандартов, обеспечивая непрерывность в освоении профессиональных компетенций и их развитии и совершенствовании на уровнях общего и профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование; 3) результаты исследования будут использоваться для разработки дополнительных профессиональных программ, ориентированных на производственную практику, совершенствование профессиональных компетенций.

Новизна: Проблема отсутствия объективных статистических данных по реализации ДПО в регионе, мониторинга деятельности образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительного профессионального образования по РС (Я) и РФ препятствует реализации системного подхода к развитию человеческого капитала региона посредством дополнительного профессионального образования. В связи с этим внедрение в деятельность образовательных организаций РС (Я), реализующих дополнительные профессиональные программы, статистического инструментария необходимо для мониторинга образовательной деятельности в сфере ДПО, динамики развития человеческого капитала с учетом индикаторов развития ДПО; координации деятельности лицензированных образовательных организаций по ДПО и независимой общественной внешней оценки качества и социально-экономической эффективности реализуемых ими дополнительных профессиональных программ.

1) В МОиН РФ СВФУ предоставляется форма статистической отчетности №1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по ДПП» (Приказ Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) № 409 от 10.08.2016 г.). Системное отслеживание по данному инструментарию позволяет вести статистику и видеть динамику ДПО по следующим показателям: доля охвата количества специалистов реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы курсами ПК и ПП; форма обучения и реализации ДПП; охват слушателей по уровню образования, социальному статусу, гендерному признаку, возрасту и др.

Форма статистической отчетности №1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» должна предоставляться ежегодно юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность по реализации ДПП всех форм собственности и ведомственной принадлежности:

В разделе 1. «Сведения об организации» указываются общие сведения об организации: тип организации, сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности и органов управления, общественной аккредитации и др.

В подразделе указываются сведения по ДПП, реализуемых организацией, в т. ч. общее число реализованных образовательных программ курсов ПК, которое распределяется по объему: от 16 до 72 часов, и от 72 часов и выше; общее число реализованных образовательных программ курсов ПП, которое распределяется по объему: от 250 до 500 часов, и от 500 часов и выше.

 

По структуре образовательной организации ДПО приводятся сведения о числе имеющихся структурных подразделений в образовательной организации ДПО; указывается число научных, конструкторских, научно-образовательных подразделений, образовательных (факультеты, отделения, институты) и других подразделений; число подразделений специализированных структурных образовательных подразделений организации, созданных для реализации ДПП, и др.

В разделе 2. «Сведения о численности слушателей, обученных по дополнительным профессиональным программам» приводится распределение слушателей по программам, подраздел содержит сведения об общем количестве слушателей, прошедших в отчетном году обучение по курсам ПК и ПП. Общая численность обученных по ДПП распределяется по уровню образования, по источникам финансирования обучения (бюджетные ассигнования: бюджетные ассигнования федерального бюджета; субъектов Российской Федерации; местных бюджетов; по договорам об оказании платных образовательных услуг: средства физических лиц; средства юридических лиц) и программам ПК и ПП.


Численность лиц, обученных по дополнительным профессиональным программам, распределяется по формам обучения. В следующем подразделе численность обученных по ДПП за отчетный год распределяется по укрупненным группам специальностей (направлений подготовки): работники предприятий и организаций, работники образовательных организаций, лица, замещающие должности государственной гражданской службы, лица, замещающие муниципальные должности, лица, уволенные с военной службы, не занятые лица по направлению службы занятости, студенты и другие категории; приводятся сведения о возрастном и половом составе слушателей и др.

В разделе 3. «Сведения о персонале организации» приводятся сведения: о численности персонала организации, основной деятельностью которого является реализация ДПП, указываются данные о распределении численности персонала организации, осуществляющей образовательную деятельность, по уровню образования и полу, стажу работы; численность внешних и внутренних совместителей; работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера с указанием сведений о ДПО работников отдельных категорий без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера и др. Персонал распределяется по возрастным группам: до 25 лет, 25–29 лет, 30–34 года, 35–39 лет, 40–44 года, 45–49 лет, 50–54 года, 55–59 лет, 60–64 года, 65 лет и более.

Значимость: В регионе установлено противоречие между имеющимся потенциалом (наличие кадровых, научно-методических и материально-технических, информационно-коммуникационных и др. ресурсов) для реализации современных форм дополнительного профессионального образования, включая сетевое, дистанционное образование, электронное обучение) и отсутствием запроса со стороны организаций и предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса обучения своих кадров на территории РС (Я) силами и ресурсами лицензированных образовательных организаций, реализующих ДПП. Определены наиболее вероятные и значимые тенденции, критические ситуации, перспективные технологии и необходимые управленческие решения по развитию дополнительного профессионального образования; установлены перспективные профессии.

2) РИД: База данных: «Мониторинг условий и качества образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию в ИНПО СВФУ за 2016 год». (отправлена на регистрацию)

Авторы: Чоросова Ольга Марковна, Герасимова Розалия Еремеевна, Соломонова Галина Сергеевна, Николаева Елена Сергеевна, Саввин Петр Афанасьевич

База данных статистических показателей условий и качества образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по СВФУ предназначена для хранения, обработки и систематизации данных по реализации дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям развития экономики страны, в т.ч. по программам повышения квалификации инженерных кадров, а также общие сведения по слушателям. База данных содержит сведения по количеству обученных, формам обучения, уровню профессионального образования, возрасту, количеству педагогических работников, руководителей организаций, государственных и муниципальных служащих, укрупненные группы направлений подготовки ДПП, что позволяет ускоренно производить процедуру статистической обработки данных по слушателям и реализованным ДПП, оперативно вносить изменения и дополнения в систему хранения.

База данных сформирована посредством системы управления базы данных MySQL.

Новизна: 1) мониторинг профессиональной ориентированности, влияющей на профессиональное самоопределение, позволит определить основные профессиональные предпочтения обучающихся; их представления о профессии, профессиональных компетенциях; 2) в конечном итоге ориентирован на реализацию профессиональных стандартов, обеспечивая непрерывность в освоении профессиональных компетенций и их развитии и совершенствовании на уровнях общего и профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование; 3) результаты исследования будут использоваться для разработки дополнительных профессиональных программ, ориентированных на производственную практику, совершенствование профессиональных компетенций.

Мониторинг, позволяя не только выявлять эффективность модернизационных процессов посредством анализа данных мониторинга, но и составлять среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития, является неотъемлемой частью инновационных преобразований в сфере отечественного образования.

Механизм реализации – статистический инструментарий МОиН РФ.

Целевые индикаторы и показатели

 

Численность персонала, занятого фундаментальными и прикладными научными исследованиями, чел.

14

В том числе исследователи

14

Из них исследователи в возрасте до 39 лет

9

Финансирование из федерального бюджета на фундаментальные исследования (тыс. руб.)

 

В том числе по источникам:

 

Государственные задания

 

Государственные фонды – всего:

 

Из них:

 

РФФИ

 

РНФ

 

ФПИ

 

Другие источники:

 

Внебюджетное финансирование фундаментальных исследований:

Эндаумент фонд СВФУ

 

2 721,95

Хоздоговорная работа

98,00

Внебюджет ИНПО (софинансирование)

220,00

Среднегодовая стоимость машин и оборудования (тыс. руб.)

 

Количество публикаций по результатам фундаментальных исследований:

11

Количество монографий

 

Статей в ведущих зарубежных журналах

 

Статей в рецензируемых отечественных журналах (в том числе 1 – в печати)

2

springer (опубликована, ожидает верификации)

1

WoS(опубликованы, ожидают верификации)

2

 

5.4. Исследование развития дополнительного профессионального образования в рамках комплексных научных исследований в РС (Я) (2 этап)

На основании анализа публикаций российских и мировых ведущих, региональных экспертов выявлены основные тенденции, критические ситуации, перспективные технологии, которые будут оказывать влияние на развитие человеческого капитала в Республике Саха (Якутия); определен спектр управленческих решений, необходимых для развития человеческого капитала региона.

Анализ и осмысление тенденций в сфере сохранения и развития «человеческого капитала» через реализацию концепции непрерывного образования, в частности, дополнительного профессионального образования позволили рассмотреть возможные сценарии (модернизационного, инновационно-прорывного и др.) развития дополнительного профессионального образования республики.

Особое внимание уделено перспективам повышения профессионального уровня специалистов по востребованным специальностям по экономическим зонам. Изучены основные программные документы Правительства РФ, Республики Саха (Якутия), АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» (Проекты развития Дальнего Востока 2016-2021; навигатор профессий, востребованных на Дальнем Востоке 2017-2022 годах), долгосрочные прогнозы, концепции и программы развития региона.

Определены наиболее вероятные и значимые тенденции, критические ситуации, перспективные технологии и необходимые управленческие решения по развитию дополнительного профессионального образования. Полученные в исследовании результаты стали основой создания документов (концепция, карты, атлас, положения) в которых системным образом представлена необходимая деятельность по дополнительному профессиональному образованию в отношении сохранения и развития человеческого капитала Республики Саха (Якутия) на 2017-2030 гг. В ходе исследования разработаны: Индикаторы развития дополнительного профессионального образования по РС (Я) за 2016 г.; Обоснование создания профессионально-образовательного кластера дополнительного профессионального образования (ПОК ДПО); Статистические данные по федеральному статистическому наблюдению по охвату ДПО в СВФУ согласно статистическому инструментарию РОССТАТ за 2010 – 2017 гг.; Таблица проектов развития РС (Я) по экономическим зонам с указанием перечня востребованных профессий; Таблица инвестиционных проектов инфраструктурного комплекса по экономическим зонам РС (Я) с перечнем востребованных профессий; Таблица инвестиционных проектов комплекса услуг по экономическим зонам РС (Я) с перечнем востребованных профессий; Таблица инвестиционных проектов топливно-энергетического комплекса по экономическим зонам РС (Я) с перечнем востребованных профессий; Таблица инвестиционных проектов обрабатывающего комплекса по экономическим зонам РС (Я) с перечнем востребованных профессий; Таблица инвестиционных проектов агропромышленного комплекса по экономическим зонам РС (Я) указанием перечня востребованных профессий; Атлас повышения профессионального уровня специалистов по востребованным профессиям в образовательных организациях ДПО по экономическим зонам РС (Я) с указанием инвестиционных проектов экономического развития ДВФО; Комплексная программа повышения профессионального уровня специалистов РС (Я) по востребованным профессиям (2017-2022 гг.) с указанием финансирования; Карта экономических зон РС (Я).

В результате исследования выявлена следующая проблема, которая препятствует реализации системного подхода к развитию человеческого капитала региона посредством дополнительного профессионального образования. Так, в статистических сборниках представлена информация о населении, его занятости и денежных доходах, данные, обеспечивающие всестороннюю характеристику уровня и тенденций развития сферы профессионального образования в Республике Саха (Якутия), однако при этом не выделяются соответствующим образом данные по дополнительному профессиональному образованию. На сайте Федеральной службы государственной статистики (режим доступа: http://www.gks.ru) публикуются сведения о социальной сфере, результатах научных разработок и инновационной деятельности, финансовом состоянии, инвестициях, ценах и тарифах, показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации; приведены итоги ежеквартального выборочного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости). При этом по районам РС (Я) таких данных нет. В статистических сборниках не ведется учет образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительного профессионального образования по РС (Я) и РФ.

В статистическом сборнике «Труд и занятость в Республике Саха (Якутия)» 2016 г. издания не приведены данные о профессиональном обучении работников в организациях по программам обучения и категориям персонала за 2014-2015 гг., также отсутствует распределение по районам и зонам.

По данным статистического бюллетеня 2017 г. «Повышение квалификации и профессиональная подготовка работников организаций» за 2016 г. (т. II), по федеральным округам и субъектам Российской Федерации приведена общая численность работников по категориям персонала и возрасту, получивших дополнительное профессиональное образование (по направлению организации или осуществляемое самой организацией), при этом отсутствует распределение по районам и зонам (табл. 2).

На сайте Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РС (Я) нет данных по образовательным ресурсам, в т.ч. по количеству утвержденных ДПП, реализуемых программ ПК и ПП по соответствующим приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий РФ. Также нет данных по количеству обученных по курсам ПК и ПП, по привлеченному профессорско-преподавательскому составу, лекторам, в т.ч. зарубежным, по финансированию программ ДПП по районам РС (Я), поступившим средствам за счет целевых программ, государственных заказов и др. Отсутствуют данные с 1986 года.

В регионе выявлено противоречие между имеющимся потенциалом (наличие кадровых, научно-методических и материально-технических, информационно-коммуникационных и др. ресурсов) для реализации современных форм дополнительного профессионального образования, включая сетевое, дистанционное образование, электронное обучение) и отсутствием запроса со стороны организаций и предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса по обучению своих кадров на территории РС(Я) силами и ресурсами лицензированных образовательных организаций, реализующих ДПП.

Понимание профессиональной квалификации как меры потенциала человека, личности и в целом человеческого капитала в условиях все еще сохраняющегося дефицита специалистов высокой квалификации требует учета нормативных документов о квалификациях и компетенциях при разработке и реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ: национальные (общероссийские) классификаторы социально-экономической информации; Национальная рамка квалификаций РФ, отраслевая рамка квалификаций (если имеется в данной отрасли); профессиональные и корпоративные стандарты, квалификационные характеристики и др. Специальное образование, включающее фундаментальные и специальные знания о предмете деятельности, высокая профессиональная квалификация стали мерой «потенциала человека» - его потенциальной возможности осуществлять сложные виды деятельности.

Рекомендации. Для реализации инновационно-прорывного сценария в развитии дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) необходимы:

1. Единая система управления стратегией развития региональной системы дополнительного профессионального образования в форме Регионального агентства развития квалификаций при Главе РС (Я), которое возьмет на себя роль координатора ДПО региона: инновационный прорыв в образовании возможен за счет глубокой модернизации системы дополнительного профессионального образования, ядром которой должен стать Северо-Восточный федеральный университет, объединяющий вокруг себя научно-образовательный комплекс и учреждения дополнительного профессионального образования Якутии;

2. Реализация проекта «Профессионально-образовательный кластер ДПО» (ПОК ДПО): управление человеческим капиталом требует определения и согласования целей и интересов важнейших управляющих субъектов по отношению к человеческому капиталу региона: это федеральная власть, региональная власть, крупный бизнес, население региона, инновационные учреждения социальной сферы (образования, здравоохранения), так как интенсивное наращивание человеческого капитала происходит на тех территориях, где действуют мощные (располагающие стратегиями и программами действий, а также финансами) субъекты и где согласованы их представления о будущем, цели и действия. В том числе обеспечивается консолидация финансовых ресурсов (федеральных, региональных и муниципальных бюджетов) для достижения баланса интересов образовательных организаций и др.;

3. Внедрение в деятельность образовательных организаций РС (Я), реализующих дополнительные профессиональные программы, статистического инструментария для мониторинга образовательной деятельности в сфере ДПО, динамики развития человеческого капитала с учетом индикаторов развития ДПО (Приложение А); координации деятельности лицензированных образовательных организаций по ДПО и независимой общественной внешней оценки качества и социально-экономической эффективности реализуемых ими дополнительных профессиональных программ. В МОиН РФ СВФУ предоставляется форма статистической отчетности №1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по ДПП». Системное отслеживание по данному инструментарию позволяет вести статистику и видеть динамику ДПО по следующим показателям: доля охвата количества специалистов реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы курсами ПК и ПП; форма обучения и реализации ДПП; охват слушателей по уровню образования, социальному статусу, гендерному признаку, возрасту и др.;

4. Создание единого информационного пространства ДПО в регионе, обеспечивающее подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке, профессиональный рост и развитие личности.

5. Необходимо создать единую региональную систему по сбору статистических данных о реализации дополнительного профессионального образования в соответствии с инструментарием федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (Приказ Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) № 409 от 10.08.2016 г.).