Научно-исследовательская работа

Основное направление НИР Института психологии

Актуальные проблемы личности и общества в кросс-культурном аспекте (рук. А.И. Егорова)

Направления научной деятельности кафедры (тематический план) на 2020 - 2022 гг.

А) Личность и общество в эпоху пост цифровизации 

А.1. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в условиях цифровизации общества (отв.исп. Лукина В.С.)

Саморегуляция как фактор  профессионального самоопределения молодежи (исп. Лукина В.С.)

Этнокультурные особенности готовности к инновациям у обучающейся молодежи (исп. Сидорова Т.Н.)

Социальные аспекты дистанционного высшего образования (исп. Осипова Г.С.) 

Особенности профессионального самоопределения студенческой молодежи в современных условиях (исп. Крылова М.А.)

А.2. Мотивационные и эмоциональные аспекты личности педагога и учащихся в контексте кибербезопасности (отв.исп. Лукина В.С.)

Мотивационная компетентность педагога (участников образовательного процесса) как фактор  безопасности образовательной среды (исп. Алексеева Ф.И., Егорова В.Н.)

Формирование когнитивной компетентности будущих специалистов  (исп. Сокольникова Ф.М.)

Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности успешного учителя (исп. Матвеева Н.В.)

Психологическое противодействие  личности технологиям социальной инженерии  (исп. Табакова С.Ф.)

А.3. Моральные нормы и отклоняющееся поведение в этнокультурном контексте (отв. исп. Кондакова А.П.)

Кросс-культурное исследование моральных представлений и ценностей  (Кондакова А.П., Нафанаилова М.С.)

Гендерные стереотипы в кросс-культурной перспективе (исп. Егорова А.И.)

Обряды нормативного поведения  у якутов (исп. Слепцов Е.П.)

Особенности морального сознания одаренных детей (исп. Николаев Е.В.)

Деструктивные формы поведения личности как социокультурный феномен (исп. Ким К.В.)

Возрастные аспекты девиантной социализации личности (исп. Алексеева П.С.)

Формирование эмпатии и субъективного благополучия в семье (исп. Оконешникова Н.Л.)

Б)           Когнитивные технологии предупреждения рисков в психическом развитии человека

    Б.1. Нейропсихология и коррекция когнитивных процессов (Отв.исп. Кондакова А.П.)

Влияние образовательного уровня на состояние высших психических функций в поздней взрослости  (исп. Фотекова Т.А.)

Особенности высших психических функций  детей с ОВЗ  (исп. Платонова З.Н., Дмитриева А.В.)   

Реабилитация мужчин с ишемическим инсультом (исп. Шамаева В.С.)

Роль кохлеарного имплантата в формировании и развитии мыслительных процессов  (исп. Казицева В.О.)

Б.2. Психологическое здоровье (Отв. исп. Старостина Л.Д.)

Психологическое здоровье детей и подростков в социально-образовательной среде (исп. Старостина Л.Д., Винокурова Я.В.)

Психологическая подготовка спортсменов-борцов с нарушением слуха на этапе совершенствования спортивного мастерства (спорт глухих) (исп. Платонова А.П.)

Идентичность личности нехимических аддиктов (исп. Саввинова К.П.)

Этнокультуральные факторы суицидального поведения молодежи  (исп. Федорова С.В.)


В) Интегративные процессы в социокультурном пространстве региона (Отв. Исп. Винокурова Д.М.)
Миграция на ДВФО РФ: процессы территориализации / детерриториализации (исп. Винокурова Д.М.)
Социальные риски северного сообщества в контексте современных трансформаций (исп. Неустроева А.Б., Михайлова В.В., Давыдова В.Я.)
Институционализация социально-экономической активности получателей социальных услуг подведомственных учреждений Минтруд РС(Я). На примере АУ РС(Я) Республиканский дом-интернат престарелых и инвалидов имени Решетникова В.П. (2020-2022 гг.)  (исп. Олесова Р.С.)
Модернизация системы предоставления социальной помощи (услуг) различным категориям населения в РС(Я) (исп. Больницкая А.Н.)


Направления научной деятельности преподавателей и сотрудников


Научные экспедиции

  • Научная экспедиция в Вилюйских улусах «Образование за сохранение и развитие культурного наследия народов Республики Саха (Якутия)» (1995  г.);

  • Научная экспедиция в Арктических улусах «Образование за сохранение и развитие культурного наследия народов Арктики» (1996  г.);

  • Научная экспедиция в Вилюйском округе «Образование за сохранение и развитие культурного наследия народов Республики Саха (Якутия)» в рамках государственной целевой программы «Развитие и модернизация образования на 2008-2011 гг.» (2008 г.);

  • Научная экспедиция в Нижнеколымском районе «Этническая психология малочисленных народов» (2012 г.);

  • Научная экспедиция в Жиганском районе «Этническая психология малочисленных народов» (2012 г.);

  • Международная этнографическая  экспедиция ЮНЕСКО  в Верхоянском улусе  CNRS (Франция) (2012).


Социальные и образовательные проекты 

  • «Проект создания молодежного телефона доверия».  Грант Министерства по молодежной политике Республики Саха (Якутия) (2008 г.);

  • Проект «Мотивация персонала СВФУ» (2012 г.)

Организация научных мероприятий 
Международные:

  1. Международная интернет-конференция «Этническая психология и современные реалии» на портале www.auditorium.ru(2003 г.)

  2. Международный психологический форум совместно с Университетом Ренн-2 (Франция), круглый стол «Социальная психология: диалог Якутия-Франция»,  научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы кросс-культурных исследований» (2011 г.)

  3. Международная  междисциплинарная конференция «Сообщества малочисленных и малых народов в процессе глобализации. Унификация, противостояние или возрождение?», 16-19 октября, 2012. Секция «Этнопсихология. Этнопсихиатрия»

  4. Круглый стол «О работе ресурсного центра по работе с мигрантами по Программе TEMPUS» (совместно с ДВГГУ, г.Хабаровск)

  5. Круглый стол с международным участием: «Перспективы развития кросс-культурных исследований: диалог МНР-РС(Я)» 4 апреля 2015 г.

Российские:

  1. Методологический семинар «Перспективы развития социальной психологии на Северо-Востоке России совместно с СПбГУ в г. Якутске и Санкт-Петербурге     (2001 – 2003 гг.);

  2. Междисциплинарная межвузовская научно-практическая конференция «Этническая психология и современные реалии»  (2003 г.);

  3. Круглый стол «Региональная идентичность: между прошлым и будущим» 30.10.2015

Республиканские: 

  1. Республиканская научно-практическая конференция «Психология в системе современного образования» (2001 г.)

  2. Республиканская научно-практическая конференция «Перспективы развития психологической науки в Республике Саха (Якутия)»  (2007 г.)

  3. Республиканская научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной семьи (2008 г.)

  4. Республиканская научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной молодежи» (2009 г.)

  5. Республиканская научно-практическая конференция «Психологическая культура личности и социума: от истоков к современности (2010 г.)

  6. Республиканский круглый стол «Спортивная психология: проблемы, поиски, находки» (2011 г.)

  7. Республиканская научно-практическая конференция «Профилактика и реабилитация дезадаптивного поведения в подростково-молодежной среде на примере Республики Саха (Якутия)»  (2012 г.)

  8. Республиканский научно-практический семинар «Детский спорт: проблемы, поиски, решения» (2012 г.)

  9. Рождественские образовательные чтения «От князя Владимира до наших дней. Цивилизационный выбор Руси и ее влияние на становление Якутии». Секция «Социальная работа и социальное служение в жизни Российского общества»

  10. II научно-практическая конференция с международным участием «Женщины и вызовы современности», посвященная 20-летию Лиги «Женщины-Ученые Якутии». 3-4 марта 2015. Секция «Психология современной женщины»

Участие в международных конференциях:
  1. International Academy for Intercultural Research Conference, Singapore, 2011- Прокопьева Н.Ю., Васильева Н.Ю., Давыдова В.Я., Сидорова Т.Н.;
  2. 2nd International Conference on Humanities, Society and Culture-ICHSC2012, Hong Kong, 2012 - Егорова А.И., Давыдова В.Я.. Сидорова Т.Н.;
  3. International Research Conference “A new century teacher competence”, 08.05.2014 - 10.05.2014, г. Улан-Батор, Монголия. Егорова А.И.. Сидорова Т.Н.



Основные научные проекты Института психологии:

международные

  1. «Поддержка и развитие кафедры социальной и этнической психологии». ИОО, фонд Сороса г. Москва. (2001-2003 гг.);

  2. Пилотный проект  «Peoples and Nature in Siberia associated with Global Warming» («Народы и природа Сибири в связи с глобальным потеплением»). Центр северо-азиатских исследований университета Тахоку (Япония) и Институт Гуманитарных исследований (2007 г.).

российские

  1. «Генезис страха в современном полиэтническом обществе: причины возникновения, механизмы преодоления, оптимизация межэтнических отношений». Грант МО РФ НПК вузов и НО (2003 г.);

  2. «Я-концепция в структуре самосознания народа саха». Грант по ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г.);

  3. «Исследование этнического самосознания молодежи». Грант РФФИ (2010 г.);

  4. «Психолого-педагогическое сопровождение одаренности у детей и подростков». Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2011-2015 годы» (2011-2013 гг.);

  5. «Социально-психологические детерминанты морального выбора у женщин разных поколений этноса саха». Региональный конкурс РГНФ на 2013 г.

проекты, выполненные по Госзаказу Республики Саха (Якутия)

  1. «Мониторинг поведенческих факторов асоциальных явлений в молодежной среде Республики Саха (Якутия)» (2011-2013 гг.);

  2. «Изучение отношения молодежи Республики Саха (Якутия)  к национальному вопросу и религии»  (2011-2012 гг.);

  3. «Этнокультурные особенности социального поведения народов Республики Саха (Якутия)»  (2011-2013 гг.)

региональные

  1. «Социальные и психологические детерминанты познания». Стипендия Академии Наук Республики Саха (Якутия) (2003-2004 гг.);

  2. «Особенности структурных компонентов Я-концепции у детей младшего школьного возраста, изучающих олонхо» // Государственная целевая программа по сохранению, развитию и популяризации якутского героического эпоса олонхо (2007-2015 гг.);

  3. «Этнопсихологические особенности моральных представлений жителей Республики Саха (Якутия)». Грант  Президента Республики Саха (Якутия) для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов (2012 г.);

  4. «Новые виды социальной идентичности как ресурс инновационного развития Республики Саха (Якутия)». Грант  Президента Республики Саха (Якутия) для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов (2012 г.);

  5. «Концепция развития системы работы с одарёнными детьми в Республике Саха (Якутия)».  Грант  Президента Республики Саха (Якутия) для студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов (2012 г.).

вузовские

  1. Я-концепция в структуре самосознания народа саха. Грант ЯГУ для студентов, аспирантов и молодых ученых (2004 г.);

  2. «Исследование индивидуального стиля деятельности преподавателя высшей школы». Грант ЯГУ им. М.К. Аммосова (2005 г.);

  3. «Выбор стратегии поведения в деловых конфликтных ситуациях». Грант ЯГУ им. М.К. Аммосова (2006 г.);

  4. «Социально-психологические аспекты кредитного поведения населения».  Грант ЯГУ для студентов, аспирантов и молодых ученых (2008 г.);

  5. «Изучение феномена мультикультурной идентичности личности». Грантов СВФУ для аспирантов, молодых ученых (2011 г.);

  6. «Особенности моральных представлений представителей этноса саха». Грантов СВФУ для аспирантов, молодых ученых (2011 г.).