-
-
418
16.10.2018 13:37:12 - Распечатать
12 октября в Музее археологии, этнографии и высшей школы Северо-Восточного федерального университета Институтом психологии был организован третий междисциплинарный методологический семинар для магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Шаманизм: этнографические и психологические подходы к исследованию».
В докладе к.и.н. доцента Е.П. Слепцова «Понятие шаманизма в современной социальной антропологии» были раскрыты понятия «шамана» и «шаманизма», сделан анализ современных подходов к изучению данного феномена, выделены основные признаки шаманов, среди которых вера в духов, наличие специфических обрядов, особого костюма и атрибутов. В свое время автором в диссертационном исследовании шаманизма был применен структурно-антропологический подход К. Леви-Строс.
Профессор-исследователь ИФ к.и.н. А.А. Алексеев принял участие в семинаре дистанционно, выступив с кратким сообщением «Опыт изучения шаманских практик у тунгусов». В докладе исследователь рассказал присутствующим о личных встречах в 90-е гг. с тунгусским шаманом Савеем (Семеном Васильевым) и тунгусской удаганкой Матреной Кульбертиновой. Вместе они организовали международный семинар «Шаманизм и традиционное народное целительство» в Кембридже (Великобритания).
В докладе доктора ф.-м.н., гнс НИИ математики ИМИ Н.П. Лазарева «Смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и Учения Агни Йоги в отношении понятия «Ийэ кут» и «Огненное зерно» проведено сравнение понятий «Ийэ кут» и «Зерно Духа» по параметрам: «Перевоплощение», «Беспредельные возможности жизни», «Связь с природой», «Энергия высших сущностей», «Пребывание в невидимых сферах», анализ понятия «Психическая энергия», а также возможности эволюции Духа с позиций шаманизма.
Заведующий Музея высшей школы Е.В. Копылов в работе «Миссионеры против шаманов (до 1917 г.)» раскрыл особенности работы с архивными данными, приводя примеры преследования шаманов после революции. Историк Е.В. Копылов продемонстрировал молодым исследователям мастер-класс архивариуса, насколько нужно быть щепетильным и точным в ссылках и цитировании исторических фактов.
В докладе к.пс.н. доцента А.И. Егоровой «Гендерные стереотипы в религии и шаманизме якутов» представлены мужские и женские образы божеств, половые символы, типы мужчин и женщин в мифологии, образы мужчин шаманов и женщин удаганок. Автором отмечено, что в мифологии и традиционной религии якутов были заложены представления о сексуальности и телесности, категории и нормы морали, запреты и табу, стереотипы гендерных отношений, идеалы маскулинности/фемининности, иерархия социальных ролей мужчины и женщины.
Интерес слушателей вызвал доклад магистранта Е.Д. Пономаревой «Этнокультурные особенности переживания утраты у якутов», в котором изложены результаты психолингвистического исследования на основе анализа произведений якутских писателей: «Аанчык», «Куоттарбыттар» Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона, «Марба» А.А. Иванова - Кундэ, «Иэйэхсити кэлэтии. Төрдүс сурук» И.М. Гоголева - Кындыла. Молодым исследователем сделан вывод о том, что у якутов практически отсутствует вторая фаза горя - «фаза гнева и обиды», что впоследствии может приводить к психосоматическим расстройствам. Работа магистранта представляет интерес для работы психолога в части организации консультирования с учетом этнопсихологических факторов. Шаманизм – это не только религия тюркских народов, но и практика психотерапии, своеобразный психологический прием.
В рамках семинара студентам были представлены экспонаты музея. Большой интерес слушателей вызвал костюм эвенкийского шамана.
В заключении семинара директор Института психологии СВФУ Аида Егорова поделилась планами института о создании виртуальной лаборатории с целью взаимодействия ученых и пригласила слушателей принять участие в проекте.
Определена тематика следующего семинара, который состоится в марте следующего года, и будет посвящена этнокультуре и психическому здоровью, вопросам понимания «нормы» и «патологии» в разных культурах.
Благодарим директора Л.Л. Алексееву и сотрудников Музея археологии, этнографии и высшей школы за оказанную поддержку в организации семинара