Кураторам и педагогам

Про профилактику и регулирование конфликтом

 

Конфликты – часть жизни и стоит воспринимать их как интересный процесс, которой отражает и характер отношений в группе, и развитие самой социальной группы. Помимо очевидных негативных последствий, у конфликта есть позитивная сторона, это – обозначение нерешенных проблем; прояснение ценностей и норм поведения, что хорошо влияет на адаптацию и социализацию в группе; познание участниками друг друга, личностный рост и взросление вследствие эффективного взаимодействия.

Все мероприятия на совместное взаимодействие, инициированные куратором способствуют профилактике конфликтов. Напомним, что количество неформального общения, влияет на групповую сплоченность и соответственно на выбор стратегий компромисса и сотрудничества в конфликте.

Типы конфликтов в студенческой среде

Студенческой среде конфликты в основном, межличностные в группе – студент и группа, студент и студент, межгрупповые – между двумя разными группами и по иерархии: социально-ролевые   - между преподавателем и студентом, студентом и учебно-вспомогательным персоналом.

Как отмечают исследователи (Козырев Г.И., Назаренко С.В.) основными причинами межличностных конфликтов являются недоразумения (неправильное понимание одного человека другим), межличностная несовместимость, которая выражается во взаимном неприятии (антипатии) партнеров, основанной на несовпадении интересов, ценностей, мотивов и характеров; на современном этапе причинами также выступают социально-экономическое неравенство, разные религиозные и политические взгляды.

Управление конфликтами - это способы целенаправленного воздействия на поведение людей в конфликтных ситуациях с целью разрешения (завершения) или наоборот развития конфликта.

Если в вашей группе конфликт, ваша функция осуществить управление конфликтом. Вероятность разрешения конфликта на первых стадиях ( конфликтной ситуации или инцидента) выше чем, когда конфликт уже развился и усложнился. Поэтому желательно не игнорировать конфликтную ситуацию, думая, что она сама разрешится.

Культура бесконфликтного общения внедряется как норма в процессе коммуникации. Как педагог вы можете воспитывать направленность на консенсус, для этого, важно:

1. Задавать вопросы   - «Что вы имеете в виду?» «Какого вы мнения об этом?», «Что именно вы хотите?»
2. Констатировать - «Это новый аспект вопроса для меня», «Мне трудно следить за вами».
3. Я- высказывания – «Я не понимаю, почему такое значение придается этому пункту..», «Мне нравится ход беседы»
4. Внимательно слушать - «Из вашего высказывания заключаю, что…»,
5. Аргументация – «Это означает для вас…» «Тем самым вы получаете …», «это вам позволит…», «это нужно же вам…»

 

На заметку

Техника «Я высказывания» является основным ориентиром в коммуникации, т.е. если мы в общении, в спорных моментах, «Ты-каем», то неосознанно создаем почву для противоречия и повышения напряжения, потому что «Ты-кание» (Например: Вы (ты) вечно опоздываете. У тебя опять какие-то проблемы) воспринимается как пассивная агрессия, обвинение, противопоставление, оценка.

 

Краткий алгоритм « Я-высказывания» выглядит так:

1. Описание ситуации (действия), вызвавшей напряжение

2. Точное название своего чувства в этой ситуации

3. Называние причин возникновения напряжения

 

Например:

1. Когда я вижу, что происходит то-то…

2. Я чувствую (у меня возникает ощущение) растерянность, обиду, радость…

3. Потому что …, в связи с тем что…. не могу сосредоточиться, работать или я считаю и т.д.

 

Технология регулирования конфликта в социальной группе

 

1.       Анализ конфликта. Предложить сторонам рассказать свою версию случившегося. Для чего нужен? Понять предмет конфликта, основные мотивы. Восприятие конфликта у сторон всегда искажена в сторону негативной картины. Важно через проясняющие вопросы понять мотивы и ценности, которые влияют на поведение сторон.

На этом этапе вербализация (проговаривание) проблемы само по себе выполняет функцию вентиляции накопленных эмоций, поэтому важно создать безоценочное выслушивание высказываний.

2.       Посредничество. Технология посредничества применяется, если общение между сторонами прекращено или усложнено, но тем не менее участники конфликта готовы к разрешению проблемы.

В целом, оно состоит из этапов:

- Создание условий для диалога между сторонами. Озвучить цель встречи и правила общения.

·         Обсуждение предмета разногласий, проблемы.

·         Избегание обсуждения личных качеств участников конфликта.

·         Концентрация на общих интересах, а не на позициях.

 

- Поиск вариантов решений и анализ предложений.

·         Изучение вариантов, которые могут удовлетворить обоих.

·         Поиск объективных критериев оценки эффективности принятого решения.

 

- Совместное соглашение (устное) об примирении или консенсусе, компенсациях ущерба и т.д.

 

·         Зафиксировать достигнутые результаты договоренности.

·         Рефлексия встречи участниками

 

 

 


Основное содержание

Информационные

Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.

Коммуникативные

Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения

Социально-психологические

Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе

Организационные

Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия членов группы и т. п.

 

Таб.1 Технологии регулирования конфликтом

 

 

 

На заметку

 

Что мешает конструктивному решению конфликта, ухудшает коммуникацию, создает напряжение:

 

1.           Перебивание партнера.

2.            Игнорирование эмоционального состояния: своего и партнера.

3.            Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.

5.            Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.

6.            Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

7.            Поиск виноватых и обвинение партнера.

8.            Переход на «личности».

9.            Резкое убыстрение темпа речи.

10.         Избегание пространственной близости и наклона тела

 

 

Что помогает разрешению конфликта, снижает напряжение:

 

1.          Предоставление партнеру возможности выговориться.

2.            Вербализация эмоционального состояния: своего; партнера.

3.            Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

4.            Проявление интереса к проблемам партнера.

5.            Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.

6.            В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.

7.            Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

8.            Обращение к фактам.

9.            Спокойный уверенный темп речи.

10.          Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.