О кафедре



     Кафедра «Теория и методика обучения информатике» Института математики и информатики ЯГУ была открыта 01.04.2002 г. на основании постановления Ученого совета ЯГУ №06 от 27.03.02 и приказа №121-ОД от 11.04.02 «О реорганизации кафедры ИВЭ». Решение об открытии кафедры было вызвано требованиями времени – стремительным развитием компьютерной техники и информационных технологий, широким внедрением ИКТ в учебный процесс, необходимостью подготовки высококвалифицированных учителей информатики.

     Кафедра «Теория и методика обучения информатике» ИМИ СВФУ является выпускающей по основным профессиональным образовательным программам «44.03.01. Направление: Педагогическое образование. Профиль: Информатика» и «44.03.05. Направление: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль: Информатика и математика».

     Основная миссия кафедры - подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов - учителей информатики и математики, востребованных системой общего среднего образования в условиях ее инновационного развития и мотивированных к профессиональной деятельности, способных осуществить реализацию целевых общественно-государственных установок на содержательную и технологическую модернизацию современной динамично развивающейся отечественной системы школьного образования.

     Кафедра также является обеспечивающей – преподаватели кафедры ведут занятия по информатике и информационным технологиям, сквозным цифровым технологиям в других учебных подразделений СВФУ – ГИ, ГРФ,ИЕН, ИП, ИФ, ИЯКН, МИ, ФлФ, ФТИ, ЮФ.

     Основными приоритетами кафедры являются:

- повышение качества подготовки студентов за счет применения современных образовательных технологий и внедрения технологий электронного и дистанционного обучения;

- научно-методическая поддержка преподавания информатики и информационных технологий в школах;

- научно-методическое обеспечение дополнительного образования учащихся в области информационных технологий и образовательной робототехники.

     Научные интересы сотрудников кафедры лежат в следующих областях:

- методика преподавания информатики;

- дополнительное образование учащихся в области информационных технологий и образовательной робототехники;

- научно-методическое обеспечение качества подготовки студентов в области информатики и информационных технологий.


Из истории кафедры ТМОИ

      Антонов Ю.С., первый заведующий кафедрой ТМОИ.

      Историю кафедры надо начинать с 1983 года, когда была организована кафедра прикладной математики во главе с профессором Н.М. Охлопковым. Надо признать, что именно его идеи постепенно привели к открытию кафедры теории и методики обучения информатике. В 1988 году кафедра прикладной математики фактически (неофициально) была разделена на две кафедры: кафедру прикладной математики и кафедру прикладной математики и вычислительного эксперимента. Заведующим кафедрой в то время был доцент В.В. Максимов. В эти годы кафедра наиболее бурно развивалась как в материальном, так и в профессиональном отношении. Наша кафедра получила класс персональных ЭВМ «Ямаха», персональную ЭВМ типа IBM PC. Василий Васильевич выдвинул лозунг «Все преподаватели кафедры должны уметь работать на персональных ЭВМ». С этой целью было организовано расписание круглосуточной работы на данных компьютерах. И все члены нашей кафедры ночами (днем не было времени) овладевали навыками работы на персональных ЭВМ. Очень большую помощь кафедра в это время оказывала кабинету информатики ЯРИУУ, который возглавлял И.М. Прохоров. Совместно с ЯРИУУ в это время кафедра начала проводить первые олимпиады по информатике среди школьников.

     В 1992 году состоялось официальное открытие кафедры прикладной математики и вычислительного эксперимента. Название кафедры не соответствовало профилю работы кафедры. С самого начала открытия кафедра, в основном, начала работать по методике преподавания информатики, по методике обучения учителей программированию и работе на ЭВМ. Поэтому очень скоро кафедра была переименована в кафедру информатики и вычислительного эксперимента (ИВЭ). В 1992 году заведующим кафедрой стал д.т.н. Е.Е. Петров. Однако он в скором времени был назначен сначала проректором, а затем первым проректором ЯГУ (тогда он был единственным первым проректором). С тех пор неофициальными заведующими кафедрой ИВЭ становились заместители заведующего кафедрой. Первым неофициальным заведующим кафедрой стал доцент Н.Н. Павлов. При нем стало бурно развиваться олимпиадное движение. Активистами и приверженцами олимпиадного движения на кафедре первыми стали доценты Ю.С. Антонов, Н.Н. Павлов, Т.Г. Протодьяконова, Н.В. Николаева. Преподаватели кафедры выпустили три пособия по олимпиадным задачам и одну монографию. Началась активная работа с улусными учителями информатики. Никифор Никитич также был инициатором того, чтобы лаборантами компьютерных классов становились студенты. Это позволяло лучшим студентам квалифицироваться не только по специальности, но и по системному программированию, по сборке ЭВМ и т.д. Следующим заместителем Е.Е. Петрова по кафедре стал доцент С.Д. Мордовской. При нем кафедра и дальше развивалась, в основном, по курсу, начатому Н.Н. Павловым. Однако С.Д. Мордовской большое внимание обратил также и на научную деятельность. При нем возросло количество научных статей и монографий, выпускаемых сотрудниками кафедры. Сергей Денисович и сам много и успешно работал в области науки. Чтобы дать ему время для работы над докторской диссертацией, было решено назначить заместителем заведующего кафедрой другого. В 1998 году им стал доцент Ю.С. Антонов. Коллектив кафедры был очень дружным. Устраивались выезды на природу и различные другие совместные мероприятия. Направление работы кафедры соответствовало его названию, то есть мы занимались научной работой, а также работали с учителями, преподающими информатику и с учениками.

     Это было время, когда уроки информатики стали обязательными в 10-11 классах. Возникли вопросы специализации учителей информатики. Во многих пединститутах начали открываться специальности «учитель информатики». Мы на кафедре разработали этот вопрос и выступили на ученом совете по поводу открытия специальности учителя, обучающего информатике. Было предложено три альтернативы: «учитель информатики и математики», «учитель информатики» и «учитель математики и информатики». К сожалению, руководство и факультета, и университета нас не поддержали. Иначе у нас была бы возможность открыть специализацию «учитель информатики» одновременно с ведущими вузами России. Правда, директор ИМИ В.И. Васильев уже тогда сказал, что открытие специальности «учитель информатики» дело недалекого будущего. И на самом деле, уже через два года, нашей кафедре было поручено подготовить документацию к открытию специализации «учитель математики и информатики». Эта специализация и была открыта на кафедре методики преподавания математики. Все профильные дисциплины вела наша кафедра, тем самым, мы делили часы с кафедрой МПМ. С этой кафедрой у нас сложились прекрасные отношения. Никаких конфликтов не возникало. Мы перевели на нашу кафедру двух опытных методистов Е.Е. Павлова и С.И. Ситникова, которые внесли большой и неоценимый вклад в дело развития информатики в общем, и нашей кафедры в частности. Было решено для специализации «учитель математики и информатики» создать силами кафедры ИВЭ государственные экзаменационную и аттестационную комиссии с включением в нее преподавателей кафедры методики преподавания математики. Наконец, в 2001 году решением ученого совета ЯГУ было решено открыть специальность «учитель информатики». Под эту специальность необходимо было открыть выпускающую кафедру. Фактически в это время кафедра ИВЭ уже была разбита на две части. Преподаватели, ведущие предметы для будущих учителей информатики, и, преподаватели, ведущие информационные технологии для других специальностей. Программа обучения была, как указано выше, уже подготовлена. Так что никаких трудностей в организации кафедры практически не было. Среди организационных вопросов были два важных вопроса. Кто станет лаборантом кафедры, и кто станет заведующим кафедрой? Было две кандидатуры на заведующего кафедрой: Е.Е. Петров и Ю.С. Антонов.

     Е.Е. Петров стал заведующим новой кафедрой компьютерного и математического моделирования (КИММ). Поэтому заведующим кафедрой теории и методики обучения информатике (ТМОИ) стал Ю.С. Антонов. Следует заметить, что на названии кафедры настоял проректор ЯГУ В.И. Васильев. Лаборантом кафедры ТМОИ согласилась стать Н.В. Харитонова, она уже была лаборантом кафедры ИВЭ, знала преподавателей и документацию. Поэтому на первых самых трудных этапах становления кафедры ее помощь была очень нужной.

     Консолидация методических и педагогических сил на кафедре способствовала усилению помощи преподавателям информатики РС(Я). Преподавателями кафедры Ю.С. Антоновым, Н.Н. Павловым, С.И. Ситниковым, Е.Е.Павловым, Т.Г. Протодьяконовой, Н.В. Николаевой, В.Н. Курилкиной, Е.С. Рожиной были выпущены ряд пособий для преподавателей информатики. В.В. Максимовым и С.И. Ситниковым были организованы курсы по переподготовке преподавателей. Н.Н. Павловым были организованы ежегодные командные олимпиады школьников РС(Я) по программированию. Ю.С. Антоновым и Н.Н. Куличкиным были организованы командные соревнования по программированию среди учителей информатики. Были реорганизованы и продолжены заочные олимпиады учителей информатики. С.И. Ситниковым и Ю.С. Антоновым на кафедре были проведены курсы по олимпиадному программированию. Все это сверх ежегодных региональных, республиканских, международных олимпиад по программированию. Н.Н. Павловым была создана студенческая сборная по программированию. Сборная ИМИ по программированию неоднократно занимала призовые места в зоне Сибири и Дальнего востока. Были установлены связи с ИПКРО, ЯГИТИ и Саха государственной педагогической академией. В это время сложилась такая ситуация. Так как часов информатики в школах было мало, встал вопрос о подготовке студентов специальности «Информатика» по дополнительной специальности «Учитель математики».

     В 2007 году заведующим кафедрой стал доцент В.В. Максимов. Работа кафедры стала еще более многообразной. Были установлены связи не только с другими вузами России, но и с вузами других стран. Была организована Малая компьютерная академия для школьников. Был организован класс робототехники. Преподаватели кафедры неоднократно выезжали в другие страны на конференции и стажировки. Молодые преподаватели начали работу над кандидатскими диссертациями.

     Перед нами большое будущее. Информатика информатизация все глубже проникает в жизнь каждого человека. Работа учителя информатики становится все сложнее и интереснее… 


     В.В.Максимов, заведующий кафедрой ТМОИ

     Массовая подготовка учителей информатики в нашей стране началась в 1985 г., когда в общеобразовательных школах СССР был введен предмет «Основы информатики и вычислительной техники». В том же году на базе МГУ были организованы первые курсы для преподавателей вузов, которые должны были вести на местах курсовую подготовку учителей к преподаванию нового школьного предмета. На эти курсы из ЯГУ были направлены Сивцев В.И. и я. По возвращению в Якутск я начал проводить первые краткосрочные курсы по подготовке первых учителей информатики республики. Самым внимательным и прилежным слушателем на этих занятиях был Прохоров Иван Михайлович из ЯРИУУ, один из лучших методистов республики, настоящий учитель учителей. Он достаточно быстро освоил учебный материал нового предмета и вскоре мы с ним вели курсы для учителей уже вдвоем. Потом к проведению курсов начали подключаться и другие преподаватели и специалисты. Не прошло и года, как Иван Михайлович уверенно взял весь процесс подготовки учителей информатики полностью в свои руки, и потом в течение многих лет он успешно курировал преподавание информатики в школах республики.

     «Безмашинное» преподавание ОИВТ в школах республики продолжалось недолго. Началась поставка в школы различных типов советских персональных компьютеров, таких как ДВК-2, Электроника-УКНЦ, комплект учебной вычислительной техники на базе «Электроника БК-0010» и др. Сотрудникам ЯРИУУ и нам, привлеченным преподавателям из университета, приходилось тратить много времени и сил на освоение всей этой разнородной вычислительной техники и их программно -методического обеспечения. И всему этому тут же надо было обучать постоянно меняющийся состав учителей информатики. Большим удовольствием для нас в этих условиях была работа с учителями и учащимися в компьютерном классе школы №29 г. Якутска, который был оснащен японскими персональными компьютерами Ямаха с операционной системой MSX. Этот класс, открытый в 1986 г., обслуживали и вели там занятия два инженера-программиста треста «Якутскгеофизика», одна из которых Высоких Ольга Александровна в настоящее время работает старшим преподавателем кафедры ТМОИ. Все годы на математическом факультете ЯГУ также появлялись самые разные персональные компьютеры, такие как отечественные Искра-1256, ДВК-2, ДВК-3М, ИСКРА-1030, немецкие Robotron 1715, японские Ямаха-MSX.

      Не только учителя школ, но и многие наши преподаватели, как мне кажется, стали относиться к ОИВТ, как к полноценному школьному предмету только тогда, когда массово начали проводиться олимпиады по информатике. В первые годы городские и республиканские олимпиады по информатике мы проводили всей кафедрой. Ими всерьез заинтересовался Павлов Никифор Никитич, который с тех пор и по настоящее время профессионально и успешно занимается подготовкой студентов и учащихся республики к олимпиадам по информатике и программированию различного уровня.

      Первый массовый выпуск дипломированных учителей информатики в педагогических институтах страны состоялся в 1990 г. В ЯГУ мною, в то время заведующим кафедрой прикладной математики, предпринимались попытки ввести на математическом факультете ЯГУ подготовку студентов к работе учителями информатики по индивидуальным планам. Но, к сожаленью, тогда большинство преподавателей как на факультете, так и на кафедре, не придавали серьезного значения школьной информатике и относились к ней достаточно снисходительно. А студентки специальности «Прикладная математика», которых так и не удалось перевести на индивидуальные планы, после окончания университета все равно пошли в школы и до сих пор успешно работают учителями информатики и специалистами ЦИТ городских и улусных управлений образования.

     В 1999-2000 учебном году я, став деканом факультета прикладной математики и информатики ИМИ ЯГУ, обратился к директору ИМИ ЯГУ Васильеву В.И. с предложением открыть в нашем университете специальность «Информатика». Так как ранее, еще до преобразования МФ в ИМИ, мы с ним неоднократно обсуждали этот вопрос, он сразу поддержал предложение и дал команду начать подготовку необходимых документов. В подготовке документов участвовали и руководство института, и преподаватели кафедр. С поездками в командировку в Москву тогда было сложновато. Но получилось так, что как раз в это время я должен был ехать с группой коллег в Оксфордский университет по проекту Томского государственного университета по программе Темпус-Тасис. Пользуясь этой возможностью, я доставил подготовленные нами документы в Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию в МПГУ. В УМО возникли замечания к оформлению программ дисциплин, составленных на кафедрах ИМИ ЯГУ. Но, благодаря помощи советом и делом со стороны Жданова Сергея Александровича, в то время заместителя заведующего кафедрой информатики и дискретной математики, впоследствии декана математического факультета МПГУ, удалось оперативно устранить все замечания и сдать весь пакет документов в УМО Шари Валентине Петровне. На обратном пути я заехал в УМО и узнал, что с документами все нормально и только надо заполнить еще одну форму, которая, оказывается, была введена буквально накануне. Таким образом, получение заключения УМО на открытие специальности «Информатика» прошло очень быстро. Потом, правда, была некоторая задержка с изданием приказа министерства по независящим от нас техническим причинам. Этот вопрос был решен Василием Ивановичем во время его командировки в Москву. И уже в 2000 году в ИМИ ЯГУ был произведен первый набор на специальность «Информатика».

      По специальности «Информатика» в 2001 г. коллективом специалистов из ИИО РАО, МПГУ и ОМПГУ во главе с Роберт Ирэной Веньяминовной была предложена новая специализация «030109 – Организация информатизации образования» . В 2002 г. на основе учебного плана этой специализации мною была разработана программа профессиональной переподготовки и в декабре 2002 г. состоялся первый набор на эту образовательную программу ЯГУ. В июне 2004 г. состоялась защита аттестационных работ выпускников программы профессиональной переподготовки перед ГАК, возглавляемой Роберт Ирэной Вениаминовной, директором Института информатизации образования РАО, членом-корреспондентом РАО, автором специализации Организация информатизации образования». Членом ГАК был также Козлов Олег Александрович, д.п.н., заместитель директора ИИО РАО. Таким образом, в ЯГУ при поддержке ведущих специалистов страны в области информатизации образования состоялся первый в России выпуск дипломированных организаторов информатизации образования. Первый выпуск - потому, что первые дипломированные выпускники российских педагогических университетов, прошедшие специализацию «Организация информатизации образования», появились только два года спустя. Моя статья об этом событии и содержании программы профессиональной переподготовки организаторов информатизации образования опубликована в 2004 г. в выпуске №14 Ученых записок Института информатизации образования РАО. Всего по программе профессиональной переподготовки нами были выпущены 3 группы педагогов, одна из которых проходила обучение в очно-заочной (вечерней) форме на базе Технического института (филиала) ЯГУ в г. Нерюнгри в 2003-2005 гг.

      В 2000 г. в ИМИ ЯГУ велось активное обсуждение вопроса о выпускающей кафедре по новой специальности «Информатика». Надо признаться, в то время я был за открытие отдельной выпускающей кафедры в более поздние сроки, считая, что в условиях острой нехватки в институте преподавателей в области информатики и информационных технологий лучше подождать с распылением имеющейся небольшой группы преподавателей по нескольким малочисленным кафедрам. Но в 2002 году, когда группа студентов специальности «Информатика» первого набора училась уже на втором курсе, Васильев Василий Иванович, директор ИМИ ЯГУ, принял решение создать отдельную выпускающую кафедру по этой специальности. И в апреле 2002 г. в ИМИ ЯГУ была открыта кафедра теории и методики обучения информатике.

      В последние годы, наряду со ставшими уже традиционными видами своей деятельности, такими, как олимпиады по информатике, подготовка к ЕГЭ и т.п., кафедра начинает работать и по новым направлениям. В 2011 г. при поддержке ректора СВФУ Михайловой Евгении Исаевны удалось создать Малую компьютерную академию, через которую кафедра ведет важную работу по дополнительному ИТ-образованию учащихся и продвижению робототехники в школах республики. Установлены прямые связи сотрудников кафедры с авторами российских учебников по информатике и коллегами из различных образовательных учреждений и организаций России, Кореи и других регионов АТЭС. В последние три года каждое лето кафедра участвует в проведении в Якутске различных образовательных мероприятий совместно с корейскими коллегами. На кафедре активизировалась и научно-исследовательская работа.

      Дальнейшее успешное развитие кафедры напрямую связано с усилением научно-методической работы преподавателей, расширением деятельности кафедры по таким актуальным в республике направлениям, как информатизация образования, внедрение свободного программного обеспечения, электронное обучение и образовательная робототехника, активизацией участия в республиканских, российских и зарубежных образовательных мероприятиях и проектах.