Одна из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. Актуальна проблема повышения эффективности воспитания молодежи в процессе обучения в вузе. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента к новой системе образования. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса является залогом успешности овладения ими профессией. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп.
На сегодняшний день в вузы приходит менее активная молодежь. Большинство из ребят равнодушно относятся и к спорту, и к общественной жизни, и к своим однокашникам. К сожалению, средняя школа заметно сдала свои позиции. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп в воспитательном процессе, особенно на первом и втором курсах. От того, насколько куратор сам по себе личность, настолько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Стили и формы работы прикрепленного преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при постоянной, добросовестной и неформальной работе. Работа кураторов в нашем университете направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов.
Куратор группы – самый необходимый и полезный для студента человек в университете. Куратор имеет широкие полномочия:
- принимает участие в проведении собраний группы и назначения старосты;
- помогает студенту быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, его структурой и службами, знакомит с традициями факультета и специальности;
- помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т. д.;
- поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости помогает организовать дополнительные занятия и консультации;
- представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;
- помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам;
- посещает общежитие и вместе с администрацией студгородка участвует в решении бытовых и других важных вопросов.
Главная цель ГРФ СВФУ – помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии. Поэтому куратор группы:
- устанавливает личные связи с родителями, а также с предприятиями и организациями, которые направили студента на обучение по трехстороннему договору;
- участвует в выработке решения администрации по персональным делам, имеет право представлять к административным взысканиям, а в случае необходимости – к отчислению из университета за нарушение учебной дисциплины;
- проводит собрания группы по итогам контрольных недель и экзаменационных сессий, докладывает о них на заседаниях кафедр.
Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу.
Деятельность кураторов строится на основе планирования и является системной в организации внеучебного времени и воспитания студентов. Для достижения общих целей в воспитательной работе в условиях вуза разработаны и используются следующие методические разработки: