• ЭИОС

Об институте

Физико-технический институт является одним из старейших коллективов университета, истоки которого берут свое начало с 1934 г., когда в Якутии появилось первое высшее учебное заведение – пединститут, в состав которого входил физико-математический факультет. В целях реализации «Концепции развития высшего профессионального образования в первой четверти ХХI века» для обеспечения развития фундаментального физического, инженерного и технологического образования указом Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым от 4 мая 2000 г. в Якутском государственном университете на базе физического факультета был открыт Физико-технический институт.

Первоначальный этап развития высшего физического образования в республике неразрывно связан с деятельностью Якутского пединститута (1934-1956 гг.) – первой кузницы высококвалифицированных кадров учителей физики, подготовившего сотни учителей. Именно на их плечи лег нелегкий труд и высокая честь стать первооткрывателями физико-математических классов в школах и организаторами первых олимпиад по физике. Они открыли широкую дорогу для молодежи, желающей поступить на учебу по физико-техническим специальностям в центральные вузы Советского Союза. И результаты не замедлили сказаться, появилась целая плеяда замечательных специалистов, истинных подвижников науки и образования, оставивших заметный след в нашей истории. Широко известны имена учителей физики - народного учителя СССР Алексеева М.А., заслуженных учителей ЯАССР и РФ, д.п.н., Долгунова В.С., к.п.н. Слепцовой М.С., организаторов физико-математического движения в школах республики; лауреатов Ленинской премии д.ф.-м.н. Ефимова Н.Н. и к.ф.-м.н. Красильникова Д.Д.; руководителей  Якутского госуниверситета – ректора, д.ф.-м.н. Кузьмина А.И., проректора по научной работе,  д.т.н. Иванова Н.С.  и многих других.

В 1956 г. на базе Якутского пединститута был образован Якутский государственный университет, где начинается новый, еще более интенсивный этап развития высшего физического образования в республике. В 1956 г. на Физико-математическом факультете были две физические кафедры – общей физики, а также теоретической и экспериментальной физики, в которых насчитывалось 14 преподавателей, включая трех кандидатов наук, имелась только одна учебная лаборатория по общему физическому практикуму. Первым деканом факультета был к.п.н., доцент Ковалевский А.С. Для развития факультета развернулась терпеливая и кропотливая работа по всем направлениям учебной деятельности: создание новых кафедр, учебных и учебно-научных лабораторий; приобретение современного учебного и научного оборудования; приглашение специалистов из центра для преподавательской работы‚ направление способной молодежи из выпускников факультета в аспирантуры ведущих вузов и научных центров страны, повышение профессионального уровня имеющегося преподавательского состава. Усилиями доцента Алексеева М.А., первого ученого спектроскописта Якутии, была открыта новая специализация «Оптика и спектроскопия», давшая замечательные результаты в подготовке научных кадров для факультета и обеспечившая специалистами производственные спектральные лаборатории в системе геологии республики. В начале (1956-1977 гг.) физиков в университете готовили в составе Физико-математического факультета. Большой вклад в развитие физического образования внесли деканы разных лет: к.ф.-м.н.‚ доцент М.А.Алексеев, к.п.н., доцент Шадрин П.И., к.ф.-м.н., доцент Сивцев Д.М., к.ф.-м.н., доцент Слепцов Л.Е. Самостоятельный Физический факультет был открыт в 1977 г., деканом - организатором которого был к.ф.-м.н.‚ доцент И.И. Егоров, который руководил факультетом до 1989г.

 К этому моменту на факультете было 5 кафедр, 35 преподавателей, из них кандидатов наук было 13, т.е. остепененность составляла 37,1%. На факультете обучалось 416 студентов, 11 аспирантов учились в центральных вузах. Научная база была еще небольшой и состояла из трех лабораторий: спектрального анализа, сверхдлинных радиоволн и биофизики. На этот период приходится открытие четырех новых кафедр: физики твердого тела (1980 г.); теплофизики (1980 г.); методики преподавания физики (1990 г.) и технологии гранильного производства (1996 г.), ставшей единственной в Российской федерации кафедрой по подготовке специалистов для гранильной, ювелирной и камнеобрабатывающей промышленности. На факультете были образованы два отделения: педагогический и научно-производственный. Уровень подготовки выпускников факультета позволял им успешно работать не только в традиционных сферах – в общеобразовательных школах и научных учреждениях, но и в промышленных предприятиях, в том числе в алмазно-бриллиантовом комплексе.

В 2000 г. по Указу первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева на базе физического факультета ЯГУ был образован физико-технический институт. В 90-е годы деканами физического факультета работали д.ф.-м.н., профессор Кычкин И.С., к.ф.-м.н., доцент Суздалов И.И., д.ф.-м.н., доцент Григорьев Ю.М., к.ф.-м.н., доцент Романов Г.Н. В 2000г. первым директором Физико-технического института стал д.ф.-м.н., профессор Голиков И.А., который успешно руководил институтом до 2010 г.

С 1934 по 2018г. подготовлено свыше 5000 специалистов с высшим образованием. В 2005г. решением Ученого Совета ФТИ открыта галерея ученых-физиков, трудившихся на физико-математическом факультете в разные годы, в память за их огромный вклад в становление и развитие физического образования в республике. Это – кандидаты физико-математических наук, доценты Ковалевский А.С., Шадрин П.И., Сивцев Д.М., Алексеев М.А., Камолдинов М.Г., Рукавишников А.М., доктора наук, профессора Кузьмин А.И., Иванов Н.С., Шафер Ю.Г., лауреаты Ленинской премии СССР Красильников Д.Д., Ефимов Н.Н., академик РАН Крымский Г.Ф.

Сегодня Физико-технический институт является одним из крупных подразделений университета, где обучаются около 1000 студентов. В структуре института восемь кафедр – кафедра общей и экспериментальной физики, кафедра теоретической физики, кафедра физики материалов и технологии сварки, кафедра методики преподавания физики, кафедра радиофизики и электронных систем, кафедра теплофизики и теплоэнергетики, кафедра электроснабжения, кафедра технологии обработки драгоценных камней и металлов. Институт оснащается современным учебным и научным оборудованием, имеются  восемь компьютерных классов, более сорока учебных и учебно-научных лабораторий,  в том числе инновационные лаборатории - учебно-научно-технологическая лаборатория «Графеновые нанотехнологии», учебно-проектная лаборатория «Механотроника», учебно-научно-экспериментальная лаборатория «3-хмерное моделирование и виртуальная реальность», учебно-научная лаборатория «Биофизика», учебно-научная лаборатория «Радиационная экология», студенческое конструкторское бюро «Радиоэлектроника», студенческое конструкторско-проектное бюро «Энергетика», также два МИП - «Многомерные технологии»  и  "Графен". В настоящее время Институтом ведется подготовка специалистов по десяти направлениям бакалавриата (12 ОП), 9 ОП магистратуры, 4 ОП аспирантуры. 

Фундаментальное физическое направление:

03.03.02 Физика (Профили «Фундаментальная физика», «Медицинская физика»)  

03.03.03 Радиофизика (Профиль - Электроника, микро  и наноэлектроника)   


 Техническое направление:

11.03.01 Радиотехника  (профиль - Радиотехнические средства передачи, приема и обработки сигналов) 

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (профиль – Электроснабжение)  

13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (профиль – Энергообеспечение предприятий) 


Технологическое направление:

15.03.01 Машиностроение (профиль – Оборудование и технология сварочного производства)

15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (Автоматизация и цифровизация управленческих и технологических процессов) 

14.03.02 Ядерные физика и технологии (профиль – Радиационная безопасность человека и окружающей среды) 

29.03.04 Технология художественной обработки материалов (профиль – Технология обработки драгоценных камней и металлов)     



Педагогическое направление:

44.03.05 Педагогическое образование (Профиль - физика и информатика, физика и математика) 


Магистерские образовательные программы:

 03.04.02 Физика (Теоретическая и математическая физика)

 03.04.02 Физика (Медицинская физика) 

 03.04.02 Физика (Современные материалы в энергетике и возобновляемая энергия)

 03.04.02 Физика (Конвергенция: наукоемкие технологии (на английском языке) )

 03.04.03 Радиофизика (Электромагнитные волны в средах)

03.04.03 Радиофизика (Дистанционное зондирование Земли и геоинформационные технологии)

11.04.01 Радиотехника (Цифровые радиотехнические средства обработки и защиты информации в каналах связи)

 27.04.01 Стандартизация и метрология (Метрология, стандартизация и сертификация)

 44.04.01  Педагогическое образование (Приоритетные направления науки в физическом образовании)


Образовательные программы аспирантуры:

03.06.01 Физика и астрономия (01.04.03 - Радиофизика, 01.04.14- Теплофизика и теоретическая теплотехника, 01.04.01 – Теоретическая физика)

13.06.01 Электро- и теплоэнергетика (05.14.02-Электрические станции и электроэнергетические системы)


Профессорско-преподавательский состав состоит из 65 штатных преподавателей, в том числе 11 докторов наук,  35 кандидатов наук, в институте 10 научных работников, 42 УВП. Привлекаются к учебному процессу ведущие ученые ЯНЦ СО РАН, крупные производственники. Открыты базовые кафедры ФТИ: «Электро- и теплоэнергетика» на базе ПАО «Якутскэнерго»; «Арктическое материаловедение и энерготехнологии» на базе Института физико-технических проблем Севера имени В.П.Ларионова СО РАН; «Теоретическая и экспериментальная космофизика» на базе Института космофизических исследований и аэрономии имени Ю.Г.Шафера СО РАН; «Технология гранильного производства» на базе ООО «ЭПЛ Даймонд».

Физико-технический институт сегодня готовит специалистов и ведет исследовательские работы по приоритетным направлениям науки и техники – нанотехнологии,  энергосбережении и энергоэффективности, телекоммуникации и информационным технологиям, медицинской физике, радиационной безопасности. Объем финансирования научно-исследовательских работ составил более 150 млн. рублей за 2010-2018гг. Создана научная школа СВФУ «Механика и математическое моделирование природных и техногенных процессов», руководитель д.ф.-м.н., Григорьев Ю.М., академик АН РС(Я). Институт периодически проводит республиканские научно-технические конференции памяти профессора Иванова Н.С. «Современные проблемы теплофизики и теплоэнергетики в условиях Крайнего Севера»; памяти доцента Алексеева М.А. «Физика и образование», в 2018 году ФТИ совместно с Казанским федеральным университетом, с институтом полупроводников СО РАН провел Всероссийскую конференцию с международным участием «Сильнокоррелированные двумерные системы: от теории к практике» с изданием трудов в базе международного индексирования.

Более половины студентов привлекаются к научно-исследовательской работе, успешно участвуют на различных конференциях, конкурсах, олимпиадах, становятся стипендиатами стипендий Президента РФ, Правительства РФ, благотворительного фонда Потанина, именных стипендий профессора Кузьмина А.И., ПАО «Якутскэнерго».

 В 2016 году команда студентов ФТИ заняла 1 место, в 2018 – второе место в ВСО в г.Челябинск по теории и методике физики (Ноговицын П.И.,Ф-12-2, Николаева А.А., Ф-12-2, Винокурова Т.Е., ФП-12); в 2018 году в ВСО по образовательной робототехнике Иванов Нь., студент гр.ФП-13, занял 1 место по методике обучения робототехнике, Филиппов С.М., магистрант, Юзвик Е., студент гр.РТ-14 заняли 3 место по робототехническим проектам. В ВСО по физике в НИУ МИФИ – 2018г. Дьяконов Р., студент гр.Ф-14-2 награжден дипломом лауреата;

В ВСО в г.Санкт-Петербург в 2017 году по технологии художественной обработки материалов Попова З.А., ФТ-13-2, удостоена 3 места в номинации графика; в 2019 году Платонова Н.Р., Николаева И.Д., студентки гр. БА-ФТ-16 в ВСО  по технологии художественной обработки материалов (СПбУ технологии и дизайна, Санкт-Петербург) получили диплом I степени в номинации «Графика» ; Cоловьева Анастасия Даниловна, студентка гр. БА-ФТ-17, диплом 2 степени в номинации «Технологии».

Команда студентов энергетиков «АС/DC» (Константинова М.А., Максимов И.И., Татаринов В.Ф.,ЭО-12, Ченянов М.Д.) стала победителем в номинации «За решительность» в Лиге по электроэнергетике в финале Международного инженерного чемпионата Case-in в г.Москва - 2017, ежегодно научные работы студентов-электроэнергетиков становятся победителями Всероссийского открытого конкурса, студенты-физики, радиофизики, педагоги ежегодно становятся призерами открытой международной интернет-олимпиады, конкурсов по робототехнике, студенты-технологи - по WorldSkills – ювелирное дело, промышленный дизайн, реверсивный инжиниринг. Студент магистратуры Захаров Дь. С. по радиотехнике по итогам второй  Всероссийской студенческой олимпиады "Я профессионал" (2019г.) по направлению "радиотехника" стал призером ( на базе НИУ ВШЭ, Москва). 

Студенты института также являются самыми активными участниками общественной, спортивной и культурной жизни университета. Снежный десант «Ургэл» стал традицией университета, в 2018 году состоялся 45 десант. В 2016 году на первой спартакиаде на кубок Ректора СВФУ и в 2017 году команда студентов ФТИ стала победителем.

Выпускники ФТИ успешно трудятся в различных сферах, мы гордимся их успехами. Научные сотрудники ИФТПС СО РАН Большев К.Н., Степанов А.А., Алексеев А.А. удостоены Государственной премии РС(Я) им. В.П.Ларионова 2014г. в области науки и техники среди молодых ученых; а в 2016г. Христофоров И.И. научный сотрудник ИГДС СО РАН; выпускник ФТИ Малгаров И.И., учитель физики, стал победителем профессионального конкурса «Учитель года РС(Я) – 2015»; выпускник ФТИ – энергетик Эверстов А.К. стал лауреатом всероссийского конкурса «Инженер года-2014» в номинации «Электроэнергетика (Эксплуатация и обслуживание)», Шишигин В.Е – победитель конкурса Дальневосточного региона «Я-инженер» в 2016г., в 2018 году стипендиат Президента РФ Местников Николай П., студент гр.ЭС-14, стал победителем конкурса «Я-инженер» в «Синергия Севера -2018». 

Для подготовки качественных специалистов, одной из основных задач является отбор хороших, талантливых детей. Работа по формированию качественного контингента обучающихся проводится через ассоциацию «Университетский образовательный округ», малую физическую академию, Школу абитуриента ФТИ, МАН РС(Я), через курсы повышения квалификации учителей, проектную, исследовательскую деятельность, олимпиадное движение, базовые специализированные классы, проведение педагогических форумов.  

Развитие Физико-технического института видится в образовании кластера подготовки специалистов и проведения исследований по приоритетным направлениям науки и техники, соответствующим НТИ для обеспечения инновационного развития Северо-Востока России и Дальневосточного региона в целом исходя из того, что физическое образование – это стратегический ресурс инновационного развития всей страны.