Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры

 

Инициативные научные исследования преподавателей кафедры осуществляются в рамках следующих тем:

1. Синергетический подход в реализации профессионального развития в саморазвитии учителя физики. (Научный руководитель: д.п.н., профессор Степанова Т.И.).

Основные направления работы составляют:

- создание теории профессионального развития и саморазвития учителя физики, её математическое моделирование;

- технология создания условий профессионального развития и саморазвития учителя физики в условиях довузовского, вузовского и последипломного образования;

- методика создания условий саморазвития для учащихся в учреждении дополнительного образования;

- технология подготовки учителя физики к созданию условий развития и саморазвития, учащихся на уроках физики;

- формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации образовательных программ старшей школы, ориентированной на развитие одаренности детей и подростков.

Синергетическая модель профессионального развития личности, разработанная на кафедре МПФ, прошла апробацию на конференциях различного уровня. Эта модель в настоящее время переносится на профессиональное образование будущего учителя физики.

2. Обучение учащихся научным методам познания в физической лаборатории (Научный руководитель: к.т.н., доцент Петрова Р.И.).

Основные направления работы составляют:

- создание физических лабораторий демонстрационного и лабораторного эксперимента;

- технология разработки лабораторных занятий для школьников по профильным группам;

- создание методических условий для обучения учащихся научным методам познания в физической лаборатории;

- технология использования компьютерного моделирования физических экспериментов.

3. Педагогическая практика как звено методической подготовки будущих учителей (Научный руководитель: зав. кафедрой Соловьева Н.М.).

Основные направления работы составляют:

- практико-ориентированная подготовка учителя физики (развитие творческих, познавательных и исследовательских навыков; повышение уровня самоопределения, рефлексии);

- совершенствование электронных учебно-методических комплектов по педагогической практике;

- междисциплинарная связь (педагогика, психология и частная методика) как средство повышения профессиональной компетентности будущего учителя физики.

На базе учебно-проектной лаборатории «Механотроника» проводятся разработки и научные исследования по следующим темам: «Мобильная контрольно-измерительная платформа ArDAQ», «Разработка аппаратно-программного комплекса с применением полупроводникового лазера для формирования электропроводящих структур на основе оксида графена», «Искусственные мышцы на основе ферромагнитной жидкости».

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки студентов и входит в число основных задач кафедры, решаемых на базе единства учебного и научного процессов. НИР студентов- бакалавров и магистрантов проводится как в рамках учебных планов, так и вне учебной работы в рамках работы научных кружков, факультативов:

1. «Общие и частные вопросы теории и методики обучения физике» для студентов 3-5 курсов и аспирантов кафедры, рук. Степанова Т.И., д.п.н., профессор каф МПФ;

2. «Физика в опытах», рук. Карпова Е.В., ст . преподаватель каф МПФ;

3. «Моделирование и проектирование роботизированных систем», рук. Соловьева Н.М., к.п.н., доцент каф МПФ, Евсеева С.А., зав. УПЛ «Механотроника»;

4. «Астрономия», рук. Протодьяконова А.А., ст преподаватель каф МПФ;

5. «Автоматизация измерений и обработка данных физического эксперимента в среде LabVIEW», рук. Соловьева Н.М., к.п.н., доцент каф МПФ, Евсеева С.А., зав. УПЛ «Механотроника»

Студенты принимают участие в студенческих научных конференциях, Олимпиадах и соревнованиях различного уровня: Международная конференция «Gifted youth – bright student – junior scientist» (г. Сочи, 2015); VI-VII Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест» (г. Москва, 2014,2015гг); Международная конференция «Gifted youth – bright student – junior scientist» (г. Evia, Греция, 2014); Научно-практическая конференция «Миссия молодежи в науке» (г. Ростов-на-Дону, 2014); Международная конференция «Gifted youth – bright student – junior scientist» (г. Барселона, Испания 2013); Педагогический форум «Качественное образование – инвестиции в развитие региона», посвященного 80-летию физико-математического образования в РС(Я) (Якутск, 2015); Всероссийская научно-практическая конференция «Синергетика в образовании», посвященной Году школы в Университете (Якутск, 2018); Научно-практическая конференция студентов ФТИ и ИМИ СВФУ имени М.К. Аммосова «Преподавание предметов физико-математического цикла в современной школе», посвященной памяти Народного учителя СССР М.А. Алексеева (2014-2020 гг.); XI-XII Всероссийской студенческой олимпиады по теории и методике обучения физике им Антонины Васильевны Усовой (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, 2016, 2017гг)