Результаты методических и научных разработок, используются в лекционных и практических курсах дисциплин кафедры, позволяют оптимизировать и актуализировать тематику курсовых, дипломных работ, что позволяет совершенствовать подготовку специалистов высокого профиля.
В настоящее время научные исследования преподавателей кафедры осуществляются в основном в рамках следующих инициативных тем:
1. Синергетический подход в реализации профессионального развития в саморазвитии учителя физики. (Научный руководитель: д.п.н., профессор Степанова Т.И.). Основные направления работы составляют:
- создание теории профессионального развития и саморазвития учителя физики, её математическое моделирование;
- технология создания условий профессионального развития и саморазвития учителя физики в условиях довузовского, вузовского и последипломного образования;
- методика создания условий саморазвития для учащихся в учреждении дополнительного образования;
- технология подготовки учителя физики к созданию условий развития и саморазвития, учащихся на уроках физики;
- формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации образовательных программ старшей школы, ориентированной на развитие одаренности детей и подростков.
Синергетическая модель профессионального развития личности, разработанная на кафедре МПФ, прошла апробацию на конференциях различного уровня. Эта модель в настоящее время переносится на профессиональное образование будущего учителя физики.
2. Обучение учащихся научным методам познания в физической лаборатории (Научный руководитель: к.т.н., доцент Петрова Р.И.). Основные направления работы составляют:
- создание физических лабораторий демонстрационного и лабораторного эксперимента;
- технология разработки лабораторных занятий для школьников по профильным группам;
- создание методических условий для обучения учащихся научным методам познания в физической лаборатории;
- технология использования компьютерного моделирования физических экспериментов.
3. Педагогическая практика как звено методической подготовки будущих учителей (Научный руководитель: зав.кафедрой Соловьева Н.М.). Основные направления работы составляют:
- практико-ориентированная подготовка учителя физики (развитие творческих, познавательных и исследовательских навыков; повышение уровня самоопределения, рефлексии);
- совершенствование электронных учебно-методических комплектов по педагогической практике;
- междисциплинарная связь (педагогика, психология и частная методика) как средство повышения профессиональной компетентности будущего учителя физики.
На базе учебно-проектной лаборатории кафедры «Механотроника» сотрудники проводят разработки и научные исследования по гранту Президента Республики Саха (Якутия) по темам: «Мобильная контрольно-измерительная платформа Ar.DAQ», «Разработка аппаратно-программного комплекса с применением полупроводникового лазера для формирования электропроводящих структур на основе оксида графена», «Искусственные мышцы на основе ферромагнитной жидкости».
Сотрудники кафедры принимают участие во многих специализированных национальных и международных конференциях и выставках.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки студентов и входит в число основных задач кафедры, решаемых на базе единства учебного и научного процессов. НИР студентов и магистрантов проводится как в рамках учебных планов, так и вне учебной работы в рамках работы научных кружков кафедры, координируемых руководителями научных кружков:
1. «Общие и частные вопросы теории и методики обучения физике » для студентов 3-5 курсов и аспирантов кафедры, рук. Степанова Т.И.;
2. «Физика в опытах», рук. Карпова Е.В.;
3. «Моделирование и проектирование роботизированных систем», рук. Соловьева Н.М.;
4. «Астрономия», рук. Протодьяконова А.А.;
5. «Автоматизация измерений и обработка данных физического эксперимента в среде LabVIEW», рук. Соловьева Н.М.
Студенты кафедры публикуют свои статьи и тезисы в различных научно-методических журналах и сборниках. Студенты кафедры выезжают в страны ближнего и дальнего зарубежья для участия в работе крупнейших международных конференций, методических олимпиад, обмена опытом и др. Наши студенты участвовали в следующих студенческих научных мероприятиях и соревнованиях:
- Международная конференция «Gifted youth – bright student – junior scientist» (г.Сочи, 2015);
- VII Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест 2015» (г.Москва, 2015);
- Международная конференция «Gifted youth – bright student – junior scientist» (г. Evia, Греция 2014);
- Научно-практическая конференция «Миссия молодежи в науке» (г.Ростов-на-Дону, 2014);
- VI Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест 2015» (г.Москва, 2014);
- Международная конференция «Gifted youth – bright student – junior scientist» (г.Барселона, Испания 2013);
- Педагогический форум «Качественное образование – инвестиции в развитие региона», посвященного 80-летию физико-математического образования в РС(Я) (2015);
- Научно-практическая конференция студентов ФТИ и ИМИ СВФУ имени М.К. Аммосова «Преподавание предметов физико-математического цикла в современной школе», посвященной памяти Народного учителя СССР М.А. Алексеева (2016);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Синергетика в образовании», посвященной Году школы в Университете (г.Якутск, 2018).