РПД кафедры

44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ), ПРОФИЛЬ: ФИЗИКА И ИНФОРМАТИКА

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль: Физика и Информатика

Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и умения осуществления отбора содержания образования соответственно уровню развития современного научного знания; проектирования образовательной (предметной) среды и осуществления методического сопровождения достижений результатов обучения на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся; реализации программ учебных дисциплин в рамках основной образовательной программы.

Выпускники программы смогут работать в образовательных организациях, реализуя образовательный процесс на уровне основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования или продолжить свое обучение в магистратуре.

Длительность обучения – 5 лет (очная форма).

Цель программы – подготовка педагогических кадров для современных образовательных организаций.

Область профессиональной деятельности выпускника программы – образование и педагогика (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования)

Для работы учителем необходимо в совершенстве знать предмет, педагогику и психологию, уметь взаимодействовать с детьми и людьми разных возрастов и социального статуса. Поэтому образовательная программа «Физика и информатика» включает модули, обеспечивающие всестороннюю подготовку:

Социально-гуманитарный модуль включает в себя дисциплины и практики: «История» («История России», «Всеобщая история»), «Философия», «Экономика», «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности».

В коммуникативно-цифровой модуль входят дисциплины и практики: «Иностранный язык», «Речевые практики» / «Русский язык и культура речи», «Технологии цифрового образования».

Здоровьесберегающий модуль включает дисциплины: «Возрастная анатомия/Физиология и культура здоровья», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

В психолого-педагогический модуль входят «Психология», «Педагогика», «Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями», «Педагогическая практика», включая «Классное руководство».

Модуль воспитательной деятельности включает «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся», «Психология воспитательных практик», «Технология и организация воспитательных практик» («Классное руководство»), «Основы вожатской деятельности».

Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности состоит из дисциплин и практик: «Методы исследовательской/проектной деятельности» и «Методы математической обработки результатов педагогических исследований».

Содержательное наполнение предметно-методического модуля формируется в соответствии с профилем подготовки: Физика («Физика», «Физический практикум», «Основы теоретической физики», «Теория и методика обучения физике» и т.д.) и информатика («Информатика», «Программирование», «Компьютерная графика», «Теория и методика обучения информатике», «Мировые информационные ресурсы и сети», «Прикладное программное обеспечение» и т.д.)

Значительную долю учебного времени занимает часть, формируемая участниками образовательных отношений, в рамках которой изучаются дисциплины «Теоретическая физика», «Высшая математика» и «Языки программирования» – учитель должен знать не только свой основной предмет, но и сопутствующие, необходимые для обеспечения межпредметных связей.

Кроме того, в эту часть входят дисциплины по выбору, позволяя спроектировать индивидуальную образовательную траекторию, обеспечить уникальность подготовки. Все они нацелены на формирование компетенций учителя, которые позволят решать педагогические задачи по обучению и развитию личности обучающегося.

Подготовка учителя невозможна без практики, без получения опыта профессиональной деятельности, без общения с учениками. Поэтому в программу входят разнообразные практики:

·     учебная, технологическая практика (проектно-технологическая; психологические основы профессиональной деятельности);

·     производственная практика, педагогическая практика (классное руководство,  воспитательная работа в ОО);

·     производственная практика, педагогическая вожатская практика;

·     производственная практика,  научно-исследовательская;

·     предметно-методическая;

·     преддипломная практика.

Именно такой комплекс позволяет обеспечить преемственность в формировании профессиональных действий.

Преимущества данной программы

Высокий уровень подготовки. Подготовка учителя физики в СВФУ имеет давние традиции, подготовка преподавателя информатики гораздо моложе, но оба профиля обеспечены новейшими образовательными методиками. ФТИ имеет хорошую материально-техническую базу для включения студента в серьезное научное и научно-методическое исследование.

Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, выдающиеся практики, обладатели знаков отличия «Почетный работник высшего образования РФ», «Отличник образования Республики Саха (Якутия)» и авторы учебных пособий.

         Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ). Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить интересующие направления профессиональной подготовки, получить знания в смежных областях и определить образовательную траекторию. Студенты со второго курса включаются в проектную и исследовательскую деятельность через серию индивидуальных учебно-исследовательских работ. Преемственное выполнение таких работ позволяет выйти на высокий уровень выполнения выпускных квалификационных работ.

Для прохождения практики заключены договоры с лидирующими образовательными организациями РС(Я). Студенты с целевым направлением имеют возможность проходить практику в тех школах, от которых имеют направление. В рамках практики студенты принимают участие в различных проектах, таких как волонтерское движение, общественное наблюдение за государственной итоговой аттестацией выпускников школ и т.п.

Активная профессионально-исследовательская работа. Студенты в полной мере могут использовать все ресурсы ФТИ СВФУ для выполнения проектной и исследовательской деятельности. Ежегодно институт проводит научно-практическую конференцию студентов. По ее результатам издается сборник студенческих работ, включенный в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Систематически студенты участвуют в научно-практических конференциях «Аммосов», «Конференции посвященной памяти Народного Учителя СССР М.А. Алексеева» и различных профессиональных конкурсах, таких как «Я – профессионал», «Крылья педагогики», конкурс вожатых и т.п.

Подготовка по двум профилям позволяет более гибко подойти к выбору образовательной организации и направления дальнейшей работы. Даже в малокомплектной школе можно претендовать на полную ставку, ведя часы по физике и информатике, совмещать работу учителем и системным администратором, работать преподавателем профессионального колледжа.

Наши выпускники работают в лицеях и гимназиях, в основной и средней общеобразовательных школах, в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов. Большинство определяется с будущим местом работы на последних курсах обучения, например во время прохождения практики.

Описание программы

Аннотации дисциплин и практик