Ветераны ФЛФ

САМСОНОВА ТАМАРА ПАРФЕНЬЕВНА

кафедра "Методика преподавания русского языка и литературы"

Самсоновой Тамарой Парфеньевной опубликовано свыше 150 научно-методических работ, после выхода на пенсию с 2000 г. более 50 публикаций. Автор известных монографий «Продолжение Учителя в учениках», «Якутский Ушинский», «Повышение эффективности уроков русского языка» и других.



Окончив очную аспирантуру НИИ национальных школ АПН РСФСР (1954-1957 гг.), Тамара Парфеньевна Самсонова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Методика преодоления ошибок фонетического происхождения в русской письменной речи учащихся 5-х классов якутских школ», в аспирантуре получала стипендию имени К.Д. Ушинского. Первая в Якутии женщина-кандидат педагогических наук.
В 1957 году поступила на работу в ЯГУ старшим преподавателем кафедры русского языка и общего языкознания отделения русского языка для якутских школ (РОЯШ). В 1961 году ей присвоено ученое звание доцента.  
После закрытия РОЯШ Тамара Парфеньевна организовала кружок «Методика преподавания русского языка в национальной школе». В кружке-семинаре за 44 года навыки научной работы приобрели 600 студентов, из них свыше 150 человек стали отличниками просвещения РСФСР, РС(Я), кавалерами ордена «Знак Почета», отмечены знаком «Гражданская доблесть и т.п. Бывшие кружковцы достигли высот в науке, став кандидатами и докторами педагогических наук, доцентами и профессорами.
Самсоновой Тамарой Парфеньевной опубликовано свыше 150 научно-методических работ, после выхода на пенсию с 2000 г. более 50 публикаций. Автор известных монографий «Продолжение Учителя в учениках», «Якутский Ушинский», «Повышение эффективности уроков русского языка» и других.
Ее научные работы стали классическими, не теряют актуальности.
Профессор Тамара Парфеньевна Самсонова проработала в университете 43 года, не прерывает связи с родным факультетом, является наставником молодежи.
Заслуги Тамары Парфеньевны Самсоновой отмечены наградами «Отличник народного просвещения РСФСР», Заслуженный учитель ЯАССР, медалями К.Д. Ушинского и «Меценат столетия», знаком отличия «Гражданская доблесть», званиями «Почетный ветеран РС (Я)», «Почетный ветеран системы образования РС (Я) и т.д.

                                      НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА Т.П.САМСОНОВОЙ
2015 г. богат филологическими событиями: Год литературы в Российской Федерации, 80-летие филологического образования в Якутии, 90 лет исполнилось нашему дорогому человеку, талантливому ученому-методисту, профессору Тамаре Парфеньевне Самсоновой.
    Тамара Парфеньевна родилась 6 февраля 1925 г. в далеком с. Кюкяй Сунтарского района Якутской АССР в многодетной семье легендарных учителей-исследователей Парфения Никитича и Надежды Евменьевны Самсоновых.
    В 1943 г. она экстерном окончила Якутское педагогическое училище, в 1947 г. – Якутский учительский институт, а в 1951 г. заочно – отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Якутского государственного университета.
    Т.П.Самсонова педагогическую деятельность начала учителем русского языка и литературы в Тулагино-Кильдемской семилетней школе, затем работала в Хатасской семилетней школе и в средней школе №2 г.Якутска. В годы работы в школе Тамара Парфеньевна была делегатом от республики на Всероссийском совещании лучших учителей страны в Москве. Все годы работы молодой педагог добивалась отличных результатов. Главным в методике ее преподавания было обогащение словарного запаса, предупреждение речевых ошибок на основе учета интерферирующего влияния родного языка, развитие коммуникативных навыков обучающихся.
    Пытливый ум и желание поставить преподавание русского языка в якутской школе на высокий научный уровень привели ее в аспирантуру. В 1954 г. Тамара Парфеньевна, успешно сдав вступительные экзамены, поступила в очную аспирантуру Научно-исследовательского Института национальных школ Академии педагогических наук РСФСР. В ее жизни начался новый и очень важный этап: актовые лекции ведущих ученых страны в области методики преподавания русского языка, психологии, педагогики, лингвистики; участие в конференциях, научных дискуссиях и ученых советах, общение с аспирантами и докторантами из других регионов, работа в Ленинской библиотеке, знакомство с достопримечательностями Москвы. На формирование ее научных взглядов и на становление ее как ученого-методиста оказали влияние крупнейшие лингвометодисты двадцатого столетия Ф.Ф.Советкин, В.М.Чистяков, Е.И. Кореневский, А.Ф. Бойцова, Н.З. Бакеева, И.В. Баранников и другие. В 1957 г. Тамара Парфеньевна под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Бойцовой успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Методика преодоления ошибок фонетического происхождения в русской письменной речи учащихся 5 классов якутских школ» и стала первой ученой республики в области преподавания частных методик. Исследование Т.П.Самсоновой явилось реальным вкладом в педагогическую науку, ею в научный оборот введены такие понятия, как постановка мыслительной задачи на уроках русского языка в якутской школе, методика преодоления ошибок фонетического происхождения, комплексно-тематические и разговорные уроки. Многие положения диссертации легли в основу ее многочисленных монографий, учебников и учебно-методических пособий, разработанных на коммуникативной основе. Учебник русского языка для 2 класса якутской школы, написанный в 1949 г. в соавторстве с заслуженными учителями П.Н. и Н.Е.Самсоновыми, переиздавался 8 раз. Этот учебник получил высокую оценку рецензентов – учителей-практиков, а также крупных ученых, докторов педагогических наук, профессоров А.Ф.Бойцовой и М.Б. Успенского и признан лучшим учебником среди местных авторов. Весомым вкладом Т.П.Самсоновой и ее родителей в педагогику является ликвидация второгодничества в республике. В Хатасской СОШ вместе с сотрудниками Якутского филиала национальных школ РСФСР, преподавателями историко-филологического факультета ЯГУ, учителями-новаторами, членами кружка методики преподавания русского языка в национальной школе ими был проведен широкомасштабный эксперимент, и создана система методической работы по предупреждению второгодничества в республике.
В середине пятидесятых годов Парфений Никитич, Надежда Евменьевна и Тамара Парфеньевна были инициаторами открытия в республике подготовительных классов для детей, не посещающих детские сады и разработали учебно-методические пособия для шестилетних детей. Подготовительные классы были открыты для обеспечения равной доступности детей к возможностям для получения качественного воспитания и обучения. Время показало целесообразность данного подхода.
В научном списке Тамары Парфеньевны более 150 научно-методических трудов, которые неизменно пользуются интересом у широкой аудитории ученых-методистов, учителей-практиков, аспирантов и соискателей не только в нашей республике, но и за ее пределами.
    После успешного окончания аспирантуры Тамара Парфеньевна в 1957 г. была принята старшим преподавателем кафедры русского языка и общего языкознания. С тех пор вся ее профессиональная и творческая деятельность связана с родным университетом. Она прошла путь от старшего преподавателя до профессора. В годы работы в университете читала лекции по методике преподавания русского языка, вела спецкурсы по развитию связной речи, руководила педагогической практикой студентов в школах республики. Лекции и спецкурсы Тамары Парфеньевны отличались глубиной изложения, научностью, новизной идей, неразрывной связью с практикой.
    В 1961 г. русское отделение якутской школы (РОЯШ), где обучались будущие учителя для работы в якутской школе, было закрыто. Это, несомненно, повлияло бы на уровень качества подготовки учителей русского языка и литературы для якутской школы. В этих условиях необходимо было продолжить подготовку специалистов для якутских школ, учителей, которые будут работать в отдаленнных сельских местностях. В 1961 г. по инициативе Тамары Парфеньевны был создан научный студенческий кружок-семинар по проблемам методики преподавания русского языка в национальной школе. Через этот кружок предоставлялась единственная возможность ознакомить будущих учителей со спецификой преподавания русского языка в национальной школе, где ведущим принципом является учет родного языка. Кружок был призван обеспечить методическую подготовку учителей русского языка и литературы в национальной школе в соответствии с последними научными достижениями и приобщить студентов к научно-исследовательской деятельности. На заседаниях кружка обсуждались вопросы дидактики, эффективных методов обучения русскому языку, шли поиски новых подходов к обучению. Одновременно вели работу по развитию речевой культуры будущего педагога, проводили экспериментальную работу в образовательных учреждениях республики. Особое место в работе кружка уделялось разработке комплексно-тематических уроков. Кружковцы систематически посещали уроки ведущих педагогов, заслуженных учителей республики. Студенты принимали активное участие в республиканских конференциях и педагогических чтениях, выступали на курсах повышения квалификации учителей и в методобъединениях школ. Частыми гостями научного кружка являлись ведущие ученые нашей республики, Башкирии, НИИ национальных школ РСФСР(г. Москва). За 44 года работы кружок-семинар подготовил плеяду замечательных учителей и ученых. Научную школу Т.П.Самсоновой прошли около 600 студентов-филологов разных лет, из них свыше 200 удостоены российских и республиканских наград, многие являются обладателями грантов Президента РФ и Главы РС(Я), победителями международных, российских и республиканских конкурсов. Из числа кружковцев в замечательную когорту педагогов республики входят: Белина А.В., заслуженный учитель школы РСФСР, народный депутат СССР; Мордосова С.И., заслуженный учитель школы РСФСР, директор Хатасской СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых и СОШ № 14 в течение 15 лет; Уварова А.Е., заслуженный учитель школы РСФСР; Боярова М.П., заслуженный учитель школы РФ, бессменнный руководитель литературного музея и кружка «Поиск» Томторской школы Оймяконского улуса. Музей стал центром воспитания молодежи; Хатылыкова К.А., заслуженный учитель школы РФ, автор 12 учебно-методических пособий по нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию; Капустина Г.П., заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук; Саввинова Л.Н., заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета» и другие. Своим ученикам Тамара Парфеньевна стала надежным другом, каждая встреча, беседа с ней для нас, ее коллег и последователей, новая ступень в приобщении к добру, порядочности и высокой культуре.
    Профессор Т.П.Самсонова во время работы в университете постоянно принимала участие в международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях (Москва, 1968, 1984), Грозный (1971), Чебоксары (1980) и др.
Тамара Парфеньевна трижды избиралась членом Президиума ЯОСПС, была депутатом Якутского городского Совета депутатов трудящихся в течение трех созывов, внештатным сотрудником Якутского филиала НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР и незаменимым лектором ЯРИУУ, членом республиканского совета ветеранов педагогического труда, учебно-методического совета министерства просвещения ЯАССР, Попечительского совета Хатасской СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых. Ее огромный вклад в методическую науку, активная жизненная позиция снискали глубокое уважение в обществе. Подтверждением тому служат многочисленные награды, которыми были отмечены результаты ее многогранной творческой деятельности. Тамара Парфеньевна – заслуженный учитель школы ЯАССР, отличник просвещения СССР, Учитель учителей РС(Я), награждена медалями К.Д.Ушинского, «За доброе сердце и профессионализм», она является Почетным гражданином Сунтарского улуса, лауреатом республиканской премии имени Кирилла и Мефодия. Но самой высокой наградой для Тамары Парфеньевны является любовь и почитание ее многочисленных учеников и коллег.
    Невозможно представить Тамару Парфеньевну без дела, она и сейчас активна, поглащена работой, новыми идеями. После выхода на заслуженный отдых она опубликовала более 50 научно-методических работ. Среди них четыре книги: «Любим и помним» (Якутск, 1999. – 231 с.). О незабвенном и дорогом супруге, единомышленнике, аксакале высшего образования республики, талантливом математике, участнике Великой Отечественной войны Василии Васильевиче Алексееве. «Якутский Ушинский» (Якутск, 2000. - Т.1. - 320 с.; Т.2. - 376 с.). «Продолжение учителя в учениках» (Якутск, 2003. - 496 с.). В этом году завершила работу над рукописью «Школа добра, любви и творчества» (390 с.).
    Тамара Парфеньевна – живая история методики, которой посвятила всю свою жизнь и продолжает ее обогащать своими научными трудами. Она связующее звено между методистами прошлого и настоящего.
    Поздравляем дорогую нашу Тамару Парфеньевну со славным юбилеем и 80-летием филологического образования республики, желаем ей доброго здоровья на долгие годы, исполнения задуманного и новых творческих планов!

Никифорова Е.П., доктор педагогических наук, профессор, член научного студенческого кружка методики преподавания русского языка в национальной школе с 1978 по 1983 гг.