Значимые научные результаты

Значимые результаты научно-исследовательских работ:

 - исследование "великой традиции" якутской литературы на примере творчества народных писателей. Проведён анализ творчества народных писателей Якутии, продолжателей заложенной классиками национальной литературы "великой традиции". Уделено внимание выявлению, с одной стороны, общечеловеческого нравственно-философского содержания их произведений, а с другой – специфических особенностей их национального образного мышления и художественного мастерства. Результаты исследования представлены в формате научной монографии;



 - технологии обучения русскому языку как иностранному: I Азиатский международный форум «Новые горизонты РКИ». Цели исследования – анализ и продвижение актуальных технологий и лучших практик в области методики преподавания РКИ в поликультурном пространстве региона; организация совместных научных исследований в сфере РКИ;  развитие практико-ориентированного диалога преподавателей РКИ России и азиатских государств; разработка совместных научно-образовательных проектов; укрепление внутренних и внешних научных связей между русистами России, азиатских стран, преподавателями русского языка в поликультурной научно-образовательной среде северного региона РФ. На базе СВФУ создана инфраструктура, содействующая расширению научно-образовательного сотрудничества преподавателей РКИ из стран Азии;

 - исследование топонимов Республики Саха (Якутия): населенные пункты. Систематизированы материалы исследования ойконимов Республики Саха (Якутия), обосновано происхождение названий населённых пунктов полиязычного региона; привлечены сведения историко-этнографического характера; даны варианты написания ойконимов и административно-территориальная  характеристика объекта;




 - технологии формирования творческого читателя в процессе подготовки учителей русского языка и литературы в условиях федерального вуза. Дан анализ актуальных стратегий чтения студентов в условиях образовательной среды федерального вуза. Определены технологии формирования будущих учителей русского языка и литературы как компетентных читателей, владеющих адекватным современным требованиям методическим инструментарием воспитания творческих читателей на уроках литературы в общеобразовательной школе. Результаты исследования представлены в формате научной монографии.



– модель реализации коммуникативного потенциала участников клуба лингвокультурной направленности как формы и средства личностно ориентированного формирования коммуникативной компетенции, осуществляемого непрерывно и комплексно в системе дополнительного образования на основе интерактивных форм организации совместной деятельности иноязычной целевой аудитории в цифровой среде на базе Центров русского языка, литературы и культуры Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Позволяет строить досугово-образовательную, культурную, просветительскую деятельность на русском языке в онлайн-пространстве на основе диалога культур с применением интерактивных технологий в условиях клубной общности. В рамках гранта Министерства просвещения Российской Федерации в форме субсидий на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы РФ «Развитие образования». Соглашение № 073-15-2020-2637.

– интегративная модель «Графико-символического анализа текста» и инновационная модель «Семиотическая карта Якутии». Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке инновационных образовательных технологий на основе различных операционных систем, в том числе в использовании этноориентированных технологий, методов, форм, приёмов обучения РКИ с учетом специфики региональной образовательной среды Республики Саха (Якутия). Социальная значимость исследовательского проекта состоит в продвижении русского языка и образовательных программ на русском языке для обучающихся иностранцев из стран АТР, а также в создании открытой образовательной среды, способствующей развитию интереса у иностранцев к изучению русского языка, литературы, культуры, истории России, в совершенствовании научной, учебно-методической базы обучения РКИ.

– теория воплощения идеи национальной идентичности в якутской литературе. Исследованы принципы и приемы воплощения идеи национальной идентичности в якутской литературе, в частности, в творчестве А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, В.С. Яковлева-Далана, Н.А. Лугинова, выявлены основные закономерности и специфические особенности литературного процесса и его влияния на духовно-культурное развитие и формирование национальной идентичности народа. На примере творчества А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, В.С. Яковлева-Далана, Н.А. Лугинова проанализированы принципы и способы авторской этноидентификации, установлены формы и механизмы ее реализации в творчестве писателей, раскрыта национальная специфика построения системы образов, сюжета, композиции, определены хронологические рамки наиболее плодотворной творческой эволюции художников.

– исследование русских арктических старожил Якутии: экспедиция по сбору и изучению диалектного и фольклорного материалов. Современное языкознание считает актуальным описание модели национальной языковой личности. Исследования на материале русского языка позволяют говорить о таких чертах русской языковой личности, как контактность, неформальность речевого поведения, соборность и др, что помогает выявить коммуникативный эталон. Фундаментальной задачей исследования является выявление особенностей русской арктической языковой личности в отличие от общерусской. «Отрыв» от национального языка, постоянное иноязычное и инокультурное окружение привели к созданию уникальной субэтнической русской арктической общности, сохранившей однако русское самосознание, культуру, фольклор, язык. Русские арктические старожильческие говоры Якутии – это уникальное явление в языковой ситуации не только региона, но и всей страны. В места компактного проживания русских арктических старожилов республики в рамках поддержанного РФФИ проекта «Русские арктические старожилы Якутии: экспедиция по сбору и изучению диалектного и фольклорного материалов» с 16 по 30 апреля 2018 г. исполнителями гранта была организована и проведена экспедиция в Аллаиховский улус РС/Я/, поселки Чокурдах и Русское Устье с целью фиксации и сохранения современного самобытного языкового материала, фольклора и материальных памятников уникальной культуры. В состав членов экспедиции вошли два преподавателя и три студента.

– анализ нарративных стратегий в смене парадигм ХХ века: русская и якутская литературные традиции в аспекте мифологического начала (грант РГНФ, 12-04-00122; 2012-2014 гг.);

– система общезначимых символов устной традиционной культуры, которая может быть передана следующим поколениям; исследование способов хранения и передачи устной информации языка и фольклора русских старожилов; разработаны проблемы активного языкового и культурного взаимодействия русских и якутов. Разработан интеграционный проект «Русские Якутии в условиях иноязычия: язык, фольклор, традиционная музыка» (РФФИ 2012-2014 гг. 12-06-98-507-Р_восток_А_);

– исследование фольклорно-эпических традиций в прозе малочисленных народов России (на материале хантыйской, мансийской, ненецкой, чукотской, эвенкийской, нивхской литератур). Разработаны механизм трансформации и адаптации фольклорных и литературных жанров и  сюжетов в произведениях малочисленных народов России (на материале юкагирской прозы, поэзии, драматургии), а также концепция  интернет-сервера и электронных учебных пособий по литературам тунгусо-манчжурских и палеоазиатских народов (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы»);

– технологии поэтапного формирования читательской компетенции обучаемых в контексте литературного образования; исследованы и обоснованы методологические принципы технологии воспитания компетентного читателя в процессе анализа и интерпретации современного художественного текста с учетом деятельностного характера, личностной ориентации и диалогической направленности обучения. Апробирована в образовательных учреждениях РС (Я) и Иркутской области; опубликована в монографии «Формирование читательской компетенции в контексте литературного образования учащихся старших классов» (2010 г.; ISBN 978-5-471-00481-8). Разработана концепция поддержки и развития чтения в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) – поддержана профессиональным сообществом и Советом СВФУ по развитию гуманитарного знания;

– методика знаково-символического моделирования в процессе анализа художественного текста как средство, обеспечивающее логическое упорядочивание учебного материала, его восприятие, запоминание и воспроизведение. Апробирована в образовательных учреждениях РФ, Японии, Монголии, Китая. Результаты опубликованы в международном сборнике научно-методических статей «Актуальные проблемы литературного образования в современном вузе и школе» (2010 г.),  учебном пособии «Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной  подготовки учителя-словесника» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15708. Институт научной информации и мониторинга ГАН РАО. Дата выдачи 12.05.2010 г.);

– технология речевого влияния в диалоге коммутатор – потребитель информации как целостный лингвокультурный феномен речевого взаимодействия и принципиальная схема восприятия и переработки текстовой информации; сформулированы основные принципы и направления трансформации медиасистемы полиэтнического региона и место в этой системе этнической журналистики как ее компонента; предложена модель медиасистемы полиэтнического региона, включающая традиционные и новые СМИ, этнические издания и основные направления ее формирования с учетом глобализации информационного пространства (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)»);

– теория онтологического прочтения современной русской прозы: исследование проблемно-тематического поля, обуславливающего развитие малых эпических форм в русской литературе конца ХХ – начала XXI вв.; введено онтологическое прочтение русского рассказа;

–  модель комплексного анализа медиа-текстов – модель описания языка региональных газетных текстов на основе стилеобразующих факторов; последовательно осуществлен комплексный функционально-стилистический и дискурсивный подход, позволяющий охарактеризовать стилеобразующие признаки региональных газетных текстов; уточнены понятия «концептуальная структура текста», «событийный концепт», «событийная модель» с учетом региональной специфики изучаемых текстов; введено понятие «национальный контекст», рассмотренное с позиций его роли в процессе интерпретации текста языковым сознанием адресата; предложено деление газетных текстов с учетом национального контекста на «свои» «другие», «чужие»; описаны средства выражения стилеобразующих признаков и определены способы их организации для репрезентации события в газетно-публицистических текстах; экспериментальным путем выявлен их перлокутивный эффект; в научный оборот введен новый региональный материал;

– теория творческого саморазвития обучающихся в условиях гуманитаризации образования: исследование процесса формирования готовности обучающихся к творческому саморазвитию в контексте гуманитаризации образования; описаны условия педагогического сопровождения и эффективного управления творческой деятельностью обучающихся в процессе литературного образования;

– технологии формирования эффективных общественных коммуникаций субъектов Азиатско-Тихоокеанского региона, учитывающие специфику региональной системы общественных коммуникаций в сфере туризма;

– модель процесса формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью, представляющая собой целостное единство взаимообусловленных, преемственно взаимосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательно-воспитательном процессе вуза компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного, – обеспечивающее принятие студентами нравственных ценностей в качестве личностных ориентиров в созданных педагогических условиях;

–  определены, теоретически обоснованы и опытно-экспериментальным путем проверены на практике педагогические условия, обеспечивающие формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью;

– исследование языка и фольклора русских старожилов и якутов, разработаны проблемы варьирования общерусских слов во фразеологических единицах старожильческих говоров Якутии, активного языкового и культурного взаимодействия русских и якутов. Обоснован культурологический подход при описании слова в фольклорном тексте; проведена выборочная интерпретация 50 словарных единиц, раскрывающая семантику и семиотические функции ключевых слов и символов культуры с широким привлечением сравнительно-исторических данных;

– теория анализа национально-художественных традиций русскоязычной поэзии в условиях билингвизма в Якутии (1970-90 гг.); исследование посвящено актуальной теме якутского литературоведения – современной русскоязычной якутской поэзии как особому феномену, исследуемому в русле общей проблемы билингвизма на основании выявления национально-художественных традиций. Проблема взаимодействия русской и якутской литератур рассматривается на основе анализа произведений А.К. Михайлова, С.С. Осипова, А. Дойду, А. Мурана, поэтов литературного объединения «Белая лощадь». Впервые современная русскоязычная якутская поэзия рассмотрена как особый историко-литературный художественный феномен; выявлены и показаны процессы взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур в сферу художественной литературы;

– теория этнокультурной специфики образа себя и образа другого в языковом сознании русских, якутов, эвенков и эвенов; раскрывается специфика образа «себя» и образа «другого» (авто- и гетеростереотипов) русских, якутов, эвенков, эвенов, а также объяснится, исходя из особенностей культур (картин мира) сопоставляемых этносов. Теория выявляет факторы, влияющие на формирование содержания стереотипа понимаемого как вид значения; в установлении общего и различного (культурно обусловленного) в содержании авто- и гетеростереотипов в русской, якутской, эвенкийской и эвенской языковой картине мира; в раскрытии национально-культурной специфики языкового сознания русских, якутов, эвенков и эвенов, что вносит определенный вклад в развитие теории межкультурного общения. Новизна исследования заключается в том, что впервые объектом психолингвистического исследования становятся авто- и гетеростереотипы русских, якутов, эвенков и эвенов в языковой картине мира; впервые описана национально-культурная специфика авто- и гетеростереотипов в якутской, эвенкийской и эвенской языковой картине мира в сопоставлении с авто- и гетеростереотипами в русской языковой картине мира; впервые получены, описаны и систематизированы данные об авто- и гетеростереотипах в языковом сознании носителей якутской, эвенкийской и эвенской культур;

– теория языковой картины мира русских старожилов (на материале народных говоров, бытующих на Северо-Востоке РФ) (авт. Павлова И.П., Жондорова Г.Е., Бердникова Т.А.). В рамках антропологических исследований рассмотрен образ русского человека в контексте северной картины мира: внешность, характер, отношение к труду, своему языку и взаимоотношения с представителями других народов. Образ человека – многоплановое, структурированное образование,с формировавшееся в сознании социума и объективированное языковыми средствами. Оценка человека является важной частью языковой картины мира носителей говора. Исследование образа человека осуществлено с помощью лексико-семантических групп (ЛСГ): «внешний человек», дающий оценку внешности человека преимущественно в фольклорных текстах; «внутренний человек», выражающий отношение носителей диалекта к основному параметру жизни – труду; представления об окружающих других людях.

Лексика, связанная с характеристикой внешности человека, представлена по нескольким параметрам: здоровье, большая физическая сила, ловкость, специальных знаний, интеллектуальные способности человека, отношение к труду. Так, например, установлено, что ЛСГ «человек ленивый» состоит из негативных оценок-характеристик человека. Она противостоит ЛСГ «человек трудолюбивый», объединяющей слова – положительные характеристики, немногочисленные по своему составу. Социальной морально-этической и нравственной нормой, эталоном в старожильческих русских говорах признается не безразличное, нейтральное, а положительное, добросовестное отношение к труду. Отклонение от этого эталона оценивается негативно и осуждается обществом, что находит отражение в языке. Слова и фразеологизмы, содержащие в себе эмотивную и экспрессивную оценку человека по тем или иным качествам, систематизированы в соответствии с нравственными признаками. Выявлено, что характеристика человека по отношению к другим является самой частотной. Установлено, что активными оказались номинации с оценкой человека, содержащие модус осуждения и неодобрения.

Пример: СхемаЛСГ «ЧЕЛОВЕК ЛЕНИВЫЙ»

‘человек ленивый/не любит трудиться, учиться, заниматься общественно полезным трудом/несерьезный/ходит без дела, бесцельно, праздно  проводит   время’

балбан, балаболка, балабош, вертешка, бултун, быдло, бугай

‘человек ленивый/не может, не хочет трудиться, учиться/малознающий, недалекий’

балбан, балабош, быдло, беспут, безуемник, беспонятной

‘человек ленивый/не любит, не хочет трудиться/грубый, дерзкий/лживый/ сплетник/много говорит, пустомеля’

алыра, алырник, алырщица, алырь, аляс, алясник, балаболка, балабош, бачабошка, басневитой, басник, баюн, бездельник, беспонятной, беспут, брехун, бултун, варнак, вракун, бултуш, задорной

‘человек  ленивый/не трудится, не работает/опустившийся, пьяница’

бакалда, бахалда, варнак

‘человек ленивый/медлительный, малоподвижный, неповоротливый, неуклюжий’

бугай, быдло

‘человек ленивый/любит легкий труд/заискивающий перед начальством, льстит, раболепствует’

блюдолиз, блюдолизник

‘человек ленивый/неопрятный, не следящий за собой/не умеющий сделать что-либо полезное, нужное/

арахлей, арахлейка, арахлеватой, рохлей, рахлейка

Авторами сформирована модель риторического идеала русских старожилов Якутии: осуждают тех, кто употребляет инвективы и матизмы. Отмечено, что в оценочных номинациях немаловажную роль в концептуализации играет не только лексическое значение, но и внутренняя форма слова, в некоторых случаях отмечена гендерная ориентация номинаций.

Впервые на материале русских старожильческих говоров рассмотрены заимствования из якутского языка. Описано обыденное, ненаучное знание потомков русских старожилов о бытующем диалекте. Отмечено наличие высокого уровня языкового сознания.  Полученные данные позволяются предположить, что младшее поколение ориентировано на сохранение территориального диалекта как в своей речевой практике, так и в передаче диалекта последующим поколениям.

Описание фрагмента языковой картины мира русских старожилов в Арктике создает условия для национальной идентификации русского населения региона как выразителей и хранителей культурных ценностей в их общих и специфических чертах. Необходимость лингвистических исследований для взаимопонимания народов, диалога национальных культур является очевидной.

Результаты исследования применимы в междисциплинарных сопоставительных исследованиях локальных групп с «низовыми» /«народными»/ версиями культуры  для выяснения традиционных и инновационных потенциалов различных элементов  русской  традиционной культуры (в том числе русских, проживающих за пределами России);

– анализ данных социологического исследования региональной печатной прессы  на материале улусных (районных) газет Республики Саха (Якутия) о взаимоотношениях редакции с аудиторией и учредителями, экономическом состоянии редакций. Авторы: Смирнова О.В., к.филол.н., завкафедрой периодической печати и замдекана Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (руководитель исследования); Сидоров О.Г., заведующий кафедрой журналистики ФЛФ СВФУ им. М.К. Аммосова. Авторы программы и анкет исследования: Л.Г.Свитич, А.А.Ширяева при участии А.В.Вырковского, Л.А.Каллиомы, М.М.Лукиной, О.Г.Сидорова. 

Сведения о публикации:

1) Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Сидоров О.Г. Коммуникативные процессы и экономика редакций по результатам опроса журналистов в улусных (районных) газетах РС (Я) // Вестник СВФУ. – 2016. – № 1 (51) – С.119-132.

2) СвитичЛ. Г., Сидоров О.Г., Смирнова О.В.Районные газеты Якутии и их аудитория (по результатам опроса журналистов) // Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник № 9. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. – С. 51-76.

3) Монография: Свитич Л.Г., Сидоров О.Г., Смирнова О.В.Улусные (районные) газеты Республики Саха (Якутия).Социологическое исследование (опрос редакторов и журналистов). – Сдана в печать. Дата выхода – декабрь 2016 г.

Сущность, новизна, значимость результата и прогноз его применения:

Дан анализ результатов социологического исследования улусных (районных) газет полиэтнического субъекта РФ Якутии, проведенного факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и кафедрой журналистики СВФУ им. М.К. Аммосова. Данные получены при опросе редакторов и журналистов этнических газет РС (Я) о взаимоотношениях редакции с аудиторией и учредителями, экономическом состоянии редакций, качестве подготовки журналистских кадров. Обследовано 60 сотрудников (14 редакторов, 46 журналистов) 24 районных газет (71 % газет данного типа в регионе), издающихся на якутском языке, на русском языке, и журналистов, объединенных редакций, которые выпускают оригинальные издания на русском и якутском языках.

Исследование выявило, что отношения редакций с учредителями в целом соответствуют требованиям социально-экономической ситуации региона, сотрудники удовлетворены государственным статусом изданий, финансовым положением редакций. Авторами определены также и проблемы, обусловленные трудностями распространения изданий, обеспеченностью современной техникой и транспортными средствами, низкой оплатой труда журналистов, высокой арендной платой, налогами. Зафиксированы факторы ограничения профессиональной независимости редакции в области публикации информации, касающейся особенно острых и закрытых проблем в жизни улусов (районов). Также выявлено, что в реальной аудитории преобладают читатели старшего возраста, остро стоит задача по привлечению молодежи. Проведено сравнение с полученными по научно-исследовательскому проекту факультета журналистики МГУ «Газеты малых и средних городов России»общероссийскими данными по городов РФ, в которых издаются и городские, и районные газеты.

Подобное обширное исследование проводилось в Якутии впервые.

Авторами разработаны и представлены Главе (Ил Дархану) Республики Саха (Якутия), Департаменту по делам печати и телерадиовещанию РС(Я), Союзу журналистов РС (Я) рекомендации о государственной поддержке районных изданий. Содержание исследования также транслировано в формате докладов на международных научно-практических конференций и публикаций в научных изданиях МГУ и СВФУ профессиональному сообществу для применения в развитии медиасистем полиэтнических регионов России.

Ответы журналистов и редакторов на вопросы: «Каковы, на Ваш взгляд, наиболее важные задачи вашего издания сегодня?», «Как Вы считаете, в какой мере вашей газете удается реализовать перечисленные задачи?» (в % к числу опрошенных)

ЗАДАЧИ

Ранжировано по второй колонке

 

Задача очень важная

Задача реализуется в полной мере

Ранг

1.Информирование о важнейших событиях в жизни улуса (района)

97

92

1

2.Привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни улуса

92

75

3

3.Информирование о решениях и действиях органов местной власти,информационная поддержка важных для улуса решений органов власти

82

77

2

4.Содействие развитию у населения чувства малой родины, причастности к жизни улуса (района), патриотизма

82

53

7-8

5.Пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание

80

58

4

6. Организация общественных обсуждений по важным вопросам жизни улуса (района), выражение общественного мнения

80

28

17

7. Содействие сохранению и функционированию национальной культуры, языка, традиционных народных промыслов

75

57

5

8. Содействие развитию местного самоуправления, гражданского общества

75

47

10

9. Формирование общественного мнения

72

40

11-12

10.Содействие социально-экономическому развитию улуса (района)

67

55

6

11. Социальная защита людей, помощь в конкретных житейских делах

67

40

11-12

12. Просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории

62

37

13

13. Информирование о важнейших событиях в жизни региона

60

48

9

14. Содействие развитию культурно-исторических традиций

53

53

7-8

15. Идеологическое, политическое ориентирование аудитории

53

32

15

16. Помощь в общении и установлении взаимопонимания между различными слоями, группами населения

53

25

18-19

17. Информирование о решениях и деятельности государственных органов власти более высокого уровня

52

32

16

18. Консультативная роль, публикация практически полезной, справочной информации

48

25

18-19

19.Информирование о важнейших событиях в жизни страны

43

18

20

20. Контроль над деятельностью должностных лиц

30

13

21-22

21.Распространение рекламной информации

28

35

14

22. Содействие отдыху, развлечению аудитории

25

13

21-22

– анализ архивных историко-биографических и историко-литературных данных о жизни и творчестве писателя, поэта, ученого, политика, мыслителя, одного из основателей якутской литературы, науки, образования, государственности современной Республики Саха (Якутия) П.А. Ойунского (авт. Сидоров О.Г.).

Сведения о публикации: Сидоров, О. Г. Платон Ойунский / Олег Сидоров. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 285 [3] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий; вып. 1581). Тираж: 3 000 экз.

Сущность, новизна, значимость результата и прогноз его применения:

комплексно исследуются архивные историко-биографические и историко-литературные данные о жизни и творчестве якутского писателя, поэта, ученого, политика, мыслителя Платона Алексеевича Ойунского. Описана его роль в историко-литературном процессе XX века, а также значение в развитии якутской литературы, науки, образования и государственности современной Республики Саха (Якутия). Выявлено, что творчество Платона Ойунского (1893 – 1939 гг.) является уникальным примером воплощения одним человеком многовековой истории развития литературы – от древнего эпоса до революционных стихов. Он по праву считается одним из основателей молодой якутской литературы.

Для анализа автором использованы материалы Союза писателей Якутии, Национального архива Республики Саха (Якутия), Литературного музея им. П.А. Ойунского, Таттинского филиала Республиканского музея истории государственности имени П. А. Ойунского, Музея истории науки им. Г.П. Башарина.

Впервые в новейшей истории Якутии разносторонне, в контексте исторических событий 20-30 годовXX века исследованы и описаны для широкой целевой аудитории России факты биографии великого сына народа саха от его рождения в отдаленном таежном селении до гибели в годы сталинских репрессий.

Результаты исследования применимы в изучении специфики истории литературы, культуры, науки и образования Республики Саха (Якутии), определении современного состояния и перспектив их развития, роли в социально-культурной жизни России;

– анализ результативности институциональной политики государства в области высшего образования на примере федерального университета. Авторы: Гунько Т.А. (Университет Виктории, Виктория, Британская Колумбия, Канада), Панина С.В., Залуцкая С.Ю. (Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, Россия).

Сведения о публикации: Article «Establishing World-Class Universities in Russia: Case Study of a Federal University» («Создание университетов мирового класса в России:социологическое исследование федерального университета»)// Assembling and Governing the Higher Education Institution: Democracy, Social Justice and Leadership in Global Higher Education. – Edited by Lynette Shultz & Melody Viczko, Editors. – Kanada, 2016. – P. 331-349.       

Сущность, новизна, значимость результата и прогноз его применения:

Дан анализ деятельности федерального вуза России по повышению его научно-практического профиля на национальном и международном уровне. Авторами исследованы отдельные аспекты институциональной политики и результативность использования научно-исследовательских и учебных стимулов в федеральном университете. Анализ основан на данных социологического обследования преподавателей с целью выявления перспектив новой политики государства в системе высшего образования. Признавая важность усилий, предпринятых для содействия научным исследованиям в университете, авторы выявили ряд организационных проблем, требующих адекватного решения, и пришли к выводу, что развитие культуры передового опыта в сфере высшего образования – процесс длительный и сложный, нуждающийся в привлечении значительных финансовых и людских ресурсов, а также равного участия администрации и преподавателей в развитии федерального университета, выполнении его миссии.

Результаты исследования дают возможность прогнозировать характер развития научно-образовательной деятельности федеральных вузов России в условиях демократизации образования, находить новые методы реформирования университетов  в соответствии с требованиями глобальных институциональных основ системы высшего образования, использовать лучшие практики управления системой высшего образования с целью придания ей устойчивости и эффективности.

Данные исследования применимы для проведения сравнительно-сопоставительного анализа деятельности университетов России, Европы и других стран мировой системы высшего образования;

– анализ функционирования русского языка на территории Северо-Востока России с XVII  века по настоящее время и технология формирования речеведческих и риторических компетенций в условиях полилингвизма. Авторы: Тарабукина М.В., Габышева М.М., Гермогенова И.Н., Мординова Г.А., Никаева Т.М., Осина А.В., Печетова Н.Ю., Самсонова Л.Н., Скрябина Н.П., Старостина А.С., Бердникова Т.А., Титов Я.Н., Коржикова Н.В.

Сведения о публикации: «Вестник научных конференций». – Том 6 «Векторы развития современной региональной лингвистики»). Наука, образование, общество // По материалам международной научно-практической конференции. – Тамбов, 30 сентября 2016 г. (РИНЦ, ISSN 2412-8988, DOI: 10.17117/cn.2016.09.05 http://ucom.ru/doc/cn.2016.09.05.pdf, 2016 · N 9-6(13).

Сущность, новизна, значимость результата и прогноз его применения: исследуется функционирование русского языка в разных сферах общения (язык памятников, язык СМИ, язык художественных произведений) в условиях полилингвизма для выявления региональных особенностей русского языка на территории Северо-Востока Сибири, обусловленных сложившейся в регионе этноязыковой ситуацией, которая в республике сформировалась под влиянием активных урбанизационных процессов, сопровождавшихся интенсивными межэтническими контактами. Кроме того, дается анализ особенностей картины мира жителей республики и ее отражения в языковых единицах разного уровня.

Также авторами исследования определены технологии формирования речеведческих и риторических навыков у студентов, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи», и студентов, изучающих русский язык как иностранный; уделено внимание процессам эффективного взаимодействия обучающихся в межкультурной коммуникации.

  Полученный результат может применяться в прикладных кросс-культурных исследованиях в качестве материала для контрастивного сопоставления и использоваться в образовательном процессе вузов, занимающихся подготовкой специалистов гуманитарного профиля, в том числе в обучении русскому языку как неродному и иностранному;

– теория трансформации поэтики сновидений, мотива сна в повестях и рассказах И.С. Тургенева в соотношении с мировоззрением писателя (авт. Дедюхина О.В.).

Сведения о публикации: содержание исследования отражено в статьях, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, в научной монографии «Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева (проблемы мировоззрения и поэтики)». – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 189 с. Находится в печати, должна выйти в ноябре 2016 г.

Сущность, новизна, значимость результата и прогноз его применения: изучены трансформации поэтики сновидений, мотива сна в повестях и рассказах Тургенева на протяжении всего творчества в соотношении с мировоззрением писателя. Выявлено, что мировоззрение Тургенева, в частности натурфилософия, естественнонаучные воззрения второй половины XIX века, эстетические взгляды и своеобразие психологического метода стали основой формирования поэтики сновидений в повестях и рассказах  писателя. Определены основные модификации мотива сна в повестях и рассказах Тургенева: «любовь-сон», «поэзия-сон», «счастье-сон», «смерть-сон». Доказано, что доминантным становится мотив «жизнь-сон», наиболее полно реализованный в «таинственных повестях»; сны и видения в повестях и рассказах Тургенева полифункциональны: они являются приемом психологизма, выполняют характерологическую, сюжетообразующую, концептуальную функции, представляя собой особую знаковую систему, способствуют формированию философского подтекста.

Автором выделено несколько основных типологических разновидностей онирических эпизодов: сновидения и видения (галлюцинации) персонажей, видение, созданное воображением, гипнотический сон, сон природы, воспоминание-сон, реальность, подобная сну. Самой обширной по семантике является группа пророческих снов, предвещающих смерть. Определены характерные черты героя-сновидца, который, как правило, является одиноким, мечтательным человеком, иногда нервным, мнительным, далеким от рационального восприятия мира. Также осуществлён анализ символических образов, изучение своеобразия художественного времени и пространства, тенденции в соотношении реального и ирреального в текстах, включающих онирические эпизоды.

Впервые осуществляется комплексный анализ снов и видений персонажей в повестях и рассказах И.С. Тургенева на протяжении всего его творческого пути, определяются различные модификации мотива сна, выводится оригинальная типология снов и видений, типология героев-сновидцев, расширяется взгляд на образно-символическую систему в художественном мире писателя, выявляются функции сновидных эпизодов.

Результаты исследования углубляют современную научную картину изучения творческого наследия И.С. Тургенева, вносят новые данные в теорию эволюции эстетической системы писателя, разработку таких актуальных литературоведческих проблем, как психология творческого процесса, связь мировоззрения с научными идеями его времени. Полученные результаты применимы в теории и практике современного литературного процесса.


 








              
           
     
                    
     PR ФЛФ
     Олег Дмитриевич Якимов - профессор кафедры журналистики      Мира Яковлевна Мишлимович - профессор кафедры методики преподавания