Научная работа

Структура факультета и кадровый состав

В составе факультета 8 кафедр; 73 штатных преподавателя, из них 7 докторов и 43 кандидата наук. Остепененность – 68%.

На филологическом факультете функционируют:

7 научных кружков;

14 проблемных групп;

14 научных семинаров;

Центр социальной рекламы;

Агентство студентов по связям с общественностью;

Творческая лаборатория;

Центр "Филолог и Я"



Приоритетное направление научных исследований.

Русская филология в поликультурном пространстве Северо-Востока России.

Инициативные темы научных исследований кафедр.

В рамках НИР ФЛФ проводятся исследования по проблемам:
- функционирования якутской словесности и фольклора в контексте мировой культуры (рук. доц. Иванова О.И.);
- взаимодействия и развития языка и национальной культуры (рук. доц. Павлова И.П.);
- речевой коммуникации в разных сферах общения (рук. доц. Тарабукина М.В.);
- типологии литератур ХХ века (рук. доц. Ощепкова А.И.);
- проблемам теории и практики региональных массовых коммуникаций (рук. доц. Сальникова О.М.);
- системы периодической печати Восточной Сибири и ее трансформации (рук. зав.кафедрой Сидоров О.Г.);
- преподавания русского языка и литературы в школах Республики Саха (Якутия) в условиях модернизации системы образования (рук. проф. Дмитриева Е.Н.).

Перспективные направления научных исследований для региона.
1. Фольклор: способы хранения и передачи устной информации
2. Русское слово на Крайнем Севере (этнолингвистические аспекты изучения русских старожильческих говоров Якутии).
3. Языковая картина мира русских старожилов Арктики.
4. Русские старожилы Якутии: экспедиция по сбору, изучению и анализу диалектологического и фольклорного материалов.
5. Лингвистический портрет г. Якутска / Республики Саха (Якутия).
6. Сравнительная типология литератур северо-востока Сибири.
7. Нарративные стратегии в смене парадигм ХХ века: русская и якутская литературные традиции в аспекте мифологического начала.
8. Медиасистемы национального региона в эпоху глобализации.
9. Роль социальной рекламы в патриотическом воспитании учащейся молодежи Республики Саха (Якутия).
10. Изучение уровня читательской культуры и формирование основ читательской компетентности учащейся молодежи Республики Саха (Якутия).
11. Проблемы речевой коммуникации в полиэтнической среде.
12. Факторы влияния и тенденции развития общественных коммуникаций субъектов Азиатско-Тихоокеанского региона.
13. Проблемы теории и практики формирования региональных массовых коммуникаций: реклама и связи с общественностью.
14. Инновационные технологии имидж-строительства региона как способа социальной адаптации населения. 

Приглашаемые ведущие российские и зарубежные ученые для проведения научных исследований.
1. Тертычный А.А., д.ф.н., профессор каф. периодической печати МГУ (г. Москва).
2. Кривоносов Д.А. – д.филол.н., профессор Европейского института PR, зав.каф.»Связи с общественностью» ФИНЭК (г. Санкт-Петербург).
3. Ибрагимова В.Л. – д.ф.н., профессор БашГУ (г. Уфа).
4. Костюшкина Г.М. – д.филол.н.к, профессор Иркутского государственного лингвистического университета (г. Иркутск).
5. Паршин П.Б. – к.ф.н., доцент, профессор МИР (Московский институт рекламы), ст.научный сотрудник МГИМО МИД РФ (г. Москва).
6. Сосновская И.В. – д.п.н., профессор кафедры литературы и методики литературы Иркутской государственной педагогической академии (г. Иркутск).
7. Маранцман Е.К. – д.п.н., профессор кафедры технологии обучения русскому языку и литературе Санкт-Петербургского Российского государственного педагогического университета (г. Санкт-Петербург).
8. Калимуллина Л.А. – д.ф.н, зав.кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания БашГУ (г. Уфа).
9. Жданов В.Н. – к.филол.н., профессор университета Саппоро (Япония).

Подготовка научно-педагогических кадров.


На факультете проходят подготовку очной и заочной форм обучения 15 аспирантов.

Научных руководителей аспирантов – 8 человек, из них 6 преподавателей – члены диссертационных советов.

Научно- исследовательские работы и разработки студентов:

1. Социально-культурные научно-практические проекты в сфере региональных связей с общественностью. 

2. Научно-практические проекты по проблемам формирования читательских компетенций учащихся.

3. Разработки в области методики знаково-символического моделирования в процессе анализа текста.

4. Междисциплинарные исследования по проблемам взаимодействия русской литературы, фольклора и литератур народов Якутии.

5. Разработки портрета языковой личности (на материале Республики Саха (Якутия).

6. Научно-практические разработки отдельных аспектов функционирования региональных СМИ.

7. Материалы анализа речи носителей языка на территории Якутии.


Основные ежегодные научные мероприятия.

Наименование мероприятия

Дата, место проведения

Организаторы, исполнители

Всего участников, в т.ч. зарубежных

Международные

1

Международная научно-практическая конференция по проблемам формирования имиджа субъектов Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках Всероссийского фестиваля массовых коммуникаций «Дни PR в Якутии»

Март / июнь,
г. Якутск

Кафедра рекламы и связей с общественностью

300

2

Международная научно-практическая междисциплинарная интернет-конференция «Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации»

Апрель, интернет-площадка

Кафедра русского языка

100

Всероссийские
3Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Слово в романе: проблемы междисциплинарного исследования» (памяти профессора Переверзина В.М.)

Сентябрь / октябрь,

интернет-площадка
Кафедра русской литературы ХХ века и теории литературы55
4

Всероссийская

интернет-конференция «Проблемы межлитературного взаимодействия» (памяти профессора М.Г. Михайловой)

Март,

интернет-площадка
Кафедра русской и зарубежной литературы 55
Региональные
5

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Современные образовательные технологии в поликультурном информационном пространстве»

Март,

г. Якутск. 

Кафедра МПРЯиЛ100
6Дни славянской письменности и культуры14-24 мая,  г. Якутск Кафедра русского языка150
7День русского языка

1-6 июня,

 г. Якутск 
Кафедра русского языка500
8Научные мероприятия по проблемам сохранения языка русских старожилов в Якутии

Октябрь,

г. Якутск
Кафедра общего языкознания и риторики50
9Научно-практический семинар по рекламе «Традиции и новаторство использования рекламных технологий»

Ноябрь,

г. Якутск
Кафедра рекламы и связей с общественностью50
10Научные мероприятия по проблемам функционирования СМИ в условиях полиэтнического региона

Ноябрь/декабрь,

г. Якутск
Кафедра журналистики150
11Научная студенческая конференция «Филологические науки в XXI веке»





Из истории становления науки на ФЛФ

Отчет высшего филологического образования начался формально с 1935 года. 
Но филология – это специальность, в сильной степени связанная с традициями, ментальностью и духовной культурой народа. Поэтому успешное развитие филологической науки в Якутии стало возможным благодаря усилиям нескольких поколений энтузиастов, просветителей и ученых, которые создали прочный фундамент гуманитарной науки.







Начиная со второй половины 1930-х гг., с развитием высшего филологического образования в республике, основными научными направлениями становятся исследования исторической лексики русского языка (Бабкин А.М., известный специалист по историческому циклу лингвистических дисциплин, впоследствии доктор филологических наук, профессор, лауреат Ленинской премии), проблемы функционирования классической русской литературы (Яковлев В.В., Рейнгард Н.Н., Тэн А.Н.).

С 1950 – 60-х гг. начинают исследоваться русские говоры на территории северо-востока страны (доц. Дружинина М.Ф.), а с 1970-х годов появились постоянно действующие диалектологические экспедиции по Лене, Яне, Индигирке, Колыме и др. местам Севера, где живут потомки первопроходцев Сибири (Дружинина М.Ф., Самсонов Н.Г.). Литературоведы обращаются к исследованию русско-якутских литературных связей (Пасютин К.Ф.), жанрово-стилевых процессов в русской литературе второй половины XIX века (Альбина З.Н., Лебедев В.А., Попов И.Г.).

В 1970 – 1980 гг. преподаватели лингвистических кафедр во главе с профессором Н.Г. Самсоновым на протяжении ряда лет работают над важнейшей социолингвистической проблемой «Русский язык в Якутии», которая рассматривается как в плане теоретическом, так и практическом: изучается взаимодействие русского языка с языками аборигенов Якутии, русская устная речь и русские говоры, ономастика, двуязычие и интерференция.