Методические портреты

Сеничева Наталья Кирилловна

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №29 г.Якутска, Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный учитель РФ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

Моя профессия  - Учитель.



Образование - высшее, ЯГУ, ИФФ, РО, 1971г.

Педагогический стаж - 44 года

Звания и награды:

Учитель-методист,

Стипендиат фонда « Дети Саха-Азии»,

Учитель-исследователь,

Серебряный знак «За вклад в развитие столичного образования»,

 Знак «Учитель ученических признаний», 

обладатель Гранта Президента РФ

Достижения учащихся в олимпиадах городского и республиканского уровней: 1 победитель, 10 призеров; два призера олимпиады СВФУ. Достижения учащихся в творческих конкурсах: 4 победителя, 6 призеров.


Каждый день в 7 часов утра я стою на остановке "Сайсары" и жду какой-нибудь автобус, чтобы в середине пути пересесть на другой и добраться, наконец, до моей любимой школы № 29. Я делаю это 44 года. Одним путем... В одну школу... Как хорошо, что есть свободное местечко: стоять с тяжелой сумкой, набитой тетрадями и книгами, далеко не веселое занятие с утра. А как часто именно так я добираюсь до своей работы. Сегодня есть местечко - можно удобно устроиться у окна автобуса и помечтать или подумать... В отличие от тех учителей, что мечтали об учительской профессии с детства, я хотела стать летчиком. Небо манило меня своей бесконечностью, чистотой, загадочностью. Родители только посмеивались и советовали каждый свое. Жизнь распорядилась по-своему. Вместе с родителями я приехала в Якутск в 1966 году после окончания 11 класса. Выбрала историко-филологический: всегда любила литературу. "Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь", - писал мой любимый поэт А.Блок в цикле "Родина". Своей "теме"- теме учительства я тоже посвятила жизнь. Как говорится, Господь подвигнул, а дальше... 45 -й год я подхожу к родной школе, захожу на знакомое крыльцо, открываю входную дверь... И вот оно! Царство радости и счастья, великого труда и упорства! Вот они: непослушные и воспитанные, молчаливые и разговорчивые, способные и не очень... Как научить каждого? Ведь всему, что должен знать человек, научить невозможно. Значит, следует указать путь... Меняются приоритеты, программы, появляются новые технологии и методики, но неизменным остается главнейшая задача учителя - научить воспитанника трудиться. Научить самостоятельности, помочь почувствовать себя успешным, научить желанию преобразовывать мир. Делать его лучше, счастливее. Но еще более важной задачей является воспитание школьников. Урок литературы несет в себе этот воспитательный потенциал. Не случайно темами научного исследования я выбирала следующие:"Нравственное воспитание на уроках литературы", "Формирование нравственного идеала на уроках литературы", "Особенности мотивации в математическом классе", Интеграция на уроках литературы", "Нравственное воспитание учащихся средствами современного урока". С.Соловейчик писал:" Воспитание - это искусство ,и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека". Дополним это высказывание. Литература - это искусство слова, которое воспитывает личность, свободную личность. Личность , которую я уважаю, с мнением которой считаюсь. Я и мои ученики - это неразрывное целое. Мы читаем вместе, мы рассуждаем и оцениваем вместе, мы выносим вместе приговор героям или оправдываем их поступки, мы растем вместе. Каждый раз с трепетом захожу в класс, чтобы вместе с моими учениками всплакнуть над судьбой Сони Мармеладовой и восхититься силой ее характера, чтобы пережить трудные минуты вместе с Машей Мироновой, чтобы посмеяться над персонажами рассказов А.Чехова. Каждый раз на уроке проживаем с подростками жизнь героев В.Шаламова, В.Шукшина, Ф.Абрамова. Да разве всех перечтешь?! Именно на уроке литературы мы формируем душу ребенка. Мы учим наших школьников любить жизнь, быть открытыми и искренними, любить людей. Я стараюсь, чтобы каждый мой урок был нацелен на добро. Обучая, воспитываю. Я не знаю, где "слово" мое "отзовется", но верю - "отзовется" обязательно. Не только школьники учатся у нас, но и мы, учителя, учимся у них. "Уча других, мы учимся сами" , -соглашаемся мы с о словами Л.Сенеки. А учиться приходится всю жизнь. Не смогу сосчитать, сколько курсов прошла за это время, сколько уроков коллег посетила, сколько методических статей прочитала, сколько раз перечитывала одни и те же страницы Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Маяковского... И каждый раз нахожу что-то новое, интересное. Стараюсь учиться всегда и везде, где возможно. Стараюсь оставаться верной себе. И работать...Много работать. "Выгорать" некогда. Из уроков литературы Великая сила искусства (Урок внеклассного чтения по сказке В.В.Вересаева "Состязание") Сеничева Н.К. "Красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху..." - читаем мы в словаре С.Ожегова. А что есть красота для наших школьников? Умеют ли они увидеть истинную красоту? Попробуем разобраться в этом на примере сказки В.В.Вересаева "Состязание". Опережающее домашнее задание: 1. Фронтальное: прочитать сказку В.В.Вересаева, распечатанную без 4 главы 2.Индивидуальное: а) презентация "Жизнь и творчество В.В.Вересаева" б )подготовить выразительное чтение по ролям "Разговор Дважды-Венчанного с Единорогом" в) нарисовать "Светозарную деву" г) пересказ "Трудный путь Учителя" Наш урок внеклассного чтения начинаем с "экскурсии в Художественный музей" , где проходит выставка портретов , написанных известными мастерами кисти. Эту галерею организовали учащиеся. Предлагаем рассмотреть данные портреты и ответить на вопросы: " Кого из этих женщин вы считаете поистине красивыми? Почему?" Споры приводят учеников к выводам: 1) Недостаточно иметь красивую "форму", так как внутреннее содержание может ей не соответствовать. 2) Настоящий художник может показать на полотне не только внешнюю красоту человека, но и отразить его душевные качества. Отсылаем детей к словам Н.Заболоцкого, которые записаны на втором слайде презентации: "...что есть красота?... Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде? Это и есть цель нашего урока. Слушаем стихотворение Н.Заболоцкого, которое читает наизусть ученик. На слайде портрет автора стихов. Осталось заполнить первый слайд - обозначить тему урока , что мы и сделаем в процессе анализа сказки В.В.Вересаева "Состязание". Через презентацию знакомим детей с некоторыми биографическими данными автора. Школьники узнают о том, что первые произведения В.В.Вересаев (настоящая фамилия Смидович) написал будучи гимназистом, что получил не только медицинское образование, но и филологическое. Твердо решил стать профессиональным писателем. Читаем список произведений, созданных писателем. Отмечаем, что его художественные произведения, как и литературоведческие работы о А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе, Ф.М.Достоевском и Л.Н.Толстом, интересны. В 1943 году ему присуждена Государственная премия 1 степени. Презентацию готовит учащийся под руководством учителя. Во вступительном слове мы отмечаем, что уже в ранних рассказах В.В.Вересаев затрагивал тему назначения творчества и утверждал благородную роль искусства в воспитании человека, в его воздействии на разум и чувства человека. Анализ сказки начинаем с беседы: 1).Кто главные герои произведения? 2).О чем говорят их имена? 3).В чем суть данного состязания? 4). Кто может выиграть состязание? 5).Какая награда ждет победителя? 6).Почему красота мира должна быть воплощена в женском облике? Чтение 2 и 3 абзаца сказки. 7).Почему жанр произведения обозначен как сказка? Чтение по ролям диалога Учителя(Дважды-Венчанного) и Ученика (Единорога) Заполняем сравнительную таблицу Учитель Ученик Внешний вид Поведение Состояние 8) Для кого из героев это именно "состязание"? Учащиеся делают вывод, что Дважды-Венчанный уверен в своей победе, хотя сомнения были. Теперь в груди его "забился ликующий смех", он "бодро зашагал..." Слушаем пересказ подготовленного заранее ученика о трудном пути Учителя. Из текста вычитываем вывод:"Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается ни в какие формы природы" Чтение финала 2 главы со слов "Когда Дважды-Венчанный проснулся... до слов... Это она" Напрашивается вопрос: "В чем истинная красота по мнению Дважды-Венчанного?" Большинство учащихся усмотрели ее в близости к природе. Подтвердили свою версию, зачитав пейзажную зарисовку в конце 2 главы. Если есть ученики, занимающиеся в Художественных мастерских, то возможно дать задание нарисовать портрет "светозарной девы" в венке из фиалок. С автором рисунка большинство ребят согласилось. Учащиеся нашли сходство портретов, но не со всей трактовкой согласились. "Мало солнца", "мало света", хотелось бы больше простора"... - такие реплики достались художнику. Загадочно объявляем, что настал месяц винограда... Исследовательская работа с текстом 3 главы. Задание: выписать в тетрадь словосочетания, которые характеризуют состояние людей, взирающих на картину Дважды-Венчанного. Выписали следующие: "никогда не видал", "слепила взгляд"," хотелось прикрыть глаза", "не могли оторваться от созерцания", "было с ними, как после взгляда на солнце", "все казалось темным и смутным", "не было вожделения", "молитвенное склонение", "блаженная, нездешняя печаль" , "пристыженно отвращали лица в сторону", "больно ущемила тоска"... "И всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою". Почему? Вопрос предполагает бурное обсуждение. Это радует. Постепенно учащиеся приходят к мысли, что красота человека не только в его внешнем обличии. Четвертую главу школьники не читали. Они попробуют восстановить ее по принципу мастерской письма. Работа продолжается в группах: каждой группе предлагаются вопросы, по которым необходимо составить предполагаемый текст, соблюдая стиль автора. Предлагаем вопросы для двух групп 1 группа 1. "Покров упал..." Как отреагировали на это люди на площади? Что говорили об Единороге? 2. Кто изображен был на картине? На каком фоне? 3. Что кричали люди в адрес Единорога? 4. Почему затих шум на площади? 5. Какой изображена героиня? Что выделялось на ее лице? 6. Что ощутили люди? Какой свет лился от картины? Какую истину открыл людям Единорог? 7. Почему прояснилось лицо старого брюзги-погонщика? Как взглянули на него глаза жены? Что увидел он в своей жене? 8. "Он первым крикнул на всю площадь..." Что крикнул старый погонщик? 2 группа 1. "Покров упал..." Кто сидел, "охватив колено руками, и смотрел на толпу с холста"? Кто был изображен на фоне полуоблупившейся стены и виноградных листьев? 2. Что крикнул в толпу озорной голос? Как отреагировали люди на реплику? 3. Почему постепенно шум на площади начал затихать? 4. Кто заметил красоту женщины, изображенной на холсте? 5.Почему "другой юноша" не мог оторвать от картины глаз? 6. Что более всего завораживало зрителей? Почему они видели "красоту небывалую"? 7. Почему всем казалось, что взошло солнце? 8. Почему "прояснилось лицо старого брюзги погонщика"? Что вспомнил он, толкнув локтем в жирный бок свою жену? 9.Почему на глазах погонщика появились слезы? 10. Что крикнул он первым на всю площадь? Если в классе много учащихся, то можно составить вопросы еще для 1-2 групп. Чем сильнее состав группы, тем меньше вопросов в задании. Учащиеся готовы всем ходом урока к восстановлению текста, делают это с удовольствием. Предлагаем тексты ,составленные учащимися (стилистика сохранена): "Покров упал..." Все увидели стоящую у облупившейся стены и виноградника Зорьку , жену Единорога. Все замерли. И вдруг из толпы раздался озорной крик: "Это она, настоящая красота!" Всем казалось, что взошло солнце, потому эта девушка сама излучала свет. Люди начали перешептываться, переглядываться. Мужчины начали понимать, что их жены прекрасны. Они поняли, что этих женщин надо любить. И понял погонщик мулов, что и его жена красива душой. На глазах его выступили слезы: он чувствовал свою вину перед ней. И в сердце его полилась Любовь" "Полотно упало... Над толпой возвышалось, всем такое знакомое, лицо Зорьки. Оно излучало тепло и доброту. Большие глаза ее светились любовью. Ясное утро разгоралось позади нее, освещая виноградные лозы. В руках она держала корзину, полную спелых виноградных гроздьев. Толпа, вздрогнув, вглядывалась в милые черты, не в те божественно-прекрасные и недоступные, а близкие сердцу каждого, родные. Любовью пропитана картина Единорога, и каждый чувствовал ее в своей душе. Плотник, столяр, погонщик, вся площадь ликовала, прославляя Истинную красоту Любви...и уже никто не сомневался, кто на самом деле Трижды-Венчанный" "Полотно быстро скользнуло вниз. Перед взором горожан предстала девушка, застенчиво улыбающаяся каждому из толпы. Она стояла в тени виноградных лоз, и косые лучи солнца, пробивавшиеся сквозь густые ветки, озаряли милое простое лицо, знакомое всем , кто был на площади. Казалось, что она олицетворяет собой все то, что было им так знакомо: простоту, непосредственность, женственность. Все неотрывно смотрели на нее - всем хотелось улыбаться. От ее взгляда рассеялась тьма над площадью, и солнце стало светить ярче. И каждый муж увидел в образе Зорьки свою женщину, которой когда-то отдал свое сердце" Дважды-Венчанный не верил своим глазам, что красота, которую он так долго искал, была рядом...в сердце каждого." Зачитываем 4 главу текста сказки. Как близки оказались детские мысли к тексту В.В.Вересаева. Главное, ученики поняли, что Красота - это не "сосуд", а "огонь, пылающий в сосуде". Этот вывод по уроку школьники сделали без труда. Пришла пора дать название уроку. Предлагались разные: "Настоящая красота" , "Что такое настоящая красота", "Искусство творит чудеса", "Единорог - победитель", " Победитель в споре о красоте", "Великая сила искусства". Остановились на последней - посчитали ее более точной. Интегрированный урок химии и литературы Вода - жизнь Цели: Обучающая: знать состав воды, ее физические свойства; уникальность воды не только как вещества, но и как объекта для отражения в литературе и искусстве Развивающая: развивать у школьников целостное представление о мире на стыке науки и искусства Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к химии как науке и литературе как виду искусства; уметь видеть прекрасное и удивительное Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. А.Экзюпери. "Планета людей" 1.На фоне музыки Шуберта "Аве-Мария" два учителя (литературы и химии) читают записи главного героя романа Антуана де-Сента Экзюпери "Планета людей". а). "Мы оба сделали все, что могли: 60 километров почти без питья. Нас все еще не ищут, то есть ищут, конечно, но не там, где надо" б). "Со вчерашнего дня я прошел уже километров 80. Кружится голова. Наверное, от жажды. И солнце гулким молотом бьет меня по голове" а). "Здесь можно прожить без воды только 19 часов, а что мы пили со вчерашнего вечера? Несколько капель росы на рассвете! В небе сгущаются облака, целые горы облаков. Вот бы их принесло в нашу сторону, вот бы пошел дождь!.. Но в пустыне дождей не бывает" б). "О том дне я почти ничего не помню. Помню лишь, что очень спешил. Помню еще, что шел, упорно глядя под ноги, миражи мне осточертели" а)."Мною овладело равнодушие. Интересно, долго я еще протяну" б). "Трясусь всем телом, судорожно вздрагиваю. И говорю себе: это не от холода. Нет. Это конец..Все тело мое иссушено, в нем не осталось влаги..." а). "Идем. Пользуемся прохладой раннего утра. Жажда перестает быть неутоленным желанием, она все больше становится болезнью. Теперь мы валимся без сил каждые 200 метров" б). "Спасение! Бедный кочевник-бедуин возложил нам на плечи длани архангела. Он дал нам воду" а). "Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь!" б). "Вода! Тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое" а). "Ты не просто необходима для жизни, ты есть жизнь!" 2. Школьники догадываются о теме урока и объявляют ее: "Вода- жизнь" Включаем проектор. На первом слайде - тема урока, на втором - эпиграф: "Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь". Они из романа "Планета людей", написанного А.Экзюпери после аварии его самолета в Гватемале. Этот автор учащимся знаком по книге "Маленький принц". Небольшая словарно-лексическая работа предворяет беседу по тексту. Выясняется значение слов "архангел", "бедуин" - Как долго человек может оставаться без воды? - Каково физическое состояние героя? -Каково его настроение и психологическое состояние? - Как автору романа удается показать это читателю? Обращаем внимание не только на лексику, но в большей степени на синтаксис) 3. На третьем слайде таблица, которую следует перенести в тетрадь: Формула Нахождение в природе Физические свойства Химические свойства Применение Получение Выясняется формула воды, записывается в таблицу. 4. Учитель говорит о том, что много сказок, песен, легенд и стихов сложено о воде! Вот и в стихотворениях Николая Рубцова можно найти строки о ней. Эти стихи записаны на карточках: они выданы каждому ученику. Следует прочитать и найти строчки о воде. Приведем примеры отдельных строф из стихотворений Н.Рубцова: -Проснись с утра, со свежестью во взоре Навстречу морю окна отвори! Взгляни туда, где в ветреном просторе Играют волны в отблесках зари. "Утро на море" Как хорошо! Ты посмотри! В ущелье белый пар клубится, На крыльях носят свет зари Перелетающие птицы. "Утро на море" Я смутно помню Позднюю реку, Огни на ней, И скрип, и плеск парома, И крик "Скорей!" Потом раскаты грома И дождь... "Детство" Мороз под звездочками светлыми По лугу белому, по лесу ли Идет, поигрывая ветками, Снежком поскрипывая весело... "Январское" "Осенние этюды", "На реке Сухоне", "Выпал снег" и другие стихотворения услышали учащиеся. 5. Работа с таблицей. Учащиеся выясняют, что в стихотворениях, которые они услышали, вода бывает разной: это дождь, снег, пар, лед, роса, вода в морях и океанах и т. д. Она может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии. Эти сведения вносятся в таблицу 6. Чтобы заполнить колонку №3, слушаем отчеты групп и смотрим подготовленные ими небольшие презентации: они выполняли опережающее домашнее задание. Группа №1 "Вода в живых организмах" Группа№2 "Как сохранить воду" Группа №3 работала со статьей эколога А.Федорова , напечатанной в газете, в рубрике "Живая планета - колыбель жизни" 7. Прежде, чем сделать вывод по уроку, проводится "Круглый стол" на тему "Как сохранить воду для потомков" После бурных обсуждений слушаем сообщение подготовленного ученика( на слайде основные положения его сообщения) и возвращаемся к нашему эпиграфу, к теме урока и дополняем их словами А.Экзюпери "Вода... Ты - божество, которое легко спугнуть". Наша задача - не "спугнуть" этот божественный дар природы под названием "ВОДА". Так как урок проводился в музыкальном классе, в заключение предлагаем спеть песню на стихи Н.Рубцова "В горнице", где тоже есть строки о нашем предмете разговора - о воде. Если класс не имеет отношения к музыке, то можно песню заменить викториной: - Что в огне не горит и в воде не тонет? -Назовите уникальное озеро нашей страны. -Сколько лет озеру Байкал? -Какое море умирает? -Когда появился водопровод? -Как назвал воду Леонардо да Винчи? и др. 8. Домашнее задание дают два учителя. К уроку химии: Прочитать материал учебника и заполнить остальные колонки таблицы. К уроку литературы: написать оду воде или хвалебное слово. 9. Работы учащихся. 6 учащихся написали оду. Познакомим с отдельными фрагментами, написанными школьниками. *** Источник жизни на земле - Вода озер и рек. И без ее волшебных свойств Погибнет человек. Большие глыбы льда - вода, Замерзшая зимой. Из капли превращаться в пар Присуще ей одной.(А.) *** Вода! Какая сила слова: Журчанье ручейков, Теченье рек, величие озер, Живительная сила океана. Вода! В бесцветности твоей Все краски мира. Стихии мощь в тебе И неба отраженье. Вода! Ты Господа творенье И нашей жизни воплощенье. (Е.) *** Ты - вездесущая стихия! Тебя всегда превозносили. Не будь тебя и мы ...святые Исчезли б , будто и не жили. Как наши мысли, драгоценна, Ты многолика и проста. Для жизни просто совершенна, Для понимания сложна... (К. - в ее оде 28 строк) *** Вода - живительная влага! Ты всем нам Божия награда! Ты камни точишь возле моря, С гор обрушаешься шумя. Ты есть в дожде, в сугробах снежных И в роднике поешь безбрежном. В тебе есть жизнь. Ты есть спасенье. С тобой есть жизни пробужденье! А в общем, я хочу сказать: Нельзя водой пренебрегать!!! (С.) Возможно, стихи далеки от совершенства, но очевидно то, что тема урока усвоена. Более того, не может не радовать учителя литературы попытка детей выразить свое отношение к бесценному дару природы, попытаться найти какие-то образы, чтобы сказать о воде. Из отзывов Мне очень повезло в жизни, потому что в школе меня учили замечательные люди - учителя с большой буквы! Кода училась в школе моя дочь, было жаль, что ей не посчастливилось учиться у моих учителей!!!! 2015 год объявлен годом литературы в России, поэтому я поделюсь своими воспоминаниями об учителе русского языка и литературы, дорогой моей средней школы № 29 г. Якутска, одной из любимых наших учителей - Сеничевой Наталье Кирилловны. Показателем того, что её уроки литературы оставили глубокий след в моей жизни, может являться факт, что я осознанного выбрала и поступила в Якутский государственный университет на филологический факультет. И несмотря на то, что в школе я отработала всего три года, я ни разу не пожалела, что получила филологическое образование, а пример Натальи Кирилловны, стоящий всегда перед глазами, в умении донести свои знания до ученика, позволил мне в последующем прекрасно его применить и в следующей моей профессии, юриста Уроки литературы для нас всегда были погружением в предмет, что называется, с головой. Прекрасное владение материалом, эмоциональная и интересная подача его, отлично поставленный и приятный голос, всегда элегантный внешний вид, не позволял отвлекаться, и весь урок пролетал на одном дыхании. Произведения авторов, мы не "проходили", а проживали вместе с героями, их литературные жизни, сцены из которых часто разыгрывали как на уроках и на творческих вечерах. Любовь к слову, к художественному слову - это всё оттуда с уроков литературы, которые я запомнила на всю жизнь! Уроки русского языка и литературы и в дальнейшей моей судьбе сыграли очень большую роль. Рработая следователем, следуя урокам Натальи Кирилловны, я умела слушать и слышать человека, правильно и грамотно излагать свои и чужие мысли на бумаге, чего очень не хватает, к сожалению, многим современным следователям. Навыки работы с текстом и словом, полученные на уроках литературы и русского языка, пригодились и при составлении юридических документов, которые образно называют "лебединой песней" следователя. Всё то, что следователь наработал во время проведения расследования, надо логически выверено и стилистически правильно изложить на бумаге, тем самым донести итоги расследования до прокурора и суда. Моя учительница бывала строга, но всегда справедлива и честна с нами. Она уважала достоинство и личность каждого своего ученика, любила и любит до сих пор, своё дело, которому отдаёт себя сполна. При этом щедро делится с учениками и коллегами теми знаниями, которыми владеет. Через добрые руки Натальи Кирилловны прошло не одно поколение учеников. И нам, очень в жизни повезло, уверена, как и всем детям, которых она учила после нас! Когда мы узнали, что нашей учительнице русского языка и литературы присвоили звание Заслуженного учителя России, то ипспытали огромную радость и чувство гордости, что мы учились у неё - прекрасного человека, замечательного педагога, высочайшего профессионала своего дела Натальи Кирилловны Сеничевой! Выпускница 1989 года ср. шк. № 29 10 класс "А" Толока (Братищева) Елена. Прошло 25 лет как я закончила 29 школу г. Якутска. Но до сих пор я с благодарностью в душе вспоминаю нашего учителя по русскому языку и литературе Сеничеву Наталья Кирилловну. Для меня она была всегда особенным учителем, человеком с большой буквы: талантливым ,терпеливым, умным, высоконравственным. Мы смотрели на нее и восхищались . Она была и остается красивой женщиной, с неиссякаемой энергией, искренностью и душевным трепетом. Наталья Кирилловна учила нас быть настоящими людьми, знающими историю, литературу, культуру своей страны и республики. Мы учились у нее доброте и взаимопониманию, упорству и целеустремленности .В школе ребята из нашего класса с удовольствием и интересом принимали участие во множестве олимпиад и конкурсов , проводимых в то время. Нам было очень интересно, мы творчески подходили каждому конкурсу, проявляли свои таланты и индивидуальность .Практически всегда занимали призовые места . Все это была заслуга нашего учителя. Наталья Кирилловна прививала нам любовь к чтению книг , мы узнавали много новых писателей из уроков по внеклассного чтению. Вообще всегда было здорово и интересно общаться ,спорить и обсуждать что-то новое, только что прочитанное Каждый учился высказывать свое мнение, умел рассуждать. Наталья Кирилловна вкладывала в нас частицу своей души, мы чувствовали и знали что мы ей не безразличны. Спустя столько лет, когда мы уже бывшие ученики стали родителями, мы с огромным теплом делимся воспоминаниями, мне хочется обнять нашу любимую Наталью Киррилловну, пусть сегодняшние ученики так же трепетно и с большим интересом окунаются в мир великого русского языка и литературы . Кутузова Татьяна.г. Якутск Публикации Название работы Сборник Роль интегрированных уроков литературы и музыки в воспитании читателя Урок литературы и проблемы воспитания читателя/Якутск, 2002 Циклы интегрированных уроков литературы и музыки Из опыта работы кафедры русского языка и литературы СОШ29 в режиме эксперимента/ Якутск, 2003 "Я - Человек.?! (А.С.Грин "Четырнадцать футов") Уроки литературы сегодня", сборник научных статей, выпуск 4, Якутск, 2007 Формирование нравственных ценностей средствами современного урока литературы Актуальные проблемы функционирования. преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях// Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием .-Якутск, 2009 "Люди и звери, мы - дети одной матери-природы" Проблемы современного литературного образования//Межрегиональный сборник научных статей, выпуск 5, Якутск, 2009 Формирование нравственных ценностей средствами современного урока литературы Сб. по итогам 6 слета творчески работающих учителей, часть 3, Якутск, 2010 Особенности мотивации на уроке литературы в физико-математическом классе Стратегии формирования читательской культуры молодежи в полиэтническом образовательном пространстве//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 2012 Роль интегрированных уроков литературы и музыки в воспитании читателя М.Я.Мишлимович, С.Ю.Залуцкая. Современные педагогические технологии в литературном образовании//Учебное пособие, Якутск, 2012 Прием использования викторины как приема работы М.Я.Мишлимович, С.Ю.Залуцкая. Современные педагогические технологии в литературном образовании//Учебное пособие, Якутск, 2012 Урок по рассказу Э. Сетона-Томпсона "Лобо" Часы... нравственного прозрения//Хрестоматия уроков внеклассного чтения, Якутск, 2013 Урок по рассказу А.Грина "Четырнадцать футов" Часы... нравственного прозрения//Хрестоматия уроков внеклассного чтения, Якутск, 2013

О факультете История факультета Администрация Сотрудники Абитуриенту Абитуриент 2021 Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебный процесс Расписание занятий Портфолио студентов ФЛФ Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Фотоальбомы Видео-архив Материально-техническое обеспечение Документы статичные Отчеты Консалтинговый центр лингвистической экспертизы Центр обучения русскому языку Рубрика "Русский язык и культура речи" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Вопросы - ответы" Проект "Бессмертный полк" Проект "Помним всех: преподаватели ФЛФ в годы войны" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Проект "Методические портреты учителей" Проект "PRоблеск" Учебное издание "Филin" "Тотальный диктант" в Якутске Преподаватели ФЛФ в проекте "Наш университет_лекции" Олимпиады и конкурсы ФЛФ Объявления Положение о филологическом факультете СВФУ