Методические портреты

Малеева Елена Алексеевна

Отличник образования Республики Саха (Я), Почетный работник общего образования РФ

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

Призвание учителя я вижу в том,

Чтоб душу детям отдавать

И лишь потом

Своими знаньями делиться .

Тогда, наверное, родится

Святая нить,

Связующая нас с учеником…



Дата рождения 22 июня 1956 года Место рождения. г. Якутск Образование высшее. ЯГУ ИФФ РО . Филолог. Преподаватель русского языка и литературы. 1980г. Категория – высшая Педагогический стаж – 35лет. Член Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы». Член методического совета учителей русского языка и литературы г. Якутска. Член педагогического клуба «Первое сентября», педагогических Интернет- сообществ. Знаки отличия: 1. Отличник образования Республики Саха (Я) – 1998г. 2. Золотой знак «Герб Республики Саха(Я)» - 2006г. 3. Почетный работник общего образования РФ – 2007г. 4. Нагрудный знак «Методист Якутии» - 2009г. 5. « Учитель изящной словесности» -2015г

 МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО Исповедь учителя. Порой сама себе не верю, Что пролетело столько лет, Как я открыла школы двери. В сомнениях ищу ответ: Была ль дорога моя верной, А может, мимо путь лежал? И вспомню вдруг урок свой первый, Когда несмело в класс вошла, Взглянула на девчонок милых, Мальчишек – шумных, озорных. Нет! Не могу найти я силы Сказать : « Мне эти дети не нужны!» Мне не нужны воспоминанья Моих побед, моих удач, Ночей бессонных в покаянье, Когда не ладилось – хоть плачь. Они нужны мне эти дети, И я дрожу за них порой. Я и теперь за них в ответе Не пред людьми – перед собой. И часто я во снах их вижу, Хоть там они и малыши, А в жизни я давно их ниже. Я знаю часть моей души У каждого осталась навсегда. Всё остальное – суета. Призвание учителя я вижу в том, Чтоб душу детям отдавать И лишь потом Своими знаньями делиться . Тогда, наверное, родится Святая нить, Связующая нас с учеником… Школа…Учитель …Урок… Что значат они в моей жизни? Пожалуй, не отдавая себе отчёта, я искала ответ на этот вопрос ещё тогда, когда сама была ученицей, а о профессии педагога не задумывалась как о будущем выборе серьёзно. В седьмом классе я написала заметку о своей первой учительнице, с благодарностью прилежной ученицы вспоминая её требовательность и прямоту. Но уже будучи десятиклассницей, я впервые поставила негативную оценку другому учителю, когда, с присущей юношескому максимализму резкостью, заявила: «Если стану учительницей, никогда не буду такой, как вы!» Наверное, в чём-то и я была не права, встав на защиту нерадивой ученицы, но с тех пор и до сегодняшнего дня от своих слов не отказываюсь, а с годами ещё более убеждаюсь: учитель не может быть неинтересным человеком; учитель не имеет права унижать своих учеников; учитель должен находить в себе силы извиняться за ошибки, на которые он тоже имеет право как человек. Не отказываюсь я и от строк, написанных мною двадцать лет назад: Призвание Учителя я вижу в том, Чтоб душу детям отдавать… Когда я разучусь это делать, я умру как учитель литературы. Да, именно как учитель литературы, ибо этому предмету, на мой взгляд, «поручено» властвовать над человеческой душой. Когда-то давно я прочитала у Д.С.Лихачева : «Литература делает нас мудрыми, интеллигентными, учит понимать жизнь во всех ее сложностях, развивает чувство красоты». Это правильно. И как же обойтись без уроков литературы, которые не только дают определённые знания, не только развивают речь, способствуют совершенствованию аналитических умений, но, прежде всего, воспитывают человека, формируют его духовный внутренний мир? Полностью согласна с мнением М.Я.Мишлимович, что «главным источником доброты, любви, терпения, душевных сил» являются литература. Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Гин, А.А.Окунев, И.С. Якиманская, Ю.П.Азаров, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов… Эти имена, ставшие знаковыми в отечественной педагогике, для меня никогда не были просто символами. В их теории и практике я находила созвучие моим «ненаучным» мыслям; старалась преодолеть барьер недосягаемости, и (о, счастье!) мне это удавалось. Моё сердце ликует, когда я вижу огоньки в глазах учеников, и когда они, торопясь ответить, трясут поднятыми руками, чтобы успеть первыми сделать своё маленькое открытие, не упустить удачу соприкоснуться с чудом понимания чего-то важного, прежде неведомого… «На ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины», - сказал К. Вентцель. Наверное, каждый из нас хоть иногда отвечал на вопрос ученика: «Сегодня у нас другая тема» или ещё категоричнее: «Займись делом!» Не выглядим ли мы в данной ситуации безнадёжными манипуляторами? Манипулятивный учитель интересы детей считает неважными и глупыми. И тем самым отбивает интерес к уроку вообще. А значит – роет себе яму. Чем активнее на уроке дети, тем свободнее я чувствую себя на уроке: меня не смущают нестандартные вопросы, которые иногда задают дети. Я не боюсь в присутствии детей обращаться к справочной литературе, учу ребят учиться добывать знания самостоятельно. Ещё более уважительно стараюсь относиться к высказыванию ребёнка по содержанию обсуждаемой темы. Знаю, что очень важна при этом и форма обсуждения детских ответов. Она не должна быть жестокой, в виде оценочных ситуаций (правильно – неправильно). Сначала всегда предупреждаю: «Без комментариев». Тогда каждый ученик может высказывать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Моя задача – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета; привить потребность к самовыражению и приобретению собственного творческого опыта; развить авторскую позицию и умение ценить авторство других. Учитель - это актер. Актёр разговорного жанра, работающий с аудиторией. Но чтобы сыграть урок, его прежде нужно написать. И здесь, подчиняясь литературному жанру, учитель обязан создать своеобразное произведение со своим замыслом, завязкой, кульминацией и развязкой. Каждый раз, готовясь к уроку, я задаю себе вопрос: «Как сделать урок интересным, увлекательным, творческим?» Позвольте напомнить вам притчу о том, как люди создали школу по наущению дьявола, пересказанную швейцарским педагогом Ферьером: « И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть.. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде. ...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и при¬творяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. Не напоминает ли нам эта притча современную школу? Как избежать ошибок, чтобы она не превратилась в школу дьявола? Готовясь к уроку, я пытаюсь не забывать о том, что ребенок любит работать руками; что он должен иметь возможность двигаться на уроке; что ученик хочет и может сам искать знания, он должен испытать чувство открытия …. Если ребенок получает удовольствие от урока, если ему инте¬ресно, если он доверяет учителю, знает, что над ним ни в коем случае не будут смеяться, а наоборот, ободрят, поддержат, то он может тво¬рить! А значит, изменить этот мир, внести в него что-то новое, доброе, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Для меня важно, чтобы ученик понимал смысл изучаемого материала, а главное, чтобы он видел смысл в том, что он изучает, осознавал, для чего он овладевает этими знаниями. Долгое время я работаю над технологией личностно-ориентированного развивающего обучения через познавательную функцию художественного образа. На уроке литературы ребята часто рисуют. Эта методика показывает уровень развития воссоздающего воображения. Методика « На что похоже?», позволяет выявить уровень развития творческого мышления, словесно- ассоциативные способности ученика. Так при подготовке к уроку по изучению сказа Лескова «Левша», я долго придумывала, как зашифровать карточки, проверяющие знание текста. И вдруг меня осенило: цветами радуги. На уроке же, после выполнения работы над деформированным текстом, я предложила: «А давайте-ка посмотрим, есть ли среди нас такие, кто обладают необычайными способностями читать чужие мысли. Почему я выбрала именно радугу?». О, сколько мне «открытий чудных» посчастливилось выслушать и принять. Моей фантазии никогда не хватило бы на такое… А как дети любят и понимают музыку! Как быстро угадывают они настроение мелодии, созданное и переданное композитором! Как легко превращается звуковая палитра в словесную, а потом и вовсе ложится на лист рисунком или, что ещё лучше, детским литературным этюдом, стихотворением. Ассоциациям поддаются даже термины, которые поначалу вызывают мало эмоций. Последовательная работа над ними даёт свои результаты. Предлагаю, например, подобрать ассоциативный ряд к термину; составить высказывание на основе слов ассоциативного ряда; и, самое интересное, вызывающее особую творческую активность задание, - сценическое представление литературного термина (индивидуальное или групповое). Очень плодотворны уроки, на которых ребята работают в группах. Такая технология позволяет формировать личностные качества ученика: воспитывает умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды, и в то же время иметь возможность для самореализации. Очень важно, что работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка. Конечно, методы и формы работы на уроках должны постоянно меняться. Нельзя, чтобы из уроков получился скучный сериал, который не хочется смотреть и очень хочется выключить. При работе с лирическим текстом ребятам нравятся задания по созданию своей партитуры чтения, отражающей собственное «видение» образа в данном лирическом произведении; они с удовольствием участвуют в конкурсе чтецов. А вот составление викторин – это своеобразная форма контроля, проверяющая не только знание текста, но и умение выделять ключевые слова. Конкурсы, викторины, игры… Это, пожалуй, отдельная история. Технике игры учитель должен учиться постоянно, осваивая новые правила, новые приёмы… Я уверена, что уровень культуры педагогического общения, компетентность учителя нельзя оценивать, не учитывая степень владения техникой игры. Точно так же, думаю, значимо и применение новых технологий, использование мультимедийных проектов на уроках. Готовые программы и проекты учеников – это тоже своеобразное окно в современность, шаг в будущее наших учеников. Очень хочу, чтобы в жизни они были успешны и счастливы, и потому на уроках стараюсь учить ребёнка осознавать свою индивидуальность, неповторимость, уникальность, а также чувствовать себя личностью, которая открыта миру и готова к обратной связи с ним. «Стоит на земле цветок, крошечная капля голубого неба, такой простой и откровенный провозвестник радости и счастья... Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве - доброту, красоту, доверие", - писал Г. Троепольский. Именно такими хочется видеть мне своих учеников в будущем. И пусть им помогают знания и опыт, полученные на уроках литературы нашим совместным трудом, и частичка моей души, которую им дарю… Из уроков литературы 6 класс. Урок – погружение по сказу Николая Семёновича Лескова «Левша» Цели: Обучающие: познакомить с биографией Н.С. Лескова, дать представление о его творчестве , ввести новое теоретическое понятие - сказ. Развивающие: развивать у учащихся творческие и артистические способности; развивать умение анализировать произведение, обобщать, аргументировать свои ответы, работать над эмоциональной аурой как стимулом познания творческой активности учащихся. Воспитательные: воспитывать через творческую активность учащихся чувство патриотизма, гордости за талантливость русского народа. воспитывать интерес к литературе; прививать интерес к предмету. Педагогические: • совместное целеполагание; • знание содержания сказа. • совершенствование надпредметных умений литературоведческого анализа текста, решение проблем, оперирование литературоведческими терминами, рассуждение, обобщение путем сравнения; • развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта; • формирование личностной позиции. Диагностическая: • определение степени и уровня усвоения прочитанного материала. Методы и приёмы: работа над биографией Лескова, теоретико-литературными понятиями, текстом. инсценирование использование фонограмм,интернет-рессурсов. работа с иллюстрациями тестирование использование внепрограммных материалов Оборудование: презентация учебник, текст сказа иллюстрации к произведениям карточки с заданиям для групп колокольчики Доска Николай Семёнович Лесков 1831-1895 «Левша» - ……… Ход урока. Слово учителя. Сегодня мы открываем для себя ещё одну страницу в русской литературе 19 века. Мы знакомимся с творчеством замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова. Откройте тетради, запишите число, тему урока. Обратите внимание на то, что запись темы неполная. В ходе урока мы исправим эту ошибку. Звучит музыка Презентация. (Портрет) Биограф. Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти. Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту. В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику. По силе таланта его можно поставить рядом с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым. Он создал такие прекрасные произведения, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Презентация. Праведники Слово учителя . Мы очень коротко рассказали вам о Лескове, подробно его биографию мы будем изучать в 10 классе, как, впрочем, и произведение, герой из которого нас сегодня посетит. Среди героев Лескова много праведников. Очарованный странник – один из них. Сказ о левше” мог бы дополнить повесть “Очарованный странник”, он вполне мог быть рассказан Флягиным как один из многих вставных элементов этой повести… (Чтение по тексту) Звонили колокола и приходили праведники поведать правдивые истории… Дети берут в руки колокольчики и звонят Появляется Праведник. «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Слово учителя 1. Вопрос: Знакомый нам художественный приём, не правда ли? 2. У кого из писателей мы уже встречали такое и в каком произведении? (Пушкин «Повести Белкина») 3. А когда ещё в Левше мы вспоминаем о Пушкине? (Дела минувших дней) А теперь вернёмся к праведнику, и пока мы провожаем его колокольным звоном, подумайте, как можно определить жанр истории, которую он рассказал. Работа над понятием «Сказ» Сказ – заглянем в словарь в учебнике, кто быстрее найдёт определение? Запишем в тетради. Ну, а теперь давайте поиграем. Конверт с заданием 1. Даны отрывки из текста, напечатанные на бумаге разных цветов. Детям предложено разложить их в соответствии с последовательностью в тексте. На выполнение задания – 2 минуты. Проверка (Открываем радугу.) А вот интересно, есть среди вас умеющие читать чужие мысли. Давайте попробуем. Я долго думала, как зашифровать тексты «Левши » и вдруг меня осенило: радугой. Попытайтесь прочитать мои мысли: почему? (Радуга - подкова) Задание 2 Презентация. Работа над языком Лескова. Объяснение слов микроскоп, буреметр, Твердиземное море, долбица умножения. Вопрос: почему Лесков намеренно искажает слова? А сейчас мы посмотрим, какая группа самая внимательная. Кто сможет ответить на вопрос: «Что общего у стихотворения Некрасова «Железная дорога » и «Левши» Лескова? Что их объединяет?(Имена, время) Пора исправлять ошибку. Обратимся к названию. Левша – это кто? Почему с маленькой буквы? («там, где левша – следует читать народ» ) Что вы можете сказать о судьбе Левши ? (горькая, жестокая, плохая,неблагодарная... Учитель: В один ряд этих синонимов становится и слово «т р а г и ч е с к а я «. В чем трагизм его судьбы ? ( талант его России не нужен). Учитель:Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы. талантливый мастер, главный герой - герой с "человечкиной душой" и т. д. Материал для учителя: - душа народа, его совесть, - рыцарь добра и зла, - олицетворение народного таланта, - собирательный образ народа, - выразитель русского народа, - безымянный мастер, - на нем держится Россия, - носитель трудовой доблести, - носитель всемирной славы России, " Левша - это символ русского народа." Тест 1. Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе? 1)Матвей Платов 2)Николай Платонов 3)Александр Плоткин 4)Еремей Плугов 2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора? 1)тюрьма 2)завод 3)склад 4)музей, собрание редких вещей 3. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»? 1)на мече 2)на щите 3)на пистоле 4)на шпаге 4. Какого сахара у англичан не оказалось? 1)молво 2)долго 3)мирно 4)сладко 5. Из чего выковали англичане блоху? 1)из золота 2)из меди 3)из стали 4)из олова 6. Что умеет делать блоха? 1)танцевать и прыгать 2)петь и шагать 3)шагать и усами водить 4)прыгать и петь 7. Из чего был сделан футляр? 1)из натуральной кожи 2)из цельного бриллиантового ореха 3)из золотой пластинки 4)из деревянной коробочки 8. Сколько заплатил император за блоху? 1)нисколько, блоху ему подарили 2)миллион серебряными пятачками 3)миллион мелкими ассигнациями 4) один золотой 9. От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил: 1)отдохнуть в своем номере 2)поехать в другую страну 3)исповедаться у попа Федота 4)получше рассмотреть блоху 10. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу? 1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное 2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху 3) чтоб тульские мастера исследовали блоху 4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху 11. Куда отправились мастера? 1)в Киев за советом 2)в Москву за прошением 3)в Мценск отслужить молебен 4)в Орел за инструментами 12. Как долго работали мастера? 1) 2 недели 2) 2 дня 3) 2 месяца 4) 2 года 13. Что придумали мастера? 1)сшили блохе платье 2)подковали блоху 3)сделали блохе домик 4)сделали еще одну блоху 14. Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил? 1)он гвоздики выковывал 2)ему подковинки не хватило 3)он не очень умелый мастер 4)потому что он левша 15. Куда повезли левшу? 1)в Киев 2)домой 3)в Париж 4)в Лондон 16. Чему более всего удивился левша в Англии? 1)содержанию рабочего 2)как делают новые ружья 3)как, в каком виде состоят старые ружья 4)угощению и гостеприимству 17. Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье? 1)золотые часы 2)байковое пальто 3)ветряная нахлобучка 4)хромовые сапожки 18. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию? 1)по Черному 2)Средиземному 3)Азовскому 4)Красному 19. Что успел сказать левша перед смертью? 1)готовиться к войне 2)найти английскую блоху 3)похоронить его на родине 4)ружье кирпичом не чистить 20. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»? 1)об императоре 2)о левше 3)о графе Чернышеве 4)о казаке Платове Ответы: 1. 1 2. 4 3. 3 4. 1 5. 3 6. 1 7. 2 8. 2 9. 3 10. 1 11. 3 12. 1 13. 2 14. 1 15. 4 16. 3 17. 4 18. 2 19. 4 20. 2 Выражение "блоху подковать" стало широко распространенной крылатой фразой. Как вы его понимаете? (означающей: искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу). В последней части читаем….Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности. Благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд Прав ли был рассказчик , написав так? О блохе. Как вы думаете, подкованная блоха – это выдумка? Современный Левша. Ученики. Презентация с комментарием. Автор блохи и других не менее удивительных экспонатов – известный специалист микроминиатюры из Омска Анатолий Коненко. О нем ходят легенды. И не случайно. Попробуйте "вмонтировать" золотой крест внутрь человеческого волоса, "смастерить" кузнечиков, играющих на скрипках из ореховой скорлупы, и макет знаменитой церкви в Кижах из бревен толщиной в волос. Интересен и такой факт: обладателем уникальных произведений стал в недавний свой приезд в Омск Президент России Владимир Путин. Ему была подарена блоха, подкованная омским "Левшой", а также миниатюрные издания "Слово о полку Игореве" и сборники стихов Александра Пушкина и Александра Блока. Еще в 1996 году Коненко издал рассказ Антона Чехова "Хамелеон". Это супермикрокнижка меньше макового зернышка: ее размер 0,9 х 0,9 мм. Зато на каждой из 30-ти страничек по 250 букв. Три цветные иллюстрации. Читать ее можно только с микроскопом, так что каждый из 50-ти экземпляров продается в комплекте с оптикой. Работы Коненко находятся в престижных государственных и частных собраниях России, Германии, Японии, Чехии, Канады, США, Франции. Рефлексия . Составление синквейна «Левша» 11 класс "РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА И БОРИСА ПАСТЕРНАКА" Цели урока. Обучающие: расширить представления учащихся о литературе 20-х годов на примере произведений М. Волошина и Б Пастернака; помочь осмыслить идейно-художественную позицию авторов в освещении революции и гражданской войны, рассмотреть проблемы, поднятые в произведениях: интеллигенция и революция, проблему человек и война, проблемы гуманизма. Развивающие: на материале урока способствовать развитию когнитивных способностей: мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, развивать у учащихся умение анализировать текст, образы-персонажи и высказывать свое отношение. Воспитывающие: воспитание гуманности, неприятия любой жестокости, воспитание нравственных ценностей. Оборудование: произведения М. Волошина и Б. Пастернака, портреты поэтов, запись песни «Генералы гражданской войны».." . Фонотека. Презентации. Конструктор урока Этапы урока Содержание урока УДД личностные регулятивные познавательные коммуникативные I. Оргмомент На каждой парте распечатка стихотворений, выполненных в два столбика. Тогда очевиднее будет основание для сравнения стихотворений – их композиционный и образный параллелизм. Работают в группах. Умение выразить готовность для решения поставленных учебных задач Умение работать в группе Умение составить план действий по реализации поставленной задачи II. Актуализация знаний Ответить на вопрос или написать мини-сочинение. Умение выражать личностное отношение к поэзии и поэтам. Прогнозировать последовательность изложения идей текста Соблюдать в практике письменного речевого общения основные орфоэпические, лексические грамматические нормы современного русского литературного языка; III. Работа с текстами стихотворений Используем памятки для сравнительного анализа. 1) Как вы докажете обоснованность сравнения стихотворений, т.е. что в них общего: а) общий жанр б) сходство темы; в) построение; г) система образов; 2) Различия: а)художественных миров авторов; 3) интерпретация каждого из анализируемых текстов Использовать полученный опыт для оценочных суждений и формулировать свою точку зрения о полученном сообщении. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную информацию. а) Обнаруживать в тексте доводы в подтверждения выдвинутых тезисов б) Вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста Стилистически корректно использовать лексику и фразеологию IV. Рефлексия «К чему призывали Б. Пастернак и М. Волошин?» Умение понять значимость решений по поставленной проблеме Умение составить план действий по реализации поставленной задачи Соблюдать лексические, грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные нормы речи. Выразительное чтение стихотворений готовится и проверяется заранее. Ход урока: Эпиграф. Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердца людей! Ф. М. Достоевский Тема не открыта 1. Звучит песня в «Генералы гражданской войны».." Сопоставьте слова песни и эпиграф. Как вы думаете, о каком периоде в истории России пойдёт сегодня речь? (Революция и гражданская война). Это и будет темой сегодняшнего урока. Объявление и запись темы. 2. Какие ассоциации возникают в вашем сознании , когда вы слышите слова революция, гражданская война? 3. Презентация и краткий комментарий учеников о творческом пути М. Волошина и Б. Пастернака. 4. Выразительное чтение стихотворения М. Волошина «Гражданская война » (1 группа) 5. Выразительное чтение Б. Пастернака "Доктор Живаго" (части 11, 12) (2 группа) Учитель . Герой романа "Доктор Живаго" помимо своей воли оказывается в горниле гражданской войны. Во время боя он молится за тех и за других, он никому: ни белым, ни красным - не хочет причинять боли, но боль причиняет История: "Но жалость не позволяет ему целиться в молодых людей (они белые), которыми он любовался, которым сочувствовал. А стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием. И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. У него были тут свои приемы". 6. Вопросы : А) Что общего вы видите в произведениях М. Волошина и Б. Пастернака? Б) Чем объясняет причины гражданской войны М. Волошин? В) Кто пострадал от гражданской войны? Г) Какой выход из этой трагедии предлагают авторы? 6. Выразительное чтение стихотворений М. Волошина «Красногвардеец» и «Матрос»(3 группа) 7. Выразительное чтение Б. Пастернака "Доктор Живаго" (часть 11, гл. 8) Учитель. В произведении Бориса Пастернака мы встречаемся с членами партизанского отряда («лесного воинства»),который воюет на стороне красных. «Это была мразь, подонки партизанщины, примазавшиеся к ней мальчишка Санька Пафнуткин, Гошка Рябых, Коська Нехваленых и тянувшийся за ними Терентий Галузин, коноводы всех пакостей и безобразий. Был с ними Захар Гэраздых, тип еще более темный, причастный к делу о варке самогона, но временно не привлеченный к ответу, как выдавший главных виновников. Юрия Андреевича удивило присутствие... Сивоблюя, состоявшего в личной охране начальника. По преемственности, шедшей от Разина и Пугачева, (его) звали атамановым ухом.» Они предали своего "начальника", но заговор не состоялся. . Автор описывает поведение этих людей перед казнью: они вели себя отвратительно - ползали на коленях, просили прощенья, унижались. Вопросы: 1) Какие качества красноармейцев, красных партизан выделяют авторы? 2) Что объединяет эти образы? 3) Как относятся М. Волошин и Б. Пастернак к этим людям? 4) Как вы относитесь к ним? 8. Выразительное чтение стихотворений М. Волошина «Большевик» и «Террор» 9. Аудиозапись . Б. Пастернак "Доктор Живаго" (часть 12, гл. 1) 10. Вопросы для обсуждения: 1.С какими эпохами и временами проводит параллель Б. Пастернак в этом отрывке? 2) Прав ли Вдовиченко в том, что "история все разберет"? "Разобралась ли" история в гражданской войне? 3) Какие чувства вы испытываете при чтении строк его стихотворений, описывающих большевиков? 4) Что общего в позициях Б. Пастернака и М. Волошина? 11. Выразительное чтение стихотворений М. Волошина "Мир" 12. Б. Пастернак "Доктор Живаго" (часть 13, гл. 2) Учитель .Б. Пастернак рассуждает: «Это время оправдало старинное изречение: человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Появились единичные случаи людоедства. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные. Человеку снились доисторические сны пещерного века.» 13.Вопросы: 1.В наши дни в полной мере действуют человеческие законы цивилизации? 2.Почему?Что нужно делать, по вашему мнению, чтобы "человеческие законы цивилизации" восторжествовали? 3.О чем мечтает Б. Пастернак?.Почему "человеку снились доисторические сны пещерного века"? Что этим хочет сказать Б. Пастернак? 4.Почему, по мнению М. Волошина, с Россией кончено? 7.К кому поэт обращается за помощью в своем стихотворении? Почему? 8.К чему призывает М. Волошин? Учитель . Доктору Живаго в стаде было тесно. Он стал для государства преступником. Пастернаку тоже было тесно в стаде. Его заставили отказаться от Нобелевской премии, его творчество хотели забыть. Гражданская война - страдание. Русский народ npинял на себя непомерное зло, выстоял, вынес. Не озверел, не разучился любить жизнь. Твой Бог в тебе, И не ищи другого Ни в небесах, ни на земле: Проверь Весь внешний мир: Везде закон, причинность, Но нет любви: Ее источник — Ты! 14 Вопросы: 1. Как вы понимаете эти слова М. Волошина? 2. Что прославляет Б. Пастернак? Почему? 3. Человеческая история хочет раздавить человека Почему? Смогла ли она раздавить всех? 15. Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской «Степь , прошитая пулями» 16. Рефлексия : Ответьте письменно «К чему призывали Б. Пастернак и М. Волошин?» Школа — это важный этап в жизни каждого человека. Сейчас, будучи уже студентом, я часто вспоминаю школьные годы. И чаще всего приятные воспоминания связаны с уроками русского языка и литературы. Малеева Елена Алексеевна открыла нам, ученикам Саха-корейской школы, огромный и чудесный мир русской литературы. Уроки Елены Алексеевны запомнились мне своей творческой составляющей. Мы не просто читали произведения — мы разбирали их и находили скрытые смыслы, которые при поверхностном прочтении невозможно отыскать. Лично для меня уроки литературы всегда были возможностью окунуться в творческую среду. Возможность выступить с любимым стихотворением или отрывком произведения в классе развивала мои ораторские способности и вызывала настоящий восторг души. То, что мы раскрывали свои таланты на уроках Елены Алексеевны и находили объективную оценку — всё это подготовило нас к дальнейшей жизни и учебе. Разбор произведений, анализ текста, устные выступления и подготовка к конкурсам городского и республиканского уровня — всё это развило в нас, учениках, способность к критическому анализу материала, а также к выступлению на публике. Я искренне благодарен Малеевой Елене Алексеевне за всё то, что она сделала для нас, учеников Саха-корейской школы. Мы всегда с благодарностью вспоминаем ее уроки и желаем ей дальнейших успехов, здоровья и всего наилучшего. Моисеев Антон выпуск 2015, студент Высшей школы экономики , г.Москва. Учителя – одни из самых влиятельных людей, и не только в школе. Они идут с нами по жизни. Незримо сопровождают , поддерживая или предостерегая нас. В школе мы очень хотели быть точь- в - точь, как Елена Алексеевна, точно так же выглядеть, так же говорить, быть учителями. Я никогда не забуду наших жарких споров на уроках литературы, наших спонтанных декламаций любимых стихов. Дорогая Елена Алексеевна ! Вы«слепили» из меня не только Человека, но и грамотного специалиста. Я благода-рю Вас, Елена Алексеевна, за то , что могу с уверенностью сказать :«МНЕ КРУП-НО ПОВЕЗЛО не только с учительницей, но и с хорошим человеком». С искренней любовью к Вам. Елена Николаенкова. (Кузютина) Выпуск 1986 года. Зам директора цирка. г. Брянск Елена Алексеевна! Вы учитель от Бога!!! Вы настолько преданны своему делу, что отдаете этому себя полностью, искренне, от всей души. Именно такие люди, как вы ,меняют мир к лучшему. Я вам честно признаюсь :вы мой самый любимый учитель, вы прекрасный человек, вы все освещаете вокруг себя! Кан Сунза Выпуск 2009 года топ – менеджер г. Москва. Если у меня спросят: «Знаешь ли ты такого человека, который награжден талантом и предан своему делу настолько, что готов посвящать ему каждую минуту своей жизни?» - я назову имя моей школьной учительницы Малеевой Елены Алексеевны. Она не только дала мне бесценные знания в области русского языка и литературы, но и внесла свой вклад в мое блестящее будущее. И, может быть, именно благодаря ее потраченному времени на занятия со мной, я сейчас учусь в одном из лучших учебных заведений страны. Спасибо Вам, Елена Алексеевна, за то, что вы мне подарили частичку своего доброго, светлого сердца, которая освещает мне путь в мрачные моменты жизни. Николаева Евдокия Выпуск 2015 года, студентка Академии МЧС России Малеева Елена Алексеевна – одна из самых лучших преподавателей Саха – корейской школы. Ее уникальные методики преподавания русского языка и литературы способствовали гармоничному развитию нашего класса. Елена Алексеевна не только доступно и понятно объясняла нам материал, заставляла думать и рассуждать на уроках литературы, но и находила к каждому из нас индивидуальный психологический подход. А самый главный показатель профессионализма Елены Алексеевны – это то, как наш класс сдал экзамены. Никита Ершов Выпуск 2015 года, студент Уральской Юридической Академии. Дорогая Елена Алексеевна! Спасибо Вам, что научили нас любить людей и людей любить нас. Мы Вас помним и любим. Ваш 11 «А» выпуск 2001 года 26 школы, 32 человека. Малеева Елена Алексеевна - настоящий учитель. Каждый ее урок готовится с особой тщательностью, чтобы вызвать интерес у каждого ребёнка. Она делает всё , чтобы её урок понравился, запомнился и открыл многое новое . Спасибо Вам ,Елена Алексеевна, за то, что на главном сочинении в том далеком 2002 году наш класс был на недосягаемой высоте. Никто не забыл этот экзамен! Малеева Людмила ученица и по совместительству дочь. Выпуск 2002 года, 26 школа, ведущий кадастровый инженер «Якутгазпроект» Публикации 1. Коммуникативно-деятельный подход на уроках литературы. Материалы IV Всероссийской научно-практической междисциплинарной интернет–конференции « Язык и межкультурная коммуникация в условиях современных реалий», 23-29 апреля 2012. гhttp://s vfu.ru/university/institutions/faculties/philology/conference/. 2. «В моей душе на много лет» - МО Российской Федерации СВФУ Биоблиографический указатель «Очарованная муза». Я, 2012-стр 53-54 3. Урок по рассказу Л.Е.Улицкой «Счастливые» МО Российской Федерации СВФУ «Часы нравственного прозрения». Я,2013-стр165-169 4. Технология ИСУД на уроках литературы. Материалы 1 международной научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном образовании» Чебоксары:Образовательный центр «INSEPTUM»? 2013 – стр.54-57 5. «Ролевая игра – одно из эффективных средств развития интереса к чтению.» СВФУ Сборник материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием , стр 139 6. «Коммуникативно-деятельный подход на уроках литературы» Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Филология от Ломоносова до наших дней». -стр 208