Методические портреты

Капустина Галина Петровна

Учитель русского языка и литературы Покровской гимназии, кандидат педагогических наук, Отличник образования Республики Саха (Якутия), Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Российской Федерации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ КРЕДО

«В начале жизни школу помню я…»



        Родилась в 1955 году. Работала учителем русского языка и литературы в школе № 14 г. Якутск, в средней школе №2 г. Покровск, с 1996 г. – в Покровской гимназии.
Обладатель номинации «Учитель изящной словесности»,
лауреат премии писателей Семена  и Софрона Даниловых,
обладатель медали Российской Академии словесности «Ревнителю просвещения»
и гранта Президента РФ «Лучший учитель».

Педагогический стаж: 35 лет.
Три главные педагогические ценности:
•          гуманизм: любовь к ребенку, уважение его человеческого достоинства;
•          профессионализм: компетентностный подход в обучении и воспитании;
•         трудолюбие и творчество: умение трудиться и подходить к своему труду творчески.
Мое педагогическое кредо: Искусство обучения есть искусство образовывать Человека. Искусство образовывать Человека есть воспитание разума и сердца.
Коллеги об учителе: …Её учительский путь – показатель удивительно стремительного роста и творческого развития учителя-профессионала высокой педагогической культуры, всегда добивающегося в своей многогранной деятельности наилучших результатов в обучении и воспитании детей.  
                                              Кардашевская А. Е., учитель литературы, МХК и риторики
Мой любимый афоризм: Знание без нравственной основы – ничего не значит. Л. Н. Толстой.
Увлечения: декоративный дизайн приусаде

            Ушедшее время необратимо, но оно имеет удивительное свойство – приходить в настоящее в виде воспоминаний, оставшихся в памяти. Воспоминания о школе, школьных друзьях, учителях есть у каждого.  У меня они, как и у многих,  самые светлые, самые добрые и благодарные. Никогда не  забудутся мои школьные учителя русского языка и литературы  из шахтерского поселка Сангар, у которых посчастливилось мне учиться. Приехавшие из центральной России на далекий север по распределению, они были носителями языка, отлично владеющими его средствами, методами преподавания. Милая, добросердечная, по-домашнему уютная, но в то же время безупречно  строгая Екатерина Львовна Шаройко.  Яркая, стильная, всегда великолепно одетая, настоящий ценитель и знаток русской поэзии Галина Александровна Оксамитная. Зеленоглазая, артистичная, умеющая преподнести тему урока всегда свежо и интересно Александра Михайловна Бурдонова…  Все они, мои незабвенные учителя, повлияли на мой выбор профессии – профессии учителя-филолога. Низкий поклон вам, мои дорогие школьные учителя!
Учитель – ответственная, мудрая и  почетная профессия на земле. Знания, умения, навыки – безусловно, эти понятия входят в составляющее профессии учителя, но они без обращения к душе ученика ничего не значат. Профессия учителя-словесника имеет свою специфику – через слово, рождающее художественный образ, восходить к особой сфере человека - к его душе. Учитель тогда учитель в полном смысле этого слова, если он дает не сумму знаний, а помогает самореализации, самоопределению, самосовершенствованию ученика.  
Каким же должно быть преподавание русского языка и литературы в наше время?  Оно требует  постоянно обновляющихся подходов, ведь время не стоит на месте,  вместе с ним меняется и человек, а значит,  меняется и выстраивание им личностного образа мира.
Исходя из того, что язык и литература есть погружение в культуру, духовное сознание, то уроки учителю следует строить не по тематическому, а  по концептуальному принципу.
На уроках русского языка  - изучая грамматические категории, упор делать на функционирование их в речи, чтобы ученики увидели возможности языка, его богатство, гибкость и выразительность. Так, изучать глагол по принципу  «Царь предложения», и уроки по глаголу строить в соответствии. Необходим подбор текстов для упражнений, они должны не только нести информацию познавательного характера, а воздействовать  на ум и душу ученика.
На уроках литературы важно раскрыть ведущие идеи, ключевые проблемы, волновавшие писателя, чтобы через личностную концепцию писателя, погружение в его философский мир  выстроить свое видение, найти ответы на волнующие вопросы. Уроки литературы учат через чужую культуру, вступая в диалог с писателем, «открывать перед нами новые смысловые глубины» (Бахтин). Такой философский подход к содержанию литературы в школе требует от учителя нового взгляда на свой предмет, методы, применяемые на уроках литературы.  Обращение учителя, а затем и ученика к работам Н. Бердяева, В. Соловьева, М. Цветаевой, Б. Пастернака,  И. Бродского, А. Лосева, Ю. Лотмана и др.  позволит осмыслению разных взглядов на философию творчества,  раскроет особенность художественного мира писателя, способствует выработке своей позиции к этому миру.
Современный учитель – человек постоянно ищущий, развивающийся, идущий в ногу со временем, смотрящий далеко вперед.  Рост его как профессионала зависит от готовности самому являться учеником. Учитель учится всю жизнь.  
Слова благодарности и любви хочу сказать тем людям, которые встретились на
жизненном пути уже после окончания школы и повлияли на мое становление и развитие как учителя. Это Тамара Парфеньевна Самсонова, Евдокия Павловна Никифорова, Мира Яковлевна Мишлимович, Наталья Владимировна Маслова. Имена известные.  Это коллеги – Людмила Ильинична Ефимова, Антонина Егоровна Кардашевская.  Благодаря всем им, я занялась научно-исследовательской деятельностью, защитила кандидатскую диссертацию, получила толчок к дальнейшему развитию, увидела новые горизонты, за которыми, уверена, обязательно будут другие. Их открывать – с учениками.

Из уроков литературы
Урок литературы в 10 классе

Тема:    «Ковчег». Тема жизни и назначения человека в стихотворениях Сергея  Маковского и   Зинаиды  Гиппиус.
                Сравнительный анализ двух стихотворений.
Оборудование: на столе гусиное перо в чернильнице, книга «Ковчег» - сборник стихов     поэтов русского зарубежья (составитель - Вадим Крейд, М., 1991)

На доске: эпиграф урока «Слово: мысль, чувство, образ»; значение слова «ковчег»:

Ковчег¹ - в библейской мифологии судно, на котором Ной спас людей и животных от всемирного потопа
Ковчег² - ларец для хранения ценных предметов в церкви
Ковчег³  (в переносном смысле) – разнородная группа людей, оказавшаяся соединенными в     тесном соседстве

Цель: учить видеть тему, основную мысль лирического произведения, понимать роль   композиции, изобразительных средств в раскрытии поэтического образа, развивать умение видеть лексическую наполненность слова, чувствовать слово

Ход урока

1.    Вступительное слово. Учитель обращает внимание на тему и значение слова «ковчег»
-     Вообразим и мы свой ковчег-ларец, вобравший в себя прекрасные стихи известных и неизвестных, может быть, вам поэтов, к поэзии которых мы сегодня с вами прикоснемся. Попробуем понять, осмыслить тему их стихотворений, разобраться, каким образом раскрывается она. Будем внимательны к слову, ведь слово – это «мысль, чувство, образ» (обращение к эпиграфу урока). Обратим внимание и на переносное значение слова. Согласитесь, что мы и сами представляем собой сейчас ковчег – группу людей, оказавшихся в тесном кругу на уроке литературы.
Я представляю вам два имени: Сергей Маковский и Зинаида Гиппиус. Это поэты серебряного века. Еще в прошлом году мы коснулись поэзии серебряного века, когда завершали наш разговор о Пушкине и говорили о продолжении пушкинских традиций в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
2.    Итак, Сергей Маковский. Годы жизни – 1887-1962. Сын известного художника Константина Маковского, поэт, историк искусства, оставивший после себя 9 поэтических сборников, поэт первой русской эмиграции. Перед вами его стихотворение «Крест».
  Читает подготовленный ученик:
                      Крест
Свой крест у каждого. Приговорён,
     взвалив на плечи ношу, каждый
нести её, под тяжестью согбён,
     и голодом томясь и жаждой.

За что? Но разве смертному дано
проникнуть тайну Божьей кары?
Ни совесть не ответит, всё равно,
      ни разум твой, обманщик старый.

Но если не возмездье… Если Бог
      страданья дарствует как милость,
чтоб на земле, скорбя, ты плакать мог
      и сердцу неземное снилось?
Тогда… Ещё покорнее тогда,
       благослови закон небесный,
иди, не ведая – зачем, куда,
       согнув хребет под ношей крестной.

Нет помощи. Нет роздыха в пути,
       торопит, хлещет плетью время.
Иди. Ты должен, должен донести
       до гроба горестное бремя.

   - О чем это стихотворение? Какова его тема?
Тема креста – тема жизни, судьбы, доли, которую должен пронести на этой земле каждый человек. Это испытания, страдания, радость и печаль, горе и счастье.
    -  Где в стихотворении уже начинает обозначаться тема?
В первом же предложении. Обратите внимание: «Свой крест у каждого». В предложении пропущен глагол, это неполное предложение, но этот глагол легко восстанавливается (есть, бывает), но, чтобы обозначить тему, предмет своего осмысления, автор опускает глагол. С первого же предложения выпукло, четко обозначается тема и появляется образ креста, вокруг которого и пойдет движение мысли поэта.
Но сразу же в первом четверостишии появляется глагол «нести» и следующих друг за другом глагольных форм: «взвалив», «томясь», «приговорен», «согбен». Зачем нужно такое обилие глагольных форм?
Действительно, усиливается впечатление от тяжести ноши: нести, но с усилием, не легко. Мы ощущаем непомерный груз, страшную тяжесть.
      - Что подразумевается под «голодом и жаждой»? (Ученики отвечают, что это ме   тафоры. Автор имеет в виду голод духовный, жажду познания мира, сути жизни)
Второе четверостишие начинается с риторического вопроса: «За что?» И следом сразу же идет второй вопрос: «Но разве смертному дано проникнуть тайну Божьей кары?» Зачем ставятся эти вопросы? (Ученики приходят к выводу, что поэт хочет найти ответ на мучительный вопрос о смысле жизни, и читатель тоже начинает задумываться над поставленными вопросами, следить за ходом мысли лирического героя)
-  Какой же ответ был найден вначале? ( Ученики находят его - «возмездие», затем, наблюдая, говорят, что этот ответ тут же отвергается автором: «но если не возмездье…». Автор находит другой ответ, который звучит в виде вопроса: «Если Бог страданье дарствует как милость, чтоб на земле, скорбя, ты плакать мог и сердцу неземное снилось?»)
-  Значит, страдание – это милость Бога? Почему здесь появляется мотив плача, слез? Это слезы от бессилия? Слезы от безысходности? Или другое? (Ученики отвечают, что слезы – это очищение, познание, понимание своего назначения, приближения к истине – неземному. Под «неземным» здесь подразумевается высота, духовный подъем, к которой долен стремится человек).
-  Какая мысль объединяет последние два четверостишия? О чем они? (Ответ учеников: Это мысль о смирении с ношей, о том, что с этой ношей должен пройти через всю свою жизнь человек).
-  Сравните интонации 1 –3 строф с 4-5 строфами. Что изменилось? (Ответы учеников: Если в первых трех строфах интонация размышляющая, философская, грустная, то в четвертой и пятой строфах появляется уверенная интонация, голос автора зовет, убеждает в том, что так и должно быть – каждый человек должен донести свой крест до конца).
-  Как же удалось это автору? При помощи каких приемов и средств? ( Ученики находят повторы: «ты должен, должен донести», обращают внимание на видовые пары глаголов «нести - донести», употребление глагола несовершенного вида в начале стихотворения «нести» и глагола совершенного вида «донести» в конце стихотворения, подчеркивающего обреченность человека на страдания и трудный путь, завершить который каждый обязан достойно; говорят, что путь страданий должен быть совершен, пройден до конца).
-    А теперь обратим внимание на синтаксический строй предложений в последнем четверостишии. Почему использованы односоставные и именно безличные предложения?
Нет помощи.
Нет роздыха в пути
    (Ученики приходят к выводу, что эти предложения усиливают впечатление от трудности пути и что на этом пути никого рядом не будет. Это крест каждого человека. Каждый должен пройти, прожить отведенный ему отрезок времени по-своему, по своей совести, но с честью).
-  Найдите ещё пример, где синтаксический строй  предложения помогает понять авторскую позицию (Ученики находят определенно-личное предложение «Иди», которое является обращением к человеку, конкретным, твердым призывом к человеку – нести горестное бремя, свой крест до конца. Это убеждение автора)
-  Ещё я хотела бы обратить ваше внимание на звуковой строй стихотворения, на повтор гласной  в последнем четверостишии. (Учитель читает пятое четверостишие, и ученики находят повторение гласной «о». Учитель рисует на доске букву «о» ).  
-  Почему именно «о»? Свяжите с мыслями автора в этом четверостишии. (Ученики говорят, что буква «о» похожа на круг. Круг – это жизненный путь, он замыкается, то есть должен быть пройден от начала до конца. Ученики записывают в словаре литературоведческих терминов: Ассонанс – повтор гласных, несущий в себе стилистические функции. Повтор гласных выделяет слова в речевом потоке, привлекает к ним внимание, что помогает осмыслению темы, образа)

3.    Следующее имя в нашем «ковчеге» - Зинаида Гиппиус. Годы жизни – 1869-1945. Оригинальность личности и необычайный склад её ума отмечали многие поэты. Прочитаем её стихотворение «Жить»
Читает подготовленный ученик:
                   Жить
Как будто есть – как будто нет…
Умру наверно, а воскресну ли?
То будто тень – то будто свет…
Чего искать и ждать – известно ли?

Вот и живем и будем жить,
Сомненьем жалким вечно жалимы.
А может быть, а может быть,
Так жить и надо, чтоб не знали мы?
-  Есть ли точки соприкосновения между «крестом» Маковского и «Жить» Гиппиус? В чем они? ( Ученики говорят, что поэты пишут на одну и ту же тему – тему жизни, её значимости для человека)
-  Если у Маковского лейтмотивом стихотворения является «страдание как Божья милость», то какой мотив преобладает у Гиппиус? (Ученики отвечают: мотив неизвестности и сомнений. Хотя в стихотворении Гиппиус ясно не обозначен образ креста, но он подразумевается, так как речь идет о назначении человека на земле).
-  Какими изобразительными средствами удалось Гиппиус показать вечное сомнение, живущее в человеке? (Ученики находят: употребление антитезы «есть – нет», «тень – свет», контекстуальных антонимов «искать – ждать»)
- Обратите внимание на частицу «ли», выражающее сомнение. Какие ещё слова использованы, чтобы передать это вечное сомнение о смысле жизни, терзающее лирического героя? (Ученики находят повтор вводных конструкций «может быть, может быть», подчеркивающих меньшую степень уверенности).
- Посмотрим на временное пространство в обоих стихотворениях. Жизнь от начала до конца. Время настоящее и будущее. Как в этом контексте тема креста осмысляется у Маковского, а как у Гиппиус? (Ученики вместе с учителем рисуют на доске схему и приходят к выводу, что у Маковского крест есть и в настоящем, и в будущем времени, а у Гиппиус – только в настоящем времени, и хотя речь идет о будущем, но будущее человека, его судьбоносный крест  не обозначается. Это подчеркивает и последнее предложение: «Так жить и надо, чтоб не знали мы?»)
Схема на доске:

Настоящее      ┼                               Будущее    ┼                  у Маковского


Настоящее       ┼                              Будущее     ?                  у Гиппиус

- Теперь попробуем найти ключевые слова в стихотворениях Маковского и Гиппиус, определяющие авторскую позицию в раскрытии темы. (Ученики находят у Маковского – донести крест, у Гиппиус – сомненье,  жить так и надо?)

4. Обобщение и домашнее задание.
-  Конечно, тема назначения человека на земле – вечная, и каждый поэт решает её по-своему.  Мы попытались рассмотреть, как эта тема решается у двух поэтов серебряного века.  В качестве домашнего задания вам дается анализ стихотворения другого поэта серебряного века Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти до сути». Попытайтесь определить, как решается тема назначения человека-поэта у Пастернака, сравнивая со стихотворениями Маковского и Гиппиус. Найдите точки соприкосновения и различие в мотивах, интонациях, композиции стихотворений. Найдите ключевые слова в стихотворении Пастернака.
5.  Чтение стихотворений ребят из класса, пробующих свое перо (Стихотворения Егорова Александра и Алексеевой Светланы).  Задание двум ученикам - сделать анализ этих стихотворений, их интерпретацию. Пока они готовятся, остальные ученики читают стихотворения поэтов, которые они положили бы в «ковчег», и делятся своими впечатлениями, делают их краткий анализ. Это домашнее задание – подготовить выразительное чтение любимого стихотворения и отзыв о нем -  было дано на предыдущем уроке.
6. Прослушивание анализов стихотворений ребят, пробующих свое перо. Пожелание успехов им в творчестве. Учитель благодарит их за смелость представить на суд свои первые шаги в поэзии, отмечает удачные моменты, выражает уверенность о том, что это не последняя встреча со стихами юных поэтов.

Урок литературы в 5 классе
Тема: В чертогах Снежной королевы (по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»)
Цель урока: привести к пониманию, что доброе и злое всегда идут рядом, и только любовь может растопить «лед в сердце» и победить дурные стороны, присущие каждому человеку.
Оборудование и наглядность: на доске эпиграф к уроку « Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа»; музыка для релаксации,  для презентации темы («холодная» во время пребывания в чертогах Снежной королевы и «теплая» во время дуновения весеннего ветра); образон учителя «Снежинка»; засохшие лепестки роз; трафареты «Роза» ; отрывки их текста сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»; мороженое.
Ход урока
I.    Вводная часть.
На уроке внеклассного чтения  вы читали сказку Андерсена «Снежная королева», и сегодня мы попробуем понять, что же случилось с Каем, когда его поцеловала Снежная королева, и почему растопилось его ледяное сердце, когда слезы Герды упали ему на грудь. Что хотел нам сказать этой волшебной историей удивительный сказочник Ганс Христиан Андерсен?
Для начала вспомним, какие цветы росли в деревянных ящиках родителей Кая и Герды? Как дети относились к ним? Да, они любили розы и часто пели слова из псалома: « Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа». Истинный смысл этих слов они поняли только в конце истории, надеюсь, и мы поймем и объясним их для себя.
Да, дети жили дружно и любили друг друга, как брат и сестра. Они любили розы, но после того как в сердце и глаз Кая попали осколки дьявольского зеркала, Кай изменил свое отношение к розам. Какими они стали казаться ему?
Действительно, красивое стало казаться ему безобразным, а прекрасные лепестки роз такими, как эти давно увядшие лепестки… (показать засохшие лепестки роз). Какие дурные стороны проявились в Кае, мы осознаем, побывав в чертогах Снежной королевы. А для этого попрошу вас приготовиться к путешествию, занять удобное положение, расслабиться…
II.    Психофизиологическая подготовка.
Представьте, как мышцы вашего лица становятся мягкими, расслабленными… Расслабьте шею, руки, тело, ноги… Представьте себя в любимом уголке природы… Рассмотрите, что вас окружает.. предметы, краски, вслушайтесь в звуки… Вы чувствуете себя легко, свободно, спокойно и уверенно… Вас овевает свежий ветерок, он окутывает вас, и вам хорошо и уютно… Вы готовы отправиться в сказку… в чертоги Снежной королевы…
III.    Презентация новой темы.
Представьте место, где все сверкает снежной белизной, валит густой снег… Это вы подходите к  чертогам Снежной королевы… Разглядите стены чертогов.  Их намела метель, а окна и двери проделали буйные ветры… Как холодно и пустынно в этих ярких сверкающих чертогах… Вы подходите к центральной двери и видите на ней изображение  большой, сверкающей снежинки. Она состоит из правильных лучей, их 5, вы рассматриваете их и замечаете, что на каждом их них вспыхивают разноцветными огоньками какие-то слова… Вы начинаете читать их… Вот на одном из лучей мерцает слово «РАВНОДУШИЕ», на втором сверкает слово «ЭГОИЗМ», на третьем луче вспыхивает слово «ГРУБОСТЬ», на четвертом загорается «НЕНАВИСТЬ», на пятом поблескивает слово  «ЗЛОБА», и на последнем шестом луче высвечивается слово «ЖЕСТОКОСТЬ». Ах, вот какие осколки вонзились в сердце Кая и сделали его ледяным, а взгляд холодным… Бедный Кай! Где же он? Вы открываете дверь и видите большую пустынную снежную залу- замерзшее озеро…   Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и правильных на диво… Посреди озера трон, а у его подножия сидит Кай, он совсем посинел от холода, но не замечает этого… В его сердце живут равнодушие, эгоизм,  злоба, ненависть, зависть… Бедный, бедный Кай… Пожалейте его всем сердцем… Словно чувствуя вашу любовь,  сочувствие и ваше страстное желание помочь Каю, на помощь прилетает теплый весенний ветер, он несет запахи роз и символизирует  любовь Герды… ощутите его теплые прикосновения, ветер кружит по залу … Посмотрите: происходит чудо - исчезает снежная зала, а вокруг расцветают прекрасные кусты роз… Разглядите их, как они прекрасны: «Розы цветут. Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа».  И мы видим уже совсем другого Кая…  Да, чистый в помыслах, здоровый в душе, свободный от дурных пороков, таких, как РАВНОДУШИЕ, ЭГОИЗМ, ГРУБОСТЬ, НЕНАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЖЕСТОКОСТЬ, Кай снова становится прежним, добрым и милым мальчиком…  Пожелаем ему добра! Вы покидаете чертоги Снежной королевы… Все тает на ваших глазах, и вы видите, как лучи большой Снежинки, которая украшала дверь в чертоги Снежной королевы, превращаются в веселые ручейки, которые питают великолепные кусты роз… а они расцветают прямо на ваших глазах… Улыбнитесь им… Поблагодарим сказочника Андерсена за удивительную историю, которая помогла нам понять, что дурные стороны могут проявиться в каждом человеке, и только любовь, сострадание, отзывчивость, терпение могут помочь преодолеть их…  А теперь нам пора возвращаться в класс…
IV.    Беседа с учащимися.
Попробуйте мороженое… Оно как будто взято на память из чертогов Снежной королевы.. оно немного подтаяло… ведь его обдувал теплый ветер… Поделитесь своими впечатлениями. Что видели, ощущали, чувствовали? Нарисуйте образ Снежинки… Какими словами вы наполните ее лучи? Может, лучей у Снежинки будет больше, и вы сможете дать им свои названия… Ведь дурные качества не заканчиваются только теми пяти понятиями,  которые были на нашей Снежинке…
V.    Работа с образонами учеников.
Раскройте ваши рисунки. Какие названия имеют лучи?
VI.    Работа с образоном учителя.
Вот как выглядит мой образ Снежинки… Смотрите, между лучами можно заметить еще маленькие лучики… Их тоже можно наполнить словами… Например, таким словом, как ЛЕНЬ… Ведь это тоже дурной порок, мешающий человеку жить активно и радостно…
VII.    Закрепление и контроль.
В какие моменты эти дурные качества проявились в Кае? Вспомните эпизоды из сказки. Докажите примерами. (Работа с отрывками из текста сказки: выразительное чтение, анализ, работа над ключевыми словами).
1.    Отрывок из рассказа второго «Мальчик и девочка»:
- О чем же ты плачешь? –спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас безобразная! Мне совсем не больно! Фу! – закричал он вруг. – Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!
И он, толкнув ящик ногою, вырвал две розы.
-Кай, что делаешь? – закричала девочка, а он, увидя ее испуг, вырвал еще одну и убежал от миленькой  маленькой Герды в свое окно.
Приносила ли после того ему девочка книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для грудных ребят; рассказывала ли что-нибудь старушка бабушка, он придирался к словам. Да если бы только это! А то он дошел до того, что стал передразнивать ее походку, надевать ее очки и подражать ее голосу. Скоро мальчик научился передразнивать и всех соседей – он отлично умел выставить напоказ все их странности и недостатки…
Вопросы по первому отрывку:
- Что перестал замечать и любить Кай? Какие же качества (посмотрите на лучи Снежинки) проявились? (Кай перестал быть добрым и приветливым мальчиком, потому что он стал злобным, злым, невоспитанным, распущенным в своем поведении. Эти качества поселились в его характере)
2.    Отрывок из рассказа второго «Мальчик и девочка»:
Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, теперь она казалась ему совершенством. Он совсем не боялся ее… Кай всю долгую-долгую зимнюю ночь спал у ног Снежной королевы.
- Чего же перестал бояться Кай? Не кого, а чего? (Кай перестал стыдиться своих дурных поступков, и они даже стали нравиться ему. Такие дурные стороны, поселившись в человеке один раз, могут полностью овладеть им, стать нормой поведения. Это очень опасно).
3.    Отрывок из рассказа седьмого «Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»:
Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду , да и само его сердце стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слова «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков» Но он никак не мог его сложить.
- Почему Андерсен не позволил своему герою Каю сложить слово «вечность»? Ведь он бы стал господином самому себе. Что подразумевается под словом «вечность»? Под словом «господин»? (Он не хотел, чтобы Кай остался таким злобным, равнодушным и эгоистичным человеком. Нельзя, чтобы в мире господствовали и жили вечно такие качества дурной стороны человека, иначе мир разрушится…)
VIII.    Самостоятельная творческая работа учащихся.
Кто помог Каю вернуться домой? Что претерпела  Герда, чтобы  найти Кая? Какие соблазны стояли на ее пути? А ведь ею двигала большая любовь к своему названому братцу, это главное чувство, преодолевающее любые препятствия… Любовь – главное чувство в жизни, собственно на ней держится мир… Любовь к матери, любовь к людям, любовь к родине… Она включает много понятий… И если образ Снежинки – это лед в душе человека, потому что в сердце могут поселиться такие качества, как на лучах Снежинки, то Снежинке можно противопоставить образ Розы. Посмотрите, эту розу, на ее стебле написано слово ЛЮБОВЬ. А какие еще слова можно написать на ее лепестках? Попробуйте найти эти слова и вписать их в лепестки Розы. Для этого вспомните ваше отношение к Каю, ведь не зря мы говорили все время «бедный, бедный Кай!», вспомните поступки Герды, Кая до встречи со Снежной королевой, и тогда вы обязательно найдете нужные слова.
IX.    Домашнее задание.
Дополнить образ Розы необходимыми словами-понятиями.  Доказать примерами из теста, когда эти качества проявлялись в сказке.





1.    Отрывок из рассказа второго «Мальчик и девочка»:
- О чем же ты плачешь? –спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас безобразная! Мне совсем не больно! Фу! – закричал он вруг. – Эту розу точит червь! А та совсем кривая! Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат!
И он, толкнув ящик ногою, вырвал две розы.
-Кай, что делаешь? – закричала девочка, а он, увидя ее испуг, вырвал еще одну и убежал от миленькой  маленькой Герды в свое окно.
Приносила ли после того ему девочка книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для грудных ребят; рассказывала ли что-нибудь старушка бабушка, он придирался к словам. Да если бы только это! А то он дошел до того, что стал передразнивать ее походку, надевать ее очки и подражать ее голосу. Скоро мальчик научился передразнивать и всех соседей – он отлично умел выставить напоказ все их странности и недостатки…

2.    Отрывок из рассказа второго «Мальчик и девочка»:
Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, теперь она казалась ему совершенством. Он совсем не боялся ее… Кай всю долгую-долгую зимнюю ночь спал у ног Снежной королевы.

3.    Отрывок из рассказа седьмого «Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»:
Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду , да и само его сердце стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слова «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков» Но он никак не мог его сложить.

Из отзывов
Для меня Галина Петровна – идеал учителя.  С 5 по 11 класс я училась у Галины Петровны, и вот мне посчастливилось проходить у нее педагогическую практику.  Столько я поняла, взяла для себя, запомнила! Подготовка к каждому уроку, а потом скрупулезный его разбор, советы и рекомендации, удивительные открытия для себя –  все это не забудется, все это очень и очень  было для меня важно и полезно.                              

Жиркова Ольга,
студентка 4 курса ФЛФ СВФУ

По русскому языку я получила 100 баллов, по этому предмету я была уверена в себе, потому что меня учила Капустина Галина Петровна; она Великий учитель.              

Припузова Надя,
выпускница. Из интервью в газете
«Юность Севера», № 51, от 26.06. 2010 г

О факультете История факультета Администрация Сотрудники Абитуриенту Абитуриент 2021 Научная деятельность Учебно-методическая работа Учебный процесс Расписание занятий Портфолио студентов ФЛФ Студенческая жизнь (ПОС ФЛФ) Фотоальбомы Видео-архив Материально-техническое обеспечение Документы статичные Отчеты Консалтинговый центр лингвистической экспертизы Центр обучения русскому языку Рубрика "Русский язык и культура речи" Рубрика "Диалоги о литературе" Рубрика "Вопросы - ответы" Проект "Бессмертный полк" Проект "Помним всех: преподаватели ФЛФ в годы войны" Проект "Ветераны ФЛФ" Проект "Выпускники ФЛФ" Проект "Методические портреты учителей" Проект "PRоблеск" Учебное издание "Филin" "Тотальный диктант" в Якутске Преподаватели ФЛФ в проекте "Наш университет_лекции" Олимпиады и конкурсы ФЛФ Объявления Положение о филологическом факультете СВФУ